Влияния занятий плавания на процесс роста и развития детей 4-5 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияния занятий плавания на процесс роста и развития детей 4-5 лет



 

Как пишет И.Л. Ганчар, на суше ребенок перемещается, используя в качестве опоры твердые предметы: землю, пол и т. п. Отталкиваясь от них, он продвигается вперед. В воде человек лишен этой возможности. Вода текуча и подвижна, однако при движении твердого тела она оказывает сопротивление продвижению, затормаживает его. Это свойство воды можно использовать для создания опоры, для создания силы тяги, продвигающей пловца вперед. Однако, соз­давая опору во время гребков руками и ногами, вода в то же время оказывает сопротивление продвижению всего тела вперед. Таким образом, сопротивление воды можно рассматривать как полезное, если за счет него создается сила тяги, и вредное, если оно затормаживает продвижение пловца вперед. Полезное сопротивление возникает при рабочих движениях (гребках) руками и ногами. Вредным является сопротивление воды продвижению тела пловца и сопротивление, испытываемое конечностями во время подготовительных движений. Если полез­ное и вредное сопротивления окажутся равны, то пловец не сдви­нется с места. Поступательное движение вперед возникает только тогда, когда полезное сопротивление больше вредного. Для того чтобы правильно построить технику плавания, нужно знать законы гидромеханики [20].

По Т.М. Абсалямову, одним из основных физических свойств воды является свой­ство, выраженное законом Архимеда: всякое тело, погруженное в жидкость, вытесняется ею вверх с силой, равной весу этой жидкости, взятой в объем данного тела. Таким образом, на тело, погруженное в жидкость, действует подъемная сила, направлен­ная в сторону, противоположную направлению силы тяжести. Величина ее определяется объемом данного тела. Тело, имеющее больший объем, подвергается действию большей подъемной силы. Однако при одинаковом объеме различные тела могут иметь различный собственный вес. Если вес тела больше веса воды, взятой в таком же объеме, тело утонет, несмотря на под­держивающее давление воды. Если вес тела равен весу воды в объеме этого тела, тело, погрузившись в воду, не будет ни всплы­вать, ни погружаться на дно. Если же вес тела меньше веса во­ды, взятой в таком же объеме, тело всплывет к поверхности воды и часть его окажется над поверхностью. Под водой останется только та часть, объем которой достаточен для создания под­держивающей силы, равной весу тела [1].

Согласно Л.Л. Головиной, отношение веса тела к весу дистиллированной воды при тем­пературе 4° С, взятой в том же объеме, называется удельным ве­сом тела. Удельный вес может быть определен весом одного кубического сантиметра вещества, выраженным в граммах. Тела, имеющие удельный вес больше единицы, тонут, мень­ше единицы – всплывают. Кусок железа, имеющий удельный вес 7,8, утонет; кусок пробки с удельным весом 0,24 всплывет. Вещества, составляющие тело человека, имеют разный удель­ный вес. Кости – 1,9-1,8; мышцы – 1,04-1,05; внутренние ор­ганы – 1,04-1,07; жир – 0,92-0,93; воздух, заключенный в по­лостях тела (легкие, гортань и т. п.), – около 0,0013. Все эти ве­щества образуют общий объем тела, средний удельный вес ко­торого около единицы. Разные люди имеют разное сложение и различные пропор­ции соотношения костей, мышц, объема легких и т. п. Поэтому удельный вес людей неодинаков. Более того, он постоянно меня­ется даже у одного и того же человека: при вдохе становится меньше, при выдохе – больше. Удельный вес при полном вдохе у различных людей равен 0,94-0,99. Изредка встречаются люди, у которых удельный вес при полном вдохе больше единицы. Удельный вес при полном выдохе колеблется обычно в пределах 0,99-1,05, при нормальном вдохе у различных людей – 0,96-1,01. Удельный вес воды также не постоянен. Теплая вода легче холодной. Удельный вес воды при +25°С – 0,997. Поэтому теп­лая вода и образует поверхностный слой. Если в воде растворены какие-либо вещества, удельный вес ее увеличивается. Морская вода имеет удельный вес около 1,03. Тяжелая вода с большей силой вытесняет тело вверх, поэтому в морской воде у поверх­ности держаться легче, чем в пресной. Удельный вес человека примерно равен удельному весу воды. При вдохе человек становится легче воды, взятой в объеме его тела. Погрузившись в воду, он как бы теряет вес. Вода сама под­держивает его у поверхности. В этом легко убедиться, сделав упражнение, называемое «поплавок»: войти в воду, сделать пол­ный вдох, окунуться под воду и сгруппироваться, согнув ноги во всех суставах и приблизив колени к подбородку. Если остаться в этом положении, то давление воды поднимет человека к ее по­верхности [23].

Ю.А. Короп и С.Ф. Цвек пишут, что давление воды созда­ет подъемную силу, примерно равную весу человека. Учащийся может большую часть энергии расходовать на продвижение впе­ред. Конечно, некоторую часть своих усилий ему приходится зат­рачивать и на создание дополнительной подъемной силы, потому что величина подъемной силы, возникающей по закону Архимеда, определяется не общим объемом тела пловца, а объемом тех частей тела, которые погружены в воду. Часть головы все время находится над поверхностью воды. Периодически могут подни­маться над водой части плечевых суставов и руки [35].

А.Д. Викулов отмечает: «Величина сопротивления, которое оказывает жидкость дви­жению погруженного в нее тела, зависит от свойств данной жид­кости (от ее вязкости и плотности), величины лобового сечения тела, скорости движения тела, от формы тела и гладкости его поверхности. Эту зависимость приблизительно можно выразить формулой:

F = {(KS x V2) / 2} x C,

где F– величина сопротивления воды, K – коэффициент плотности и вязкости жидкости, S – лобовое сечение тела, V – скорость движения тела, С – коэффициент обтекаемости, зависящий от формы тела и гладкости его поверхности» [17].

По Т.М. Абсалямову и Т.С. Тимаковой, плавание – эффективное средство укрепления здоровья, активного отдыха и восстановления. Оно бла­готворно действует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нерв­ную системы, улучшает осанку, способствует закаливанию организма [1].

H.H. Кардамонова говорит, что плавание – наименее травматичный вид физических упражнений [31].

Согласно Л.Л. Головиной, плавание улучшает работу внутренних органов, развивает сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Дополнительным фактором, тренирующим кровообращение является активная «гимнастика» кровеносных и лимфатических сосудов: их просветы то уменьшаются, то расширяются, стремясь обеспечить организму оптимальный температурный режим. В условиях продолжительного пребывания в воде совершенствуются процессы терморегуляции. Происходит закаливание организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды. Вот почему дозированное плавание может быть полезно людям, склонным к простудным заболеваниям [23].

По А.Д. Котлярову и Г. Котляровой, при плавании происходит разгрузка позвоночника, значительно уменьшается вес тела, снижается асимметричная работа паравертебральных мышц за счет их расслабления в теплой воде, что создает благоприятные условия для выполнения движений, снижает давление на эпифизарные зоны роста тел позвонков, улучшает кровоснабжение костных структур и мягких тканей [34].

Необходимость преодоления сопротивления воды при движении во время выполнения плавательных упражнений является средством укрепления и развития паравертебральных мышц и всего опорно-двигательного аппарата ребенка, совершенствования координации движений, воспитания ощущения правильной осанки тела. Горизонтальное положение тела в воде во время плавания, равномерное давление воды на кожу, ее массирующее действие вызывает повышенный обмен веществ, активизирует жизненные функции организма, увеличивает частоту сердечных сокращений и улучшает легочную вентиляцию [23].

В.В. Горбунов отмечает, что в плавании практически нет статических нагрузок, поэтому оно в первую очередь рекомендуется тем, чья работа связана с постоянной позой: сидением, стоянием и т.д. Плавание предотвращает венозный застой, облегчая возврат венозной крови в сердце, поскольку горизонтальное положение пловца и отсутствие сил гравитации значительно способствуют этому. Вот почему плавание является лечебным фактором для больных с варикозным расширением вен, хроническими тромбофлебитами нижних конечностей [24].

По В.Ю. Давыдову, регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких даже больше, чем гимнастика: увеличивается экскурсия диафрагмы за счет большей глубины и частоты дыханий [28].

B.А. Быков и A.B. Пирог определили, что простое стояние в воде в течение 3-5 мин при температуре 24 ºC увеличивает глубину дыхания вдвое, а обмен веществ на 50-75%. Следовательно, плавание является незаменимым видом физической активности для лиц, страдающих избыточной полнотой. Уменьшение собственного веса тела человека воде, согласно закону Архимеда, позволяет с меньшими усилиями выполнять движения, что облегчает достижение поставленной цели. Кроме того, определенная плавность движений в воде разгружает опорно-двигательный аппарат людей, страдающих ожирением, предотвращая травмы мышц и суставов [12].

Н.Ж. Булгакова говорит, что особенно велико оздоровительное воздействие плавания на детский организм. Занятия плаванием укрепляют опорно-двига­тельный аппарат ребенка, развивают координацию движений. Они своевременно формируют «мышечный корсет», предупреж­дая искривления позвоночника; снижают возбудимость и раздра­жительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям [8].

B.А. Быков и A.B. Пирог отмечают: «известно немало случаев, когда при отклонениях в состоянии здоровья, требующих ограничения физических нагрузок, упраж­нения в воде оказывали подлинно целебное воздействие. Плава­ние, в отличие от других средств оздоровительно-реабилитационной физической культуры, является более эффективным для реабилитации после многих за­болеваний, так как занятия в воде происходят в условиях относи­тельной невесомости [12].

B.C. Васильев говорит, что занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскосто­пие, гармонично развивают почти все группы мышц [14].

По В.Н. Мухину и Ю.И. Радыгину, плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет нервную систему, улучшает сон и аппетит ребенка и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечной и легочной недостаточности, кон­трактурах суставно-мышечного аппарата и других заболеваниях младшего школьника [38].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.007 с.)