Тема: «обогащение предметного словаря  у дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «обогащение предметного словаря  у дошкольников



ТЕМА: «ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ  У ДОШКОЛЬНИКОВ

 С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (II УРОВЕНЬ)»

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

                                                                                                    Научный руководитель:

                       доцент,к.м.н.                         

                       Гаязова Г. А.

 

 

Работа допущена к защите 13.02.2013

Заведующий кафедрой _________ Р.Г. Аслаева

Дата представления     ________

Дата защиты               _________

Оценка                        __________

                                              УФА- 2013

                                               Содержание

Введение ………………………………………………………………….……….3

Глава I. Теоретическое изучение формирования словаря у детей с ОНР

1.1.Формирование предметного словаря у детей в онтогенезе……….………6

1.2.Психолого - педагогическая характеристика детей с ОНР..……….. ….....14

1.3. Особенности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень)….20                        

Выводы по I главе. …………………………………………………….............25  

Глава II. Состояние лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (II уровень)                       

2. 1. Цель, задачи и содержание констатирующего эксперимента ……………26

2.2.Анализ результатов констатирующего эксперимента………………….....32

Выводы по II главе ……………………………………………………………..41

Глава III. Логопедическая работа по обогащению лексического строя речи у детей с ОНР (II уровень)                       

3.1.Цель, задачи и содержание формирующего исследования……….………45

3.2.Контрольный    срез…………………………………………………………52

Выводы по III главе ……………………………………………………………56

Заключение ………………………………………………………………….….58

Список литературы ……………………………………………………………59

Тезаурус …………………………………………………………………………62

Приложение


Введение

   Словарь старшего дошкольника можно рассмотреть в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется (А. В. Захарова).

 Ранний период формирования речи, в том числе и овладения словом, всесторонне рассматривается в работах таких авторов, как М. М. Кольцова, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Д. Б. Эльконин, Е. С. Кубрякова и др.

     На настоящее время в исследованиях разных авторов достаточно широко представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическим и грамматическим компонентами оформления высказывания при общем недоразвитии речи. Вместе с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций.

    Формированию лексического словаря у детей посвящено множество исследований, в которых этот процесс освещается в психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах. Ранний этап развития речи у детей, овладения словом, широко описывается в трудах таких авторов, как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Е.Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Е.А. Стребелева, Д. Б. Эльконин и др.

    Л. С. Выготский отмечал: «Овладение речью - это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущей деятельностью» [6]. Изначально это предметная деятельность, позднее игровая, учебно- игровая и учебно-познавательная. В процесс овладения речи входит усвоение всех функций речи: номинативной, индикативной (указазательной), коммуникативной, когнитивной, регулирующей, обобщающей и эмотиотивной.

Для правильного формирования речи детей необходимо сочетание различных предпосылок: психологические, (сформированность высших познавательных функций: память, мышление и т.д.) анатомо-физиологических, (сохранность строения центральных и переферических отделов речевого аппарата) и социальные (благоприятные условия развития и воспитания ребенка в семье и социуме).

 

    Цель исследования: изучение предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровень) и определение оптимальных путей логопедической работы по его обогащению.

Объект исследования: словарь дошкольников с ОНР (II уровень).

Предмет исследования: обогащение предметного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровень).

   Гипотеза: обогащение предметного словаря у дошкольников с ОНР (II уровень) будет эффективным при условии наглядного и стимульного материала и его актуализации в импрессивной и экспрессивной речи детей, в ходе различных видов деятельности.

 Задачами нашего  исследования стали:                                                                1. Изучение педагогической, научной, методической литературы по данной проблеме.

2. Изучение психолого-педагогических особенностей детей данной категории.

3. Обследование сформированности словаря существительных у детей с ОНР (II уровень).

4. Определение эффективных методов и приемов организации коррекционного процесса.

5. Качественный и количественный анализ данных экспериментального исследования.

  Методами    нашего исследования были:

1. Анализ педагогической, научной и методической литературы.                                                                                                                              2. Наблюдение (опосредованное, открытое, скрытое).

3. Эксперимент (констатирующий и формирующий).

4. Анализ полученных данных.

 Теоретико - методологической основой стали работыавторов А. Н. Гвоздева,Л. С. Выготского, в которых описывалось формирование словаря существительных у детей в онтогенезе и работы таких авторов как Е. М. Мастюкова, Т. Б.Филичева, Г. А.Чиркина, в которых рассматривается развитие номинативного словаря у дошкольников с ОНР.

  Теоретическая значимость: обобщенные данные теоретической и методической литературы по проблеме изучения формирования словаря дошкольников с ОНР.

Практическая значимость: использование логопедами в своей работе практических материалов при формировании словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

  База исследования: МАДОУ № 208 Октябрьского района г. Уфы.

  Структура выпускной квалификационной работысостоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, таблиц, диаграмм, заключения, списка литературы, тезауруса  и приложений.


Лексико-тематические циклы

(Последовательность изучения тем)

 

 

Месяц Неделя обучения Название лексических тем, отрабатываемых воспитаталем на занятиях «Развитие речи» Номинативный словарь, отрабатываемый на логопедических занятиях Обучение навыкам словооб­разования: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкат. форме

Сентябрь

1-я Помещение Детского сада    
2-я Осень. Солнце, ветер, дождь, тучи. Солнышко, ветерок, дождик, тучки.
3-я Одежда. Платье, брюки, рубашка, кофта, шорты. Брючки, кофточка, шортики.
4-я Обувь. Тапки, туфли, сапоги Туфельки, сапожки

Октябрь

1-я Игрушки Мяч, кукла, машина. Мячик, машинка.
2-я  Овощи. Помидор, огурец, лук, морковь, капуста Огурчик, лучок, морковка,.
3-я Фрукты. Яблоко, груша, слива, лимон, апельсин Яблочко, лимончик, апельсинчик
4-я Животные Корова, собака, лошадь, коза, заяц, кошка Лошадка

Ноябрь

1-я Посуда. Кастрюля, чашка, тарелка, ложка, блюдо Кастрюлька, чашечка, ложечка, блюдце.
2-я Мебель Шкаф, стол, стул, кровать, диван, кресло Шкафчик, столик, столик, стульчик, кроватка.
3-я Продукты питания Молоко, хлеб, сахар, крупа, конфеты Конфетки, хлебушек
4-я Птицы Воробей, чиж, попугай, орел. Чижик, орленок.

Декабрь

1-я Зима Мороз, метель, снег, сугроб, холод Снежок, холодок
2-я      
3-я      
 4-я Новогодний   праздник Карнавал, хоровод, гирлянда,  украшения. Елочка, подарочки

  Основные направления коррекционной логопедической работы по обогащению словаря существительных у дошкольников с ОНР (II уровень):

Это закрепление умения детей называть;

 - имена близких людей, кукол, друзей, состоящие из двух слогов, с ударением на первом слоге (Валя, Вова, Миша).

- односложные слова (суп, сок, нос, лоб).

- двухсложные слова с ударением на первом слоге (ноги, зубы) и на последнем (рука, лицо).

- трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики, яблоко), с ударением на втором слоге (ворона, корова), с ударением на последнем слоге (голова, телефон).

Обучение детей первоначальным навыкам словооб­разования:

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными формами (нос - носик, рот – ротик, лоб – лобик, рука – ручка, нога – ножка);

Воспитывать умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка, формирование понятий.

Для развития понимания речи используются наглядные ситуации игровых и режимных моментов, т.е. прогулка, подготовка к тихому часу, где наглядным примером является: одежда ребенка, постельные принадлежности, игрушки, бытовые предметы и т.д. Используя слова «дай», «покажи», «принеси», взрослый обучает ребенка названиям предметов, окружающих ребенка.

        Особенностью логопедической работы в группе являлось то, что логопедические и воспитательские занятияпроводились на основе совместного планирования и обсуждения, что давало возможность учитывать возможности детей, их особенности восприятия, личностные особенности.

  Воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят, прежде всего, логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.

      Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществлялась в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменял друг друга.

    При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ОНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.

   Воспитатель активно участвовал в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствовался общедидактическими принципами. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Отличительной особенностью занятий воспитателя в логопедической группе являлось то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

    Воспитатель присутствовал на подгрупповых занятиях логопеда, делал записи; отдельные элементы логопедического занятия он включал в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу по закреплению произносимых навыков.

Примеры игр  направленных на обогащение предметного словаря:

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: Способствовать количественному накоплению слов, пониманию их смыслового значения и точного соотнесения к объектам окружающего мира.

Содержание: Дети вместе с логопедом рассматривают игрушки, изображающие различные предметы, затем складывают их в мешочек. Дети по очереди на ощупь отгадывали предмет в мешке и называли его.

 

Игра «Найди пару»

Цели: Обучение навыкам словооб­разования.

Содержание: Логопед выставляет перед детьми наборное полотно. На столе разложены картинки с изображениями разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды. Затем объясняет, что дети будут расставлять картинки парами и называть «большой», «маленький», например: «большой - дом», «маленький - домик», «большой круг- маленький кружок».

Игра «Большой и маленький»

Цели: Обучение навыкам словооб­разования.

Содержание: Логопед выставляет перед детьми наборное полотно. На столе разложены картинки с изображениями разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды. Затем объясняет, что дети будут расставлять картинки парами и называть «большой», «маленький», например: «большой - дом», «маленький - домик», «большой круг- маленький кружок».

 

Игра «Отгадай и назови»

Цели: Развитие понимания речи.

Содержание: Логопед подробно описывает признаки и качества загаданного предмета. Дети отгадывают и называют предмет, например:

- Красное, круглое, растет на дереве, что это?

- Зеленая, на грядке растет? И т.д.

 

Многие игры включались как в занятия, так и в режимные моменты, проводимые экспериментатором.

 В конце работы был проведен контрольный срез, позволяющий диагностически определить эффективность логопедической работы с детьми по устранению общего недоразвития речи на основании созданных условий.

                                         3.2.Контрольный срез

   Обследование словаря проводилось по методикам Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой. Результаты мы занесли в таблицу 16,17 диаграмму 2.

                                                                                                       Таблица 16

Выводы  по III главе

    Подводя итоги, можно сказать, что учитель-логопед и воспитатели группы, используя системный поэтапный подход в обучении на основе методики Филичевой [35], интеграцию и взаимодействие своих усилий, рационально оформленную развивающую среду в группе, грамотно планируя все разделы работы, особенно раздел по развитию словаря, учитывая структуру речевого нарушения и сопутствующие вторичные отклонения, добились положительного результата.

                              Можно сделать следующие выводы:

Основные направления коррекционной логопедической работы по обогащению словаря существительных у дошкольников с ОНР (II уровень):

Это закрепление умения детей называть;

 - имена близких людей, кукол, друзей, состоящие из двух слогов, с ударением на первом слоге (Валя, Вова, Миша).

- односложные слова (суп, сок, нос, лоб).

- двухсложные слова с ударением на первом слоге (ноги, зубы) и на последнем (рука, лицо).

- трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики, яблоко), с ударением на втором слоге (ворона, корова), с ударением на последнем слоге (голова, телефон).

Обучение детей первоначальным навыкам словооб­разования:

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными формами (нос - носик, рот – ротик, лоб – лобик, рука – ручка, нога – ножка);

Воспитывать умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка, формирование понятий.

 


Заключение

Изучив литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что одной из выраженных особенностей  речи детей с ОНР,  является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Даже выполнение заданий на группировку слов, семантически далеких, вызывает у некоторых из них определенные трудности. Выполнение заданий на группировку семантически близких слов сопровождается еще большим количеством ошибок.

    Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.

У обследованных нами дошкольников с общим недоразвитием речи (II уровень) активный словарь ниже возрастной нормы.

   После проведенного констатирующего эксперимента мы провели формирующий эксперимент, целью которого былоформирование  предметного словаря  у детей с ОНР (II уровень).                        

  Работа осуществлялось на основе программы для детей с общим недоразвитием речи (автор Т.Б.Филичева[35]), а также Н.С.Жуковой, Мастюковой, Т.Б. Филичивой[10].

    Проведенный после логопедической работы контрольный срез показал, что у детей результаты значительно повысились.

Логопедическая работа в группе предполагала интеграцию усилий учителя-логопеда и воспитателей группы при наличии у них высокого профессионализма и слаженного взаимодействия в коррекционном процессе.

    Выдвинутая гипотеза о том, что обогащение предметного словаря у дошкольников с ОНР (II уровень) будет эффективным, при условии наглядного и стимульного материала и его актуализации в импрессивной и экспрессивной речи детей, в ходе различных видов деятельности, полностью подтвердилась. Задачи выполнены, цели достигнуты.


                                               Список литературы

1.Аркин Е.А.Дошкольный возраст.- М.,1948

2.Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.// Нарушение речи у дошкольников.- М.,1972

3.Белова-Давид Р.А.Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста.-М.,1972

4.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи: М., АПН СССР, 1977, 80 с

5.Бородич А.М. Методика развития речи: М. Просвещения, 1974, 287 с

6.Выготский Л. С. Мышление и речь: М. Лабиринт, 1996, 242 с

7.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: М., АПН РСФСР, 1961, 152 с

8. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи: Чебоксары,1980, 113 с

9.Ефименкова Л.И.Формирование речи удошкольников.-М.,1981

10.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего  недоразвития речи у дошкольников: М. Экспресс, 1998.

11.Карпова С.Н.,Колобова И.Н.Особенности ориентировки на слово у     детей. М.,1978.

12.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи, М. Просвещение, 1985, 206 с

13. Коненкова И.Д.Обследование речи дошкольников с задержкой психи ческого развития,. М.,ГНОМ и Д.,2004,80 с

14.Комплексная   диагностика дошкольников.  Материалы  для специалистов образовательных учреждений, Санкт-Петербург: КАРО, 2002, 367 с

15.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе(для детей с ОНР), М: Детство-Пресс, 1998, 34 с

16.Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи (Под ред. Гаркуши Ю.Ф.) – М: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002, 160 с

17.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.Санкт-Петер. И.Союз. 2001,218 с.

18.Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии; М.: Просвещение, 1968, 147 с

19.Логопедия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец.: «Дефектология» / Под ред. Волковой Л.С. – М.: Просвещение, 1989, 528 с, ил.

20.Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. Ф. Чиркиной. – 3-е изд., доп.- М.: АРКТИ,2003,240 с

21.Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях, М.: Просвещение,1991,208 с

22.Нищева Н.В.Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Санкт- Петербург, 2000.

23.Новые подходы к построению содержания компенсирующего образования в детских садах. Учебно – методическое пособие. Уфа, Изд-во БИРО, 2001, 356 с

24.Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи. М.: Просвещение, 1987, 140 с

25.Основы логопедической работы с детьми. Учеб. пособие / Под общей редакцией д.п.н. профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002, 240 с

26.Особенности развития ребенка. Диагностика и коррекция. Часть 1: Учебно – методическое пособие (Под ред. Абуталиповой Э.Н.), Уфа, 2002, 36 с

27.Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.-М.,1999-137-250.

28.Планирование работы логопеда и воспитателя в подготовительной (логопедической) группе детского сада: Метод. разработки. – Уфа, 1997, 60 с

29.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми, М.: Просвещение, 1981, 117 с

30.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб,  1997, 44 с

31.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М,.И. ГНОМ и Д, 2002,140 с

32.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М,.И. ГНОМ и Д, 2002, 107 с

33.Ткаченко Т.А. Формирование лексико–грамматических представлений у

детей с ОНР. М., И. ГНОМ и Д 2001, 44 с

34.Ушакова Г.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка/ материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М.,1970.С 125.

35.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии, М.: Просвещение, 1989, 221 с 

36.Шаховская С.Н., Кочергина В.С. Развитие речи в онтогенезе / Медицина, 1969

37.Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1983, 64 с

38.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.Просвещение 1969.

            

 

                                                        Тезаурус

Анализ и синтез – противоположные и неразрывно связанные логические приемы.

Аномальные дети – дети, имеющие отклонения от нормального психического или физического развития, нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.

Антонимы – слова, имеющие противоположные значения.

Восстановительное обучение – обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого – либо заболевания.

Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки и доказательства.

Деятельность речевая – речь как процесс.

Диагноз – медицинское заключение о состоянии здоровья (состоянии речи).

Лексико – грамматический – характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

Логопедия – наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.

Методика – отрасль педагогики, изучающая принципы, методы, приемы и средства учебно – воспитательной работы с учащимися.

Методика специальная – система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием.

Навык – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.

Норма языковая - совокупность общеупотребительных языковых средств и правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретно- исторический период.

Общее недоразвитие речи – различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Парадигма – система форм одного слова, отражающие видоизменение слова по присущим ему грамматическим категориям.

Речевая карта – основной документ, характеризующий состояние речи ребенка, заполняется логопедом при обследовании.

Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков.

Словарь активный – часть словарного состава современного языка, которое свободно употребляется в живом повседневном общении, противопоставляется пассивному словарю.

Словарь пассивный - часть словарного состава современного языка понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемом в повседневном общении.

Словообразование – 1) деривация, образование слов в языке по существующим моделям с помощью аффиксации словосложения и т.д.;

 2) раздел грамматики.

Учебное пособие – печатные, графические материалы, предназначенные для обучения.

Фраза – законченный оборот речи, предложение, наименьшая самостоятельная единица речи, актуализированная единица общения.

Эвристика – 1)методика обучения путем наводящих вопросов; 2) совокупность логических приемов и методических правил теоретического использования и отыскания истины

 

 

                                                        

 

ТЕМА: «ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ  У ДОШКОЛЬНИКОВ

 С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (II УРОВЕНЬ)»

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

                                                                                                    Научный руководитель:

                       доцент,к.м.н.                         

                       Гаязова Г. А.

 

 

Работа допущена к защите 13.02.2013

Заведующий кафедрой _________ Р.Г. Аслаева

Дата представления     ________

Дата защиты               _________

Оценка                        __________

                                              УФА- 2013

                                               Содержание

Введение ………………………………………………………………….……….3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.103 с.)