Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности межличностной коммуникации
Межличностная коммуникация в семье отвечает задачам обмена информацией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельности, установления и развития межличностных отношений, познания партнера и самопознания. Отличительными особенностями межличностной коммуникации в семье являются высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения [Карабанова О. А., 2001]. Под коммуникацией обычно понимается обмен сообщениями. Он может осуществляться как с помощью речи, так и невербальными средствами. Выделяют несколько уровней коммуникации. Так, существует мета коммуникация, принадлежащая более высокому логическому уровню (п+ 1) по сравнению с уровнем коммуникации (п). Метакоммуникация представляет собой комментарий или сообщение по поводу коммуникации. Метакоммуникация также может быть вербальной и невербальной и обычно представляет собой сигналы, помогающие правильно понять контекст сообщения (например, является ли сказанная фраза шуткой или оскорблением и т.п.). Метакоммуникативные сигналы могут расходиться с вербальными компонентами коммуникации, следствием чего является неконгруэнтное сообщение, приводящее к ошибочному восприятию информации [Бедлер Р. и др., 1999; Сатир В., 2000]. Построение высказывания одновременно на двух логических уровнях, противоречащих друг другу, приводит к парадоксу. В семейной терапии довольно часта ситуация парадоксальных требований членов семьи друг к другу, которые не могут быть исполнены, — это ситуация, когда выбор никогда не бывает правильным, так как непонятно, на какой из коммуникативных каналов нужно реагировать [Варга А.Я., 2001; Черников А. В., 2001]. Парадоксальные команды создают у их получателя ощущение тупика и часто приводят к крайностям. Особенно вредными они являются там, где существует неравный статус участников взаимодействия и наложен запрет на их обсуждение. В семейной системе взаимоотношения и межличностная коммуникация управляются семейными правилами. Они представляют собой устойчиво используемые способы поведения, определяют распределение семейных ролей и функций, места в семейной иерархии, что позволено, а что нет, т.е. описывают правила взаимодействия [Варга А.Я., 2001; Черников А.В., 2001; Эйдемил
лер Э. Г., 1999]. Уровень правил является метауровнем по отношению к уровню коммуникаций. Выделяют шесть основных аспектов, касающихся уровня правил [Черников А. В., 2001]. 1. Основная задача этих правил — контролировать способы взаимодействия в семье. Они определяют, как люди должны вести себя в определенных ситуациях и обстоятельствах, что приемлемо, а что нет. Правила также могут говорить о том, какие последствия влечет за собой их выполнение или невыполнение. 2. Люди все время вовлечены в процесс определения правил своего взаимодействия (например, в период ухаживания, после свадьбы). 3. На каждой стадии жизненного цикла должно происходить серьезное изменение правил функционирования. Когда старые правила приходят в противоречие с изменившейся ситуацией, в семье происходит кризис. 4. Правила могут быть гласные и негласные. Гласные правила предъявляются открыто, их можно обсуждать, о них можно спорить и их можно менять. Негласные правила также регулируют взаимоотношения, но открыто не рассматриваются и не обсуждаются. Если они упоминаются, то могут даже отрицаться наиболее приверженными к ним членами семьи. В некоторых семьях, например, негласным правилом является участие бабушки во всех делах. 5. Правила в разных семьях разные. Когда молодые люди вступают в брак, перед ними обычно возникает задача совместить зачастую конфликтные правила взаимодействия, принятые в родительских семьях. 6. Правила взаимодействия задают внешние и внутренние границы в семье. Члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением. Взаимодействие родителей между собой отличается от их взаимодействия с детьми. Коммуникативные правила помогают семейной системе сохранять равновесие. В процессе развития происходит обучение детей этим правилам. Если правила не соблюдаются, у членов семьи нарастает тревога. В дисфункциональных семьях обычно существует много негласных правил, нередко представляющих собой негативные последовательности: когда устойчивые способы (правила) поведения одних членов семьи тесно связаны с правилами других, последние же, в свою очередь, оказываются связанными с третьими и т.д. Нередко последовательности охватывают значительное количество различных видов поведения в семье, бывают весьма длительными, причиной чего является действие закона гомеостаза. Важным источником устойчивости является совокупность негативных явлений, образующих замкнутый круг и последовательно обусловливающих друг друга [Эйдемиллер ЭТ., 1999].
Семейные правила играют большую роль в жизни семьи, определяют различные стороны внутрисемейных взаимодействий. Так, по мнению Хейли [см.: Черников А.В., 2001], конфликт в браке может быть сфокусирован: 1) на несогласии в правилах совместной жизни; 2) на несогласии в том, кто устанавливает эти правила; 3) на попытках провести в жизнь правила, несовместимые друг с другом.
Разрешение конфликтов
Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, решение которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов членов семьи. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия [Карабанова О.А., 2001]. Принято считать, что важно не столько уметь предотвращать конфликты, сколько эффективно их решать. Избегание конфликта не разрешает проблему противоречий в семье, а только усугубляет ее, сохраняя депривацию значимых потребностей членов семьи. Конфликт может быть конструктивным и деструктивным, повышать степень сплоченности, ценностно-смыслового единства и эффективности функционирования семьи либо усиливать ее дисфункциональность. Различают актуальные конфликты, т.е. конфликты, реализуемые в настоящее время и непосредственно связанные с определенной проблемой, и прогрессирующие конфликты, в которых масштаб и интенсивность противостояния участников конфликта все более нарастают. Выделяют также привычные конфликты, возникающие по любому поводу и характеризующиеся эмоциональной усталостью партнеров, не прилагающих реальных усилий для их разрешения. За привычными конфликтами, как правило, скрыты реальные противоречия, подавленные и вытесненные из сознания [Карабанова О.А., 2001; Социологический энциклопедический словарь, 1998]. По степени выраженности конфликты могут быть открытыми, явно проявляющимися в поведении, и неявными, скрытыми. Последний вариант представляет особую опасность, так как приводит к возникновению коммуникационной проблемы, когда истинная причина конфликта не является предметом обсуждения и, более того, часто даже не осознается. Наиболее распространенными проблемами в супружеских отношениях являются нарушения общения, проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях, нереалистические ожида ния, предъявляемые к семье и супругу, сексуальные проблемы, неспособность эффективно решать семейные проблемы, отсутствие тепла в отношениях, дефицит близости и доверительности, воспитание детей, болезнь (психическая или физическая) одного из супругов — проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи [Алешина Ю. Е., 2000; Карабанова О. А., 2001]. На всем протяжении процесс функционирования семьи может рассматриваться как решение семьей стоящих перед ней задач, которые в свою очередь имеют определенную структуру, организуются на основе структурных схем в соответствующие типологии и своими характеристиками влияют на течение группового процесса и его эффективность. Успешное развертывание группового процесса требует немалых усилий по его организации, поддержанию целевой направленности, координации индивидуальных действий.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.007 с.) |