Билет № 2. Нат. Сул.2 - 2 Социальная терапия и методы ее осуществления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 2. Нат. Сул.2 - 2 Социальная терапия и методы ее осуществления



           Социальная терапия как процесс исправления установок и возврата объектов работы к социально-полезной активности начинается с составления плана действий. Планируются собственные действия (прямые мероприятия), в том числе и с использованием различных организаций и служб, и действия других людей из социального окружения объекта, которыми манипулирует специалист (непрямые мероприятия).

Типовая программа действий:

1.        Выбор терапевтической тактики.

2.        Привлечение пособников, создающих благоприятный социальный фон, и посредников, действующих в интересах специалиста.

3.        Поэтапное вовлечение объекта в социально полезные взаимодействия.

4.        Стабилизация нового стереотипа (новых привычек, нового образа действий).

5.        На каждом подэтапе из перечисленных производится анализ результатов и коррекция плана действий.

Вмешательство (социальная терапия) представляет собой реализацию плана действий,- прямые открытые мероприятия, при которых специалист взаимодействует с объектом, обращаясь вместе с ним в различные инстанции и производя другие совместные действия, и непрямые мероприятия – организацию социального окружения, действующего согласно намерениям специалиста.

План вмешательства

Внутренняя структура этого процесса этого процесса может рассматриваться как следующие основные этапы социальной терапии (40.С.18).

1. Знакомство специалиста с проблемой, приглашение клиента к сотрудничеству. Именно здесь закладывается возможность тщательной подготовки к последующей деятельности по решению возникшей проблемы.

2. Оценка проблемы, её значимости для клиента, места, которое она занимает в его жизни. Этот этап предполагает сбор необходимых для последующей работы сведений о клиенте, его системе связей и отношений с другими людьми и т. п.

3. Планирование последующей деятельности и принятие взаимных обязательств. Здесь клиент и социальный работник рассматривают весь диапазон возможных путей и способ решения проблемы, выбирают наиболее эффективные и приемлемые, определяют ответственность каждой из сторон за последующие действия и составляют график совместной деятельности.

4. Осуществление запланированных изменений. Клиент и социальный работник по мере возможности выполняют взятые на предыдущем этапе обязательства, т.е., осуществляется процесс собственно социально-терапевтического вмешательства и осуществления социальных изменений.

5. Оценка полученных результатов и завершение работы. Этот этап социальной терапии предполагает анализ результативности совместной деятельности клиента и социального работника по решению какой-либо проблемы, внесение, при необходимости, соответствующих корректив в этот процесс и составление рекомендаций для последующей жизнедеятельности клиента.

Грамотно организованный и проведённый процесс социальной терапии позволяет не только преодолеть возникшие социальные или личностные затруднения человека, но и гармонизировать систему его взаимоотношений с другими людьми, социальной и природной средой существования.

Основные методологические подходы при вмешательстве.

1.        Бихевиористский подход. Широко распространённый методологический подход, ставший основой для создания и развития ряда других методологических подходов, в том числе кризисного подхода, терапии обстановкой, развития навыков социальных взаимодействий, веротерапии, экологического подхода и т.п., а также послуживший стимулом для развития и внедрения количественных методов исследований в социальной работе с учётом её специфики, в частности методов наблюдения, а также для построения чёткой технологической схемы социальной работы. Теоретическим базисом бихевиористского подхода является признание того, что поведенческие реакции в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над психическими процессами, и что первоочередное внимание надо уделить определению ресурсов объекта и его окружения, которые могут обеспечить достижение результатов. При диагностике анализируются конкретные виды поведения в реальной обстановке, при этом факторы окружения, связанные с особенностями поведения, идентифицируются

статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после действий объекта. Диагноз ставится на основе выявленных связей. Методы вмешательства основаны на разрыве этих связей и замене их другими связями. К наиболее известным относятся методы реорганизации исходной последовательности событий (управление стимулами, реорганизация стимулов) и реорганизации реакции индивида (реорганизации последствий). Реорганизация стимулов включает видоизменение того, что произошло до интересующего нас поведения. Например, уменьшения детского плача в больницах добились, выявив, что это реакция на появление человека в белом халате. Плач уменьшался в присутствии иначе одетых людей, не участвующих в медицинской процедуре и действующих успокоительно. Метод реорганизации последствий предполагает, что избыточность поведения (наличие нежелательных его форм) и его недостаточность (отсутствие ожидаемых форм) ведут к необходимости корректировки последствий. Поведенческая избыточность, - вспышки гнева, ложь, злоупотребление алкоголем, воровство, - может регулярно проявляться в силу того, что такое поведение имеет скрытое позитивное подкрепление извне или даёт объекту те или иные социально-психологические выигрыши. Поведенческие дефициты могут быть связаны с отсутствием соответствующих способностей, - объект не обладает умениями, требуемыми для проявления нужных реакций, - в частности в случаях социальных, физических или интеллектуальных препятствий к овладению этими умениями, уменьшающих возможность положительного подкрепления (социальной депривации, физических или умственных ограничений и т.п.). Например, апатичность клиентов социальных учреждений может быть преодолена реорганизацией мероприятий и вовлечения их в социальную деятельность.

2.        Кризисный подход. Разновидность бихевиористского подхода. Весьма распостранённая и гибкая методология, используемая в большинстве направлений социальной работы для широкого спектра объектов. Представляет собой наиболее характерную совместную деятельность специалиста и объекта, в процессе которой объект вовлекается в активные созидательные действия, и этот стереотип закрепляется. Не объясняя своих целей и мотивируя конкретными тактическими интересами объекта специалист предлагает совместные кооперативные действия по решению конкретных практических задач. Возможна кооперация не со специалистом, а с посредником. Поначалу объём задач небольшой, и цель состоит в том, чтобы объект совершал какие-то активные действия («ты делаешь то, я – это»). По мере активизации объекта в совершении действий объём задач увеличивается, а доля участия специалиста в кооперации уменьшается. Объект постепенно начинает действовать сам, а специалист переходит на роль консультанта. Одновременно с каждой новой задачей происходит постепенный, незаметный для объекта сдвиг его интересов от эгоистических к социально полезным и в конечном итоге – подмена цели деятельности на созидательную. Длительность процесса (2-3 года) окупается устойчивостью нового образа действий объекта.

3.        Гештальт-терапия. «Гештальт» в переводе с немецкого – «целое» или «форма». Подход зиждется на трёх принципах:

1.        Самое ценное – это непосредственный чувственный опыт.

2.        Более всего действует настоящий, конкретный момент (здесь-и-теперь).

3.        Для адекватных действий человек должен осознать настоящий момент. Причиной проблем является недостаточное его осознание, и с людьми работают для расширения осознания.

Основные методики используются при индивидуальной работе с молодыми и зрелыми, психически здоровыми и эмоционально устойчивыми людьми, у которых причиной проблем является излишне стереотипированное поведение и восприятие из-за однообразного образа жизни, либо кризисная ситуация, связанная с тяжёлыми утратами. Для расширения осознания используют контакты с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке, новые, рискованные взаимодействия с внешним миром, в которые клиент погружается внезапно и вынужден к ним адаптироваться. Это снимает стереотипы, непригодные в новой ситуации, даёт клиенту новые способы самовыражения и в конечном итоге самоподдержку. Практики, использующие этот подход, не интересуются причинами отклонений или проблем и не создают анамнезов. Для них важно только почему клиент не умеет использовать возможности, предоставляемые окружающей средой. Их цель – изменить клиента так, чтобы он мог сам себя поддерживать и отвечать за себя.

           В пределах подхода имеются также методики работы с небольшими треннинговыми группами. В частности в нашем городе разработан метод социальной реабилитации подростков-аутистов в форме лодочных походов в смешанных группах (аутисты + глухонемые подростки, аутисты + подростки с девиантным поведением).

4.        Лечение обстановкой. Мягкий, щадящий подход с использованием непрямых мероприятий. Применяется для стариков, пожилых супружеских пар, детей, подростков, детских малых социальных групп. Человек или малая социальная группа помещаются вособым образом организованное окружение (база отдыха, временный стационар), где предварительно налаженный быт используется для привития новых навыков, привычек, стереотипов. Обязательный компонент окружения – наличие ранее сложившегося коллектива, с которым новоприбывшим членам приходится взаимодействовать. Таким образом происходит дополнительная социализация через жизненный опыт. Определённое время, в течение которого бытующие нормы и правила для новичков смягчены, даётся на их привыкание. С социальной терапией сочетают, как правило, оздоровительную и трудовую терапию, клинические занятия с психологом, ЛФК.

5.        Рационально-эмоциональная терапия. Разработана в США в середине века («Служба для мужчин против домашнего насилия»). Используется в Т-группах при работе с алкоголиками, наркоманами, людьми, испытывающими семейные проблемы, супружескими парами в кризисных ситуациях. В группы по 10-12 чел. набираются люди с

одинаковыми проблемами. Работа делится на этапы:

А. Членам группы раздаются дневники и предлагается записывать

события до, во время и после негативного эксцесса (выпивки, приёма наркотика, семейной драки или скандала). Люди, которым свойственны подобные негативные эксцессы, как правило, застенчивы, ненастойчивы, ревнивы, чувствительны к критике, самооценка у них занижена.

Б. Предлагается зачитывать свои записи на занятиях и обмениваться впечатлениями. Этим снимается убеждённость в невозможности контроля над эмоциями и вырабатывается навык расслабления и обсуждения своих проблем в группе.

В. Предлагается проигрывать ситуации с негативными эксцессами по записям с вольным распределением ролей,- переход к осознанной работе с отрицательными импульсами.

Г. Проигрываются ситуации с вариантами, в которых негативный эксцесс заменяется управляемым событием, дающим социальный выигрыш клиенту. В этих вариантах производится треннинг настойчивости, терпения, манипулятивных способностей, умения справляться с обидами.

При работе с супружескими парами применяется «клубный» метод:

Занятия проводятся в форме вечеринок с танцами, закуской и т.п. Проигрывание ситуаций производится с заменой одного из пары.

6.        Развитие навыков социального общения. Популярный методологический подход, основанный на создании навыков взаимодействий в различных игровых ситуациях. Используется в Т-группах при работе с людьми, страдающими хроническими психическими заболеваниями или расстройствами, умственно отсталыми людьми, социально запущенными детьми, алкоголиками, людьми в депрессивном состоянии, проблемными семьями. На его основе развиты четыре методологических направления:

1.        Игротерапия. Используются командные соревновательные игры: эстафеты, спортивные игры, игры на местности и др. Группа разбивается на команды, из которых побеждает та, где лучше организованы взаимодействия.

2.        Драмотерапия. Свободное импровизационное разыгрывание драм – многоактных сценариев, где каждый следующий акт – одно занятие. Размер группы ограничивается жанром и сюжетом, группы небольшие (до 10 чел.). Фиксируется только распределение ролей, а развитие сюжета и тексты – свободная импровизация коллектива по ситуации. Полезно менять сценарии и амплуа актёров, чтобы каждый испытал себя в разных социальных ролях и этим расширил свой ролевой диапазон.

3.        Моделирование ситуаций. Разыгрывание коротких сцен по заданной ситуации с репетицией возможных вариантов поведения в этой ситуации. Специалист может играть одну из ролей.

4.        Совместная режиссура в группе. Постановка какого-либо зрелища (концерта, спектакля) таким образом, что режиссёр – коллектив, сама группа. Главное в работе – репетиции, где любой член группы может предложить свой вариант того или иного действия, либо внести иные исправления. Эти изменения сразу же проигрываются, и группа оценивает, вносить их или нет.

7.        Когнитивная терапия. Имеет психотерапевтическое происхождение. Основное положение – люди осознают через восприятие. «Не вещи расстраивают человека, а восприятие этих вещей» (Эпиктет). Используется при индивидуальной работе со взрослыми,- стариками (снимает тревожность), психически больными людьми, людьми в депрессивном состоянии, при решении межличностных проблем (расхождений), при лечении алкоголизма. Может быть заключён условный или безусловный договор между специалистом и индивидом. Клиенту на несколько недель или месяцев выдаётся специальный дневник для описания его мыслей и мнений в угрожающей ему ситуации. Когда записей накапливается достаточно много, специалист вместе с клиентом начинают их разбирать. Клиента таким образом обучают выявлять скрытые мысли или реплики к самому себе, связанные с аномальными эмоциями или поведением. Путём совместных разборов клиент обучается выделять нерациональные, необоснованные элементы в скрытых размышлениях, приводящие к необоснованным мнениям, выводам, ставить их под сомнение, подвергать внутреннему обсуждению и заменять рациональными представлениями. По сути это – развитие логического мышления и замена неадекватных стереотипов мотивированным поведением, что представляет собой длительный процесс и предполагает достаточно развитый интеллект у клиента.

8.        Терапия верой (веротерапия). Основана на непрямых мероприятиях, где роль посредника и пособника выполняет представление о боге, который требует определённых норм и правил поведения. Эту роль отчасти могут выполнять служители культа. Применяется при работе с такими категориями населения, к которым неприменимы иные подходы из-за нарушения логического мышления и самоконтроля,- психически больными с выраженными явлениями разрушения личности, умственно отсталыми людьми, людям с тяжёлым астеническим синдромом и депрессией в результате тяжёлых жизненных утрат. Упорядочение поведения таких людей (его ритуализация и стереотипирование в социально полезном направлении) и привитие им духовных ценностей, сообщающих самоподдержку, происходит через «Так требует Бог».

Возможны групповые (Т-группы в форме кружков или общин) и индивидуальные направления работы. Страхи и неадекватные оценки, свойственные этим категориям клиентов, снимаются обучением ритуалам оберега (защиты) с использованием сакральных предметов и молитв. Этим также достигается защита их слабой, лабильной нервной системы от чрезмерного воздействия внешних раздражителей. Ежедневные молитвенные ритуалы и пение дают необходимую их психике релаксацию и организуют их быт и поведение. Специалисту важно иметь чёткие, определённые по взаимному согласию взаимодействия с местными представителями церкви, чтобы сохранить инициативу в своих руках и управлять процессом реабилитации клиентов.

Вариант 2. Валя. 2       



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.014 с.)