Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характер эмоциональных связей в семье
Одним из главных и наиболее адекватных мотивов для вступления в брак является чувство любви, которое служит интегрирующим фактором в дальнейшем функционировании семьи. В качестве родового понятия любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и др., — от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в значимом другом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство стало одной из причин того, что разные философские и психологические направления либо допускали неправомерную абсолютизацию биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту, либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство. Хотя физиологические потребности и являются предпосылкой возникновения и поддержания чувства любви, однако, в связи с тем что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках является общественно-истори чески обусловленным чувством, своеобразно отражающим социальные отношения и особенности культуры, выступающим в качестве нравственной основы отношений в институте брака [Ильин Е.П., 2001]. Выделяют несколько разновидностей любви. Так, говорят об активной и пассивной формах любви: в первом случае любят, а во втором — позволяют себя любить. Подразделяют кратковременную любовь — влюбленность и длительную — страстную любовь. Э. Фромм, К. Изард и другие говорят о любви родителей к своим детям (родительская, материнская и отцовская любовь), детей к своим родителям (сыновняя, дочерняя), между братьями и сестрами (сиблинговая любовь), между мужчиной и женщиной (романтическая любовь), ко всем людям (христианская любовь), любовь к Богу, а также о взаимной и неразделенной любви. Любовь проявляется в постоянной заботе об объекте любви, в чуткости к его потребностям и в готовности удовлетворить их, а также при обострении переживания этого чувства (сентиментальности) — в нежности и ласке. Какие эмоциональные переживания сопутствуют человеку при проявлении им нежности и ласки, сказать трудно. Это что-то неясное, почти эфемерное, практически не поддающееся осознанному анализу. Эти переживания сродни положительному эмоциональному тону впечатлений, которые тоже довольно сложно вербализовать, если не считать, что человек ощущает что-то приятное, близкое к легкой и тихой радости.
Сексуальная любовь, по Э. Фромму, является отношением между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе, отождествляет себя с ним, испытывает потребность в сближении, объединении; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления и, что весьма существенно, добровольно духовно и физически отдает себя другому и стремится взаимно обладать им (Д. Майерс). Р. Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви. Перваясоставляющаялюбви — интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чувствуют себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; желание сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами, а также общие интересы. Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться негативными чувствами (раздражением, гневом), возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым. Втораясоставляющая л ю б в и — страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.
Между интимностью и страстью соотношения не однозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость — страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением. Третьясоставляющаялюбви — решение, обязательство (ответственность). У нее есть кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект — в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»). Эта составляющая (обязательство) неоднозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные комбинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отношений. Но эти виды любви представляют собой полярные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны. Большинство вступающих в брачные отношения полагают, что они руководствуются совершенной любовью. Однако нередки случаи, когда" за таковую принимают банальное увлечение. Чаще всего бывает, что страсть в ходе супружеской жизни умирает, а ее место занимает любовь-товарищество. Острой стадией любви является влюбленность. Однако если влюбляются чаще во внешне красивых, то любят за душевную красоту, тем более что внешняя красота невечна [Майерс Д., 2002].
Ролевая структура семьи
Основными параметрами ролевой структуры семьи является характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т. е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла [Карабанова О.А., 2001]. Главенство в семье определяет руководство и организацию функционирования семьи, характер принятия решений, меру участия членов семьи в управлении жизнедеятельностью семьи, отношения власти как доминирования и подчинения. Характер распределения функций и мера участия членов семьи в решении проблем являются основаниями для установления фак тического главенства в семье. Однако наряду с фактическим главенством существует и формальное главенство, т.е. главенство, приписываемое по определенным правилам. В случае расхождения фактического и формального главенства возникают конфликты, направленные на признание фактического руководства, или борьба за установление главенства одного из членов семьи. Традиционно формальное главенство приписывается мужу, в то время как фактическое персональное главенство в равной степени распределяется между мужем и женой. Ролевая структура семьи обеспечивает выполнение функций семьи и удовлетворение потребностей всех ее членов. Роль — нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулируются нормами, выработанными и принятыми группой, т.е. определенными правилами, которым необходимо подчиняться для реализации совместной деятельности группы [Андреева Г. М., 1980]. Существуют правила, предписания, касающиеся как принятия ролей, так и их исполнения. Имеют место также контроль за выполнением роли и санкции, как внешние, так и внутренние, направленные на восстановление баланса семейной деятельности за счет определенного воздействия на члена семьи, не выполняющего свою роль.
Чтобы семья эффективно функционировала, ее ролевая структура должна отвечать следующим требованиям: 1) непротиворечивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом; 2) выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи; 3) принятые роли должны соответствовать возможностям личности, не должно быть явления «ролевой перегрузки». В ролевой структуре семьи выделяют план межличностных и план конвенциональных ролей. Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением и регулируются правом, моралью, традициями; они стандартизированы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи, представляя собой перечень форм поведения и способов их реализации. Межличностные роли индивидуализированы, определяются конкретным характером межличностных отношений в семье, кристаллизуя в себе уникальный опыт семейного межличностного общения. Конвенциональные роли могут быть классифицированы по двум основаниям: 1) в соответствии со статусом родственных отношений (определяются историческими, культурными, этническими особенностями и значительно варьируются); 2) по функциональному принципу. Принятие ролей осуществляется в соответствии с социокультурными нормами и стандартами, определяющими критерии оценки успешности выполнения ролей. Ролевое поведение характеризуется степенью идентификации исполнителя с ролью, т.е. степенью принятия ответственности за выполнение роли, ролевой компетентностью, сформированнос-тью мотивационного и операционно-технического компонентов ролевого поведения и конфликтностью роли, т.е. противоречивостью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для реализации роли [Карабанова О.А., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999]. Значительное влияние на ролевое поведение оказывает фактор родительской семьи. Особенно это важно для российской действительности, в которой распространены двухпоколенные семьи. Принятие и исполнение ролей испытывают два типа воздействия родительской семьи, часто неосознаваемых: 1) повторение (воспроизведение) в собственной семье характера распределения семейных ролей и исполнение усвоенных ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье; 2) отвержение семейного уклада родительской семьи [Варга А.Я., 2001; Карабанова О.А., 2001].
На характер принятия межличностных ролей в семье влияют также порядок рождения и наличие братьев и сестер, т.е. сиблин-говые отношения в материнской семье супругов. Модель отношений с братьями и сестрами, позиция в этих отношениях с легкостью переносятся на собственного супруга и детей, определяют претензии на лидерство, отношение к вопросам власти, сотрудничества, кооперации, соревновательности [Варга А.Я., 2001; Карабанова О.А., 2001]. Возможные варианты сиблинговой позиции: единственный ребенок, старший ребенок, средний ребенок, младший ребенок. Репертуар усвоенных в детстве и подростничестве межличностных ролей и опыт их исполнения переносятся супругами в свою семейную жизнь, определяя характер межличностного взаимодействия. Можно выделить следующие вариантысочетания ролевыхожиданий в зависимости от сиблинговых позиций [Черников А. В., 2001]. • Комплементарный брак — взаимодополняющие сиблинго-вые позиции супругов. В этом случае наблюдается наиболее благоприятный вариант формирования ролевой структуры: есть взаимодополняющие ожидания, готовые стереотипы межличностных ролей и опыт их исполнения. • Частично комплементарный брак как частичное совпадение сиблинговых позиций супругов (например, позиции среднего и старшего ребенка) лишь частично согласует ожидания супругов в отношении межличностного взаимодействия. • Некомплементарный брак как тождественность сиблинговых позиций супругов приводит к конкуренции в борьбе за присвоение одной и той же межличностной роли. Естественно, не существует жесткой зависимости формирования межличностных ролей и взаимодействия в семье от степени комплементарное™ сиблинговых позиций, хотя такое влияние и несомненно. Длина и легкость пути к взаимопониманию определяются, скорее, личностными особенностями супругов. Степень комплементарности по-разному определяет характер межличностных ролей и степень удовлетворенности браком на разных стадиях супружества. Чем моложе семья, тем сильнее выражено это влияние [Карабанова О.А., 2001]. В разных культурах порядок рождения влияет на ролевое поведение по-разному. В современной западной культуре влияние приобретает другой характер в связи с тем, что в определенных слоях становится все меньше браков, а также растет количество одиноких людей, живущих всю жизнь вне брака [Варга А.Я., 2001]. Принятие семейных ролей в значительной мере определяется также влиянием особенностей мотивационно-потребностной, ценностно-смысловой сферы членов семьи, а также личностных особенностей каждого из членов семьи [Кочарян Г.С, 1994]. Показателем дисфункциональное™ семейной системы служит появление патологизирующих ролей, которые позволяют системе сохранить стабильность. В их основе лежат защитные механизмы, обусловленные наличием личностных проблем каждого из членов семьи, а также нарушением функционирования семьи в целом [Карабанова О.А., 2001].
Патологизирующие роли оказывают психотравмирующее действие как на их исполнителя, так и на остальных членов семьи и на семью в целом. Они могут быть индивидуальными и семейными. К индивидуальным патологизирующим ролям относят такие роли, как «семейный козел отпущения», «позор семьи», «любимчик», «беби», «больной член семьи» и др. В случае семейных патологизирующих ролей причины лежат в области нарушений в системе «семья—социальное окружение». В случае гармоничного развития семьи формируется адекватный образ «Мы», включающий определение супружеских отношений, согласованное ролевое поведение и стиль жизни семьи. Источником формирования образа «Мы» является совместная деятельность и внутрисемейное общение. В случае возникновения дисфункции семьи и*нарушений межличностной коммуникации формируется неадекватный образ «Мы» — так называемые семейные мифы, выполняющие функцию регуляции отношений в дисфункциональной семье [Карабанова О.А., 2001]. Семейные мифы как «сложное семейное знание» [Варга А.Я., 2001] присущи и гармоничной семье, но в отличие от дисфунк циональных семей актуальны не всегда, а только в моменты каких-то серьезных социальных перемен и т.п., позволяя семье повысить сплоченность и справиться с трудностями.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.016 с.) |