Комплект диагностических материалов для выявления интеллектуальной одаренности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплект диагностических материалов для выявления интеллектуальной одаренности



ВВЕДЕНИЕ

Трудно представить работу практического психолога без использования психодиагностических процедур. Психодиагностика – установление определенного психологического диагноза. Это могут быть и психические состояния, интересы ребенка, и отдельные свойства личности. На основании психодиагностики строится прогноз, ведется коррекционно-развивающая работа.

Проводя диагностику, любой специалист должен понимать, для чего он это делает, как он это будет использовать. Иначе зачем?

В условиях образовательного учреждения воспитывающим моментом, а значит и вносящим коррективы, является практически всё: и внешняя среда (обогащенная или бедная), и урок (не только по содержанию, но и по эмоционально-психологической составляющей «учитель-ученик»), и общий тонус коллектива (ученического и учительского). В течение одного дня ребенок общается непосредственно или опосредованно как минимум с 7 педагогами-профессионалами. И этот ресурс должен быть использован.

В практике нашего образовательного учреждения сложилась традиция проведения ежегодных малых педагогических советов по каждой параллели классов. На таком педсовете присутствуют все педагоги, работающие с этим классом, администрация и психолог. Идет обсуждение не только учебных вопросов и проблем каждого ученика, но и в целом его жизни в школе. Это дает возможность психологу информировать присутствующих о статусе учеников в коллективе, психологическом климате в классе, а также о некоторых личностных особенностях детей (учебная мотивация, тревожность, агрессивность, темперамент, характер), что позволяет выработать совместные стратегии в отношении отдельных учеников или хотя бы учитывать полученные данные при непосредственном контакте с детьми. Классный наставник, опираясь на полученную информацию, может спланировать работу как с отдельными учащимися, так и с коллективом, сделав в ней нужные в данный момент акценты. Также он может вместе с психологом отследить динамику через год (если потребуется – раньше).

Таким образом, психодиагностический блок в работе школьного психолога представлен достаточно большим по объему.

Одаренные дети, дети с признаками одаренности – это, прежде всего, дети. В педагогической поддержке и психологическом сопровождении они нуждаются не меньше, чем обычные. Поэтому в предлагаемый комплект диагностических методик вошли и характерологические тесты, а не только тесты интеллекта.

В большинстве случаев мы ограничились кратким описанием методик, подчеркнув их возможности и, по вполне понятным причинам, не дав ключей. Но в каждом случае указан источник (а иногда несколько), где можно получить эту информацию.

Надеемся, что предложенная информация, будет полезной и востребованной в системе образовательных учреждений.


Условия проведения психологической диагностики учащихся с признаками одаренности

Предполагается проводить эту работу в несколько этапов.

Второй этап

 

Предполагает более углубленное знакомство с этими детьми: оценка продуктов их деятельности, школьные достижения и внешкольные интересы, своеобразие мотивации, особенности общения со сверстниками. На этом этапе проводится как традиционное тестирование, так и игровые формы диагностики интеллекта.

При тестировании могут использоваться методики только с учетом возраста учащихся.

Для младших школьников: Корректурная проба, Исключение понятий, Логическая память, Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, методика Тулуз-Пьерона, Методика Замбицявичене определения уровня развития детей 7-9 лет, Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла, Прогрессивные матрицы Дж. Ровена и др.

Для подростков: методика Костроминой, культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла, КОТ, методика Тулуз-Пьерона, прогрессивные матрицы Дж.Ровена, ШТУР, методика изучения учебной мотивации М. Лукьяновой, методики на выявление самооценки и уровней притязаний, креативные тесты Е.Туник  и др.

Для старших школьников: методика Костроминой, культурно-свободный тест Р. Кеттелла, КОТ, методика Тулуз-Пьерона, тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра, тест Гилфорда на выявление социального интеллекта, методики на выявление самооценки и уровня притязаний и др.

Третий этап

 

Предполагает поддержку и сопровождение  одаренных детей: оказание помощи в решении их индивидуальных проблем (физическое и психологическое здоровье, общение), создание условий для самореализации (интеллектуальнее клубы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности и т.п.) и профессиональное самоопределение.

 


Таблица 1

Перечень диагностических методик для выявления интеллектуальной одаренности

 

Класс

 

Мотива

ция

Свобод

ный ин-

теллект

Стркуту

ра интеллекта

Обучае

мость

Социальный ин

теллект

Креатив ность

Обученность

 

Направленность

Темперамент

Самооце нка, уро

вень при

тязаний

Харак- тер

1-4

 

Анкета Н.Г.Лукь-яновой;

методика

М.В.Матюхиной

Культурно-сво -бодный тест ин

теллекта

Р. Кеттелла

Методика

Замбиця

вичене

«Исключение по-

нятий»

 

 

социометрия

 

Оценка продуктов дея

тельности

Тест Тулуз-Пьерона

Эмоционально-психоло-

гический климат

Методика «Палитра интересов»

 

Методика «Лесенка»

 

 

5-8

Методики

М.В.

Матюхи

ной и

А.А.

Реана, М.Лускановой

 

Культур

но-сво-

бодный

тест ин

теллекта

Р. Кет-

телла

Анкета по типам интеллекта

Методи

ка С.Н.

Костро

миной

(интел

лектуаль

ная ла

биль

ность)

КОС,

социометрия

 

Тест Туник (модифи кация тестов Гилфор да и Торренса)

КОТ,

ШТУР

 

Тест

Тулуз-

Пьерона

Школьная тревожность(тест Филипса)

Карта интере

сов-40

 

Тест Айзенка

Методи

ка Дембо-

Рубинш

тейн в

модифи

кации А.

Прихожан

Тест Шмише ка

 

Виды одаренности

 

Социальная

Одаренность

Творческая

Одаренность

Академическая

Одаренность

Психологическое

Здоровье

Особенности личности

9-11

Методики

М. Лукья

новой и

А.А.

Реана

 

Культур

но-сво-

бодный

тест ин

теллекта

Р. Кет-

телла

Тест Ам

тхауэра

Методи

ка С.Н.

Костро

миной

Тест

Гилфор

да

 КОС

Тест

Туник

 

КОТ

 

 

Мини- мульт,

Тест Тулуз-

Пьерона

Карта

интере

сов-78

Тест

Айзенка

Методи

ка Дембо-

Рубинш

тейн в

модифи

кации А.

Прихожан

Тест Шмише ка
                                                       

Карта интересов – 40

Опросник

Читайте последовательно вопросы, приведенные в опроснике.

Отметьте в соответствующих клетках листа ответов свою оценку той деятельности, о которой говорить в вопросах.

Поставьте знаки:

«++», если указанная деятельность очень нравится;

«+», если указанная деятельность нравится;

«0», если не знаете, как ответить, или есть сомнения;

«_», если указанная деятельность не нравится;

«_ _», если указанная деятельность очень не нравится.

 

Ответьте на все вопросы, не пропуская ни одного. Время на ответы (заполнение листа ответов) не ограничивается.

Если инструкция по заполнению листа ответов Вам понятна, приступайте к работе.

Нравится ли Вам (любите ли Вы, хотели бы Вы):

1. уроки по математике и физике?

2. делать модели самолетов, планеров, кораблей и т.д.?

3. уроки географии?

4. уроки русского языка и литературы?

5. помогать отстающим в учебе товарищам, объяснять им содержание уроков и домашних заданий?

6. уроки истории?

7. наблюдать за живой природой, знакомиться с жизнью растений, животных?

8. заботиться об уюте в помещении?

9. заниматься в математическом или физическом кружке?

10. собирать и разбирать различные приборы и механизмы (велосипед, швейная машина, часы и т.д.)?

11. узнавать о различных странах на уроках географии по описания в учебниках и книгах, по географическим картам?

12. читать художественную литературу?

13. заботиться о младших детях, читать им книги, помогать им что-нибудь делать, рассказывать сказки?

14. читать книги об истории различных народов?

15. изучать ботанику и зоологию?

16. помогать взрослым во время приготовления пищи (или готовить самостоятельно)?

17. самостоятельно решать задачи и примеры, помимо заданных учителем на дом?

18. ремонтировать различные приборы и механизмы?

19. участвовать в географических экскурсиях, туристических походах?

20. писать письма родственникам и друзьям?

21. играть с товарищами «в школу»?

22. посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками старины?

23. заниматься в юннатском кружке?

24. отвечать за питание товарищей во время походов, экскурсий?

25. участвовать в математических и физических олимпиадах?

26. мастерить дома и на уроках труда в мастерской?

27. работать на географической площадке?

28. изучать иностранный язык, пытаться пользоваться им в разговоре?

29. оценивать знания и поведение одноклассников?

30. знакомиться с древней культурой по раскопкам?

31. ухаживать за растениями, животными, домашней птицей, работать на школьном участке?

32. стирать, гладить на младших детей, причесывать их, ухаживать за ними?

33. искать, где практически применяется математика в окружающей жизни?

34. наблюдать за работой различных машин, посещать цехи, мастерские, стройки?

35. выполнять практические задания по географии (работать с контурной картой), решать географические викторины, учиться ориентироваться на местности и т.д.?

36. сочинять стихи, небольшие рассказы, вести дневник, вписывать в него свои наблюдения?

37. отвечать уроки у доски, выступать перед классом, школой?

38. знакомиться с историческими событиями?

39. проводить опыты с растениями?

40. оказывать различные услуги взрослым?

 

Бланк для ответа

1   9   17   25   33  
2   10   18   26   34  
3   11   19   27   35  
4   12   20   28   36  
5   13   21   29   37  
6   14   22   30   38  
7   15   23   31   39  
8   16   24   32   40  

 

Тест – опросник Шмишека

Инструкция: «Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь».

Текст опросника (детский вариант):

1. Ты обычно спокоен, весел?     

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты можешь расплакаться?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?

5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и на­оборот?

7. Любишь ли ты быть главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?

11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?

12. Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке?

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел? 

19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя?

20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?

21. Тебе обычно немного грустно?

22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из ро­гатки в кошек?

26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?       

28. Бывает   ли так, что тебе весело или грустно без причины?

29. Ты – один из лучших учеников в классе?

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

31. Легко ли ты можешь рассердиться?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?

33.  Умеешь ли ты веселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступишься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

38. Тебе неприятно войти в темную пустую комнату?

39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?

42. Ты когда-нибудь убегал из дома?

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?

44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

45. Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?

47. Любить ли ты животных?

48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты придти в отчаяние?

55. Можешь ли ты организовать игру, работу?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра ки­нофильма, чтения грустной книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?

59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?

60. Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает ли с тобой, когда ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?

64. Бывает ли у тебя головная боль?

65. Частo ли ты смеешься?

66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дома, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическим кружке, лю­бишь ты читать стихи со сцены?

74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе ни с кем не хочется говорить?

75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?

76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

77. Умеешь ли ты развлекать гостей?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?

80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?

83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?

84. Становится  ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?

85. Есть ли у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?

86. Совершаешь ли ты поступки, неожиданные для самого себя?

87. Обычно ты немногословен, молчалив?

88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?

 

Текст опросника

1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания,либо нереально трудные.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8 Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.

13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

Обработка результатов.

Ключ к опроснику:

один балл получают ответы “да” на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16, 18-20 и ответы “нет” на 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов.

Выводы:

если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8–9 баллов – то его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху.

 

Карта интересов 78

Инструкция

Прочитайте последовательно вопросы, приведенные в опроснике.

Отметьте в соответствующих клетках листа ответов свою оценку той деятельности, о которой говорить в вопросах.

Поставьте знаки:

«++», если указанная деятельность очень нравится;

«+», если указанная деятельность нравится;

«0», если не знаете, как ответить, или есть сомнения;

«_», если указанная деятельность не нравится;

«_ _», если указанная деятельность очень не нравится.

 

Ответьте на все вопросы, не пропуская ни одного. Время на ответы (заполнение листа ответов) не ограничивается.

Опросник

Нравится ли Вам (любите ли Вы, хотели бы Вы):

 

1. читать книги по занимательной физике или занимательной математике?

2. читать об открытиях химии?

3. выяснять устройство электрорадиоприборов?

4. читать технические журналы («Техника-молодежи», «Юный техник», «Моделист-конструктор»)?

5. узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран?

6. знакомиться с жизнью растений и животных?

7. читать классиков мировой литературы?

8. обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом?

9. читать книги о жизни школы?

10. знакомиться с работой врачей?

11. заботиться об уюте в доме, в классе, в школе?

12. посещать театры, музеи, художественные выставки?

13. читать книги о войнах и сражениях?

14.  читать научно-популярную литературу о физических (математических) открытиях?

15. выполнять домашние задания по химии?

16. исправлять бытовые электрорадиоприборы?

17. посещать выставки по технике или слушать (смотреть) передачи о новинках техники?

18. ходить в походы по родному краю с целью его изучения?

19. изучать биологию, ботанику, зоологию?

20. читать критические статьи о литературе?

21. участвовать в общественной работе?

22. давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они сами не могут его сделать?

23. читать о том, как люди научились бороться с болезнями?

24. шить, вышивать, готовить пищу?

25. читать об искусстве?

26. знакомиться с военной техникой?

27. проводить опыты по физике?

28. проводить опыты по химии?

29. читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники?

30. собирать и ремонтировать машины, например, велосипед?

31. собирать коллекции минералов?

32. работать в саду, на огороде?

33. письменно излагать свои наблюдения?

34. читать книги по истории?

35. читать, рассказывать детям сказки, играть с ними?

36. ухаживать за больными, следить за правильным приемом лекарств?

37. помогать по хозяйству дома?

38. заниматься в каком0либо кружке художественной самодеятельности?

39. участвовать в военных играх, походах?

40. заниматься в математическом (физическом) кружке?

41. готовить растворы?

42. собирать радиоприемники?

43. моделировать, например, изготовлять модели планеров?

44. участвовать в географических или геологических экскурсиях?

45. наблюдать за живой природой?

46. изучать иностранный язык?

47. выступать с докладами на исторические темы?

48. выполнять работу пионервожатого?

49. ухаживать за детьми?

50. делать разные покупки?

51. беседовать с товарищами по вопросам искусства?

52. заниматься в спортивных секциях?

53. участвовать в физических (математических) олимпиадах?

54. решать задачи по химии?

55. выполнять работы с измерительными приборами?

56. выполнять работы по механике с простыми расчетами?

57. знакомиться с географическими, геологическими картами?

58. проводить опытническую работу по биологии?

59. обсуждать с товарищами прочитанные книги?

60. изучать политический строй в различных странах?

61. обсуждать вопросы воспитания?

62. знакомиться с тем, как устроен организм человека?

63. убеждать людей в чем-либо?

64. знакомиться с историей искусства?

65. быть организатором в походах и в играх?

66. производить математические действия по формулам?

67. находить химические явления в природе?

68. разбираться в радиосхемах?

69. выполнять чертежи?

70. проводить топографическую съёмку.

71. ухаживать за животными?

72. выступать с докладами по вопросам литературы?

73. знакомиться с историей культуры?

74. изучать причины возникновения различных болезней?

75. давать объяснения младшим школьникам?

76. знакомиться, общаться с разными людьми?

77. принимать участие в смотрах художественной самодеятельности?

78. соблюдать режим (распорядок дня)?

 

7. Учебная мотивация. Методика М. Лукьяновой.

Мотивация определяется как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

Формирование учебной мотивации является одной из центральных проблем современной школы.

Экспресс-диагностика включает в себя пять блоков.

1. Личностный смысл учения. Это внутреннее отношение школьника к учению.

2.  Виды мотивов учения.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности, с глубиной интереса к знаниям – к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений.

Социальные мотивы связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми.

К социальным относятся и позиционные мотивы – стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет.

Другой вариант классификации мотивов характеризует отношение к самой деятельности. Здесь различают внешние по отношению к ней (они не связаны с деятельностью), когда человек действует в силу долга, обязанности, из-за давления родных, учителей и т.д.

Если же мотивы связаны с ней, то это внутренние мотивы, которые характеризуются интересом к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо умения, качества.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на две тенденции: к достижению успеха и к избеганию неудачи. Мотивированные на достижение успеха учащиеся ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудачи: они не уверены в себе, боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции.

3. Следующий блок, отражающий существенные компоненты мотивации, - целеполагание – умение школьников ставить цели, обосновывать и достигать их.

4. Реализация мотива в поведении. В этом блоке отражены такие аспекты мотивации: влияние на ход учебной деятельности и поведение, на разные виды деятельности, на выбор форм учебных заданий.

Анализ мотивации учения (качественную характеристику всех ее показателей) целесообразно проводить, начиная с подросткового возраста, с 7-го класса. Разработаны анкеты для учащихся 7-го, 9-го и 11-го классов.

Каждая из предлагаемых диагностических методик включает шесть содержательных блоков: личностный смысл учения, сформированность целеполагания, различные виды мотивов, внешние или внутренние мотивы, тенденции на достижение успеха или избегание неудачи в учении, реализация мотивов учения в поведении. Каждый блок в анкете представлен тремя вопросами.

 

Методика изучения мотивации учения подростков, 7-ой класс.

Анкета

Дорогой друг! Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I.

1. Обучение в школе и знания нужны мне для…

а) хороших оценок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) чтобы получить хорошую профессию;

д) чтобы быть образованным и интересным человеком;

е) солидности.

2. Я бы не учился, если бы не …

а) было школы;

б) не было учебников;

в) родителей;

г) хотелось учиться;

д) было интересно;

е) мысли о будущем;

ж) школа и долг перед Родиной;

з) хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за…

а) хорошие отметки;

б) усилия, трудолюбие;

в) мои способности;

г) хорошую работу;

д) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

II.

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) получить высшее образование;

б) я пока не знаю;

в) стать отличником;

г) состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести добро моей родине.

5. Моя цель на уроке…         

а) слушать и запоминать всё, что сказал учитель;

б) усвоить материал, понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо как мышка;

д) внимательно слушать;

е) получить пятёрку.

6. Когда я планирую свою работу, то…

а) смотрю классную работу и вспоминаю урок;

б) думаю;

в) анализирую задание, стараюсь понять суть;

г) составляю план своей работы;

д) внимательно читаю задание;

е) стараюсь сделать сразу всё;

ж) открываю «готовые домашние задания»;

з) сначала отдыхаю.

III.

7. самое интересное на уроке…

а) разные игры по теме;

б) объяснение учителя;

в) новая тема;

г) устные задания;

д) побольше читать;

е) общаться с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он мне нравится;

б) он лёгкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) не дают списать;

ж) надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда…

а) они лёгкие и их мало;

б) остаётся время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV.

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) мысли о будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки;

д) желание знаний;

е) высокие оценки.

11. Я более активно работаю на уроках, если…

а) ожидаю похвалы;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие отметки» - это результат…

а) хороших знаний;

б) везения;

в) добросовестного выполнения домашних заданий;

г) помощи друзей;

д) упорной работы;

е) помощи родителей;

V.

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий;

д) везения;

е) внимания к объяснению учителя.

14. Я буду активным на уроке, если…

а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

б) смогу справиться;

в) почти всегда;

г) не будут ругать за ошибку;

д) уверен, что отвечу хорошо;

е) довольно часто.

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я:

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи на уроке;

VI.

16. Ошибившись в выполнении задания, я…

а) делаю его снова;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д) бросаю это задание;

е) прошу помощи.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…

а) анализирую его снова;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю у учителя или родителей;

г) откладываю его;

д) обращаюсь к учебнику;

е) не делаю его, потом списываю.

18. Мне не нравится выполнять задания, если они…

а) сложные и большие;

б) с лёгким решением;

в) письменные домашние;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или только практические;

е) неинтересные, которые можно выполнять по «шаблону».

Спасибо за ответы!

 

Методика изучения мотивации учения старших подростков на этапе окончания основной школы. Для учащихся 9-го класса

Анкета

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I.

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…

а) получения образования;

б) поступления в вуз;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился, если бы не…

а) было школы;

б) жил в России;

в) родители;

г) получал знания;

д) жил.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за…

а) хорошие отметки;

б) успехи в учёбе;

в) приложенные усилия;

г) мои способности;

д) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

II.

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) хорошо знать школу;

в) доставлять пользу людям;

г) учение.

5. Моя цель на уроке

а) усвоить что-то новое;

б) пообщаться с друзьями;

в) слушать и понимать учителя;

г) получить хорошую оценку;

д) никому не мешать, сидеть тихо.

6. При планировании своей работы, я

а) обдумываю её;

б) повторяю, что проходили на уроке;

в) внимательно читаю задание;

г) стараюсь сделать сразу всё;

д) открываю «готовые домашние задания»;

е) сначала отдыхаю.

III.

7. Самое интересное на уроке

а) общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в) новая тема, отработка материала;

г) объяснение учителя;

д) получать хорошие отметки;

е) отвечать устно.

8. Я изучаю материал добросовестно, если

а) он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

в) меня заставляют;

г) не дают списать;

д) надо исправить отметку;

е) стараюсь.

9. Мне нравится делать уроки, когда

а) тихо и ничто меня не отвлекает;

б) задают мало;

в) остаётся много свободного времени, чтобы погулять;

г) я понимаю тему;

д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV.

10. Учиться лучше меня побуждает

а) деньги, которые я заработаю в будущем;

б) родители и (или) учителя;

в) чувство долга;

г) низкие отметки;

д) желание знаний;

е) общение.

11. Я более активно работаю на уроках, если

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы мня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» отметки – это результат

а) моей упорной работы;

б) «подлизывания» к учителям;

в) подготовленности и понимания на уроках;

г) везения;

д) получения хороших знаний;

е) помощи родителей или друзей.

V.

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от

а) настроения;

б) понимания заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания;

д) везения;

е) внимания к объяснению учителя.

14. Я буду активным на уроке, если

а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

б) смогу справиться;

в) почти всегда;

г) не будут ругать за ошибку;

д) уверен, что отвечу хорошо;

е) довольно часто.

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я

а) ничего не предпринимаю;

в) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи на уроке;

VI.

16. Ошибившись в выполнении задания, я

а) делаю его снова, исправляя ошибки;

б) теряюсь;



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.52 с.)