Основы лингвистической концепции вильгельма гумбольдта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы лингвистической концепции вильгельма гумбольдта



ОСНОВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВИЛЬГЕЛЬМА ГУМБОЛЬДТА

1. Влияние немецких философов на формирование лингвистической концепции В. Гумбольдта.

2. Определения языка в учении В. Гумбольдта: язык и дух народа; язык и развитие; язык и система; язык и знак; язык и речь.

3. Понятие формы языка: внутренняя форма языка; материя (субстанция); звуковая форма языка.

4. Язык и мышление.

5. Происхождение и развитие языка. Морфологическая классификация языков.

6. Антиномии языка.

7. Выводы.

 

Основы теоретического языкознания восходят к работам немецкого ученого В. Гумбольдта (1767-1835) (изучал юриспруденцию, филологию, историю литературы в универститетах Франкфурта-на-Одере и Геттингена; работал директором департамента исповеданий и просвещения; участвовал в основании Берлинского университета, который носит имя братьев Гумбольдт (брат – знаменитый естествоиспытатель и географ); был на дипломатической службе.).

 

Основные работы В. Гумбольдта: трактат «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» (1820), трактат «О происхождении грамматических форм и об их влиянии на развитие идей» (1822, опубл.1824), «О природе грамматических форм вообще и о духе китайского языка в частности» (1827), «О буквенном письме и его связи с построением языка» (1824), «О языке кави на острове Ява» (1836-1839).

I. Влияние немецких философов на формирование лингвистической концепции В. Гумбольдта.

На формирование лингвистических взглядов В. Гумбольдта оказали влияние немецкие философы И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель.

Идеи Канта о непознаваемости «вещей в себе» переносятся Гумбольдтом на явления в языке: «Нам не дано познать форму языка в ее цельности». Подчеркивая связь языка и «народного духа», он утверждает, что эта связь остается для нас необъяснимой тайной.

Кант считает, что знание – это синтез ощущений и понятий. Условием такого синтеза является априорное единство самосознания, которое не зависит от конкретного содержания самих чувственных созерцаний, т.е. такая связь формальна. Гумбольдт также пытается выяснить, каким образом с помощью априорных форм разума образуется язык. Он пишет, что порождение языка является синтетическим процессом и синтез создает нечто, чего не было ни в одной из связанных частей.

Учение Гумбольдта об антиномиях языка (см. далее) также опирается на идеи Канта об антиномиях чистого разума. Давая различные, зачастую противоречивые определения языка Гумбольдт пытается установить диалектическую природу языка. Здесь же мы видим и влияние И. Фихте, который разрабатывал учение о диалектическом восприятии процесса деятельности.

Идея Ф. Шеллинга о тождестве субъективного и объективного в абсолютном разуме воспринимается Гумбольдтом при описании языка: язык субъективен по отношению к познаваемому, но объективен по отношению к человеку, так как объективное является тем, что должно быть постигнуто. «Когда человек субъективным путем языкового своеобразия приближается к этому (постижению), он должен приложить новое усилие для того, чтобы отделить субъективное и совершенно вычленить из него объект».

Учение Гегеля об абсолютной идее, высшую ступень развития которой представляет абсолютный дух – человечество, человеческая история, переносится Гумбольдтом на язык: «Язык всеми тончайшими фибрами своих корней связан с народным духом»; «Язык и духовные силы функционируют совместно и в равной степени составляют нераздельную деятельность разума». Исследуя диалектику исторических процессов, Гегель пишет и о двух периодах развития языка и считает, что с прогрессом цивилизации язык становится более бедным и менее расчлененным. Эта теория также нашла отражение в концепции Гумбольдта.

 

II. Определения языка в учении В. Гумбольдта: язык и дух народа; язык и развитие; язык и система; язык и знак; язык и речь.

Гумбольдт дает несколько определений языка.

1. Язык – это беспрерывная деятельность духа, стремящаяся превратить артикулированный звук в выражение мысли. Язык следует рассматривать в тесной связи с формированием «духа народа». Дух народа – комплекс интеллектуальных ценностей и вся совокупность культуры народа, его духовное своеобразие. «Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; его язык есть его дух, и его дух есть его язык – трудно себе представить что-либо более тождественное». Язык является своеобразным промежуточным миром между народом и окружающим его миром. «Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит круг, из которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг». (См. неогумбольдтианскую теорию Л. Вейсгербера).

2. Язык – не мертвый продукт деятельности (ergon), а созидающий процесс, деятельность (energeia). Формой существования языка является его развитие.

3. Язык сравним с широкою тканью, в которой каждая нить переплетена со всеми другими. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого. Таким образом, Гумбольдт одним из первых в истории языкознания обосновывает системный характер языка.

4. Язык есть одновременно и отражение, и знак. Слово – знак отдельного понятия. Оно не определяет своим звуковым комплексом свойства предмета, оно является не эквивалентом чувственно воспринимаемого предмета, а его пониманием. Оно мотивировано тем характерным признаком предмета, который лег в основу его наименования и был закреплен языковой практикой. «Если, например, в санскрите слон называется либо дважды пьющим, либо двузубым, либо снабженным рукой, то в данном случае обозначаются четыре различных понятия, хотя имеется в виду один и тот же предмет». Таким образом, Гумбольдт подошел к созданию знаковой теории языка. (См. далее разработку этой теории Ф.де Соссюром).

5. Язык и речь. Все люди говорят на одном языке, но в то же самое время у каждого человека существует свой язык – речь отдельного индивидуума. Выдвигает задачу изучения живой разговорной речи. (См. теории младограмматиков).

IV. Язык и мышление.

В работе «О различии организмов человеческого языка…» Гумбольдт дает еще одно определение языка как органа, образующего мысль, и подчеркивает единство языка и мышления. Умственная деятельность посредством звука в речи становится внешней и доступной для чувств. Язык есть обязательная предпосылка мышления и в условиях полной изоляции. Он пытается объяснить, каким образом происходит соединение понятия как категории мышления со звуком: «Обозначать понятие звуком – значит соединять две вещи, которые никогда не могут совершенно перейти одна в другую. Тем не менее, понятие не может отрешиться от слова, как человек не может скинуть с себя своей физиономии». Для соединения звука и понятия в слове нужен посредник. Этим посредником является представление о предмете, с которым сталкивается субъект. Представление объективируется (превращается в объект), не отрываясь от субъекта. Это возможно только с помощью языка. Без описанного процесса невозможно образование понятий, а тем самым и действительного мышления. (Эта проблема до сих пор обсуждается современными лингвистами.) Слово не является эквивалентом чувственно воспринимаемого предмета, а только побуждает человека определенным образом создавать понятие. Однако дух человека постоянно силится освободиться от уз языка: слова стесняют внутреннее чувство, которое всегда полнее их содержания. (Закладывается идея развития языка). Способ соединения понятий со звуком является общим для определенного народа, что делает возможным процесс общения.

 

VI. Антиномии языка.

  Противоречивые свойства языка Гумбольдт пытался сформулировать в виде антиномий (противоречий), в существовании которых он видел диалектику языка. В работе «О сравнительном изучении языков…» он признает существование в языке и мышлении следующих пар категорий без последовательной детализации этих понятий: положительное – отрицательное; часть – целое; единичное – множественное; следствие – причина; деятельность – возможность; относительное – абсолютное; пространство – время и другие. Более тщательно интерпретируются 9 антиномий.

Язык и мышление (см. Раздел IV).

Произвольность знака и мотивированность элементов языка. Нет связи между звуковым выражением и понятием, но связь элементов языка мотивирована, так как общие отношения предметов, подлежащих обозначению, и грамматические формы слова основываются большей частью на общих формах воззрения и логической упорядоченности понятий.

Объективное и субъективное в языке. Являясь по отношению к познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен. «Язык мне принадлежит, потому что я произвожу его моею собственною деятельностью; но так как я воспроизвожу его так, а не иначе потому, что так говорят и говорили все поколения…, то меня, очевидно, ограничивает сам язык». Это происходит в нем от общечеловеческой природы. Таким образом, язык, переходя от индивидуального (субъективного) к всеобъемлющему бытию, становится великим средством преобразования субъективного в объективное.

Язык как деятельность и как продукт деятельности. (см. Раздел II).

Устойчивость и движение в языке. В любой данный момент язык есть нечто постоянное и вместе с тем преходящее. Каждый индивидуум вносит свои изменения в язык, но в тоже время он воспринимает язык таким, каким он дан предшествующими поколениями.

Целое и единичное в языке. Язык принадлежит одновременно и отдельному человеку, и всему коллективу.

Индивидуальное и коллективное в языке. Языки можно считать творением народов, но в то же время они остаются творением отдельных лиц.

Язык и речь. (см. Раздел II).

Понимание и непонимание. «Никто не принимает слов совершенно в одном и том же смысле, и мелкие оттенки значений переливаются по всему пространству языка, как круги по воде при падении камня. Поэтому взаимное разумение между разговаривающими в то же время есть и недоразумение, и согласие в мыслях и чувствах в то же время и разногласие».

 

Выводы

С именем В. Гумбольдта связывают становление философии языка и теоретической лингвистики как самостоятельных наук. Его лингвистическая теория настолько широка и всеобъемлюща, что ее влияние продолжает сказываться и в современном языкознании, несмотря на некоторые противоречивые выводы и сложности при доказательстве отдельных аспектов концепции. Многие выводы Гумбольдта привлекли внимание не только зарубежных ученых, но и способствовали развитию лингвистической мысли в России (см. работы Н.Г. Чернышевского, А.А. Потебни, И.А. Бодуэна де Куртенэ и др.).

 

Лекция №

 

Выводы

Лингвистические теории Августа Шлейхера были основаны на научном мировоззрении ученых-философов (Г. Гегель), ученых-природоведов (Ч.Дарвин) и философов- языковедов (В.Гумбольдт) 19 века. Его классификации языков (морфологическая и генетическая), метод реконструкции праформ и теория развития языка представляют стройную и цельную систему положений и, несмотря на некоторые упомянутые недостатки, способствовали дальнейшему развитию языкознания.

ОСНОВЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВИЛЬГЕЛЬМА ГУМБОЛЬДТА

1. Влияние немецких философов на формирование лингвистической концепции В. Гумбольдта.

2. Определения языка в учении В. Гумбольдта: язык и дух народа; язык и развитие; язык и система; язык и знак; язык и речь.

3. Понятие формы языка: внутренняя форма языка; материя (субстанция); звуковая форма языка.

4. Язык и мышление.

5. Происхождение и развитие языка. Морфологическая классификация языков.

6. Антиномии языка.

7. Выводы.

 

Основы теоретического языкознания восходят к работам немецкого ученого В. Гумбольдта (1767-1835) (изучал юриспруденцию, филологию, историю литературы в универститетах Франкфурта-на-Одере и Геттингена; работал директором департамента исповеданий и просвещения; участвовал в основании Берлинского университета, который носит имя братьев Гумбольдт (брат – знаменитый естествоиспытатель и географ); был на дипломатической службе.).

 

Основные работы В. Гумбольдта: трактат «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития» (1820), трактат «О происхождении грамматических форм и об их влиянии на развитие идей» (1822, опубл.1824), «О природе грамматических форм вообще и о духе китайского языка в частности» (1827), «О буквенном письме и его связи с построением языка» (1824), «О языке кави на острове Ява» (1836-1839).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.014 с.)