Характер эмоциональных связей в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер эмоциональных связей в семье



Одним из главных и наиболее адекватных мотивов для вступ­ления в брак является чувство любви, которое служит интегриру­ющим фактором в дальнейшем функционировании семьи.

В качестве родового понятия любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глуби­ной, силой, предметной направленностью и др., — от сравни­тельно слабо выраженных одобрительных отношений до цели­ком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.

Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечиваю­щей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть про­долженной, идеально представленной в значимом другом, прак­тически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство стало одной из причин того, что разные философ­ские и психологические направления либо допускали неправо­мерную абсолютизацию биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту, либо, отрицая и принижая физиологи­ческую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство. Хотя физиологические потребности и являются предпосылкой воз­никновения и поддержания чувства любви, однако, в связи с тем что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках является общественно-истори­


чески обусловленным чувством, своеобразно отражающим соци­альные отношения и особенности культуры, выступающим в ка­честве нравственной основы отношений в институте брака [Иль­ин Е.П., 2001].

Выделяют несколько разновидностей любви. Так, говорят об активной и пассивной формах любви: в первом случае любят, а во втором — позволяют себя любить. Подразделяют кратковремен­ную любовь — влюбленность и длительную — страстную любовь. Э. Фромм, К. Изард и другие говорят о любви родителей к своим детям (родительская, материнская и отцовская любовь), детей к своим родителям (сыновняя, дочерняя), между братьями и сестра­ми (сиблинговая любовь), между мужчиной и женщиной (роман­тическая любовь), ко всем людям (христианская любовь), любовь к Богу, а также о взаимной и неразделенной любви.

Любовь проявляется в постоянной заботе об объекте любви, в чуткости к его потребностям и в готовности удовлетворить их, а также при обострении переживания этого чувства (сентименталь­ности) — в нежности и ласке. Какие эмоциональные пережива­ния сопутствуют человеку при проявлении им нежности и лас­ки, сказать трудно. Это что-то неясное, почти эфемерное, прак­тически не поддающееся осознанному анализу. Эти переживания сродни положительному эмоциональному тону впечатлений, которые тоже довольно сложно вербализовать, если не считать, что человек ощущает что-то приятное, близкое к легкой и тихой радости.

Сексуальная любовь, по Э. Фромму, является отношением меж­ду людьми, когда один человек рассматривает другого как близ­кого, родственного самому себе, отождествляет себя с ним, ис­пытывает потребность в сближении, объединении; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления и, что весьма существенно, добровольно духовно и физически отдает себя дру­гому и стремится взаимно обладать им (Д. Майерс).

Р. Стернберг разработал трехкомпонентную теорию любви. Перваясоставляющаялюбви — интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях. Любящие чув­ствуют себя связанными друг с другом.

Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; желание сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и на­дежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое жела­ние; обмен мыслями и чувствами, а также общие интересы.

Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены ис­креннего обмена чувствами. Близость может разрушаться нега­тивными чувствами (раздражением, гневом), возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым.


Втораясоставляющая л ю б в и — страсть. Она приво­дит к физическому влечению и к сексуальному поведению в от­ношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не явля­ются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную ми­нуту.

Между интимностью и страстью соотношения не однознач­ные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровожда­ется близостью, а близость — страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

Третьясоставляющаялюбви — решение, обязатель­ство (ответственность). У нее есть кратковременный и долговре­менный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект — в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

Эта составляющая (обязательство) неоднозначно соотносится с двумя предыдущими. Чтобы продемонстрировать возможные ком­бинации, Р. Стернберг разработал систематику любовных отно­шений. Но эти виды любви представляют собой полярные случаи. Большинство реальных любовных отношений попадает в проме­жутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви континуальны, а не дискретны.

Большинство вступающих в брачные отношения полагают, что они руководствуются совершенной любовью. Однако нередки слу­чаи, когда" за таковую принимают банальное увлечение. Чаще все­го бывает, что страсть в ходе супружеской жизни умирает, а ее место занимает любовь-товарищество.

Острой стадией любви является влюбленность. Однако если влюб­ляются чаще во внешне красивых, то любят за душевную красо­ту, тем более что внешняя красота невечна [Майерс Д., 2002].

 

Ролевая структура семьи

 

Основными параметрами ролевой структуры семьи является ха­рактер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т. е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла [Карабанова О.А., 2001].

Главенство в семье определяет руководство и организацию функционирования семьи, характер принятия решений, меру уча­стия членов семьи в управлении жизнедеятельностью семьи, от­ношения власти как доминирования и подчинения.

Характер распределения функций и мера участия членов семьи в решении проблем являются основаниями для установления фак­


тического главенства в семье. Однако наряду с фактическим гла­венством существует и формальное главенство, т.е. главенство, приписываемое по определенным правилам. В случае расхождения фактического и формального главенства возникают конфликты, направленные на признание фактического руководства, или борьба за установление главенства одного из членов семьи. Традиционно формальное главенство приписывается мужу, в то время как фак­тическое персональное главенство в равной степени распределя­ется между мужем и женой.

Ролевая структура семьи обеспечивает выполнение функций семьи и удовлетворение потребностей всех ее членов. Роль — нор­мативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулируются нормами, выработанными и принятыми группой, т.е. определенными правилами, которым необходимо подчинять­ся для реализации совместной деятельности группы [Андреева Г. М., 1980]. Существуют правила, предписания, касающиеся как принятия ролей, так и их исполнения. Имеют место также конт­роль за выполнением роли и санкции, как внешние, так и внут­ренние, направленные на восстановление баланса семейной дея­тельности за счет определенного воздействия на члена семьи, не выполняющего свою роль.

Чтобы семья эффективно функционировала, ее ролевая струк­тура должна отвечать следующим требованиям: 1) непротиворе­чивость совокупности ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семь­ей в целом; 2) выполнение ролей должно обеспечивать удовлет­ворение потребностей всех членов семьи; 3) принятые роли долж­ны соответствовать возможностям личности, не должно быть яв­ления «ролевой перегрузки».

В ролевой структуре семьи выделяют план межличностных и план конвенциональных ролей. Конвенциональные роли предпи­саны социокультурным окружением и регулируются правом, мо­ралью, традициями; они стандартизированы, определяют по­стоянные права и обязанности членов семьи, представляя со­бой перечень форм поведения и способов их реализации. Меж­личностные роли индивидуализированы, определяются конкрет­ным характером межличностных отношений в семье, кристал­лизуя в себе уникальный опыт семейного межличностного об­щения.

Конвенциональные роли могут быть классифицированы по двум основаниям: 1) в соответствии со статусом родственных отноше­ний (определяются историческими, культурными, этническими особенностями и значительно варьируются); 2) по функциональ­ному принципу.


Принятие ролей осуществляется в соответствии с социокуль­турными нормами и стандартами, определяющими критерии оцен­ки успешности выполнения ролей.

Ролевое поведение характеризуется степенью идентификации исполнителя с ролью, т.е. степенью принятия ответственности за выполнение роли, ролевой компетентностью, сформированнос-тью мотивационного и операционно-технического компонентов ролевого поведения и конфликтностью роли, т.е. противоречиво­стью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для реализации роли [Карабанова О.А., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999].

Значительное влияние на ролевое поведение оказывает фактор родительской семьи. Особенно это важно для российской действи­тельности, в которой распространены двухпоколенные семьи.

Принятие и исполнение ролей испытывают два типа воздей­ствия родительской семьи, часто неосознаваемых: 1) повторение (воспроизведение) в собственной семье характера распределения семейных ролей и исполнение усвоенных ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье; 2) отвержение се­мейного уклада родительской семьи [Варга А.Я., 2001; Карабано­ва О.А., 2001].

На характер принятия межличностных ролей в семье влияют также порядок рождения и наличие братьев и сестер, т.е. сиблин-говые отношения в материнской семье супругов. Модель отноше­ний с братьями и сестрами, позиция в этих отношениях с легко­стью переносятся на собственного супруга и детей, определяют претензии на лидерство, отношение к вопросам власти, сотруд­ничества, кооперации, соревновательности [Варга А.Я., 2001; Ка­рабанова О.А., 2001].

Возможные варианты сиблинговой позиции: единственный ребенок, старший ребенок, средний ребенок, младший ребенок.

Репертуар усвоенных в детстве и подростничестве межличност­ных ролей и опыт их исполнения переносятся супругами в свою семейную жизнь, определяя характер межличностного взаимодей­ствия. Можно выделить следующие вариантысочетания ролевыхожиданий в зависимости от сиблинговых позиций [Черников А. В., 2001].

• Комплементарный брак — взаимодополняющие сиблинго-вые позиции супругов. В этом случае наблюдается наиболее благо­приятный вариант формирования ролевой структуры: есть взаи­модополняющие ожидания, готовые стереотипы межличностных ролей и опыт их исполнения.

• Частично комплементарный брак как частичное совпадение сиблинговых позиций супругов (например, позиции среднего и старшего ребенка) лишь частично согласует ожидания супругов в отношении межличностного взаимодействия.


• Некомплементарный брак как тождественность сиблинговых позиций супругов приводит к конкуренции в борьбе за присвое­ние одной и той же межличностной роли.

Естественно, не существует жесткой зависимости формирова­ния межличностных ролей и взаимодействия в семье от степени комплементарное™ сиблинговых позиций, хотя такое влияние и несомненно. Длина и легкость пути к взаимопониманию опреде­ляются, скорее, личностными особенностями супругов. Степень комплементарности по-разному определяет характер межличност­ных ролей и степень удовлетворенности браком на разных стадиях супружества. Чем моложе семья, тем сильнее выражено это влия­ние [Карабанова О.А., 2001].

В разных культурах порядок рождения влияет на ролевое пове­дение по-разному. В современной западной культуре влияние при­обретает другой характер в связи с тем, что в определенных слоях становится все меньше браков, а также растет количество одино­ких людей, живущих всю жизнь вне брака [Варга А.Я., 2001].

Принятие семейных ролей в значительной мере определяется также влиянием особенностей мотивационно-потребностной, цен­ностно-смысловой сферы членов семьи, а также личностных осо­бенностей каждого из членов семьи [Кочарян Г.С, 1994].

Показателем дисфункциональное™ семейной системы служит появление патологизирующих ролей, которые позволяют системе сохранить стабильность. В их основе лежат защитные механизмы, обусловленные наличием личностных проблем каждого из членов семьи, а также нарушением функционирования семьи в целом [Карабанова О.А., 2001].

Патологизирующие роли оказывают психотравмирующее дей­ствие как на их исполнителя, так и на остальных членов семьи и на семью в целом. Они могут быть индивидуальными и семейными. К индивидуальным патологизирующим ролям относят такие роли, как «семейный козел отпущения», «позор семьи», «любимчик», «беби», «больной член семьи» и др. В случае семейных патологизи­рующих ролей причины лежат в области нарушений в системе «се­мья—социальное окружение».

В случае гармоничного развития семьи формируется адекват­ный образ «Мы», включающий определение супружеских отно­шений, согласованное ролевое поведение и стиль жизни семьи. Источником формирования образа «Мы» является совместная дея­тельность и внутрисемейное общение. В случае возникновения дис­функции семьи и*нарушений межличностной коммуникации формируется неадекватный образ «Мы» — так называемые семей­ные мифы, выполняющие функцию регуляции отношений в дис­функциональной семье [Карабанова О.А., 2001].

Семейные мифы как «сложное семейное знание» [Варга А.Я., 2001] присущи и гармоничной семье, но в отличие от дисфунк­


циональных семей актуальны не всегда, а только в моменты ка­ких-то серьезных социальных перемен и т.п., позволяя семье по­высить сплоченность и справиться с трудностями.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.016 с.)