Тема: технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков



Тема: ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1. Понятие «девиантное поведение», его признаки.

2. Виды отклоняющегося поведения и формы его проявления.

3. Причины, вызывающие девиантное поведение.

4. Технология коррекционно-воспитательной работы с подростками.

 

Рекомендуемая литература

1. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. у заведений / Ю. В. Василькова. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. — С. 62—65; 91—121.

2. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведетй А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. С. 25—39; 173—237.

3. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция: уче§ пособие / В. Т. Кондратенко, С. А. Игумнов. — Минск: Аверсэв, 2004. — С. 35—60; 93—184; 205—220.

4. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебник для студ. пед. училищ и колледже! И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2006. — Гл. 2, 3, 4, 5.

5. Права ребенка: обучение, реализация, защита: пособие для организаторов занятий по реализации и заш» те прав ребенка / авт.-сост. Т. М. Степанова, А. М. Маханько. — Минск: ФУАинформ, 2007. — С. 169—197.

6. Ребенок и социум / сост. Ю. В. Мелешко, Ю. А. Лежнева. — Минск: Красико-Принт, 2007. — 128 с.

7. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. — МИНСЕ Изд. Ильин В. П., 1996. — 192 с.

8. Хитрюк, В. В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций / В. В. Хитрюк. — Минск: Жасско» 2006. —С. 59—71.

 

 

В романе Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощенные злом или 40 лет спустя» приводится спор героев о том, стоит ли педагогу заниматься «падшими». (Демиург и Учитель)

«— Перед нами выбор: либо мир труда, либо мир разложения. Поэтому у каждого тунеядца не может быть образа жизни, у него может быть только образ неотвратимой гибели, и только в выборе этого образа гибели мы можем позволить себе некоторое милосердие... Мы с вами должны сделать так, чтобы каждый потенциальный тунеядец, которому не повезло с генотипом, с семейной средой, со школой и прочим, был с наивозможной убедительностью предупрежден о своей неотвратимой гибели... Надо железную твердость, беспощадную последовательность, абсолютную непримиримость...

— Педагог тот же врач. Ты должен лечить от невежества, от дикости чувств, от социального безразличия. Лечить! Всех! А у тебя, я вижу, одно лекарство... Воспитанному человеку не нужен ты. Невоспитанный человек, не нужен тебе. Чем же ты собираешься заниматься всю свою жизнь?..»

Аркадий и Борис Стругацкие. Отягощенные злом, или 40 лет спустя // Юность. — 1988. — № 6, 7.

 

 

Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией.

Девиантное поведение занимает среднюю позицию между нормой и патологией.

Норма (по В.Д. Менделевичу (современный психолог, автор самых известных работ в области психологии девиантного поведения) – это эталон поведения следования личности принятым в данном сообществе в данное время нравственным требованиям.

Социальная норма (по Клейбергу Ю.А.) - это совокупность требований и ожиданий, которую предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции отношений.

Виды социальных норм:

Духовно-нравственные – общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли (традиции, обычаи, образы, заповеди).

Морально-этические – ожидания-предписания определенной социальной группы в отношении ее членов.

Правовые – свод законов, предполагающий наказание при их нарушении.

Организационно-профессиональные – регулирующие жизнь в учебной или профессиональной среде (должностные инструкции, правила внутреннего распорядка, профессиональные традиции).

Эстетические – соответствие принятым в данном обществе в данное время эстетическим идеалам – представлениям о красивом, возвышенном, прекрасном.

Функции социальной нормы:

• контроля,

• ориентационная,

• регулирующая,

• санкционирующая,

• информационная.

Свойства нормы:

• объективность,

• однозначность,

• динамичность,

• оптимальность.

Критерии нормальности (по И. Кулку):

  • субъективная удовлетворенность
  • полоролевая идентичность
  • целостность, приобретаемая в период длительной социализации
  • автономность
  • адекватность восприятия реальности
  • толерантность к фрустрации
  • устойчивость к стрессу
  • социальная адаптация
  • оптимальное самоутверждение

Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

Признаки девиантного поведения:

• всегда имеет разрушительный характер, оно деструктивно («энергия разрушения» направлена на окружающих) или аутодеструктивно («энергия разрушения» направлена на собственную личность);

• является стойко повторяющимся – многократным или длительным;

• согласуется с общей направленностью личности, то есть достаточно предсказуемо и проявляется в повседневной жизни, а не вследствие нестандартных ситуаций – болезни, психотравмы или самообороны;

• рассматривается в пределах медицинской нормы (не должно отождествляться с психическим заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может с ними сочетаться);

• имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие – неодинаково проявляется у разных людей в разном возрасте. Индивидуальные различия затрагивают мотивы и формы поведения, динамику, частоту и степень выраженности девиантности;

• сопровождается различными проявлениями социально-психологической дезадаптации. В то же время верно и обратное: само по себе состояние дезадаптации, вызванное другими причинами (например, болезнью или психотравмой), может стать одной из причин девиантного поведения.

Термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет.

 

Формы девиантного поведения

Гемблинг (игровая зависимость)

Пищевая девиация

 анорексия

 булимия

Сексуальные девиации

 педофилия

 зоофилия

 некрофилия

 гомосексуализм

Алкогольная зависимость

Наркомания

Работоголизм

Клептомания

Суицидальное поведение

Клептомания (от др.-греч. κλέπτειν — воровать, и μανία — мания) — болезненное влечение к воровству (краже).

 

Формы девиантного поведения

1. Агрессивное поведение (деструктивное)

Агрессия - тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий — индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.

Ведущие признаки агрессивного поведения:

- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

- тенденция к разрушению;

- направленность на причинение вреда окружающим людям;

- склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие — вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами — разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Выделяют «доброкачественную агрессию», возникает как реакция на угрозу, способствует подержанию жизни. Ее виды: непреднамеренная агрессия, игровая агрессия, агрессия как способ разрядки, оборонительная агрессия. «Злокачественная агрессия» проявляется в деструктивности, получении удовольствия.

Формы выражения: физическая агрессия, вербальная агрессия.

По направленности: прямая агрессия, косвенная агрессия, аутоагрессия.

Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

Делинквентное поведение

лат. delinquens — «проступок, провинность».

Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Делинквентная личность (делинквент) - личность, проявляющая противозаконное поведение.

Деликты - противозаконные действия.

Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

Особенности делинквентного поведения:

1) Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности.

Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

2) Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

3) Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.

4) Поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.

Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

5) Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

Правонарушение

Несоблюдение правил поведения, установленных законом и другими нормативными актами.

Проступки

Малозначительные правонарушения, не представляющие большой общественной опасности и влекущих за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия.

Преступление

Опасное для общества действие или бездействие, за которое в качестве наказания законодательством предусматривается уголовная ответствен наступающая с 16 лет, а за особо опасные преступления — с 14 лет

 

Суицидальное поведение

Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») — это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

 

 

Беларусь входит в число мировых лидеров по уровню суицидов в расчете на 100 тысяч жителей. Количество суицидов в Беларуси снизилось на 9,6% — с 2 730 случаев в 2009 году до 2 474 по итогам 2010 года. Показатель суицидов соответственно уменьшился с 28,4 до 26,1 на 100 тысяч жителей.

Причины этого явления ученые пока не могут назвать точно. Статистика говорит о том, что в первую очередь участились суицидальные попытки среди подростков.

В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.

Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

— собственно суицидальные действия;

— суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели.

Завершенный суицид — действия, завершенные летальным исходом.

Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».

Суицидальные замыслы — это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент — решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. При острых пресуицидах последовательность не обнаруживается и можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.

Суициды делятся на три основные группы:

- Истинный суицид

Направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать.

Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

- Демонстративный суицид

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

- Скрытый суицид (косвенное самоубийство)

Вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

 

ПАМЯТКА

Пример 1 Информация о несовершеннолетнем

Фамилия, имя несовершеннолетнего - П. Александр.

Класс - 7.

Возраст - 13 лет.

Место проживания - Минская обл., г. Березине

Состояние здоровья:

• практически здоров.

Что послужило мотивом к совершению правонарушения (преступления)?

• неблагополучная ситуация в семье;

• стремление к самостоятельности и независимости.

Каковы проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетнего?

• вымогательство денег, вещей у сверстников, младших школьников;

• курение;

• уходы из дома, бродяжничество;

• попрошайничество.

Считает ли сам подросток свое поведение неподобающим?

• нет.

Состоит ли на внутришкольном контроле? С какого времени?

• с ноября 2008 г.

Рассматривалось ли поведение несовершеннолетнего на школь­ном совете профилактики? Какой дало результат?

• да, результата нет.

За что и когда поставлен на учет в ИДН или КДН?

• Не стоит на учете.

Кто проводил с несовершеннолетним правонарушителем реабилитационную и/или профилактическую (коррекционную) работу:

• школьный психолог;

• психолог местных Центров (Центр коррекционно-развивающего обучения и развития; социально-педагогический Центр и пр.).

Какая работа велась с несовершеннолетним правонарушителями работниками КДН и сотрудниками ИДН?

• индивидуальные беседы;

• разрабатывалась индивидуальная программа развития и воспитания;

• вовлечение в работу кружков, секций, клубов по интересам.

Какое участие в судьбе несовершеннолетнего принимал инспектор по охране детства?

• посещение семьи, беседа с родителями и несовершеннолетним. Какие из примененных форм работы дали положительный результат, и в чем он выразился?

• беседа с сотрудниками ИДН, школьным психологом, занятость подростка о внеурочное время.

Кому из специалистов подросток доверяет, к кому относится с недоверием и чем это объясняет?

• с доверием относится к психологу, классному руководителю. Оцените поведение подростка в школе:

• частые пропуски уроков без уважительных причин. Что больше всего подростку нравится в школе?

• уроки физкультуры.

Что больше всего не нравится подростку в школе?

• математика, языки.

Как учится несовершеннолетний правонарушитель?

• среди четвертных и годовых оценок бывают «3» и «4».

Какие у несовершеннолетнего наблюдаются трудности в усвоении школьной программы?

• проблемы с поведением, прогулы.

Каковы взаимоотношения подростка с учителями?

• с некоторыми учителями бывают конфликты.

Звучали ли в адрес подростка в присутствии других учеников такие высказывания учителей, как, он не глупый, но ленивый? Каковы взаимоотношения подростка с одноклассниками?

• с большинством хорошие;

Есть ли у подростка в квартире / доме условия для успешной учебы?

• нет.

Чем он обычно занимается в свободное от учебы время?

• компьютерный клуб, прогулки по улице.

Круг общения подростка

Есть ли группа общения и каков характер общения?

• в основном ребята из одного района проживания.

Каков обычный способ времяпровождения и место времяпровождения?

• на улице.

Теть в группе дети, склонные к девиантному поведению?

• есть стоящие на учете в школе. Участники группы:

• есть и мальчики, и девочки. Возраст участников группы:

• смешанная. Положение ребенка в группе:

• равноправный член. Случаи девиантного поведения:

• не зафиксированы. Увлечение спортом и каким:

• футболом.

Имеется ли общее хобби?

• компьютеры.

 

 

Тема: ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1. Понятие «девиантное поведение», его признаки.

2. Виды отклоняющегося поведения и формы его проявления.

3. Причины, вызывающие девиантное поведение.

4. Технология коррекционно-воспитательной работы с подростками.

 

Рекомендуемая литература

1. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. у заведений / Ю. В. Василькова. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. — С. 62—65; 91—121.

2. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведетй А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. С. 25—39; 173—237.

3. Кондратенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция: уче§ пособие / В. Т. Кондратенко, С. А. Игумнов. — Минск: Аверсэв, 2004. — С. 35—60; 93—184; 205—220.

4. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебник для студ. пед. училищ и колледже! И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2006. — Гл. 2, 3, 4, 5.

5. Права ребенка: обучение, реализация, защита: пособие для организаторов занятий по реализации и заш» те прав ребенка / авт.-сост. Т. М. Степанова, А. М. Маханько. — Минск: ФУАинформ, 2007. — С. 169—197.

6. Ребенок и социум / сост. Ю. В. Мелешко, Ю. А. Лежнева. — Минск: Красико-Принт, 2007. — 128 с.

7. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. — МИНСЕ Изд. Ильин В. П., 1996. — 192 с.

8. Хитрюк, В. В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций / В. В. Хитрюк. — Минск: Жасско» 2006. —С. 59—71.

 

 

В романе Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощенные злом или 40 лет спустя» приводится спор героев о том, стоит ли педагогу заниматься «падшими». (Демиург и Учитель)

«— Перед нами выбор: либо мир труда, либо мир разложения. Поэтому у каждого тунеядца не может быть образа жизни, у него может быть только образ неотвратимой гибели, и только в выборе этого образа гибели мы можем позволить себе некоторое милосердие... Мы с вами должны сделать так, чтобы каждый потенциальный тунеядец, которому не повезло с генотипом, с семейной средой, со школой и прочим, был с наивозможной убедительностью предупрежден о своей неотвратимой гибели... Надо железную твердость, беспощадную последовательность, абсолютную непримиримость...

— Педагог тот же врач. Ты должен лечить от невежества, от дикости чувств, от социального безразличия. Лечить! Всех! А у тебя, я вижу, одно лекарство... Воспитанному человеку не нужен ты. Невоспитанный человек, не нужен тебе. Чем же ты собираешься заниматься всю свою жизнь?..»

Аркадий и Борис Стругацкие. Отягощенные злом, или 40 лет спустя // Юность. — 1988. — № 6, 7.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.098 с.)