Принцип конкретного патопсихологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип конкретного патопсихологического исследования



1. Организуется по типу функциональной пробы (функциональная проба заимствована из медицины: исследуемую функцию нагружают и наблюдают).

2. Обязательное учитывание личностного отношения

При шизофрении больной мог не стремиться к запоминанию. Либо больной агровирует. Мы должны выявить существует ли элемент симуляции.

Разное состояние, разное отношение к выполняемой работе.

3. Обязательный качественный анализ результатов исследования.

· оценка восприятия инструкции (тревожен, постоянно переспрашивает...)

· исследование организации деятельности на начальном этапе. Как быстро больной переходит от одного задания к другим. Как быстро и эффективно выполняет задания

· анализ, когда и какие ошибки возникают

· испытывает трудности с запоминанием и устает к концу

· испытывает трудности с запоминанием и устает в середине и к концу исследования

· при атрофических процессах головного мозга

· при сосудистых заболеваниях головного мозга

4. Анализируем качество ошибок: (например нарушение внимания: замедление внимания, много времени на ориентировку). Анализ критичности больного и использование им помощи.

После качественного - возможен и количественный анализ. Количественный анализ может показать выраженность нарушения (сколько слов запомнил), также статистический анализ результатов.

5. Обязательное применение нескольких методик даже при однократном исследовании больного. Т.е. методики частично должны перекрываться, для подтверждения диагноза.

В каждой методике есть несколько аспектов, которые можно выявить.

6. Желательность повторных исследований. На различных этапах лечения состояние больного может меняться. Исследование в динамике необходимо для больных с колебанием работоспособности.

Важно предварительное изучение истории болезни:

· для установления психологического контакта

· избежания дополнительных психотравм

· для вычленения задач психодиагностического исследования.

Особенность профессионализма: отступить от жесткого плана, должна быть спонтанность, гибкость в исследовании.

Анамнез - история жизни больного. Состояния со слов больного - субъективный анамнез. Со слов родственников - объективный анамнез.

Обратить внимание на психический статус больного: клинико-психопатологическая симптоматика (психиатрическая) и высказывание предположения о ведущем психопатологическом синдроме.

Анамнез пишется житейским языком, психический статус - медицинское заключение - медицинским языком.

В истории болезни должны быть данные объективных исследований. Они очень важны при органических нарушениях (педиатры, окулисты...).

Важный этап в патопсихологическом исследовании - беседа.

Выделяется несколько этапов:

1. Ознакомительный - выяснение жалоб, причина обращения, уровень критичности, личные особенности. Можно планировать ход обследования, корректировать по ходу. Выработать стратегию.

2. Сопутствующая беседа: беседа, которая проводится при выполнении заданий. Реакция на выполнение заданий. Для поддержания мотивации. Поддержка при неудачах.

3. Заключительная беседа. Даются рекомендации. Подводятся итоги. Оценка выполнения заданий. Важно смотреть хочет ли сам испытуемый узнать результаты.

Беседа - наиболее важный инструмент психолога.

 

Школа Полякова

Двигались в одном направлении с Зейгарник.

Поляков критиковал Зейгарник, что они выводят нарушения мышления в области других сфер.

В школе Полякова опирались на западные исследования. Использовали вероятностный подход для изучения шизофрении. Опирались на работы по эффекту сверхвключаемости при шизофрении.

Он заключил, что у больных шизофренией - существует нарушение механизма фильтрации исследования информации, который связан:

1. либо с нарушением подкорковых структур мозга

2. либо невозможность оттормозить эмоционально-насыщенные стимулы. Стимулы в силу эмоциональной заряженности оттормаживаются - возникают алогизма - нарушение логики.

3. Невозможность удержания установки на выполнение задания.

Поляков использовал общие психологические базы. Выдвинул свою гипотезу - у больных шизофренией нарушается вероятностная структура прошлого опыта. Вследствие чего больные шизофренией используют с равной вероятностью как существенные, так и латентные признаки. Т.е. наблюдается нарушение избирательности признаков из прошлого опыта. В школе Полякова - эти нарушения избирательности проявляется не только в мышлении, но и в других видах познавательной деятельности.

Исследование Критской: изучалось восприятие речевых стимулов у больных шизофренией. На магнитофон записывались фразы специально организованные по правилам статистической организации речи. Фразы имели контекст, в конце стояло смысловое слово. На него накладывался шум. Уровень шума был разный: сильный, средний и слабый. На каждой фразе свой шум. Смысловое слово в конце было либо высоко-, либо низковероятным.

Например: Врач надел белый фартук. - Низковероятно.

Двор порос зеленой травой. - Высоковероятно.

И больные и здоровые при высоком уровне шума затруднялись дать ответ. При слабом - одинаково успешно справлялись с заданием. Задание достаточно простое. При средней интенсивности шума - шизофреники обнаруживали большую перцептивную точность, чем норма.

Исследования Богданова: особенности зрительного восприятия больных шизофренией. С помощью тахистоскопа - аппарата, контролирующего время экспозиции стимула (например: доли секунды). Больным предъявляли карточки с различными изображениями.

При первом типе - изображение расфокусировано. Нечеткое изображение по 3 степеням: слабая расфокусировка, сильная расфокусировка, средняя. При втором типе: изображение нестандартное, изображение привычное. Например: перевернутый кораблик, ваза с фруктами, в которой лежит лампочка.

В норме у испытуемых среди фруктов в нечетком изображении - увидят грушу. В шизофреников - лампочка. Если шизофреники трудоспособны - то они очень креативны.

Эксперимент Мережко. Исследовалась мыслительная деятельность больного. 2 типа экспериментов:

1. использовались задания на исследование структуры понятий (например: исключение предметов, сравнение понятий (река-озеро, соловей - воробей).

Мережко выявил, что больные используют латентные, побочные признаки для решения заданий, хотя правильное решение для них доступно. Больным часто доступнее решение, чем норме. Например: предложить как можно больше решений воробей - соловей. Больной придумает больше признаков для сравнения, чем здоровый.

2. Использование творческих задач, которые основывались на нахождении некого признака путем изменения стереотипа. Задание: предложить больному подумать, если бы у него были весы, спички, гири, кусок свечи, карандаш, ручка. И все это нужно уравновесить для того, чтобы они через некоторое время вышли из равновесия. Ответ: поджечь свечу.

Шизофреники часто эффективнее при решении таких задач.

Независимо от дефекта и длительности заболевания больные используют латентные признаки в ситуациях решения познавательных задач.

Некие особенности мышления проявляются до заболевания. Многие до заболевания пациента с особенностями мышления - в итоге заболевали. Особенности мышления - признак предрасположенности к заболеванию.

Нарушения мотивационной сферы у данных больных есть. Нарушение мотивационной сферы также влияет на заболевание.

Дети с симптомами шизофрении - их интересы больше связаны с социально-практической деятельностью, межличностными отношениями. Формирование личности отличалось от нормы.

В основе нарушений при шизофрении лежат особенности мотивационно-личностной сферы. Они являются доминирующими в структуре патопсихологического синдрома.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.008 с.)