ознакомительной деятельности ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ознакомительной деятельности ребенка



Для полноценного развития ребенка важное значение имеет включение его в предметно-игровую деятельность. Эффективность этого процесса во многом зависит от эмоциональности ее организации со стороны взрослого и правильного определения содержания работы на каждом этапе. Первый этап характеризуется демонстрацией взрослым красочных игрушек, действий с ними для вызывания у детей интереса и желания действовать с игрушками, для вызывания эмоциональных вокализаций. Содержанием второго этапа является обучение детей действию с игрушкой с учетом ее функционального назначения, то есть формирование предметно-отобразительной игры. Основным методом обучения является наглядный, основные методические приемы – совместные и сопряженные действия и на их основе – действия по подражанию и переход к самостоятельным действиям. На третьем этапе – формирование компонентов сюжетно-отобразительной игры. На всех этапах решаются и другие важные задачи: поддержание интереса к игрушке и к действию с ней, перенос игровых действий с одной игрушки на другую, формирование эмоционального, игрового, делового и речевого взаимодействия со взрослым и другими детьми, развитие операционально-технической стороны игры и зрительно-двигательной координации, развитие восприятия и компонентов практического мышления. Существенную помощь в осуществлении формирования игровой деятельности детей данной возрастной категории может оказать учебно-методическое пособие «Методика обучения игре детей дошкольного возраста с нарушением слуха» (Т.И. Обухова, С.Н. Феклистова. Минск, 2002).

В социальном и познавательном развитии ребенка большое значение имеет реализация трех блоков: «Я сам», «Я и другие, «Я и окружающий мир». Формирование у ребенка образа «Я» связано с узнаванием себя в зеркале и на фотографии, ориентировкой в частях своего тела и лица, их функциями через контакт с человеком и с различными предметами, с овладением культурно-гигиеническими умениями. В реализации этих задач помощь могут оказать игры: «Посмотри – угадай», «Посмотри – покажи» (узнавание ребенка себя в зеркале), «Кто там?», «Улыбнись – поклонись», «Помаши ручками», «Привет!», «До свидания!», «Где твой стульчик?», «Ищи» и др. (узнавание ребенка себя на фотографиях в разном изображении и в разных ситуация).

При формировании представлений о своей семье и о других близких людях важное значение имеет выработка эмоциональных и двигательных реакций ребенка по отношению к ним, установление позитивно-личностного контакта с близкими людьми: радоваться при встрече, протягивать руку для приветствия, брать и передавать другому тот или иной предмет, совершать совместные действия (игровые, бытовые) с другими людьми, посылать воздушный «поцелуй», узнавать на фотографиях близких людей в разных ситуациях и в разном сообществе и т. д. Всему этому могут способствовать игры: «Чья мама (папа)?», «Мы все вместе», «Пройдем вместе по дорожке», «Пускаем пузыри», «Катаемся на качелях», «Кати мяч», «Достань игрушку из мешочка» и др.

Для формирования взаимодействия ребенка с другими людьми, со сверстниками можно использовать и продуктивные виды деятельности. Взрослый с целью вызывания интереса к такой деятельности на глазах у ребенка лепит, рисует, создает аппликацию, конструкцию. Затем эти продукты деятельности целенаправленно используются: матрешке даются вылепленное печенье, куколка шагает по нарисованной дорожке и т. д. Затем в изобразительную деятельность можно включить самого ребенка (и других детей при их наличии): ребенок учится выполнять простые действия, продуктом которых являются разные угощения для кукол. 

При ознакомлении ребенка с окружающим миром главное – сформировать у него познавательный интерес к предметам, к действиям с ними с учетом их функционального назначения, к явлениям окружающей действительности, к умению ощущать воздействия живой и неживой природы. Это достигается путем создания определенных условий, проблемных ситуаций. Например, прежде чем дать ребенку игрушку, взрослый предлагает ему открыть коробку и посмотреть, что там находится или поискать ее в чудесном мешочке; во время принятия пищи взрослый обращает внимание ребенка на то, что кушаем мы при помощи ложки, пьем из чашки, шапку надеваем на голову и т. д. Для уточнения представлений ребенка об окружающем мире целесообразно использовать игры: «Солнышко и дождь», «Ветер дует – не дует», «Листопад», «Курица и цыплята», «Птички летают», «Лошадка», «Кто в гости прилетел?» и др.

Вопросы и задания

1. Охарактеризовать систему работы с ребенком по формированию игровых действий с игрушкой.

2. Разработать несколько вариантов предметно-отобразительных и сюжетно- отобразительных игр.

3. В чем заключается содержание и методика работы по формированию ознакомительной деятельности ребенка?

4. Раскрыть специфику содержания и методику работы по формированию у ребенка представлений о себе и об окружающих его людях.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем / Е.Р. Баенская, И.А. Выродова, Ю.А. Розенкова. – М., 2008. С. 125.

2. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет / А.С. Галанов. М., 2000. С. 61.

3. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: кн. для педагогов / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М., 2002. – С. 126.

4. Миронова Э.В., Пелымская Н.Д., Шматко Н.Д. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст) / Э.В. Миронова, Н.Д. Пелымская, Н.Д. Шматко. М., 2000. С. 39.

5. Нэнси М. Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / М.Нэнси Джонсон-Мартин, Г. Кеннет Дженс и др. – Санкт-Петербургский ин-т раннего вмешательства, 2005. С. 231.

6. Обухова Т.И., Феклистова С.Н. Методика обучения игре детей дошкольного возраста с нарушениями слуха: учеб.-метод. пособие / Т.И. Обухова, С.Н. Феклистова. Минск, 2002. – С. 69.

7. Обухова Т.И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие / Т.И. Обухова. Минск, 2007. С. 52.

8. Обухова Т.И. Ознакомление с окружающим миром детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие / Т.И. Обухова.  Минск, 2008. – С. 46.

9.Обухова Т.И. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха: прогр. для специальных дошкольных учреждений / Т.И. Обухова. Минск, 2006. С. 289.

10. Ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии детей / авт.-сост. Т.А. Григорьева, Т.И. Обухова и др. Минск, 2000. С. 67.

11. Самощенко И.В. Глухой ребенок. Воспитание и обучение. Опыт матери и педагога / И.В. Самощенко. М., 2003. С. 171.

12. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребенлева, Г.А. Мишина. М., 2008. С. 143.

13. Шматко Н.Д. Если малыш не слышит: кн. для воспитателей и родителей / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. М., 1995. С. 123.

 

СОДЕРЖАНИЕ

От автора …………………………………………………………………….3

Раздел 1. Содержание и методика изучения психофизического развития

            ребенка младенческого возраста..................................................5

            1. Нормативные показатели развития ребенка ………………….5

            2. Методика педагогического изучения психофизического

               развития ребенка с нарушением слуха и его оценка …………7

            2.1. Педагогическая проверка слуха………...................................7

            2.2. Методика обследования психофизического развития

                  ребенка ……………………………………………………….10

Раздел 2. Содержание и методика целенаправленного психолого-

             педагогического воздействия на ребенка младенческого

             возраста…………………………………………………………. 19

             1. Содержание и методика физического развития……………..20

             2. Содержание и методика развития зрительного восприятия

                и эмоциональной сферы………………………………………29

             3. Содержание и методика формирования общения…..............34

             4. Содержание и методика работы по развитию слухового

                восприятия…………………………………………………….36

Раздел 3. Содержание и методика изучения психофизического………40

              развития ребенка раннего возраста с нарушением слуха……40

             1. Количественная и качественная оценка состояния

                психофизического развития ребенка………………………..40 

             2. Методика педагогического обследования слуха ребенка

               второго года обучения………………………………………..42

            3. Методика психолого-педагогического обследования

               психофизического развития ребенка второго года жизни…43

            4. Методика психолого-педагогического обследования

                 психофизического развития ребенка третьего года жизни...46

Раздел 4. Содержание и методика целенаправленного психолого-

           педагогического воздействия на ребенка второго года……..50

           1. Содержание и методика физического развития …………...50

           2. Содержание и методика развития восприятия и

              практического мышления……………………………………53

           3. Содержание и методика работы по формированию речи

              и развитию слухового восприятия…………………………..56

           4. Особенности формирования предметно-игровой и

              ознакомительной деятельности………………………………61

Литература ………………………………………………………………….64

 

 

 

  

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.024 с.)