Смещённая активность — основной метод защиты от неконтролируемого стресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смещённая активность — основной метод защиты от неконтролируемого стресса



 

И дети, и взрослые, которых помещают в неконтролируемые ситуации, находят методы защиты своей психики от такого давления. Действуют они не сознательно, о чём свидетельствует то, что животные в экспериментах тоже используют аналогичные способы противостоять пагубному влиянию неконтролируемости среды на их психику.

Как мы уже знаем, что выученную беспомощность в эксперименте можно получить, поместив крысу в небольшую камеру с полом из проводящих электричество прутьев. Серия электрических ударов по лапам, когда животное не может ни избежать их, ни предсказать (удары наносят с разными интервалами) приводит к выученной беспомощности. Но, если поместить животное не в маленькую камеру, а в достаточно большую, в которой она сможет бегать — выученной беспомощности не будет. Не сформируются поведенческие симптомы, и физиологические показатели тоже быстро вернутся в норму. Такой же эффект — отсутствие выученной беспомощности несмотря на неконтролируемый стресс — оказывает наличие предмета в камере, или другой крысы. Получая удары электрического тока, крыса приходит в состояние возбуждения — двигательного и эмоционального, судя по крикам. Если рядом оказывается некий предмет — деревянная или пластмассовая фигурка — крыса грызёт и раздирает её лапами. Если под действием тока оказываются две крысы в одном помещении, они будут драться. Во всех этих случаях выученная беспомощность не вырабатывается.

Что общего у ситуаций с большой клеткой, наличием предмета или присутствием соплеменника? Животное в состоянии неконтролируемого стресса получает возможность смещённого поведения! Мы помним, что это типично для любой стрессорной ситуации — поведение, которое не может удовлетворить актуальную потребность, смещённое поведение. Оказалось, что смещённое поведение не просто так присутствует в репертуаре всех животных. Оно имеет колоссальное биологическое значение, потому что является стресс-протектором, механизмом защиты от неконтролируемого стресса. Если вы оказались в неприятной ситуации, из которой пока не знаете как выбраться — не суетитесь в бесплодных попытках освободиться от давления, но и не лежите на диване, закутавшись в плед. Займитесь чем-нибудь другим — этим вы убережёте себя от разрушающего действия неконтролируемого стресса.

Высокая, сравнительно с животными, разумность человека делает его менее приспособленным ко многим ситуациям стресса. В данном случае, разум мешает тем, что начинает толкать нас к немедленным поискам выхода. Животные проявляют значительно лучшую приспособленность — они просто проявляют смещённую активность. Это не значит, что не надо искать выхода из сложного социального конфликта, но не следует предпринимать немедленных попыток.

К сожалению, прав был Ф.М. Достоевский, когда заметил, что всякий интеллект — болезнь. В отличие от животных, многие люди в неконтролируемой ситуации вместо проявления смещенной активности стремятся восстановить контроль. Если эти попытки оказываются бесплодными, они только ускоряют формирование выученной беспомощности.

Дети, которые по своему интеллектуальному развитию ещё не далеко ушли от животных, часто используют метод компенсации выученной беспомощности — смещённую активность — капризничают.

Капризы — то есть стремление добиться чего-то запрещенного, или невозможного, или бессмысленного — принято считать формой детского поведения, причем такой, которую надо подавлять и ни в коем случае не поощрять. Между тем капризы имеют большой биологический смысл. Часто это демонстрация, основанная на потребности ребёнка обратить на себя внимание. Очевидна биологическая значимость подобных действий — без внимания матери шансы на гибель ребенка многократно возрастают. Порой капризничают и взрослые люди, и домашние животные. Такое поведение у людей расценивают как инфантильное (если речь идет не о беременной), у животных — как результат плохой дрессировки. Но часто капризное поведение бывает основано на других потребностях — это одна из разновидностей смещенной активности, метод защиты от неконтролируемости ситуации, создание субъективной контролируемости.

Многие поступки детей кажутся взрослым дикими и непонятными. А между тем это лишь попытка показать себе, что именно он (она) управляет ситуацией. Ребенок и сам был бы рад хорошо учиться, заниматься спортом, дружить с хорошими мальчиками и девочками, а с плохими не дружить. Ему хотелось бы не пить и не курить. Но он знает, что все эти формы поведения будут реализацией родительских желаний, т.е. он пойдет на поводу у взрослых. А вот лазить по крышам, перебегать железнодорожные пути перед близко идущим поездом, ездить на велосипеде по автомагистрали — все это родители конечно же не одобрили бы. Следовательно, подобное поведение будет его решением, его поступком, которым он доказывает себе, что управляет своим поведением, т.е. контролирует ситуацию.

Родителям очень трудно удержаться от того, чтобы контролировать поведение детей. Взрослый человек и лучше предвидит отдаленные последствия поступков, и сделает все быстрее, лучше и надежнее. Куда проще надеть на ребенка все необходимое для прогулки, чем ждать, когда он сам оденется. Но выйдя из дома, ребенок тут же снимет рукавички — назло маме пусть руки мерзнут! Собираясь на дачу, мама отбирает у ребенка огромного медведя — ну куда его, и так все руки заняты — но этим она подчеркивает, что решения принимает только она, а от ребенка ничего не зависит. В результате всю долгую поездку в метро и в электричке ребёнок капризничает. Этим он субъективизирует контролируемость окружающего мира.

В одном из современных фильмов есть такой эпизод. Дети просят мать завести котенка, она отказывает, тогда дети покупают котенка на деньги, сэкономленные на завтраках. Мать тут же выкидывает этого котёнка на мороз, и больше разговоров о кошке не возникает. А в финальной сцене дети приходят домой, и их встречает улыбающаяся мать с котёнком у ног. По мысли авторов фильма, это, вероятно, мажорный финальный аккорд. В действительности всё это очень печально. Женщина лишний раз показала детям, что от их поведения, от их желаний ничего не зависит, ситуацию контролирует мать и только мать.

В одном из романов Марининой девушка, работавшая секретаршей у своего отца, передавала его секреты конкурентам, и более того, добилась в конце концов, чтобы папу посадили в тюрьму. Дело в том, что отец продолжал контролировать поведение совершеннолетней девушки так, как будто она оставалась ребёнком. В частности, выписывая ей зарплату, обычную для секретарши бизнесмена, на руки выдавал ту же мизерную сумму, что и в школьные годы. Примечательно, что девушка не осознавала мотивов своего поведения, тех потребностей, которая она стремилась удовлетворить. Сама она считала, что страдает из-за невозможности покупать дорогие вещи, посещать дорогие клубы и тратить деньги другими способами. Но, став наследницей и получив финансовую независимость, она быстро убедилась, что затратная светская жизнь ей не очень-то и интересна. Оказалось, что вся драма разыгралась из-за родительского гиперконтроля.

В фильме «Основной инстинкт» героиня Шарон Стоун объясняет поведение мальчика, взорвавшего самолет родителей, тем, что он хотел проверить: накажут ли его за это? Очевидно, родители мальчика подавляли всякую возможность его самостоятельного поведения, что и вызвало такую драматическую, но вполне биологически объяснимую реакцию.

В основе поступков взрослых людей тоже порой лежит стремление к субъективизации контроля ситуации. Человек, поведение которого полностью контролируется супругом, может вдруг завести любовника (любовницу). И в основе этого поведения будет не влюбленность, не поиски новизны, а лишь бессознательное желание совершить нечто явно не одобряемое контролёром. В рассказе Мопассана «Бомбар» муж, регулярно получавший от богатой жены незначительную сумму на самочинные мужские расходы, почти всю её передавал служанке — «здоровенной бабе, красной и коренастой» — за что та позволяла совокупляться с собой на черной лестнице. И на следующий день, сидя с удочкой в тростниках, муж кричал от радости: «Надули хозяйку!»

Чтобы увеличить количество счастья у себя и у близких нам людей, достаточно лишь ослабить наше стремление держать руку на пульсе всех семейных событий. Надо отвести каждому члену семьи — от супруга до собаки — то психическое пространство, в котором он никому не подотчётен. Для мужчин таким пространством часто становится гараж (поэтому-то гаражи настолько дороги). Но у детей своего гаража нет. Поэтому, конечно, абсолютно недопустимо читать дневник дочери, но нельзя и убирать в комнате подростка, своей волей расставляя все по местам и выкидывая лишнее. Даже напоминать ей (ему) об этом бардаке и конюшне лучше только в форме намёков и аллегорий.

Нашу опытность, ум, знание жизни и способность прогнозировать развитие событий будем проявлять в предоставлении своим близким определённой свободы и, конечно же, неотчуждаемой от свободы ответственности. Ну и, безусловно, стоит быть снисходительнее к капризам домашних; ведь их капризы — это бессознательное поведение, причина которого чаще всего в нас самих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.007 с.)