Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ознакомительной деятельности ребенка⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Для полноценного развития ребенка важное значение имеет включение его в предметно-игровую деятельность. Эффективность этого процесса во многом зависит от эмоциональности ее организации со стороны взрослого и правильного определения содержания работы на каждом этапе. Первый этап характеризуется демонстрацией взрослым красочных игрушек, действий с ними для вызывания у детей интереса и желания действовать с игрушками, для вызывания эмоциональных вокализаций. Содержанием второго этапа является обучение детей действию с игрушкой с учетом ее функционального назначения, то есть формирование предметно-отобразительной игры. Основным методом обучения является наглядный, основные методические приемы – совместные и сопряженные действия и на их основе – действия по подражанию и переход к самостоятельным действиям. На третьем этапе – формирование компонентов сюжетно-отобразительной игры. На всех этапах решаются и другие важные задачи: поддержание интереса к игрушке и к действию с ней, перенос игровых действий с одной игрушки на другую, формирование эмоционального, игрового, делового и речевого взаимодействия со взрослым и другими детьми, развитие операционально-технической стороны игры и зрительно-двигательной координации, развитие восприятия и компонентов практического мышления. Существенную помощь в осуществлении формирования игровой деятельности детей данной возрастной категории может оказать учебно-методическое пособие «Методика обучения игре детей дошкольного возраста с нарушением слуха» (Т.И. Обухова, С.Н. Феклистова. Минск, 2002). В социальном и познавательном развитии ребенка большое значение имеет реализация трех блоков: «Я сам», «Я и другие, «Я и окружающий мир». Формирование у ребенка образа «Я» связано с узнаванием себя в зеркале и на фотографии, ориентировкой в частях своего тела и лица, их функциями через контакт с человеком и с различными предметами, с овладением культурно-гигиеническими умениями. В реализации этих задач помощь могут оказать игры: «Посмотри – угадай», «Посмотри – покажи» (узнавание ребенка себя в зеркале), «Кто там?», «Улыбнись – поклонись», «Помаши ручками», «Привет!», «До свидания!», «Где твой стульчик?», «Ищи» и др. (узнавание ребенка себя на фотографиях в разном изображении и в разных ситуация).
При формировании представлений о своей семье и о других близких людях важное значение имеет выработка эмоциональных и двигательных реакций ребенка по отношению к ним, установление позитивно-личностного контакта с близкими людьми: радоваться при встрече, протягивать руку для приветствия, брать и передавать другому тот или иной предмет, совершать совместные действия (игровые, бытовые) с другими людьми, посылать воздушный «поцелуй», узнавать на фотографиях близких людей в разных ситуациях и в разном сообществе и т. д. Всему этому могут способствовать игры: «Чья мама (папа)?», «Мы все вместе», «Пройдем вместе по дорожке», «Пускаем пузыри», «Катаемся на качелях», «Кати мяч», «Достань игрушку из мешочка» и др. Для формирования взаимодействия ребенка с другими людьми, со сверстниками можно использовать и продуктивные виды деятельности. Взрослый с целью вызывания интереса к такой деятельности на глазах у ребенка лепит, рисует, создает аппликацию, конструкцию. Затем эти продукты деятельности целенаправленно используются: матрешке даются вылепленное печенье, куколка шагает по нарисованной дорожке и т. д. Затем в изобразительную деятельность можно включить самого ребенка (и других детей при их наличии): ребенок учится выполнять простые действия, продуктом которых являются разные угощения для кукол. При ознакомлении ребенка с окружающим миром главное – сформировать у него познавательный интерес к предметам, к действиям с ними с учетом их функционального назначения, к явлениям окружающей действительности, к умению ощущать воздействия живой и неживой природы. Это достигается путем создания определенных условий, проблемных ситуаций. Например, прежде чем дать ребенку игрушку, взрослый предлагает ему открыть коробку и посмотреть, что там находится или поискать ее в чудесном мешочке; во время принятия пищи взрослый обращает внимание ребенка на то, что кушаем мы при помощи ложки, пьем из чашки, шапку надеваем на голову и т. д. Для уточнения представлений ребенка об окружающем мире целесообразно использовать игры: «Солнышко и дождь», «Ветер дует – не дует», «Листопад», «Курица и цыплята», «Птички летают», «Лошадка», «Кто в гости прилетел?» и др.
Вопросы и задания 1. Охарактеризовать систему работы с ребенком по формированию игровых действий с игрушкой. 2. Разработать несколько вариантов предметно-отобразительных и сюжетно- отобразительных игр. 3. В чем заключается содержание и методика работы по формированию ознакомительной деятельности ребенка? 4. Раскрыть специфику содержания и методику работы по формированию у ребенка представлений о себе и об окружающих его людях.
ЛИТЕРАТУРА 1. Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем / Е.Р. Баенская, И.А. Выродова, Ю.А. Розенкова. – М., 2008. С. 125. 2. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет / А.С. Галанов. М., 2000. С. 61. 3. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: кн. для педагогов / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М., 2002. – С. 126. 4. Миронова Э.В., Пелымская Н.Д., Шматко Н.Д. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст) / Э.В. Миронова, Н.Д. Пелымская, Н.Д. Шматко. М., 2000. С. 39. 5. Нэнси М. Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / М.Нэнси Джонсон-Мартин, Г. Кеннет Дженс и др. – Санкт-Петербургский ин-т раннего вмешательства, 2005. С. 231. 6. Обухова Т.И., Феклистова С.Н. Методика обучения игре детей дошкольного возраста с нарушениями слуха: учеб.-метод. пособие / Т.И. Обухова, С.Н. Феклистова. Минск, 2002. – С. 69. 7. Обухова Т.И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие / Т.И. Обухова. Минск, 2007. С. 52. 8. Обухова Т.И. Ознакомление с окружающим миром детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие / Т.И. Обухова. Минск, 2008. – С. 46. 9.Обухова Т.И. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха: прогр. для специальных дошкольных учреждений / Т.И. Обухова. Минск, 2006. С. 289. 10. Ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии детей / авт.-сост. Т.А. Григорьева, Т.И. Обухова и др. Минск, 2000. С. 67. 11. Самощенко И.В. Глухой ребенок. Воспитание и обучение. Опыт матери и педагога / И.В. Самощенко. М., 2003. С. 171. 12. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребенлева, Г.А. Мишина. М., 2008. С. 143. 13. Шматко Н.Д. Если малыш не слышит: кн. для воспитателей и родителей / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. М., 1995. С. 123.
СОДЕРЖАНИЕ От автора …………………………………………………………………….3 Раздел 1. Содержание и методика изучения психофизического развития ребенка младенческого возраста..................................................5 1. Нормативные показатели развития ребенка ………………….5 2. Методика педагогического изучения психофизического развития ребенка с нарушением слуха и его оценка …………7 2.1. Педагогическая проверка слуха………...................................7 2.2. Методика обследования психофизического развития ребенка ……………………………………………………….10
Раздел 2. Содержание и методика целенаправленного психолого- педагогического воздействия на ребенка младенческого возраста…………………………………………………………. 19 1. Содержание и методика физического развития……………..20 2. Содержание и методика развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы………………………………………29 3. Содержание и методика формирования общения…..............34 4. Содержание и методика работы по развитию слухового восприятия…………………………………………………….36 Раздел 3. Содержание и методика изучения психофизического………40 развития ребенка раннего возраста с нарушением слуха……40 1. Количественная и качественная оценка состояния психофизического развития ребенка………………………..40 2. Методика педагогического обследования слуха ребенка второго года обучения………………………………………..42 3. Методика психолого-педагогического обследования психофизического развития ребенка второго года жизни…43 4. Методика психолого-педагогического обследования психофизического развития ребенка третьего года жизни...46 Раздел 4. Содержание и методика целенаправленного психолого- педагогического воздействия на ребенка второго года……..50 1. Содержание и методика физического развития …………...50 2. Содержание и методика развития восприятия и практического мышления……………………………………53 3. Содержание и методика работы по формированию речи и развитию слухового восприятия…………………………..56 4. Особенности формирования предметно-игровой и ознакомительной деятельности………………………………61 Литература ………………………………………………………………….64
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.024 с.) |