Особенности межличностной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности межличностной коммуникации



 

Межличностная коммуникация в семье отвечает задачам обме­на информацией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельности, установления и развития межличност­ных отношений, познания партнера и самопознания. Отличитель­ными особенностями межличностной коммуникации в семье яв­ляются высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения [Карабанова О. А., 2001].

Под коммуникацией обычно понимается обмен сообщениями. Он может осуществляться как с помощью речи, так и невербаль­ными средствами. Выделяют несколько уровней коммуникации. Так, существует мета коммуникация, принадлежащая более вы­сокому логическому уровню (п+ 1) по сравнению с уровнем ком­муникации (п).

Метакоммуникация представляет собой комментарий или со­общение по поводу коммуникации. Метакоммуникация также может быть вербальной и невербальной и обычно представляет собой сигналы, помогающие правильно понять контекст сообще­ния (например, является ли сказанная фраза шуткой или оскорб­лением и т.п.). Метакоммуникативные сигналы могут расходиться с вербальными компонентами коммуникации, следствием чего является неконгруэнтное сообщение, приводящее к ошибочному восприятию информации [Бедлер Р. и др., 1999; Сатир В., 2000]. Построение высказывания одновременно на двух логических уров­нях, противоречащих друг другу, приводит к парадоксу. В семей­ной терапии довольно часта ситуация парадоксальных требова­ний членов семьи друг к другу, которые не могут быть исполне­ны, — это ситуация, когда выбор никогда не бывает правиль­ным, так как непонятно, на какой из коммуникативных каналов нужно реагировать [Варга А.Я., 2001; Черников А. В., 2001]. Пара­доксальные команды создают у их получателя ощущение тупика и часто приводят к крайностям. Особенно вредными они являются там, где существует неравный статус участников взаимодействия и наложен запрет на их обсуждение.

В семейной системе взаимоотношения и межличностная ком­муникация управляются семейными правилами. Они представля­ют собой устойчиво используемые способы поведения, определя­ют распределение семейных ролей и функций, места в семейной иерархии, что позволено, а что нет, т.е. описывают правила взаи­модействия [Варга А.Я., 2001; Черников А.В., 2001; Эйдемил­


лер Э. Г., 1999]. Уровень правил является метауровнем по отноше­нию к уровню коммуникаций.

Выделяют шесть основных аспектов, касающихся уровня пра­вил [Черников А. В., 2001].

1. Основная задача этих правил — контролировать способы взаимодействия в семье. Они определяют, как люди должны вести себя в определенных ситуациях и обстоятельствах, что приемле­мо, а что нет. Правила также могут говорить о том, какие послед­ствия влечет за собой их выполнение или невыполнение.

2. Люди все время вовлечены в процесс определения правил своего взаимодействия (например, в период ухаживания, после свадьбы).

3. На каждой стадии жизненного цикла должно происходить серьезное изменение правил функционирования. Когда старые правила приходят в противоречие с изменившейся ситуацией, в семье происходит кризис.

4. Правила могут быть гласные и негласные. Гласные правила предъявляются открыто, их можно обсуждать, о них можно спо­рить и их можно менять. Негласные правила также регулируют взаи­моотношения, но открыто не рассматриваются и не обсуждаются. Если они упоминаются, то могут даже отрицаться наиболее при­верженными к ним членами семьи. В некоторых семьях, например, негласным правилом является участие бабушки во всех делах.

5. Правила в разных семьях разные. Когда молодые люди всту­пают в брак, перед ними обычно возникает задача совместить за­частую конфликтные правила взаимодействия, принятые в роди­тельских семьях.

6. Правила взаимодействия задают внешние и внутренние гра­ницы в семье. Члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением. Взаимодействие родителей между собой отличается от их взаимодействия с детьми.

Коммуникативные правила помогают семейной системе сохра­нять равновесие. В процессе развития происходит обучение детей этим правилам. Если правила не соблюдаются, у членов семьи нарастает тревога.

В дисфункциональных семьях обычно существует много неглас­ных правил, нередко представляющих собой негативные последо­вательности: когда устойчивые способы (правила) поведения од­них членов семьи тесно связаны с правилами других, последние же, в свою очередь, оказываются связанными с третьими и т.д. Нередко последовательности охватывают значительное количество различных видов поведения в семье, бывают весьма длительны­ми, причиной чего является действие закона гомеостаза. Важным источником устойчивости является совокупность негативных яв­лений, образующих замкнутый круг и последовательно обуслов­ливающих друг друга [Эйдемиллер ЭТ., 1999].


Семейные правила играют большую роль в жизни семьи, опре­деляют различные стороны внутрисемейных взаимодействий. Так, по мнению Хейли [см.: Черников А.В., 2001], конфликт в браке может быть сфокусирован: 1) на несогласии в правилах совмест­ной жизни; 2) на несогласии в том, кто устанавливает эти прави­ла; 3) на попытках провести в жизнь правила, несовместимые друг с другом.

 

Разрешение конфликтов

 

Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельно­сти с проблемными ситуациями, решение которых осуществляет­ся в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов членов семьи. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия [Карабанова О.А., 2001].

Принято считать, что важно не столько уметь предотвращать конфликты, сколько эффективно их решать. Избегание конфлик­та не разрешает проблему противоречий в семье, а только усугуб­ляет ее, сохраняя депривацию значимых потребностей членов семьи. Конфликт может быть конструктивным и деструктивным, повышать степень сплоченности, ценностно-смыслового единства и эффективности функционирования семьи либо усиливать ее дисфункциональность.

Различают актуальные конфликты, т.е. конфликты, реализуе­мые в настоящее время и непосредственно связанные с опреде­ленной проблемой, и прогрессирующие конфликты, в которых мас­штаб и интенсивность противостояния участников конфликта все более нарастают.

Выделяют также привычные конфликты, возникающие по лю­бому поводу и характеризующиеся эмоциональной усталостью партнеров, не прилагающих реальных усилий для их разрешения. За привычными конфликтами, как правило, скрыты реальные противоречия, подавленные и вытесненные из сознания [Караба­нова О.А., 2001; Социологический энциклопедический словарь, 1998].

По степени выраженности конфликты могут быть открытыми, явно проявляющимися в поведении, и неявными, скрытыми. По­следний вариант представляет особую опасность, так как приво­дит к возникновению коммуникационной проблемы, когда ис­тинная причина конфликта не является предметом обсуждения и, более того, часто даже не осознается.

Наиболее распространенными проблемами в супружеских от­ношениях являются нарушения общения, проблемы власти и влия­ния в супружеских взаимоотношениях, нереалистические ожида­


ния, предъявляемые к семье и супругу, сексуальные проблемы, неспособность эффективно решать семейные проблемы, отсутствие тепла в отношениях, дефицит близости и доверительности, вос­питание детей, болезнь (психическая или физическая) одного из супругов — проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи [Алешина Ю. Е., 2000; Карабанова О. А., 2001].

На всем протяжении процесс функционирования семьи может рассматриваться как решение семьей стоящих перед ней задач, которые в свою очередь имеют определенную структуру, органи­зуются на основе структурных схем в соответствующие типологии и своими характеристиками влияют на течение группового про­цесса и его эффективность.

Успешное развертывание группового процесса требует нема­лых усилий по его организации, поддержанию целевой направ­ленности, координации индивидуальных действий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.007 с.)