Коррекционно-педагогическая помощь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-педагогическая помощь



Т. И. Обухова

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

ДЕТЯМ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО

ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Учебно-методическое пособие

 

 

Минск 2009

УДК 376(075.8)

ББК 74. 3я73

     0266

    Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дефектологии Академии последипломного образования при Президенте Республики Беларусь И.Н. Логинова;

кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики БГПУ О.В. Мамонько

 

Обухова Т.И.

    Коррекционно-педагогическая помощь детям младенческого и раннего возраста с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие / Т.И.Обухова. – Минск: БГПУ, 2009. с.

 

ISBN 978-985-501-756-2.

 

    В пособии рассматриваются основные вопросы психолого-педагогической диагностики детей младенческого и раннего возраста с нарушением слуха. Раскрыто содержание и методика коррекционно-педагогической работы по всем направлениям развития ребенка с целью ослабления и коррекции нарушений как следствие поражения слуховой функции.

    Адресуется студентам сурдоотделения БГПУ, педагогам и воспитателям специальных дошкольных учреждений, центров коррекционно-развивающего обучения. Может быть использовано для курсов повышения квалификации, переподготовки кадров, а также родителями детей нарушением слуха.

                                                                

ISBN 978-985-501-756-2.                                      УДК 376.(075.8)

                                                                                     ББК 74.3я73

 

                                                                      © Обухова Т.И., 2009

                                                                      © БГПУ, 2009 

                                                                           

ОТ АВТОРА

В реформировании системы специального образования одним из важных является вопрос об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития с первых месяцев их жизни, который рассматривается и как важнейшая задача их социализации.

Процесс социализации детей с нарушением слуха имеет свои особенности, определяемые ролью слуха в формировании социальных навыков. По определению Л.С. Выготского, нарушение слуха является по своему преимуществу недостатком социальным, так как нарушаются социальные связи личности. Более успешному решению этой проблемы могут способствовать создание определенных условий как для данной категории детей, так и для  других групп детей с особенностями психофизического развития.

В настоящее время в Республике Беларусь формируется система ранней помощи таким детям. Приоритетными задачами работы в этом направлении являются: максимально раннее выявление нарушений в развитии на основе использования адекватных диагностических методик; определение всего комплекса специальных коррекционно-развивающих задач; определение содержания, специфических методов, приемов и средств воспитания и обучения; организация особой предметно-развивающей среды для осуществления индивидуального подхода, реализации потенциальных физических и познавательных возможностей ребенка; целенаправленная подготовка родителей с целью их активного включения в оказание коррекционно-педагогической помощи своему ребенку.

О значении раннего воспитания и обучения детей с нарушением слуха для их социализации и реабилитации подчеркивалось еще передовыми сурдопедагогами с конца XIX века (Н.М. Лаговский, Н.К. Патканова, Ф.А. Рау, Н.А. Рау и др.). В 60 годы ХХ века началось систематическое изучение и обучение детей с нарушением слуха раннего возраста (А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Б.Д. Корсуновкая, Э.И. Леонгард, Н.Г. Морозова и др.). В последние пятнадцать лет активно ведется разработка вопросов выявления, воспитания и обучения детей с нарушением слуха не только раннего, но и младенческого возраста (Э.И. Леонгард, Н.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.). Как свидетельствуют результаты раннего включения детей в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения, ребенок оказывается более состоятельным к овладению способами восприятия окружающего мира, способами общения, познает сферу эмоционального и социально-нравственного развития, активно включается в нее, оказывается более способным к осмыслению тех или иных жизненных ситуаций и т. д. Однако успешность этого процесса зависит от профессионального мастерства, от педагогической компетенции тех, кто оказывает помощь ребенку, от умения как осуществлять изучение психофизического развития ребенка, так и соответственно результатам изучения определять содержание коррекционно-развивающей работы.

Предлагаемое учебно-методическое пособие состоит из четырех разделов, в которых  излагается  теоретический, методический и практический материал, содержащий   специфику работы по оказанию  помощи детям  младенческого и раннего возраста с нарушением слуха. Каждый раздел включает материал диагностического содержания, направленный на психолого-педагогическое обследование ребенка младенческого и раннего возраста, и материал, раскрывающий содержание и методики коррекционно-педагогической работы с ребенком в зависимости от возрастной группы.

В учебно-методическое пособие включены вопросы и задания для самоконтроля и самостоятельной работы студентов с целью активизации усвоения материала, формирования практических умений. Прилагаемый список литературы поможет студентам выполнить практические задания и расширить свои знания.

 

РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА МЛАДЕНЧСКОГО ВОЗРАСТА

Развитие детей в условиях слуховой депривации отстает по таким показателям, как развитие зрительных и слуховых ориентировок, своевременное овладение двигательными функциями, развитие общения, возникновение  и развитие «комплекса оживления», зарождение восприятия и образных представлений, овладение манипулятивными действиями с игрушкой. Не возникают практически и предпосылки пассивной и активной речи. Все это вызывает необходимость создания для таких детей особых условий воспитания и обучения, обеспечивающих не только коррекцию отклонений в развитии, но и их предупреждение  с момента установления нарушения слуха.

Содержание и методика физического развития

Развитие общих движений.

Упражнения на удержание и управление головой. Для стимулирования ребенка к подниманию и удержанию головы до 1 минуты взрослый проводит рукой вдоль туловища ребенка, размахивая перед ним игрушкой на расстоянии 50–70 см. Ребенок укладывается на живот, впереди игрушка; при помощи взрослого ребенок опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч; голова поднимается на 45–50 градусов. Ребенок укладывается на спину, его голова приподнимается и несколько прижимается к груди по средней линии; руки ребенка сводятся вместе перед грудью. Ребенок укладывается на живот так, чтобы он опирался на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). Ребенок укладывается на спину, руки его перемещаются к коленям так, чтобы он их ощутил.

Для удержания головы в вертикальном положении взрослый берет ребенка на руки и какое-то время придерживает голову у основания черепа (удержание головы примерно до 20 секунд); для стимулирования удержания головы используется какая-либо яркая игрушка (в течение дня упражнение повторяется многократно). В дальнейшем создаются условия для поворота головы вправо-влево (показ игрушки); поддержка оказывается в виде удержания туловища, а затем только бедер.

Овладение новыми движениями. Взрослый, взяв ребенка под мышки, ставит его на твердую поверхность, удерживая несколько минут; для стимулирования используется игрушка, которая передвигается вместе с ребенком (к пяти месяцам).

Осваивание ребенком навыка перекатывания (переворачивания) своего тела: взрослый подкладывает свою руку под плечи ребенка, лежащего на спине, некоторое время покачивает его из стороны в сторону, после чего легонько переворачивает. В дальнейшем ребенок начинает сам переворачиваться в ритм движений взрослого.

Освоение ребенком навыка переворачивания со спины на живот: взрослый передвигает игрушку сверху вниз и кладет ее рядом с ребенком так, чтобы он мог ее достать. Взрослый помогает ребенку следить за игрушкой, поворачивая его голову в сторону игрушки и поворачивая туловище на бок. Из этого положения ребенок переворачивается на живот и поднимает голову. Постепенно ребенок овладевает этими действиями самостоятельно.

Освоение ребенком навыка переворачивания с живота на спину (к шести месяцам): взрослый, перемещая игрушку по кругу, помогает ребенку следить за игрушкой с одновременным поворотом туловища на бок, а затем и на спину. Постепенно взрослый только перемещает игрушку, стимулируя ребенка к самостоятельному переворачиванию.

Освоение ребенком позы сидения (к шести месяцам): взрослый подкладывает подушку к голове ребенка, лежащего на спине, и затем вместе с подниманием вверх подушки и перемещением ее к спине медленно поднимает туловище ребенка, близкое к позе сидения, опираясь на подушку. Для стимулирования можно использовать игрушку, которая начинает сверху опускаться все ниже и ниже.

Если ребенок никак не может освоить позу сидения, ему необходимо укреплять мышцы туловища и бедер,  так как овладение этим действием имеет большое значение для игры ребенка с игрушками и для развития общения.

Для развития мышц живота, ног, тактильной чувствительности взрослый укладывает ребенка на живот, сгибает и разгибает его колени с последующим разворотом их в сторону и соединением вместе. Упражнения повторяются несколько раз.

Для овладения ребенком согласованностью движений ног и получения разнообразных тактильных ощущений взрослый укладывает ребенка на спину, берет в руки его ножки и поочередно несколько раз вытягивает их, затем захватывает обе ноги вместе и делает одновременный толчок. После этих упражнений взрослый выпрямляет ножки ребенка и проводит рукой по всему телу сверху вниз.

Для развития вестибулярного аппарата, тактильной чувствительности и эмоционального контакта взрослый ставит ребенка на колени и, поддерживая его спину и голову, медленно покачивает ребенка назад-вперед.

Для развития координации движений, укрепления мышц ног и установления эмоционального отношения взрослый берет ребенка за талию, поднимает вверх и, опуская вниз, поддерживает его в стоячем положении.

Игра «Домашний батут». Цель игры: развитие равновесия, укрепление вестибулярного аппарата. Взрослый укладывает ребенка на пружинистый матрас, ложится рядом с ним и, крепко обхватывая тело ребенка, покачивает его на матрасе вверх-вниз.

Игра «Ехали, ехали – и бух, бух». Цель игры: развитие равновесия и вестибулярного аппарата, формирование чувства доверия к взрослому. Взрослый садится на стул, скрещивает свои ногии сажает ребенка к себе на колени, обхватив его руками; затем взрослый начинает поднимать и опускать свои ноги, ускоряя ритм и увеличивая амплитуду подъема ног, проговаривая: «Поехали, поехали – бух».

Игра «Встали-повстали». Цель игры: упражнение ребенка в вставании. Взрослый укладывает ребенка боком на подушку, лицом к себе, дает ему возможность схватить большие пальцы своих рук и обхватывает ребенка за плечи; затем взрослый постепенно поднимает ребенка, чтобы он принял вертикальное положение, не отпуская при этом своих рук.

Развитие движений рук. Проводятся игры   с поглаживанием и потиранием ладоней ребенка друг о друга, с постукиванием кулачком о кулачок, с захватыванием рукой своего колена, вытаскиванием ленты из прорези, захватыванием ленты, шнурка пальчиками; сжимание и разжимание резиновых игрушек и игрушек, изготовленных из мягкой ткани (используются совместные действия).

Игра «Ручками хлоп-хлоп». Цель игры: укрепление мышц рук, установление эмоционального отношения. Взрослый берет руки ребенка и хлопает ладошкой об ладошку, приговаривая: «Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп» (с шести месяцев).

Игра «Птичка летит». Цель игры: развитие мышц верхних конечностей, плечевого пояса. Взрослый плавно разводит руки ребенка в стороны, затем медленно  за запястья покачивает кистями рук, подражая движению крыльев птиц.

Игра «Лечу, лечу – поймать хочу». Цель игры: развитие двигательных навыков рук, укрепление мышц плечевого пояса. Взрослый поднимает руки ребенка вверх, затем опускает вниз; скрещивает руки на уровне плеч и разводит руки в стороны.

Игра «Возьми игрушку». Цель игры: развитие движений рук, мышц плечевого пояса, развитие координации движений. Оборудование: разные игрушки небольших и больших размеров. Взрослый стимулирует ребенка дотянуться и взять игрушки, расположенные по- разному в пространстве: близко и более удаленно на плоскости, подвешенные на уровне глаз и т. д. (с шести месяцев).

Развитие общих движений.

  Развитие равновесия: взрослый укладывает ребенка на живот и помогает ему встать на четвереньки с последующим раскачиванием вперед-назад, эмоционально и нараспев проговаривая какие-либо слова.

Подготовка к овладению ползанием: взрослый укладывает ребенка на живот, кладет впереди него игрушку и помогает переставлять руки с одновременным подтягиванием туловища вперед по направлению к игрушке; когда ребенок достигает игрушки, он ее получает. В дальнейшем по мере овладения ползанием расстояние между ребенком и игрушкой увеличивается до 50 см. При необходимости ребенку может быть оказана помощь: взрослый прижимает свои ладони к ступням ребенка, который упирается в них своими ногами и, как бы отталкиваясь, продвигается вперед.

Игра «Ползаем по разным дорожкам». Цель игры: развитие навыка ползания, тактильной чувствительности. На полу раскладываются куски разного материала (ковровая ткань, мягкое одеяло, куски шелка, вельвета, резины) в общую дорожку. Взрослый вместе с ребенком ползает некоторое время, после чего куски материала меняются местами.

Игра «Полоса препятствий». Цель игры: развитие координации движений, укрепление мышц ног и рук, развитие навыка ползания. Взрослый вместе с ребенком подползает под большие и маленькие стулья, под столы, которые хаотично расставлены в пространстве.

Взрослый упражняет ребенка в умении садиться из положения лежа на животе, на спине, и наоборот, из положения сидя ложиться на спину и на живот. В успешном овладении ребенком всех этих положений важную роль играет помощь взрослого: поддержание туловища, его поворот и движение игрушкой.

При упражнении ребенка в умении садиться из положения «на четвереньках» при ползании и вставании на «четвереньках» из положения сидя, взрослый каждый раз просит ребенка дать ему свои руки, а затем направляет их либо вверх, либо вниз, что и влечет изменение позы ребенка.

Для принятия ребенком вертикального положения через вставание на ноги (к концу седьмого месяца) взрослый помогает ребенку взяться руками за барьер (перекладину), встать на колено одной ногой, а на вторую ногу встать  полностью, после чего выпрямиться на обе ноги. На начальном этапе ребенок может сгибать и разгибать ноги, слегка наклонять туловище вперед, а взрослый оказывает помощь ребенку, придерживая его за грудь. В дальнейшем (к девяти месяцам) ребенка необходимо упражнять в подтягивании рук к опоре, чтобы взяться за нее и встать. Для ребенка необходимо создавать условия для более длительного стояния у опоры. Стимулирующим средством является игрушка, поставленная на барьер, и ее смена. Взрослый помогает ребенку передвигаться вдоль барьера вслед за перемещением игрушки в пределах от 70 см до 1 м. Взрослый эмоционально поддерживает ребенка и отдает ему игрушку. Постепенно можно упражнять ребенка при передвижении держаться за опору одной рукой.

Включение ребенка в первичный процесс овладения культурно-гигиеническими умениями  предусматривает обучение со стороны взрослого умению ребенка протягивать руки к воде во время умывания, приподнимать ногу при одевании ползунков, обуви (с восьми месяцев), пить из чашки, держать корочку хлеба в руке (в семь месяцев).

Развитие движений рук. Взрослый стимулирует ребенка из позы «на четвереньках» высоко поднимать одну руку, чтобы достать предмет; из положения стоя – придерживаясь одной рукой за опору, поворачиваясь, тянуться другой рукой за игрушкой; из положения сидя – без опоры, поворачивая туловище в сторону, брать одной рукой предмет; из положения сидя – тянуться к удаленному предмету, перекладывать предмет из одной руки в другую, стучать предметом о предмет, трясти, ощупывать, бросать. К девяти месяцам ребенок учится отталкивать мяч в случайном направлении, перекладывать предметы средней величины (шарики, кубики и т. д.) из одной коробки в другую, закрывать крышками коробочки (сначала совместные действия со взрослым, а затем самостоятельные).

Развитие мелкой моторики. Взрослый организует игры ребенка на игрушечном рояле, с пальчиками кукол и со своими пальцами; взрослый поочередно загибает пальцы ребенка (игра типа «Сорока-воровка»), упражняет ребенка в умении брать игрушки двумя и тремя пальцами и отпускать, в умении сгрести мелкие предметы всеми пальцами, захватывать мелкие предметы двумя пальцами (кончиками большого и указательного пальца – пинцетный захват), поднимать предметы двумя руками, хлопать в ладоши, вращать кистью с удерживаемой игрушкой и т. д.

Развитие общих движений.

Методика обучения ходьбе. Взрослый ставит игрушку на 10–15 см сначала справа, а затем слева от того места, где стоит ребенок, взявшись одной рукой за опору. Взрослый стимулирует ребенка сделать шаги вправо и влево, чтобы достать игрушку. По мере приближения ребенка игрушка удаляется, но затем он ее достигает, и игрушка отдается ему. При получении игрушки взрослый стимулирует ребенка к каким-либо действиям с ней, чтобы оторвать руки ребенка от опоры и перехода к самостоятельному стоянию.

Взрослый помогает ребенку взяться за перила одной рукой и сделать первые шаги при вхождении на невысокую поверхность и спуститься с нее; внимание ребенка привлекается к стоящей игрушке.

Взрослый ставит ребенка у стены лицом к себе, берется за кисти обеих рук и медленно идет назад, ведя за собой ребенка. Взрослый ставит ребенка у стены, протягивает руки к нему, держа сначала в нескольких сантиметрах от него, а потом все дальше и дальше и стимулирует ребенка шагать к нему. Постепенно ребенку предлагается взяться только за одну руку, а затем самостоятельно сделать 2–3 шага (в одиннадцать месяцев).

При обучении ходьбе взрослый эмоционально стимулирует ребенка, сопровождая все его действия речевыми вокализациями, звукоподражаниями, лепетными словами.

Развитие действий рук. Взрослый упражняет ребенка в ощупывании каждого пальчика своей перчатки, на которых нашиты пуговицы разной формы, величины; захватывать и манипулировать с предметами, изготовленными из разного материала: мех, пластмасса, бархат, шелк и т. д.; захватывать мелкие предметы двумя-тремя пальцами и бросать их в коробку, ведерко сначала с большими отверстиями, а затем с несколько меньшими.

Взрослый стимулирует ребенка сначала по подражанию, а затем самостоятельно выполнять некоторые действия с игрушками: доставать игрушки из коробки, перекладывать их; открывать и закрывать коробки, кастрюльки, толкать мяч, машину и т. д.

Вопросы и задания

1. На какие возрастные периоды делится овладение ребенком основными двигательными функциями?

2. Составить схему овладения ребенком на протяжении младенческого возраста основными двигательными умениями.

3. Охарактеризовать методику работы по овладению ребенком движениями на начальном этапе своего физического развития.

4. Какие методические приемы работы используются для овладения ребенком функциями стояния, сидения, ходьбы.

5. Охарактеризовать содержание и методику работы по развитию действий руки ребенка

Содержание и методика развития зрительного восприятия и эмоциональной сферы

Зрительные возможности ребенка развиваются постепенно и играют большую роль в развитии внимания, пространственных ориентировок, памяти, образных представлений и т. д.

Примерные игры на развитие зрительного восприятия.

Возраст ребенка 6–9 месяцев

Игра «Подтягивание разноцветных шаров в тесьму». В игре сначала используются синий и желтый шар, а потом и других цветов. К шарам привязываются тесемки длиной около 20 см. Взрослый показывает ребенку желтый шар, легко подбрасывает его вверх, выражая при этом радость. Затем ребенку дается возможность самому взять шарик в руки, потянуть его. Аналогичные действия повторяются с другими шарами.

Игра «Мамины бусы». Используются бусы с крупными и мелкими бусинками. Взрослый вместе с ребенком перебирает бусы, ощупывает их, двигает вправо-влево, привлекая внимание ребенка к ним.

Игра «Кубиком о кубик». Для игры используется два кубика и два брусочка. Взрослый показывает ребенку, как можно, взяв по кубику в каждую руку, стучать ими. После этого взрослый совместно с ребенком совершает это действие, а далее ребенку предлагается подействовать самостоятельно. Взрослый в это время проговаривает: «Тук, тук, тук». Аналогичные действия повторяются с брусочками.

Игра «Петушок» (на развитие внимания, зрительного предвосхищения). Для игры используется ширма и игрушка петушок. Взрослый прячется за ширмой, а петушок с разными паузами появляется и прячется в одном и том же месте. При появлении петушка взрослый произносит: «Ку-ку!».

Содержание и методика формирования общения

Содержание и методика работы по развитию слухового восприятия

У всех детей с нарушением слуха практически имеются те или иные остатки слуха, развитие и использование которых играет большую роль в психическом развитии ребенка. Чем раньше ребенок попадает в мир звуков, тем более естественным путем идет процесс формирования его познавательной деятельности. Развитие слуховой функции напрямую зависит от того, в каком возрасте начата работа с ребенком. Это связано с закономерностями созревания проводящих путей различных анализаторов. Раннее начало специальной педагогической работы позволяет развивать слуховое восприятие ребенка в тот период, когда происходит физиологическое созревание слухового анализатора. При этом большое значение имеет использование индивидуального слухового аппарата.

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Задания

1. «Принеси мяч». Задание направлено на установление контакта, на выявление качества ходьбы (бега). Оборудование: большой мяч. Ход обследования:  взрослый катит мяч по полу мимо ребенка и жестом предлагает ему принести мяч. Игра повторяется 2-3 раза. Обучение: если ребенок не идет за мячом, взрослый берет мяч, отдает его ребенку и предлагает ему бросить мяч, а затем принести.

2. «Каталка». Задание направлено на выявление уровня сформированности ходьбы, согласованности действий рук и ног. Оборудование: каталка с длинной ручкой, впереди каталки – подвижная игрушка. Ход обследования: взрослый показывает ребенку, как можно катить каталку и предлагает ребенку сделать то же самое. Обучение: если ребенок испытывает затруднения, действие выполняется совместно со взрослым.

3. «Пирамидка». Задание направлено на выявление умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с учетом его свойств, умения действовать по подражанию. Оборудование: две пирамидки из 4–5 шаров или 5–6 колец одного размера. Ход обследования: взрослый на глазах у ребенка снимает шары (колечки) со стержня и кладет их на стол. Затем жестом предлагает ребенку собрать пирамидку. Обучение: в случае затруднения ребенку дается вторая пирамидка Взрослый действует со своей пирамидкой (надевает, снимает), а ребенок – со своей, действуя по подражанию. Возможны и совместные действия.

4. «Доска Сегена». Задание направлено на выявление уровня ориентировки на форму плоскостного объекта и на выявление состояния мелкой моторики. Оборудование: две доски с прорезями – одна с двумя (круг, квадрат), другая – с тремя (круг, квадрат, треугольник). Ход обследования: взрослый на глазах у ребенка вынимает фигурки из прорези доски, фиксируя при этом внимание ребенка на каждой фигурке, затем перемешивает их. После этого жестом предлагает ребенку вставить фигурки в свои прорези (сначала одна доска, потом вторая). Обучение: если ребенок затрудняется, взрослый подносит круглую форму к квадратной прорези и отрицательно качает головой; потом подносит ее к круглой прорези и утвердительно качает головой (можно совместно с ребенком обвести контур фигурки и контур прорези). Затем ребенку предлагается действовать самостоятельно. При необходимости используются совместные действия.

5. «Разложи игрушки». Задание направлено на выявление уровня восприятия, то есть умение находить идентичность в предметах. Оборудование: мелкие игрушки (куколки, машинки, матрешки) по 506 штук каждой и два подноса. Ход обследования: взрослый ставит перед ребенком два подноса; на один помещается машинка, на другой – куколка. Взрослый жестом предлагает ребенку взять из коробки игрушки и разложить их соответственно образцам. Обучение: в случае затруднения в качестве образца на подносы ставится по две игрушки.

6. «Конструирование башни». Задание направлено на выявление у ребенка способности к подражанию в процессе продуктивной деятельности по выявлению ориентировки в пространстве. Оборудование: восемь кубиков одного цвета. Ход обследования: взрослый дает ребенку четыре кубика, а из своих четырех строит башенку и жестом предлагает ребенку сделать то же самое. Обучение: в случае затруднения взрослый прибегает к совместным действиям, после чего предлагает ребенку снова построить башенку по подражанию.

7. «Найди картинку». Задание направлено на выявление умения соотносить реальный предмет с его изображением. Оборудование: несколько пар игрушек (кошка, собака; дом, кукла; мишка, матрешка) и соответствующие картинки. Ход обследования: взрослый поочередно достает по две игрушки, ставит их перед ребенком, затем показывает одну картинку с изображением, например, кошки и просит ребенка положить картинку к соответствующей игрушке. Если задание выполнено правильно, картинка убирается. Обучение: в случае затруднения взрослый сам подносит картинку к игрушке, показывая на нее указательным жестом. Затем выполнение предлагается ребенку. Соотнесение проводится 2–3 раза.

8. «Покатай куклу». Задание направлено на выявление умения действовать по подражанию, на понимание использования вспомогательного средства. Оборудование: тележка, кукла, тесьма. Ход обследования: взрослый показывает тележку, сажает в нее куклу и катает. Затем привязывает тесьму к тележке и предлагает ребенку взяться за тесьму и покатать куклу. В случае затруднения используются совместные действия.

9. «Возьми игрушку». Задание направлено на выявление уровня понимания речи и уровня владения активной речью. Оборудование: кукла, собачка, птичка, паровоз. Ход обследования: взрослый поочередно дает ребенку игрушки и стимулирует к их называнию. Затем взрослый ставит игрушки на некотором расстоянии от ребенка и друг от друга и, называя их лепетно, просит ребенка взять игрушку. Обучение: в случае затруднения первую игрушку взрослый сам называет и сам берет.

РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Основными факторами, обуславливающими развитие ребенка, его социальную реабилитации, является создание содержательной социально-образовательной среды и коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на решение задач по формированию у ребенка способности к эмоциональному и речевому общению, к умению ориентироваться в свойствах и качествах предметов, явлений, к умению воспроизводить предметные действия и т. д. Все эти задачи решаются последовательно и зависят от уровня сформированности физического, познавательного и социального развития в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Содержание и методика физического развития

Развитие движений ребенка зависит от его деятельности, мотивов, от включения взрослого в этот процесс. Физические упражнения направлены прежде всего на совершенствование ходьбы, бега, прыжков, ползания, лазания, метания, на развитие ручной и мелкой моторики.

Примерные игры-упражнения, направленные на совершенствование ходьбы.

Игра «Возьми мяч» (флажок, машинку и т. д.). Цель игры: упражнение в ходьбе по прямой дорожке (пройти по дорожке и взять игрушку, лежащую на стуле. Варианты ходьбы: между положенным канатом, выложенными кубиками, по доске и т. д.

Игра «Положи игрушку на место». Цель игры: упражнение в ходьбе по прямой с удержанием в руке предмета (предметы различные по материалу, форме, величине, весу.

Игры, направленные на совершенствование ходьбы по неровной и мягкой поверхности («Вот какой коврик», «Ах, какая лужайка»), по извилистой линии, по невысокой гимнастической доске или скамейке, по кругу, по выложенному квадрату, прямоугольнику с обходом стоящих предметов; ходьба с последующим спусканием с приподнятой доски или скамейки: «Ходьба по следам», «не задень стул», «По ровненькой дорожке», «Не наступи на канат» и т. д.

Примерные игры-упражнения, направленные на развитие бега  (сначала ребенок упражняется в беге совместно со взрослым, затем с его помощью, а потом самостоятельно по прямой и в разных направлениях, между двумя линиями, без предметов и с предметами в руках и т. д.). Игры: «Догони меня», «Догони мяч», «Догони мышку», «Беги ко мне», «Дай флажок кукле», «Беги ко мне» и т. д.

Примерные игры-упражнения, направленные на развитие движений рук и пальцев рук.

Игры: «Возьми кольцо», «Достань погремушку», «Поиграем султанчиками», «Вот какая ленточка» и др. (захват предметов одной рукой и их удержание с последующим выполнением разных действий);

Игры: «Кулачками – тук-тук, кулачками по ладошке – тук-тук», «Пальчики здороваются», «Коза – коза», «Кати – лови», «Кольцеброс», «С бей кеглю», «Прокати мяч в ворота», «Попади в кольцо», «Надень кольцо» и др. (развитие мелкой моторики, метание в цель, удержание предмета попеременно каждой рукой и двумя руками одновременно).

Примерные игры-упражнения, направленные на овладение прыжками в высоту и в длину.

Игры: «Ах, какой шарик!», «Вот, вот мяч» (подпрыгивание на носках на месте с протягиванием рук вверх, чтобы коснуться висящего предмета); «Поймай бабочку», «Лови мяч», «Возьми ленточку» (подпрыгивание на носках, слегка продвигаясь вперед и стараясь дотронуться до игрушки, которая находится выше поднятых рук).

Игры: «Привет, кукла!», «А вот и я!», «Позови меня», «Через ручеек», «Не замочи ноги», «Не сломай цветок» (перепрыгивание через линию, веревку, положенную на пол; перепрыгивание через две параллельные линии, расположенные на расстоянии 5–8 см).

Игры: «Кукла моя», «А вот флажок!», «Я – зайка!», «Ура, ура!» (прыжки двумя ногами с места как можно дальше; спрыгивание с доски высотой от пола 5–12 см).

Примерные игры-упражнения, направленные на овладение ползанием и лазанием.

Игры с обручем (пролезание через обруч); «А что там?», Достань мяч», «Шарик упал, ой-ой!», «Доползи до флажка», «Помоги кукле» (подлезание под скамейку, веревку, поднятую на высоту 25–30 см); перелезание через бревно; проползание на четвереньках 3–4 м).

Игры: «Достань флажок», «Помоги мишке», «Сними листочек», «Поздоровайся с птичкой» (лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх-вниз произвольным способом).

Подвижные игры с транспортными игрушками, направленные на развитие основных движений, равновесия и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого: «Принеси флажок», «Догони мяч» (собачку, мышку и т. д.), «Маленькие и большие», «Птички летят», «Ловля бабочек», «Поезд» и др.; игры с каталками, тележками, самолетами и т. д.; игры на подражание разным движениям: «Топни ножкой так и так», «Где твои ручки?» (пальчики), «Хлоп-хлоп ладошками, топ-топ ножками» и т. д. В процессе всех игр взрослый побуждает ребенка улыбаться, смотреть в глаза, вокализировать.

Содержание и методика развития восприятия и практического мышления

Одним из условий развития ребенка является формирование у него представлений о многообразии окружающего мира, его предметности со всеми присущими ему свойствами и функциональном назначении. Все это входит в содержание сенсорного воспитания, что составляет одну из важных сторон коррекционной работы с ребенком в условиях слуховой депривации. Важно при этом учитывать состояние внимания ребенка: фиксировать взгляд на предмете, прослеживать за его движением в разные стороны и т. д.

Примерные игры-упражнения, направленные на развитие внимания.

Игра «Ку-ку» (развитие концентрации и переключения внимания: ребенок ждет появления куклы (мишки, собачки и т. д.) из-за ширмы в одном и том же месте, затем попеременно в двух противоположных местах). Игра «Вот идем, вот бежим» (развитие концентрации, переключения внимания и расширение его объема); из-за ширмы появляется кукла, медленно передвигается вдоль ширмы, везя за короткую тесьму машинку; в следующих вариантах длина тесьмы увеличивается, за машиной бежит собачка, за ней – кошка. Игра «Какой игрушки нет?» (развитие концентрации внимания, его распределения и расширения объема); перед ребенком выставляется три игрушки, а второй вариант таких же игрушек ставится на другом столе, близко расположенным от первого. Взрослый использует указательный жест и эмоционально привлекает внимание к каждой игрушке. Затем за экраном одна игрушка убирается, экран отодвигается и внимание ребенка привлекается к оставшимся игрушкам. Взрослый выражает удивление и предлагает ребенку найти такую же игрушку на втором столе. Игра повторяется несколько раз. Аналогичные игры можно проводить с иллюстрациями, если у ребенка уже сформирована готовность к восприятию изображения.

Примерные игры-упражнения, направленные на развитие познания свойств предметов и установления эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым.

Игра «Возьми вот так» (развитие тактильно-двигательного восприятия в процессе формирования координации руки и глаза при восприятии формы и величины предмета): захват предметов разной формы и величины (большие – двумя реками, маленькие – одной; широкие – всей ладонью, узкие – пальцами); перераспределение пальцев на предмете в зависимости от его формы и величины (ощупывающие движения производятся под контролем зрения).

Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильно-ощупывающих движений): после предварительного обследования и без него различение на ощупь объемных геометрических форм (сначала резко различных, а затем близких по форме), игрушек; узнавание предметов резко различной формы на ощупь без зрительного контроля (обследование производит взрослый руками ребенка за экраном).

Игра «Волшебная коробка» (обведение по контуру с выделением характерных признаков): овладение тактильно-двигательным обследованием объемных и плоскостных предметов, разных по форме, величине; выбор знакомых пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.086 с.)