Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика педагогического обследования состояния слуха ребенка второго и третьего года жизни
В раннем возрасте при нормальном слухе ребенок, как правило, поворачивает голову в сторону источника звука, может имитировать звук, повторить речевой стимул, воспринимать шепот на расстоянии шести метров и более. Для исследования слуха в качестве источников звука используются шарманка, дудка, барабан и речевые стимулы: произнесение голосом разговорной громкости и шепотом звукоподражаний «ав-ав» (собака), «пи-пи» (птичка) и имя ребенка. В ходе обследования регистрируются как безусловно-ориентировочные реакции на звуковые сигналы (поворот головы или глаз в сторону источника звука), так и может использоваться специальная методика. Взрослый на глазах у ребенка демонстрирует игру на шарманке, под звуки которой танцует кукла. После этого ребенку предлагается произвести действия с куклой под звуки шарманки. Если у ребенка выработан условный рефлекс на слухо-зрительной основе, взрослый начинает подавать звуки за спиной ребенка на расстоянии 6 метров и по мере необходимости приближаться к ребенку. Аналогично вырабатываются реакции на звучание других игрушек. Для проверки восприятия речевых стимулов используются игрушки: на звучание «ав-ав» бежит собачка, на звучание «пи-пи» летит птичка. Реакции вырабатываются сначала на слухо-зрительный анализатор, а затем последовательно предъявляются на слух сначала на одно ухо, потом на второе. Сначала стимулы подаются шепотом у ушной раковины, и расстояние может меняться в зависимости от результатов, затем аналогично проводится проверка на восприятие голоса разговорной громкости, а при необходимости – и на голос повышенной громкости. Выводы о состоянии слуха делаются на основе характеристики групп детей соответственно международной классификации. Для уточнения состояния слуха при педагогическом обследовании необходимо аудиологическое обследование Методика психолого-педагогического обследования психофизического развития детей второго года жизни Задания, предлагаемые ребенку, построены с учетом постепенного усложнения от наиболее простых к более сложным и включают элементы обучения. Результаты обследования зависят от установления контакта с ребенком, вызывания у него интереса и понимания им инструкций.
Задания 1. «Принеси мяч». Задание направлено на установление контакта, на выявление качества ходьбы (бега). Оборудование: большой мяч. Ход обследования: взрослый катит мяч по полу мимо ребенка и жестом предлагает ему принести мяч. Игра повторяется 2-3 раза. Обучение: если ребенок не идет за мячом, взрослый берет мяч, отдает его ребенку и предлагает ему бросить мяч, а затем принести. 2. «Каталка». Задание направлено на выявление уровня сформированности ходьбы, согласованности действий рук и ног. Оборудование: каталка с длинной ручкой, впереди каталки – подвижная игрушка. Ход обследования: взрослый показывает ребенку, как можно катить каталку и предлагает ребенку сделать то же самое. Обучение: если ребенок испытывает затруднения, действие выполняется совместно со взрослым. 3. «Пирамидка». Задание направлено на выявление умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с учетом его свойств, умения действовать по подражанию. Оборудование: две пирамидки из 4–5 шаров или 5–6 колец одного размера. Ход обследования: взрослый на глазах у ребенка снимает шары (колечки) со стержня и кладет их на стол. Затем жестом предлагает ребенку собрать пирамидку. Обучение: в случае затруднения ребенку дается вторая пирамидка Взрослый действует со своей пирамидкой (надевает, снимает), а ребенок – со своей, действуя по подражанию. Возможны и совместные действия. 4. «Доска Сегена». Задание направлено на выявление уровня ориентировки на форму плоскостного объекта и на выявление состояния мелкой моторики. Оборудование: две доски с прорезями – одна с двумя (круг, квадрат), другая – с тремя (круг, квадрат, треугольник). Ход обследования: взрослый на глазах у ребенка вынимает фигурки из прорези доски, фиксируя при этом внимание ребенка на каждой фигурке, затем перемешивает их. После этого жестом предлагает ребенку вставить фигурки в свои прорези (сначала одна доска, потом вторая). Обучение: если ребенок затрудняется, взрослый подносит круглую форму к квадратной прорези и отрицательно качает головой; потом подносит ее к круглой прорези и утвердительно качает головой (можно совместно с ребенком обвести контур фигурки и контур прорези). Затем ребенку предлагается действовать самостоятельно. При необходимости используются совместные действия.
5. «Разложи игрушки». Задание направлено на выявление уровня восприятия, то есть умение находить идентичность в предметах. Оборудование: мелкие игрушки (куколки, машинки, матрешки) по 506 штук каждой и два подноса. Ход обследования: взрослый ставит перед ребенком два подноса; на один помещается машинка, на другой – куколка. Взрослый жестом предлагает ребенку взять из коробки игрушки и разложить их соответственно образцам. Обучение: в случае затруднения в качестве образца на подносы ставится по две игрушки. 6. «Конструирование башни». Задание направлено на выявление у ребенка способности к подражанию в процессе продуктивной деятельности по выявлению ориентировки в пространстве. Оборудование: восемь кубиков одного цвета. Ход обследования: взрослый дает ребенку четыре кубика, а из своих четырех строит башенку и жестом предлагает ребенку сделать то же самое. Обучение: в случае затруднения взрослый прибегает к совместным действиям, после чего предлагает ребенку снова построить башенку по подражанию. 7. «Найди картинку». Задание направлено на выявление умения соотносить реальный предмет с его изображением. Оборудование: несколько пар игрушек (кошка, собака; дом, кукла; мишка, матрешка) и соответствующие картинки. Ход обследования: взрослый поочередно достает по две игрушки, ставит их перед ребенком, затем показывает одну картинку с изображением, например, кошки и просит ребенка положить картинку к соответствующей игрушке. Если задание выполнено правильно, картинка убирается. Обучение: в случае затруднения взрослый сам подносит картинку к игрушке, показывая на нее указательным жестом. Затем выполнение предлагается ребенку. Соотнесение проводится 2–3 раза. 8. «Покатай куклу». Задание направлено на выявление умения действовать по подражанию, на понимание использования вспомогательного средства. Оборудование: тележка, кукла, тесьма. Ход обследования: взрослый показывает тележку, сажает в нее куклу и катает. Затем привязывает тесьму к тележке и предлагает ребенку взяться за тесьму и покатать куклу. В случае затруднения используются совместные действия. 9. «Возьми игрушку». Задание направлено на выявление уровня понимания речи и уровня владения активной речью. Оборудование: кукла, собачка, птичка, паровоз. Ход обследования: взрослый поочередно дает ребенку игрушки и стимулирует к их называнию. Затем взрослый ставит игрушки на некотором расстоянии от ребенка и друг от друга и, называя их лепетно, просит ребенка взять игрушку. Обучение: в случае затруднения первую игрушку взрослый сам называет и сам берет.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.006 с.) |