Тема 1.2. Философия Древнего мира и Средневековая философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2. Философия Древнего мира и Средневековая философия



Содержание учебного материала

  Предпосылки философии в древнем мире (Китай и Индия).

  Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

   Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.

Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени

Содержание учебного материала

  Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения, Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

  Немецкая классическая философия. Философская позитивизма и эволюционизма.

Тема 1.4. Современная философия

Содержание учебного материала

  Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

  Особенности русской философии. Русская идея.

Раздел 2. Структура и основные направления философии

Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение

Содержание учебного материала

   Этапы философии: Античный, Средневековый, Нового времени, XX века. Основные картины мира – философская (Античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, XX век).

    Методы философии: формально-логический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления.

Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала

  Онтология о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

  Гносеология – учения о познание. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

Тема 2.3. Этика и социальная философия

Содержание учебного материала

  Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

  Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности.

Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение

Содержание учебного материала

  Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

  Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Задание на контрольную работу составлено в 20 вариантов. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра студентов по таблице. Пример шифр ОП 12-9-П-57. По таблице определяем номер варианта – 18.

 

ВАРИАНТ

ДВЕ ПОСЛЕДНИЕ ЦИФРЫ ШИФРА

1

00 20 40 60 80

2

01 21 41 61 81

3

02 22 42 62 82

4

03 23 43 63 83

5

04 24 44 64 84

6

05 25 45 65 85

7

06 26 46 66 86

8

07 27 47 67 87

9

08 28 48 68 88

10

09 29 49 69 89

11

10 30 50 70 90

12

11 31 51 71 91

13

12 32 52 72 92

14

13 33 53 73 93

15

14 34 54 74 94

16

15 35 55 75 95

17

16 36 56 76 96

18

17 37 57 77 97

19

18 38 58 78 98

20

19 39 59 79 99

 

Варианты контрольной работы

  Вариант 1

1. Отечественная философия XX в.

2. Философия концепции пространства и времени.

Вариант 2

1. Предмет, объект и определении философии.

2. Деятельность как специфический способ существования человека.

 

Вариант 3

1. Философия Древнего Китая.

2. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

Вариант 4

1. Философия Нового времени.

2. Сущность, структура и типология общества.

Вариант 5

1. Основные исторические виды и сущность мировоззрения.

2. Формы общественного сознания.

Вариант 6

1. Средневековая философия: патристика и схоластика.

2. Природа ценностей и их роль в философии.

Вариант 7

1. Строение философии, ее основные направления.

2. Проблемы истины и познания. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины.

Вариант 8

1. Мировоззрение и его типы.

2. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Вариант 9

1. Философия Древнего Рима.

2. Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики.

Вариант 10

1. Религия как феномен человеческой культуры.

2. Методы философии.

Вариант 11

1. Философия Древней Индии.

2. Законы и категории диалектики.

Вариант 12

1. Становление философии из мифологии.

2. Философия и глобальные проблемы современности.

Вариант 13

1. Особенности Русской философии.

2. Философия как учение о целостной личности.

Вариант 14

1. Структура и функции философии.

2. Философия как учение о целостной личности.

Вариант 15

1. Философия Древней Греции.

2. Основные характеристики пространства и времени.

Вариант16

1. Философия эпохи Возрождение.

2. Онтология – учение о бытии.

Вариант 17

1. Основные картины мира.

2. Общество как развивающаяся система.

Вариант 18

1. Основные направления философии XX века.

2. Структура, методы и формы научного познания

Вариант 19

1. Немецкая классическая философия.

2. Философия и смысл жизни.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

  Учебный план дисциплины «Основы философии» предполагает, помимо посещения обзорных лекций и практических занятий, выполнение одной письменной домашней контрольной работы. Самостоятельная работа дает возможность познакомиться с большим количеством литературы по философии, учит заострять внимание на основные положениях тем, анализировать, делать обобщение, и выводы, развивать творческое мышление.

Контрольная работа представлена в двадцати вариантах, каждый из которых включает два задания.

Студенты выполняют контрольную работу самостоятельно дома и представляют в учебное учреждение в установленные сроки. Оформление работы должно соответствовать требованиям ЕСКД, ЕСТД, ГОСТов.  При выполнении работы необходимо соблюдать определенные требования.

Требования к оформлению

Работа должна выполняться только по своему варианту, который соответствует последней цифре шифра зачетной книжки.

1. Контрольная работа должна быть в отдельной тетради школьного формата. Следует пронумеровать страницы и оставлять поля для замечаний рецензента. Объем контрольной работы ориентировочно должен составлять 20 листов.

2. На обложке тетради должен быть приклеен титульный лист утвержденного образца. Внимательно заполните его.

3. Работа должна быть выполнена чернилами одного цвета, исключая красный цвет, аккуратно и разборчиво.

4. Каждый вопрос надо начинать с новой страницы.

5. В конце работы должен прилагаться список литературы: перечень литературы, фактически используемой при выполнении контрольной работы; составляется в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с требованиями. При указании литературы, источников литературы, источников необходимо отметить не только авторов, но и издательство, и год выпуска книги, (пример Т.Г. Лешкевич О.В. Катаева Основы философии Ростов и н/Д Феникс 2013.) Поставить дату выполнения (число, месяц, год) и подпись.

6.  Следует оставить 1-2 страницы для рецензии преподавателя, если в работе допущены ошибки недочеты, то студент должен выполнить все указания преподавателя. Требование к содержанию работы

Требования к содержанию работы

   Тщательно подобрать, проанализировать и законспектировать источники литературы по указанным вопросам и темам (в том числе из списка, предложенного в данном методическом пособии);

1. Провести сравнительный анализ различных концепций и теорий по вопросам, самостоятельно сделать обобщения и выводы; 

2. На основании знания учебного материала продемонстрировать умение высказывать и аргументировать свою личную точку зрения, проводить примеры из других предметов и жизненного опыта. Высказать свое мнение и отношение к философскому материалу: идее, направлению - это значит, прежде всего, определить, с чем и почему вы согласны или не согласны, каково ваше представление о какой-либо проблеме, объекте философского и научного исследования. 

3. Теоритический вопрос требует развернутого ответа студента. Ответ должен быть кратким, но максимально емким по содержанию. Раскрытие теоритического вопроса должно осуществлять с точки зрения научности, конкретности. На основе многовариантности подходов, доказательности.

  Качество домашней работы оценивается, прежде всего, по тому, насколько самостоятельно и правильно раскрыты содержание и основные вопросы темы. Изложение вопросов должно быть творческим. Не следует перегружать работу цитатами. Не разрешается переписывание текстов из брошюр, статей и учебников.

  После получения отрецензированной контрольной работы студенты должны учесть рекомендации и замечания, в случае необходимости исправить ошибки, внести изменения и дополнения.

  В случае, если письменная контрольная работа не будет зачтена, студент обязан написать новую контрольную работу с учетом сделанных рецензентом замечаний и представить ее вновь. Работа, выполненная не по своему варианту, не учитывается и возвращается студенту без оценки. Студент, не имеющий зачета по контрольной работе, к зачету и экзамену не допускается. Во время зачета, экзамена зачтенные контрольные работы представляются преподавателю.

  После выполнения контрольной работы по заданным темам студент-заочник допускается к сдаче экзамена, или дифференцированного зачета.

  Преподаватель учебной дисциплины «Основы философии» по согласованию с цикловой комиссией и студентами, может вносить изменения в тематику контрольных работ или предложить студенту реферат вместо контрольной работы, тематика рефератов представлена в данной брошюре.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. История происхождения философии.

2. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии.

3. Философия Древнего Китая: теория существования сил «инь» и «ян».

4. Моральная философия Й. Канта.

5. Эстетика и немецкий романтизм в трудах Ф. Шеллинга.

6. Г. В. Ф. Гегель о смысле человеческой истории.

7. Взаимосвязь философии и мифологии.

8. А.С. Хомяков - «Илья Муромец» русской философии.

9. Взаимосвязь философии и мифологии. 

10. П.Я. Чаадаев о русской истории.

11. Влияние даосизма и буддизма на развитие искусства в разные исторические  периоды.

12. Философия творчества Н.А. Бердяева.

13. Философские рассуждения Пифагора о числах и о бытие мира.

14. Современная наука и философия о проблеме возникновения человека.

15. Философские размышления Платона о государстве и ею роли в жизни общества.

16. Человек как тело и дух.

17. Учение Аристотеля: трактовка формы.

18. Основополагающие категории человеческого бытия.

19. Рациональная и мистическая философия М. Декарта.

20. Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация.

21. Эстетическое мировоззрение и учение о цвете в трудах П.А. Флоренского.

22. Сознание, мышление, язык. 

23. Символика православных храмов как отражение христианских взглядов.

24. Проблемы современной массовой культуры.

25. Образ России в западной философии.

26. Софисты и их мировоззренческие устремления.

27. Взаимосвязь философии с другими науками.

28. Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее время. 

29. Готические соборы как средство исследования представлений о Боге и о мире в эпоху средневековья. 

30. Основные функции искусства. Искусство и творение мира.

31. Философия и культура эпохи Возрождения.

32. Европейская философия и деятельность знаменитых личностей XVII века: Б. Спинозы, Ф. Бэкона.

33. Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления.

34. Идеи Аристотеля.

35. Русская философия. Русский космизм. Русская философия «Серебряного века».

36. Философия советского периода.

37. Современная наука о единстве мира.

38. Наука. Вера и суеверие.

39. Альтернативные концепции исторического процесса. М. Вебера и К. Маркса.

40. Общество и история (Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Ясперс, Л. Гумилев).

41. Мировые культуры Питирима Сорокина.

42. К. Кедров профессор философии, лауреат Нобелевской премии. Поэзия философов.

43. Эстетическое мировоззрение и учение о цвете в трудах П. А. Флоренского.

44. Проблема нравственности в трудах Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше.

45. Основные концепции теории русского символизма.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.06 с.)