Часть 1 Билет № 30 Классические и современные социологические теории в практике социальной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1 Билет № 30 Классические и современные социологические теории в практике социальной работы.



Объективистский подход в определении социальных проблем восходит к позитивистской традиции в социологии Х1Х века и трактует социальную проблему почти исключительно как объективное условие вне зависимости от того, осознается это условие как проблема индивидами, которых она касается, или нет. К объективистской традиции можно отнести: подход социальной патологии, социальной дезорганизации, функциональный подход и подход девиантного поведения, критический подход. Исторически первым был подход социальной патологии, который отождествлял социальные проблемы с проявлениями социальной патологии (преступность, хулиганство, алкоголизм, наркомания т.д.) у отдельных личностей, наследственно обреченных на социальную неполноценность(Ч.Ломброзо, Г.Спенсер, Д.Ферреро и др.). С позиций подхода социальной дезорганизации источником социальных проблем являются действующие или бездействующие социальные институты и социальные организации, которые в периоды резких социальных изменений или потрясений не удовлетворяют потребности людей в социальном порядке (Э.Дюркгейм).

Новый и наиболее разработанный теоретический подход к социальным проблемам в границах объективистской традиции предложил в середине ХХ века структурный функционализм, который опирался на системные идеи и консенсунсную модель общества (Т.Парсонс, Р.Мертон). Возникновение социальных проблем связывалось им со сбоями в функционировании социальных систем или социальных институтов, которые вызывали девиации. Под социальной проблемой Р.Мертон и Р.Нисбет понимали такую модель поведения индивида или группы, которая по оценкам значительной части общества отрицает общепризнанные или одобряемые нормы. Социальная проблема определялась ими путем сравнения поведения или состояния реально функционирующего объекта с существующей нормативной моделью для этой ситуации. Таким образом, социальные проблемы в контексте функционального подхода – это либо результат неудавшейся индивидуальной социализации, либо результат дисфункции социальной системы или ее части, либо результат структурного напряжения системы как следствие неких объективных условий в обществе.

В рамках объективистской традиции функциональному подходу к социальным проблемам в известной степени противостоит критический подход, который рассматривает социальный конфликт как неотъемлемую часть социальной жизни и источник развития общества. Критический подход к социальным проблемам представлен несколькими, часто взаимодополняющими друг друга, направлениями: неомарксизмом (фокусирующим внимание на конфликте классов), феминизмом (фокусирующим внимание на эксплуатации по признаку пола), национализмом (фокусирующим внимание на рассовой или этнической эксплуатации), критической концепцией общества (фокусирующей внимание на антидемократическом государственном авторитаризме). Все перечисленные школы связывают корни социальных проблем с объективно существующими конфликтами между различными социальными группами, а решение социальных проблем видят в радикальном преобразовании общества.

Таким образом, обе основные современные объективистские концепции - и консенсуса общества, и теория конфликта - связывают появление социальных проблем с объективно существующими условиями в обществе. Основным недостатком объективистского подхода к социальным проблемам является его известное безразличие к процессу признания проблемы как таковой общественным сознанием. Указанный недостаток пытались преодолеть сторонники субъективистского подхода социологии социальных проблем.

Согласно субъективистской традиции считается, что без процесса субъективного определения проблемы социальная проблема как таковая в общественном сознании не существует, причем не зависимо от того, присутствуют в реальности некие объективные условия, как предпосылки социальной проблемы или нет. Сюда относятся подходы: ценностного конфликта, стигматизации и социальный конструктивизм. Истоки субъективистской традиции связаны с трудами представителей Чикагской школы социологии, которые в 30-е годы ХХ века обратили внимание на влияние субъективной «оценки ситуации» на поведение людей (У.Томас, Ф.Знанецкий) и на идентификацию социальных проблем в общественном сознании (К.Кейс, Л.Франк, У.Уоллер).

Подход «ценностного конфликта» был предложен Р.Фуллером и Р.Майерсом, которые исходили из посылки о том, что каждая социальная проблема состоит из «объективного условия и субъективного определения». Объективное условие (верифицируемая ситуация) необходимо, но не достаточно для того, чтобы составить проблему. Важнейшую роль играет субъективное определение, то есть осознание определенными индивидами, что данное условие угрожает определенным, значимым для них ценностям. Поэтому «социальные проблемы – это то, что люди считают социальными проблемами, и если условия не определяются как социальные проблемы теми людьми, которых эти проблемы касаются, они не являются проблемами для этих людей, хотя могут быть проблемами для посторонних или ученых». Р.Фуллер и Р.Майерс не только обозначили структуру проблемы и указали на связь социальных проблем с ценностными конфликтами в обществе. Они впервые проследили процесс проблематизации (или «жизненного цикла» проблемы), в котором выделили основные этапы: фазу осознания проблемы в обществе, фазу определения политики в отношении проблемы и фазу осуществления реформ для разрешения социальной проблемы.

Известный интеракционистГ.Блумер, развивая идеи Р.Фуллера и Р.Майерса, расширил представления о «субъекте определения ситуации», выделив в нем группы людей, «причастных к ситуации», то есть тех, чья жизнь зависит от возникшей социальной проблемы, и группы людей, «вовлеченных в нее», то есть тех, кто вынужден заниматься проблемой либо добровольно, либо в силу служебных обязанностей. На развитие субъективистской традиции в исследовании социальных проблем оказали также влияние работы последователей теории стигматизации, считавших, что девиант – это тот, на кого «удалось наклеить ярлык девианта» (А.Мосс, Г.Беккер, Э.Лемерт). Они исследовали процессы, посредством которых люди с отклонениями (наркоманы, алкоголики) начинают восприниматься окружающими как девианты.

Своей крайней точки субъективистская традиция в исследовании социальных проблем достигла у социальных конструктивистов (М.Спектор, Дж.Китсьюз, Дж.Бест и др.). Социальные проблемы понимались ими как деятельность индивидов или групп, выражающих недовольство сложившейся ситуацией и выдвигающих утверждения-требования относительно ее изменения. «Социальная проблема – это деятельность тех, кто утверждает, что (объективное) условие существует и определяет его как проблему». Они называли эту деятельность – «социально-проблемной деятельностью» и считали, что центральной проблемой для теории социальных проблем является объяснение возникновения, характера и поддержания деятельности групп по выдвижению утверждений-требований и ответной деятельности социальных институтов и организаций. Относительно объективного условия возникновения социальных проблем М.Спектор, Дж.Китсьюз и их последователи занимали крайне субьективистскую позицию и фактически игнорировали объективную составляющую социальной проблемы.

Таковы основные субъективистские подходы к анализу социальных проблем, основным недостатком которого выступает его известная недооценка или даже игнорирование негативных условий, которые, как указывали объективисты, являются реальными социальными проблемами.

Э. Дюркгейм как основоположник объективизма в социологии. Основные труды и положения его теории. М. Вебер как основоположник субъективизма в социологии. Основные работы и положения его теории. Социологическая концепция Э. Дюркгейма.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль

Дюркгейм (1858 -1917) - французский социолог и философов, создатель так

называемой " французской социологической школы " С его именем связан переход

социологии от науки тождественной общество знанию к науке, связанной с

изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е.

самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

"Предметом изучения социологии является социологическая реальность,

основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо

от человека и способов оказывать на него давление. Теория образования

человека зависит от внешних факторов, а не от него самого".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.005 с.)