Художественное проектирование трикотажных полотен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественное проектирование трикотажных полотен



Любой орнамент можно рассматривать как комбинацию геометрических или изобразительных элементов[3].

Трикотажные орнаментальные полотна можно классифицировать по многим признакам, но в данной работе рассматриваются два приема оформления трикотажных полотен, которые являются основными при создании нового орнамента. Такими приемами являются: цветопластический прием, а именно структурно – рельефный, а также приемы композиционного решения, т.е. симметрия. В таблице 2.5.1 дана классификация орнаментальных трикотажных полотен [3].

Таблица 2.5.1. – Классификация трикотажных орнаментальных полотен

Классификация трикотажных орнаментальных полотен

  1. По комазиционному решению орнамента.
Базируется на законах симметрии и делится на виды:
  1. Монораппортные
  2. Линейно – раппортные
  3. Сетчато – раппортные
  4. Комбинированные
  1. По цветопластическим признакам полотна.
Подразумевает поверхностное строение полотна, т.е. фактуру и цветовое решение. По фактуре делятся:
  1. Гладкие: матовые, блестящие, комбинированные.
  2. Структурные: рельефные, ажурные, ворсовые.
  3. Комбинированные
По цветовому решению:
  1. Монохромные
  2. Полихромные

 


2.6. Композиционные решения при создании нового вида
орнаментального трикотажного полотна

При проектировании орнамента часто используют периодическую повторяемость изобразительного элемента, который в целом приводит к формированию законченного орнамента.

 Любая композиция орнамента базируется на законах симметрии, использование которых позволяет разнообразить ассортимент проектируемых орнаментов. С помощью сочетания различных элементов на плоскости можно создать различные выразительные решения [3].

Орнаменты построенные по принципам симметрии делятся на четыре вида: монораппортные, линейно – раппортные, сетчато - раппортные, комбинированные(см. таб. 2.6.1.)

Таблица 2.6.1. – Виды орнаментов построенных по законам симметрии

Виды орнаментов построенных по законам симметрии

Монораппортный орнамент Монораппортный орнамент – это одиночная фигура с симметрией нулевого измерения. Такой орнамент встречается на штучных трикотажных изделиях, таких как платки, варежки, накидки и т.д. Если элемент орнамента симметричен, то он может изменяться с помощью нескольких симметричных операций: отождествления, поворотами вокруг осей, перпендикулярных плоскости фигуры; отражения в плоскостях симметрии, перпендикулярных плоскости фигуры. В монораппортном орнаменте элемент, составляющий его, может содержать только одну ось симметрии без плоскостей, и тем самым иметь ассиметричный вид.

Таблица 2.6.1. Продолжение таблицы виды орнаментов построенных по законам симметрии

Линейно – раппортный орнамент В линейно - раппортных орнаментах мотив повторяется вдоль одной прямой, называемой осью переносов. В текстильных и трикотажных изделиях такие виды орнаментов часто представляют из себя кайму, проходящую как по краю, так и по плоскости трикотажного полотна или изделия. примером таких орнаментальных мотивов являются различного вида кружева и ленты. В зависимости от вида симметрического преобразования элементов различают семь видов линейно – раппортных орнаментов
Сетчато – раппортный орнамент Сетчато – раппортные орнаменты имеют две оси переносов - горизонтальную и вертикальную,- т.е относятся к двухмерным бесконечным фигурам. Благодаря переносам можно покрыть всю плоскость раппортами. Раппорты всегда примыкают друг другу не перекрывая один другого и не оставляя промежутков. Существуют 17 видов симметрии сетчато – раппортного орнамента.
Комбинированный орнамент Комбинированный орнамент, исходя из своего названия сочетает в себе все выше перечисленные виды расположения орнамента. Такой орнамент имеет сложное заполнение раппортной сетки мотивом, а также симметрию разного порядка.

2.7. Формирование рельефно – фактурных орнаментов
на основе принципов симметрии

При формировании орнамента трикотажного полотна необходимо учитывать не только художественное, но и технологию, и экономические требования.

Разработка нового орнамента на трикотажном полотне требует значительных временных и сырьевых затрат при выработке опытных образцов.

Для сокращения таких затрат при разработке орнаментов целесообразно использовать способы и приемы теории орнаментальной композиции.

Основным приемом теории орнаментальной композиции является использование законов симметрии при композиционном решении базового мотива (элемента) в разрабатываемом орнаменте.

Симметрия – это свойство фигуры накладываться на себя так, что все ее точки при этом занимают первоначальное положение.[1]

В таблице 2.7.1. - 3 рассмотрены варианты построения орнаментальных композиций на основе использования основных элементов симметрии.

В зависимости от расположения элементов (мотива) в орнаменте возникает новое зрительное восприятие. Это особенно наглядно проявляется в том случае, когда все виды симметрии формируются на основе одного и того же элемента(мотива) [3].

В качестве элементарной фигуры (мотива) принимаем изображение геометрической фигуры треугольник на гладком фоне прямоугольной формы.

В таблице 2.6.1 - 3 представлены наиболее характерные виды симметрии, основанным на прямоугольной форме раппорта узора, характерной для трикотажных полотен.

 

 


Таблица 2.7.1. – Плоскость симметрии

Вид элемента симметрии

Плоскость симметрии

Определение

Воображаемая плоскость, делящая фигуру на две зеркально равные части, расположенные одна относительно другой как предмет и его зеркальное отражение

Вид элемента симметрии Вертикальная плоскость симметрии Горизонтальная плоскость симметрии Диагональная плоскость симметрии
Условное обозначение
Изображение симметричного преобразования базового мотива
Изображение симметричного преобразования базового мотива при сочетании двух плоскостей симметрии

              


Таблица 2.7.2. – Ось трансляции

Вид элемента симметрии

Ось трансляции

Определение

Поступательный перенос фигуры параллельно самой себе

Вид элемента симметрии Вертикальная ось трансляции Горизонтальная ось трансляции Диагональная ось трансляции
Условное обозначение
Изображение симметричного преобразования базового мотива

Изображение при сочетании двух видов осей трансляции при изменении периода трансляции

Пт.г =Пт.в Пт.г > Пт.в Пт.г < Пт.в

Таблица 2.7.3. – Плоскость скользящего отражения

Вид элемента         симметрии

Плоскость скользящего отражения

Определение

Совокупность осей симметрии и параллельного переноса

Вид элемента        симметрии Вертикальная плоскость скользящего отражения Горизонтальная плоскость скользящего отражения
Условное обозначение
Изображение  симметричного  преобразования      базового мотива
Изображение при  сочетании двух видов симметрии плоскости скользящего  отражения и         трансляции

                                                    

                                                     

                                            


2.8. Построение орнаментальной композиции. Размещение в раппорте большого числа мотивов со сложными
ритмическими движениями

При разработке орнаментальной композиции возможны различные способы заполнения раппортной сетки одинаковыми и различными мотивами. Элементы в раппортной сетке могут быть на одинаковых или различных расстояниях, в одинаковых или различных поворотов. Мотив в раппортной сетке может располагаться с одинаковыми расстояниями и различными расстояниями, диагонально, или частично накладываются друг на друга [3].

На базе законов симметрии были созданы новые композиционные решения расположения одиночного мотива, которые представлены в таблице 2.8.1.

Таблица 2.8.1. – Композиционные решения расположения мотива

Вид на трикотажном полотне Расположения одиночного мотива на базе законов симметрии

Таблица 2.8.1. – Продолжение таблицы композиционные решения расположения мотива


Таблица 2.8.1. – Продолжение таблицы композиционные решения расположения мотива

 

 


ВЫВОДЫ

1.  Одной из основных задач при проектировании трикотажа нового ассортимента является разработка нового художественного оформления трикотажного полотна.

2. На основе анализа структур и технологии вязания определенны наиболее оптимальные способы формирования рельефно - фактурной поверхности трикотажа кулирных переплетений.

3.  Разработаны структуры и технологии выработки структурного рельефного элемента (мотива) обеспечивающего формирования на полотне ярко выраженный фактурного эффекта.

4. Для сокращения трудовых и сырьевых затрат при разработке трикотажа нового художественного оформления  целесообразно использовать способы и приемы теории орнаментальной композиции.

5. Основным приемом теории орнаментальной композиции является ис-пользование законов симметрии при композиционном размещении базового мотива (элемента) в разрабатываемом орнаменте.

6. Наиболее эффективным методом разработки новых композиционных орнаментов является размещение в раппорте ограниченного числа мотивов со сложным ритмическим движением.

7. На основе различных композиционных решений заполнения плоскости орнамента мотивом была разработана и выработана серия образцов трикотажных полотен, которая позволяет формировать на поверхности трикотажного полотна рельефный узор любой сложности.

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.027 с.)