Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «девиантное поведение», его признаки.
Девиантное, или «отклоняющееся» поведение (deviatio – по-латински «отклонение»). Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Для изучения механизмов возникновения такого поведения у подростков используются знания, накопленные в психологии, психиатрии, педагогике и социологии. Термин девиантное поведение употребляется представителями разных наук в нескольких значениях. • В психологии и педагогике девиантным поведением называют поступки и действия человека, не соответствующие нормам данного общества. • В социологии и правоведении девиантностью считают социальное явление, которое выражается в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих общественным нормам. • В психиатрии девиантность понимается как предболезненное состояние личности, как расстройство поведения, не достигшее в силу разных причин патологии, имеющейся при психических расстройствах и заболеваниях. В отечественной коррекционной педагогике под девиантным поведением понимают отдельные поступки поведение в целом, которому свойственны отклонения от принятых в обществе моральных, социальных, правовых норм и правил. Девиантное поведение рассматривают также как трудности развития ребенка, неудачную форму адаптации его к среде (дезадаптацию), своеобразную задержку взросления личности с наличием искажений в проживании типичных возрастных кризисов. Общепризнанно также, что девиантное поведение чаще всего является результатом ошибок в воспитании (например, чрезмерная опека или, наоборот, предоставление ребенка самому себе). Среди большинства исследователей принято следующее определение: Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией. Девиантное поведение занимает среднюю позицию между нормой и патологией. Норма (по В.Д. Менделевичу (современный психолог, автор самых известных работ в области психологии девиантного поведения) – это эталон поведения следования личности принятым в данном сообществе в данное время нравственным требованиям.
Социальная норма (по Клейбергу Ю.А.) - это совокупность требований и ожиданий, которую предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции отношений. Виды социальных норм: Духовно-нравственные – общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли (традиции, обычаи, образы, заповеди). Морально-этические – ожидания-предписания определенной социальной группы в отношении ее членов. Правовые – свод законов, предполагающий наказание при их нарушении. Организационно-профессиональные – регулирующие жизнь в учебной или профессиональной среде (должностные инструкции, правила внутреннего распорядка, профессиональные традиции). Эстетические – соответствие принятым в данном обществе в данное время эстетическим идеалам – представлениям о красивом, возвышенном, прекрасном. Функции социальной нормы: • контроля, • ориентационная, • регулирующая, • санкционирующая, • информационная. Свойства нормы: • объективность, • однозначность, • динамичность, • оптимальность. Критерии нормальности (по И. Кулку):
Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Признаки девиантного поведения: • всегда имеет разрушительный характер, оно деструктивно («энергия разрушения» направлена на окружающих) или аутодеструктивно («энергия разрушения» направлена на собственную личность); • является стойко повторяющимся – многократным или длительным;
• согласуется с общей направленностью личности, то есть достаточно предсказуемо и проявляется в повседневной жизни, а не вследствие нестандартных ситуаций – болезни, психотравмы или самообороны; • рассматривается в пределах медицинской нормы (не должно отождествляться с психическим заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может с ними сочетаться); • имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие – неодинаково проявляется у разных людей в разном возрасте. Индивидуальные различия затрагивают мотивы и формы поведения, динамику, частоту и степень выраженности девиантности; • сопровождается различными проявлениями социально-психологической дезадаптации. В то же время верно и обратное: само по себе состояние дезадаптации, вызванное другими причинами (например, болезнью или психотравмой), может стать одной из причин девиантного поведения. Термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.005 с.) |