I . Влияние немецких философов на формирование лингвистической концепции В. Гумбольдта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Влияние немецких философов на формирование лингвистической концепции В. Гумбольдта.



На формирование лингвистических взглядов В. Гумбольдта оказали влияние немецкие философы И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель.

Идеи Канта о непознаваемости «вещей в себе» переносятся Гумбольдтом на явления в языке: «Нам не дано познать форму языка в ее цельности». Подчеркивая связь языка и «народного духа», он утверждает, что эта связь остается для нас необъяснимой тайной.

Кант считает, что знание – это синтез ощущений и понятий. Условием такого синтеза является априорное единство самосознания, которое не зависит от конкретного содержания самих чувственных созерцаний, т.е. такая связь формальна. Гумбольдт также пытается выяснить, каким образом с помощью априорных форм разума образуется язык. Он пишет, что порождение языка является синтетическим процессом и синтез создает нечто, чего не было ни в одной из связанных частей.

Учение Гумбольдта об антиномиях языка (см. далее) также опирается на идеи Канта об антиномиях чистого разума. Давая различные, зачастую противоречивые определения языка Гумбольдт пытается установить диалектическую природу языка. Здесь же мы видим и влияние И. Фихте, который разрабатывал учение о диалектическом восприятии процесса деятельности.

Идея Ф. Шеллинга о тождестве субъективного и объективного в абсолютном разуме воспринимается Гумбольдтом при описании языка: язык субъективен по отношению к познаваемому, но объективен по отношению к человеку, так как объективное является тем, что должно быть постигнуто. «Когда человек субъективным путем языкового своеобразия приближается к этому (постижению), он должен приложить новое усилие для того, чтобы отделить субъективное и совершенно вычленить из него объект».

Учение Гегеля об абсолютной идее, высшую ступень развития которой представляет абсолютный дух – человечество, человеческая история, переносится Гумбольдтом на язык: «Язык всеми тончайшими фибрами своих корней связан с народным духом»; «Язык и духовные силы функционируют совместно и в равной степени составляют нераздельную деятельность разума». Исследуя диалектику исторических процессов, Гегель пишет и о двух периодах развития языка и считает, что с прогрессом цивилизации язык становится более бедным и менее расчлененным. Эта теория также нашла отражение в концепции Гумбольдта.

 

II. Определения языка в учении В. Гумбольдта: язык и дух народа; язык и развитие; язык и система; язык и знак; язык и речь.

Гумбольдт дает несколько определений языка.

1. Язык – это беспрерывная деятельность духа, стремящаяся превратить артикулированный звук в выражение мысли. Язык следует рассматривать в тесной связи с формированием «духа народа». Дух народа – комплекс интеллектуальных ценностей и вся совокупность культуры народа, его духовное своеобразие. «Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; его язык есть его дух, и его дух есть его язык – трудно себе представить что-либо более тождественное». Язык является своеобразным промежуточным миром между народом и окружающим его миром. «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит круг, из которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг». (См. неогумбольдтианскую теорию Л. Вейсгербера).

2. Язык – не мертвый продукт деятельности (ergon), а созидающий процесс, деятельность (energeia). Формой существования языка является его развитие.

3. Язык сравним с широкою тканью, в которой каждая нить переплетена со всеми другими. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого. Таким образом, Гумбольдт одним из первых в истории языкознания обосновывает системный характер языка.

4. Язык есть одновременно и отражение, и знак. Слово – знак отдельного понятия. Оно не определяет своим звуковым комплексом свойства предмета, оно является не эквивалентом чувственно воспринимаемого предмета, а его пониманием. Оно мотивировано тем характерным признаком предмета, который лег в основу его наименования и был закреплен языковой практикой. «Если, например, в санскрите слон называется либо дважды пьющим, либо двузубым, либо снабженным рукой, то в данном случае обозначаются четыре различных понятия, хотя имеется в виду один и тот же предмет». Таким образом, Гумбольдт подошел к созданию знаковой теории языка. (См. далее разработку этой теории Ф.де Соссюром).

5. Язык и речь. Все люди говорят на одном языке, но в то же самое время у каждого человека существует свой язык – речь отдельного индивидуума. Выдвигает задачу изучения живой разговорной речи. (См. теории младограмматиков).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.169 (0.005 с.)