Непредсказуемость событий — самое опасное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Непредсказуемость событий — самое опасное



 

Внимательный читатель уже задался вопросом: почему же некоторые люди испытывают постоянный, т.е. хронический стресс, если стресс — это реакция на новую, незнакомую ситуацию? Ведь любое повторение ситуации сопровождается привыканием, другими словами, повторное предъявление стимула вызывает адаптацию организма к нему. Отчего в некоторых случаях привыкания не происходит?

Это происходит в одном из трёх случаев: когда к стимулу невозможно приспособиться; когда стимула невозможно избежать; когда невозможно предсказать появление и исчезновение стимула. Другими словами, чтобы повторяемый стимул вызвал длительный, или хронический стресс, он должен быть а) неадаптируемым или б) неизбегаемым или в) непредсказуемым. Если стимуляция имеет один из этих признаков, или два, или все три, то она является неконтролируемой, а стресс, который она вызывает тоже называется неконтролируемым.

Пример стимула, к которому невозможно приспособиться — болевой раздражение. Неизбегаемый стресс испытывает школьник, у которого в школе постоянные неприятности, а дома он не находит сочувствия. Но самое страшное — это непредсказуемость — ситуация, в которой животное, или человек не знает — получит он поощрение за свой поступок или же будет наказан.

Непредсказуемость ситуации воздействует на психику человека, или животного гораздо сильнее, чем неизбегаемость. Например, сезонное изменение освещенности, вызывающее «осеннюю депрессию» — это абсолютно неизбегаемое, но полностью предсказуемое воздействие. Конечно, неотвратимо наступающий мрак осенних ночей крайне неприятен. Но люди знают, что в конце концов придёт весна, а «вот солнышко уже на лето повернуло», а тут и Новый год, Рождество и всё не так уж плохо, «смотри, как на улице светло стало после работы». В результате осеннее сокращение светового дня воздействует на психику далеко не так пагубно, как непредсказуемые явления.

Для предсказуемости важно знать не только начало воздействия, но и его окончание. Если субъект может предсказать окончание неприятного воздействия, то нарушения в его психике и поведении будут значительно слабее, чем в отсутствии «сигнала безопасности». Эта закономерность знакома каждому, лечившему зубы. Если дантист делает укол, приговаривая «Всё, всё-всё, уже кончили..», то такую болезненную процедуру переносить легче. А когда врач молча манипулирует во рту, то пациент испытывает значительно больше отрицательных эмоций.

В разделе 3.3.2. «Шизофрения» было рассказано о такой модели этого расстройства как отсутствие торможения предупреждением. Иными словами, у обычного человека, или животного предсказуемый сильный стимул вызывает меньшую реакцию, чем тот, который наносится без предупреждения, непредсказуемо. Фактор предсказуемости событий утрачивает свою значимость при шизофренических расстройствах.

Многие любят смотреть фильмы ужасов. Заметим, что это нормально. Человек испытывает потребность в эмоциях, и ужастики-страшилки один из способов их получить. В таких фильмах чаще всего некое чудовище — зверь, маньяк-убийца, инопланетянин, потусторонняя сила — преследует героев. Как правило при этом кровь бьёт фонтанами, летят в стороны руки, ноги и головы. Но такие фильмы не очень страшные; скорее — неприятные. По-настоящему ужасный фильм должен иметь «саспенс», как назвал это свойство Альфред Хичкок. Саспенс — буквально «подвешенность». Это ощущение неопределённой опасности, тревожное ожидание чего-то, что может случиться, а может — и нет. Другими словами, саспенс — это непредсказуемость развития событий. Впрочем, не только в фильмах ужасов мы ценим неожиданные повороты сюжета. Если в книге, или в фильме всё предсказуемо — это скучно.

Саспенс замечателен в кино. Посмотрев хороший фильм ужасов, человек получает порцию эмоций, что идёт ему на пользу. Но в реальной жизни, непредсказуемость окружающего мира наносит нашему здоровью огромный вред.

Именно неконтролируемые ситуации вызывают хронический стресс. Вред подобного стресса, во-первых, в торможении питания, роста и размножения. Как мы уже говорили, это приведёт к расстройству этих функций, и, может быть, и к заболеваниям соответствующих систем организма. Но, кроме того, неконтролируемый стресс вызывает расстройства психики и нарушения поведения — формируется подобное депрессии состояние, которое называют выученной беспомощностью.

Бывает, что неконтролируемую ситуацию создают люди, совершенно не желающие зла своим близким. Люди порой просто не понимают, что их действия создают неконтролируемую ситуацию членам семьи. А иногда они считают, что неприятности, которые они доставляют детям и супругам, являются воспитательными мерами. И, как правило, люди не отдают себе отчёт в силе и отдалённых последствиях таких воздействий — они лишь стремятся сделать детей более управляемыми, послушными. Ведь депрессия, выученная беспомощность характеризуется снижением когнитивных функций, в частности, волевых импульсов, побуждения самостоятельно принимать решения, желания поступать по-своему.

«Вы хорошие дети? — спрашивает Дед Мороз. — Послушные?» Послушание — главная добродетель ребенка. Можно быть жадным лживым эгоцентричным подловатым ябедой, но, если ты — послушный — этим искупается все. Поэтому, порой, родители умышленно создают неконтролируемый стресс у своего ребенка. Вот, например, что вспоминал И. С. Тургенев о своем детстве:

Драли меня,— говорил Иван Сергеевич,— за всякие пустяки, чуть не каждый день... Раз одна приживалка, уже старая, бог ее знает, что она за мной подглядела, донесла на меня моей матери. Мать, без всякого суда и расправы, тотчас же начала меня сечь,— секла собствен­ными руками и на все мои мольбы сказать, за что меня так наказывают, приговаривала: сам знаешь, сам должен знать, сам догадайся, сам догадайся, за что я секу тебя!

На другой день, когда я объявил, что решительно не понимаю, за что меня секли,— меня высекли во второй раз и сказали, что будут каждый день сечь, до тех пор, пока я сам не сознаюсь в моем великом преступлении…

— Ну, а твой отец? — спросил я,— ведь он еще был жив; отчего же он за тебя не заступился?

— Нет, не заступился, напротив, был убежден, что меня секут за дело. Когда я после экзекуции, вечером, распухший и заплаканный, пришел с ним прощаться и ручку целовать, он с укоризной на меня поглядел, вздох­нул и проговорил: — Хорош, брат, нечего сказать, хорош! Рано же, брат, научился ты заниматься такой мерзостью.

— Ну, что же ты на это?

— Да ничего! Его слова еще пуще меня напугали и спутали. Вопрос, какой мерзостью я занимаюсь, мучил меня всю ночь, так что я заснуть не мог. Да, в ежовых рукавицах меня держали, и матери моей я боялся, как огня.

Родители порой сознают, что «смирное» поведение детей является следствием жестокого отношения к ним их родителей. Вот, что пишет, например, княгиня Дашкова, известная в истории как «президент двух академий»:

Я выдала свою дочь за бригадира Щербинина. Вследствие дурного обращения с ним его родителей у него сложился меланхолический, но кроткий характер, и я надеялась, что он даст моей дочери тихую и мирную жизнь.

Сама княгиня тоже была деспотичной матерью, что видно, например, из продолжения этого абзаца ее записок:

Она физически развилась неправильно и имела недостаток в строении тела, вследствие чего вряд ли могла рассчитывать, что более молодой и веселый муж станет ее любить и баловать. Конечно, я мечтала о лучшем браке для моей дочери, но и этот брак представлял то огромное преимущество, что дочь моя могла оставаться со мной, и я имела возможность оберегать ее молодость.

Значительно чаще неконтролируемые ситуации люди создают своим близким совершенно бессознательно, искренне полагая, что они желают им только добра.

Муж не ограничивает неработающую жену в расходах, но требует отчета с точностью до рубля. Ведь отчет и контроль — основа экономической стабильности. Не говоря о том, что именно он зарабатывает деньги и поэтому имеет право знать, куда они уходят. При этом женщина чувствует себя несчастной.

Левше запрещают пользоваться левой рукой. Ребенок не в состоянии понять, почему нельзя держать ложку и карандаш так, как ему удобно, почему его наказывают за это. Левша, которого переучивают на правшу, постоянно находится в неконтролируемой ситуации. Родители правшей тоже запрещают своим детям многое. Ведь они лучше знают — что опасно и вредно для ребенка, а что полезно.

Заметим, что постоянные наказания, которые заставляют ребёнка страдать, многие считают полезным методом воспитания. «Это всё должно пойти ему/ей на пользу» говорят они. По этому поводу Оскар Уайльд написал сказку «Мальчик-звезда». Уайльд справедливо показал не только пагубность метода жестоких воздействий для здоровья ребёнка, но и проблемы, которые из-за этого возникают в обществе.

Особенно часто неконтролируемому стрессу подвергаются совсем маленькие дети, которые уже активно перемещаются в пространстве. Не случайно выработку выученной беспомощности иногда называют воспитанием детского мироощущения. Действительно, маленький ребенок не в состоянии понять — почему на стул залезать можно, но нельзя на стол? А на подоконник — категорически нельзя! Он даже не в состоянии сформулировать подобный вопрос. Поэтому для маленького ребенка императивом поведения является абсолютное послушание взрослым. Совершить какое-то действие можно только, спросив разрешения. Любая инициатива наказуема. Для того чтобы сформировать такую стратегию поведения, взрослые и применяют неконтролируемое воздействие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.008 с.)