Интерпретация полученных результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация полученных результатов



1. Как правило, начиная с 6 лет, дети понимают смысл рассказа «Сахар», обнаруживая это смехом, улыбкой и соответствующими комментариями. Они часто говорят, что сахар «растаял», а не растворился, как говорят дети постарше.

Как показали наши исследования, если ребенок тревожного склада или смущается, то во время исследования он часто не может реализовать весь свой потенциал. В таком случае переключение внимания ребенка на знакомые ему по собственному опыту ситуации, которое достигается персонификацией рассказа, помогает снять помехи, и ребенок начинает правильно отвечать на тестовые вопросы по рассказу.

Советуем помнить, что, исследуя уровень понимания ребенком той или иной ситуации, важно учитывать все мелочи. Например, работая с данным рассказом, полезно выяснить, знает ли ребенок, что сахар бывает в виде кусочков.

Метод персонификации применяется и в работе с детьми более старшего возраста.

 

2. Понимание рассказа «Маленький Саша» часто затруднено из-за его краткости. Этот рассказ совершенно не подходит для исследования детей с дефицитом внимания. Лаконичное содержание рассказа сочетается с большой информативностью каждого смыслового отрезка текста.

Как правило, дети 6—7 лет понимают смысл этого рассказа, но нужно отметить индивидуальные различия в понимании его смысла. Часть детей вносят в понимание рассказа личностный смысл, поэтому, например, на вопрос: «Почему Саша проснулся невеселым?»,— отвечают: «Он не хотел идти в школу (в детский сад и Т.Д.)». Такие ответы не являются неправильными для детей дошкольного и младшего школьного возраста вследствие характерной для данного возраста эгоцентрической позиции в понимании ситуаций.

Использование метода персонификации позволяет уточнить уровень понимания у детей, не понявших рассказ в стандартном предъявлении.

 

3. В понимании рассказа «Бараночка» детьми 6-7 лет имеются существенные индивидуальные различия, часто продиктованные разной скоростью реагирования и реакцией на оценочную процедуру. Дети 6-7 лет, как правило, понимают смысл рассказа либо самостоятельно, либо в его персонифицированном предъявлении. Дети 8 лет и старше понимают рассказ самостоятельно.

 

4 и 5. Рассказы «Горькое лекарство» и «Самая красивая», несмотря на кажущуюся простоту, позволяют продиагностировать не только рациональное, но и эмоциональное понимание ребенком ситуации.

Дети с гармоничным интеллектуальным и эмоциональным развитием правильно понимают смысл этих рассказов уже с 5 лет. Дети с нарушением поведения часто не понимают сути этих рассказов. Они смеются над «глупой девочкой», которая хочет выпить горькое лекарство за свою маму. Они называют «глупой» и девочку, которая, потерявшись, называет свою маму «самой красивой».

Дети 6 - 7 лет способны к адекватным ответам и на рациональные («Маме надо самой пить лекарство, чтобы выздороветь», «Надо сказать фамилию мамы, чтобы объявили по радио, и ее найдут»), и на «эмоциональные» вопросы («Девочке жалко свою маму», «Девочка любит маму и считает ее самой красивой»). Дети 8 лет часто считают, что это рассказы «про маленьких детей», ответы которых в принципе они понимают верно.

6. Несмотря на то, что рассказ «Осел и муравей» является диагностичным для детей 8 - 11 лет при самостоятельном объяснении его смысла, некоторые дети 6 - 7 лет также способны его понять. Главным является то, что ребенок должен понимать относительность таких понятий, как «большая и маленькая трава», и не смещаться в интерпретации в сторону «отношений», заявляя, что «муравей был вредный, а осел — доверчивый». Данный рассказ оценивается с точки зрения поиска ребенком рационального объяснения ситуации.

 

7. Рассказ «Лев и лиса» доступен полному пониманию детей 8 - 11 лет, а с некоторой помощью — пониманию детей 6 - 7 лет. Дети 6 - 8 лет иногда жалеют льва, считая, что остальные звери просто навещали больного. Даже наличие следов говорит некоторым детям лишь о том, что «все звери сидели у льва в гостях и пили чай». Такой уровень понимания рассказа свидетельствует о «эмоционально-положительной» личности ребенка, его доброте и доверчивости. Для уточнения уровня понимания можно использовать метод персонификации, когда в роли лисы выступает сам ребенок.

Более серьезные трудности бывают связаны с непониманием детьми смысла слова «следы» и с расшифровкой ситуации «о чем говорили следы, которые вели в дом, а следов, идущих от дома — не было?» Если ребенок не знает, почему лиса не вошла в дом ко льву, или не видит связи между ее решением и отсутствием следов зверей, ведущих из дома, можно говорить об отсутствии понимания смысла рассказа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.005 с.)