Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет)



На следующей стадии в поведении ребенка происходит сдвиг:

зависимость от действия сменяется использованием мысленных репрезентаций этих действий - к тому, что мы называем мышле­нием.

Способность к репрезентации позволяет ему приобрести ряд новых важных способностей. Среди них - простейший вид инсайтного научения, при котором ребенок может зачастую просто посмотреть на задачу и решить ее, не производя каких-либо внешних действий. То есть он может вывести ответ у себя в голове и «осознать» верное решение. Благодаря способности к репрезента­ции, ребенок делает еще одно достижение - он научается притво­ряться и воображать «понарошку», в частности, использовать объ­ект для целей, для которых он не был первоначально предназна­чен...

Наконец, способность к репрезентации лежит в основе языка и делает возможным использование его ребенком. Согласно Пиа­же, язык состоит из символов, обозначающих объекты и события. Репрезентация включает создание и вызов (в голове) символов объектов. Пока ребенок не сможет по-настоящему репрезентиро­вать символы и манипулировать ими, он не сможет эффективно использовать язык. Не удивительно, что способность к репрезента­ции и первое высказывание ребенка из многих слов появляются примерно в одно время. Согласно Пиаже, здесь существует прямая причинная связь: репрезентация делает возможным приобретение и использование языка.

...Хотя ребенок подает признаки мышления, он еще не облада­ет способностью к интегрированной и систематической координа­ции своих мыслей. Мысли у него возникают, но они отделены друг от друга и не управляются общим планом или системой. Это общее ограничение проявляется в нескольких важных особенностях пове­дения - эгоцентризме, связующем мышлении и антропоморфизме.

Эгоцентризм означает исключительно такое отношение к объектам и событиям, при котором себе отводится центральная роль. На дооперациональной стадии ребенок может думать о чем-либо и иметь дело с чем-либо только со своей собственной точки зрения, и ему крайне трудно делать или описывать что-либо с дру­гой точки зрения, с которой он несвязан непосредственно или кото­рая ему менее знакома...

Связующее мышление - это склонность соединять возни­кающие в разуме идеи вместе, мало беспокоясь о том, что их объ­единяет, и не стараясь при этом придерживаться какой-либо общей темы или идеи. Подобно эгоцентризму, связующее мышление - это пример неумения координировать отдельные идеи и мысли в ин­тегрированную управляемую последовательность. Отдельные идеи логически вполне согласуются, доказывая этим, что ребенок может представлять простые образы или мысли, однако эти идеи остают­ся изолированными друг от друга и не объединяются в какую-либо систему. Например, когда Четырехлетнего мальчика просят описать сделанный им рисунок фермы и нескольких животных, он говорит:

«Сначала вот здесь дом, где эти животные живут. Я живу в доме. И мои мама и папа тоже. Это лошадь. Я видел лошадей по телеви­зору. А у вас есть телевизор?»

Обратите внимание, как ребенок связывает эти мысли. Он на­чинает с главной темы (своего рисунка), но быстро увлекается от­дельными мыслями или словами и следует за ними в последующих предложениях. Отвлекаясь на слова «дом» и «жить» в первом предложении, он вносит в следующее предложение отдельные идеи о том, что он живет в доме. Вернувшись ненадолго к теме ри­сунка (лошадь), он снова уходит от нее. связывая лошадь с тем фактом, что он видел ее по телевизору, и затем спрашивает слу­шателя, есть ли у него телевизор...

Дооперациональный ребенок не может координировать свои мысли в единую систему или направлять их на общий план или ор­ганизацию. Он эгоцентричен, поскольку не может свести вместе различные позиции. Его мысли связаны вместе нитями, не содер­жащими какой-либо объединяющей концепции и не имеющими оп­ределенного направления. И он будет путать свойства людей и объектов, поскольку ему не хватает организации, помогающей раз­делять их...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.004 с.)