Раздел 1. Предмет философии и ее история. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Предмет философии и ее история.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

Калужский филиал ПГУПС

 

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Методические указания и контрольные задания для

студентов –заочников образовательных учреждений

среднего профессионального образования

по всем специальностям.

Пояснительная записка

Методические указания составлен на основе Федерально Государственного стандарта (далее ФГОС) для всех специальностей среднего профессионального образования (далее - СПО).

  Учебная дисциплина «Основы философии» является дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла в структуре основной профессиональной образовательной программе. Дисциплина «Основы философии» призвана обеспечить определенную методическую культуру специалиста, привить ему умение анализировать технические, экономические и другие факторы развития человечества, а также понимание значения решения глобальных проблем современности. Дисциплина предусматривает изучение теоретической основы и приобретение практических навыков курса.

  Такой подход к изучаемой дисциплине позволяет обеспечить усвоение целостных научных знаний, увидеть всю сложность и противоречивость процесса их получения и развития, формировать отношение к науке как к великой общечеловеческой ценности, результат творчества ученых многих стран мира, показать вклад научных достижений России в мировую цивилизации.

  Главная цель курса – формирование способности научно обосновывать, анализировать философские проблемы, критически осмысливать полученные знания, умение применять их при освоении своей основной специальности.

  В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

  -определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

  -определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

  -сформулировать представление об истине и смысле жизни.

  В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  -основные категории и понятия философии;

  -роль философии в жизни человека и общества;

  -основы философского учения о бытии;

  -сущность процесса познания;

  -основы научной, философской и религиозной картин мира;

  -об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  -о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и пользованием достижений науки, техники и технологий.

  В методических указаниях изложено содержание учебной дисциплины, даны задания на контрольную работу, методические указания по ее выполнению, список практических занятий, приведен список рекомендуемой к изучению литературы.

  При подготовке к экзамену (дифференцированному зачету, зачету) студентам рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки, приведенные в настоящей брошюре.

             

                                           

      

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Раздел 1. Предмет философии и ее история.

Тема 1.1. основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала

  Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

  Предмет и определение философии.

Тема 1.2. Философия Древнего мира и Средневековая философия

Содержание учебного материала

  Предпосылки философии в древнем мире (Китай и Индия).

  Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

   Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.

Содержание учебного материала

  Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения, Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

  Немецкая классическая философия. Философская позитивизма и эволюционизма.

Содержание учебного материала

  Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

  Особенности русской философии. Русская идея.

Содержание учебного материала

   Этапы философии: Античный, Средневековый, Нового времени, XX века. Основные картины мира – философская (Античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, XX век).

    Методы философии: формально-логический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления.

Содержание учебного материала

  Онтология о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

  Гносеология – учения о познание. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

Содержание учебного материала

  Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

  Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности.

Содержание учебного материала

  Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

  Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Задание на контрольную работу составлено в 20 вариантов. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра студентов по таблице. Пример шифр ОП 12-9-П-57. По таблице определяем номер варианта – 18.

 

ВАРИАНТ

ДВЕ ПОСЛЕДНИЕ ЦИФРЫ ШИФРА

1

00 20 40 60 80

2

01 21 41 61 81

3

02 22 42 62 82

4

03 23 43 63 83

5

04 24 44 64 84

6

05 25 45 65 85

7

06 26 46 66 86

8

07 27 47 67 87

9

08 28 48 68 88

10

09 29 49 69 89

11

10 30 50 70 90

12

11 31 51 71 91

13

12 32 52 72 92

14

13 33 53 73 93

15

14 34 54 74 94

16

15 35 55 75 95

17

16 36 56 76 96

18

17 37 57 77 97

19

18 38 58 78 98

20

19 39 59 79 99

 

Варианты контрольной работы

  Вариант 1

1. Отечественная философия XX в.

2. Философия концепции пространства и времени.

Вариант 2

1. Предмет, объект и определении философии.

2. Деятельность как специфический способ существования человека.

 

Вариант 3

1. Философия Древнего Китая.

2. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

Вариант 4

1. Философия Нового времени.

2. Сущность, структура и типология общества.

Вариант 5

1. Основные исторические виды и сущность мировоззрения.

2. Формы общественного сознания.

Вариант 6

1. Средневековая философия: патристика и схоластика.

2. Природа ценностей и их роль в философии.

Вариант 7

1. Строение философии, ее основные направления.

2. Проблемы истины и познания. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины.

Вариант 8

1. Мировоззрение и его типы.

2. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Вариант 9

1. Философия Древнего Рима.

2. Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики.

Вариант 10

1. Религия как феномен человеческой культуры.

2. Методы философии.

Вариант 11

1. Философия Древней Индии.

2. Законы и категории диалектики.

Вариант 12

1. Становление философии из мифологии.

2. Философия и глобальные проблемы современности.

Вариант 13

1. Особенности Русской философии.

2. Философия как учение о целостной личности.

Вариант 14

1. Структура и функции философии.

2. Философия как учение о целостной личности.

Вариант 15

1. Философия Древней Греции.

2. Основные характеристики пространства и времени.

Вариант16

1. Философия эпохи Возрождение.

2. Онтология – учение о бытии.

Вариант 17

1. Основные картины мира.

2. Общество как развивающаяся система.

Вариант 18

1. Основные направления философии XX века.

2. Структура, методы и формы научного познания

Вариант 19

1. Немецкая классическая философия.

2. Философия и смысл жизни.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

  Учебный план дисциплины «Основы философии» предполагает, помимо посещения обзорных лекций и практических занятий, выполнение одной письменной домашней контрольной работы. Самостоятельная работа дает возможность познакомиться с большим количеством литературы по философии, учит заострять внимание на основные положениях тем, анализировать, делать обобщение, и выводы, развивать творческое мышление.

Контрольная работа представлена в двадцати вариантах, каждый из которых включает два задания.

Студенты выполняют контрольную работу самостоятельно дома и представляют в учебное учреждение в установленные сроки. Оформление работы должно соответствовать требованиям ЕСКД, ЕСТД, ГОСТов.  При выполнении работы необходимо соблюдать определенные требования.

Требования к оформлению

Работа должна выполняться только по своему варианту, который соответствует последней цифре шифра зачетной книжки.

1. Контрольная работа должна быть в отдельной тетради школьного формата. Следует пронумеровать страницы и оставлять поля для замечаний рецензента. Объем контрольной работы ориентировочно должен составлять 20 листов.

2. На обложке тетради должен быть приклеен титульный лист утвержденного образца. Внимательно заполните его.

3. Работа должна быть выполнена чернилами одного цвета, исключая красный цвет, аккуратно и разборчиво.

4. Каждый вопрос надо начинать с новой страницы.

5. В конце работы должен прилагаться список литературы: перечень литературы, фактически используемой при выполнении контрольной работы; составляется в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с требованиями. При указании литературы, источников литературы, источников необходимо отметить не только авторов, но и издательство, и год выпуска книги, (пример Т.Г. Лешкевич О.В. Катаева Основы философии Ростов и н/Д Феникс 2013.) Поставить дату выполнения (число, месяц, год) и подпись.

6.  Следует оставить 1-2 страницы для рецензии преподавателя, если в работе допущены ошибки недочеты, то студент должен выполнить все указания преподавателя. Требование к содержанию работы

Требования к содержанию работы

   Тщательно подобрать, проанализировать и законспектировать источники литературы по указанным вопросам и темам (в том числе из списка, предложенного в данном методическом пособии);

1. Провести сравнительный анализ различных концепций и теорий по вопросам, самостоятельно сделать обобщения и выводы; 

2. На основании знания учебного материала продемонстрировать умение высказывать и аргументировать свою личную точку зрения, проводить примеры из других предметов и жизненного опыта. Высказать свое мнение и отношение к философскому материалу: идее, направлению - это значит, прежде всего, определить, с чем и почему вы согласны или не согласны, каково ваше представление о какой-либо проблеме, объекте философского и научного исследования. 

3. Теоритический вопрос требует развернутого ответа студента. Ответ должен быть кратким, но максимально емким по содержанию. Раскрытие теоритического вопроса должно осуществлять с точки зрения научности, конкретности. На основе многовариантности подходов, доказательности.

  Качество домашней работы оценивается, прежде всего, по тому, насколько самостоятельно и правильно раскрыты содержание и основные вопросы темы. Изложение вопросов должно быть творческим. Не следует перегружать работу цитатами. Не разрешается переписывание текстов из брошюр, статей и учебников.

  После получения отрецензированной контрольной работы студенты должны учесть рекомендации и замечания, в случае необходимости исправить ошибки, внести изменения и дополнения.

  В случае, если письменная контрольная работа не будет зачтена, студент обязан написать новую контрольную работу с учетом сделанных рецензентом замечаний и представить ее вновь. Работа, выполненная не по своему варианту, не учитывается и возвращается студенту без оценки. Студент, не имеющий зачета по контрольной работе, к зачету и экзамену не допускается. Во время зачета, экзамена зачтенные контрольные работы представляются преподавателю.

  После выполнения контрольной работы по заданным темам студент-заочник допускается к сдаче экзамена, или дифференцированного зачета.

  Преподаватель учебной дисциплины «Основы философии» по согласованию с цикловой комиссией и студентами, может вносить изменения в тематику контрольных работ или предложить студенту реферат вместо контрольной работы, тематика рефератов представлена в данной брошюре.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. История происхождения философии.

2. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии.

3. Философия Древнего Китая: теория существования сил «инь» и «ян».

4. Моральная философия Й. Канта.

5. Эстетика и немецкий романтизм в трудах Ф. Шеллинга.

6. Г. В. Ф. Гегель о смысле человеческой истории.

7. Взаимосвязь философии и мифологии.

8. А.С. Хомяков - «Илья Муромец» русской философии.

9. Взаимосвязь философии и мифологии. 

10. П.Я. Чаадаев о русской истории.

11. Влияние даосизма и буддизма на развитие искусства в разные исторические  периоды.

12. Философия творчества Н.А. Бердяева.

13. Философские рассуждения Пифагора о числах и о бытие мира.

14. Современная наука и философия о проблеме возникновения человека.

15. Философские размышления Платона о государстве и ею роли в жизни общества.

16. Человек как тело и дух.

17. Учение Аристотеля: трактовка формы.

18. Основополагающие категории человеческого бытия.

19. Рациональная и мистическая философия М. Декарта.

20. Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация.

21. Эстетическое мировоззрение и учение о цвете в трудах П.А. Флоренского.

22. Сознание, мышление, язык. 

23. Символика православных храмов как отражение христианских взглядов.

24. Проблемы современной массовой культуры.

25. Образ России в западной философии.

26. Софисты и их мировоззренческие устремления.

27. Взаимосвязь философии с другими науками.

28. Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее время. 

29. Готические соборы как средство исследования представлений о Боге и о мире в эпоху средневековья. 

30. Основные функции искусства. Искусство и творение мира.

31. Философия и культура эпохи Возрождения.

32. Европейская философия и деятельность знаменитых личностей XVII века: Б. Спинозы, Ф. Бэкона.

33. Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления.

34. Идеи Аристотеля.

35. Русская философия. Русский космизм. Русская философия «Серебряного века».

36. Философия советского периода.

37. Современная наука о единстве мира.

38. Наука. Вера и суеверие.

39. Альтернативные концепции исторического процесса. М. Вебера и К. Маркса.

40. Общество и история (Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Ясперс, Л. Гумилев).

41. Мировые культуры Питирима Сорокина.

42. К. Кедров профессор философии, лауреат Нобелевской премии. Поэзия философов.

43. Эстетическое мировоззрение и учение о цвете в трудах П. А. Флоренского.

44. Проблема нравственности в трудах Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше.

45. Основные концепции теории русского символизма.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ)

1. Культура как мера развития человека.

2. Проблема человека в античной философии.

3. Философия Нового времени. 

4. Современная западная философия. 

5. О соотношении веры и разума. 

6. Русская философия «Серебряного века».

7. Русская философия. Русский космизм.

8. Западная философия ХХ века, обосновать одно из направлений.

9. Философия истории. Г В. Ф. Гегель о смысле человеческой истории.

10. Отечественная история. Спор славянофилов, западников, европейцев о русской истории, о путях ее развития.

11. Постклассическая философия.

12. Философия марксизма. Исторический и диалектический материализм.

13. Особенности немецкой классической философии.

14. Философия Нового времени. Сущность гуманизма, пантеизма.

15. Философия средних веков.

16. Основы проблемы Китайской и индийской философии.

17. Значение философии античности.

18. Философия Античного мира.

19. Философские школы эпохи античности: натурфилософия, циники, стоики, скептики.

20. Сознание, происхождение, естественнонаучные данные о развитии мозга, о сознании.

21. Материя: ее сущность, виды и формы существования.

22. Познание, формы и методы научного познания.

23. Философия советского периода.

24. Философия об общественном прогрессе и его критериях.

25. Философия о глобальных проблемах современности и о будущем человека.

26. Основы концепции общественного развития.

27. Философия советского периода. Осмысление мировой философии в конце ХХ, начале ХХI вв.

28. Религия, религиозное мировоззрение, типы религий.

29. Проблема человек

30. Культура, ее роль в жизни человека.

31. Биосоциальная проблема в философии.

32. Философские вопросы. Материализм и идеализм.

33. Проблема бытия в философии.

34. Мировоззрение, его сущность, структура и виды.

35. Основные формы философии: религиозная, образно-художественная и научная. Предпосылки возникновения научной философии.

36. Глобальные проблемы человечества, роль философии в их решении.

37. Важнейшие понятия философской антропологии: человек, индивид, индивидуальность, личность. 38. Философский анализ природы.

38. Философия как предмет, структура, роль в жизни человека и общества.

39. 40. Проблема человека в средневековой философии.

40. Философия как мировоззренческая система.

41. Религия как исторический тип мировоззрения.

42. Диалектика как метод философского мышления.

43. Движение, пространство и время - как необходимые формы бытия мира.

44. Происхождение и сущность сознания как философская проблема.

45. Человек как деятельное существо.

46. Проблема сущности и существования человека.

47. Проблема истины в философии.

48. Человек как личность.

49. Ценности человеческой жизни. в философии. Естественнонаучная, мифологическая и религиозная точки зрения о происхождении и сущности человека.

50. Ценности человеческой жизни.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КЛАССНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. Термин «философия» означает:

А) рассуждение

Б) компетентное мнение

В) профессиональную деятельность

Г) Любовь к мудрости

 

2.Наиболее ранний тип мировоззрения:

А) обыденное

Б) религиозное

В) мифологическое

Г) философское

З. Миропонимание и поведение людей, определяемые верой в существование сверхъестественного, могущественного идеального начала, являющегося предметом поклонения, выражено, прежде всем, в...

А) политике

Б) религии

В) мифологии

Г) философии

4. К разделам философского знания не относится:

А) онтология

Б) гносеология

В) теология

Г) аксиология

5. В философии Древней Индии материалистических взглядов придерживались представители:

А) йоги

Б) буддизм

В) локаяты

Г) веданты

 

6.Основателем даосизма считается:

А) Пань Гу

Б) ЛаоЦзы

В) Шан Ян

Г) Кун Цзы

 

7. Назовите авторов высказываний: «все течет, все меняется»

 

А) Фалес

Б) Гераклит

В) Пифагор

Г) Сократ

 

8. Совокупность подходов, приемов, способов решения разнообразных практических и познавательных проблем -это:

 

А) методика

Б) метод

В) методология

Г) механизм

 

9. Объектом философии является:

 

А) экономика

Б) право

В) Солнечная система

Г) природа

 

10. Платон считается основателем

 

А) материализма

Б) диалектического материализма

В) субъективного идеализма

Г) объективного идеализма

 

11. Назовите авторов высказываний: - «знание - сила»

 

А) Ф. Бэкон

Б) Р. Бэкон

В) Р Декарт

Г) Т Гоббс

 

12. Декарт является основателем

 

А) материализма

Б) эмпиризма

В) дуализма

Г) рационализма

 

1З. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений. Верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, это:

 

А) мировосприятие;

Б) миропонимание;

В) мировоззрение;

Г) мироощущение;

 

14.Философы эпохи Просвещения чаще всего были:

 

А) дуалистами;

Б) идеалистами;

В) материалистами;

Г) экзистенциалистами

 

15. Основатель немецкой классической философии

 

А) И. кант

Б) И. Фихте

В) Ф. Шеллинг

Г) Г Гегель

 

1б. Философская система Г.Гегeля, прежде всею, отличается:

 

А) дуализмом

Б) метафизичностью

В) диалектикой

Г) материализмом

 

17. Материалистических воззрений придерживался:

 

А) И. Кант

Б) И. Фихте

В) Г Гегель

Г) Л. Фейербах

 

18. «Бессознательное» в современной философии - это:

 

А) явление и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на ею поведение;

Б) рефлекторные процессы в организме человека;

В) все, что не осознается человеком;

Г) нечто, присущее только отдельному человеку.

 

19. В основу понимания сущности человека З. Фрейд положил понятие...

 

А) единственное

Б) бессознательное

В) феномен

Г) воля

 

20. В экзистенциализме бытие представляется как:

  

А) подвижная материя

Б) поток переживаний человека

В) взаимодействие монад

Г) результат сексуальных влечений 

 

21. Философское учение о ценностях:

  

А) аксиология

Б) праксиология

В) онтология

Г) гносеология

 

22. Логический анализ языка, употребления языка:

 

А) герменевтика

Б) аналитическая философия

В) феноменология

Г) постмодернизм

 

23. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

 

А) абстрактна

Б) объективна

В) субъективна

Г) абсолютна

24. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

 

А) ложь

Б) заблуждение

В) суждение

Г) предрассудок

 

25. Вера в судьбу:

 

А) эсхатология

Б) нирвана

В) фатализм

Г) научность

 

 

26. Что изучает онтология:

 

А) вопросы смысла жизни

Б) проблемы бытия

В) проблемы познания

Г) проблемы сознания

 

27. Любое изменение, преобразования, процесс это:

 

А) эволюция

Б) развитие

В) инволюция

Г) движение

 

28. Среди источников формирования русской философской мысли следует прежде всего, назвать...:

 

А) падение Римской империи

Б) спор номиналистов и реалистов

В) прагматизм

Г) православие

 

29. Что изучает гносеология:

 

А) вопросы бытия

Б) вопросы смысла жизни

В) вопросы познания

Г) вопросы прав человека

 

30. Монах Филорей был автором:

 

А) «Слова о законе и благодати»

Б) «Повесть временных лет»

В) «Моления Даниила Заточника»

Г) теории «Москва - Третий Рим»

 

31. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

 

А) культурология

Б) социальная философия

В) гносеология

Г) политология

 

 

32. К «вечным» философским вопросам относится:

 

А) каковы точные размеры Вселенной?

Б) из каких элементов состоит живая клетка?

В) какова родословная славян?

Г) как произошел мир?

 

33. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира - это:

 

А) гносеология

Б) онтология

В) эстетика

Г) этика

 

34. Учение о закономерностях развития, о6 изменчивости бытия, о взаимосвязанности всех его проявлений и форм...

 

А) космология

Б) астрофизика

В) метафизика

Г) диалектика

 

35. В каком веке возникло христианство?

 

А) I в н.э.

Б) 1 в до н.э.

В) IV э.

Г) ХХ в.

 

3б. Основной принцип диалектики:

 

А) доверия

Б) территориальной целостности

В) научности

Г) всеобщего развития

 

37. Социальный институт, который представляет собой присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:

 

А) семья

Б) государство

В) собственность

Г) власть

 

38. Самая «молодая» из мировых религий:

 

А) ислам

Б) христианство

В) буддизм

Г) иудаизм

 

39. Предпосылки для возникновения нового:

 

А) причинность

Б) возможность

В) развитие

Г) связи

 

40. Наиболее общее понятие, которое является основой, фундаментом каждой науки и вырабатываются в ходе ее развития:

 

А) закон

Б) метод

В) категория

Г) прием

Информационное о беспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

 

 

Основные и сточники:

 

 

Учебные пособия:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.

учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с (с хрестоматией).

 

 

Дополнительные и сточники:

 

 

Дополнительная учебная литература

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

2.  Балашов  В.Е.  Занимательная  философия.  –  М.:  Издательско-торговая

корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.

 

3.  Кохановский  В.П.,  Матяш  Т.П.,       Яковлев  В.П.,  Жаров  Л.В.  Основы философии:  учебное  пособие  для  сред.  спец.  учеб.  заведений.  –  Ростов  н/Д.:

Феникс. 2010. – 315 с.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс.

2010. – 496 с.

5. Скирбекк  Г. История философии: Учебное  пособие  / Пер. с англ. В.И.

Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

Калужский филиал ПГУПС

 

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Методические указания и контрольные задания для

студентов –заочников образовательных учреждений

среднего профессионального образования

по всем специальностям.

Пояснительная записка

Методические указания составлен на основе Федерально Государственного стандарта (далее ФГОС) для всех специальностей среднего профессионального образования (далее - СПО).

  Учебная дисциплина «Основы философии» является дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла в структуре основной профессиональной образовательной программе. Дисциплина «Основы философии» призвана обеспечить определенную методическую культуру специалиста, привить ему умение анализировать технические, экономические и другие факторы развития человечества, а также понимание значения решения глобальных проблем современности. Дисциплина предусматривает изучение теоретической основы и приобретение практических навыков курса.

  Такой подход к изучаемой дисциплине позволяет обеспечить усвоение целостных научных знаний, увидеть всю сложность и противоречивость процесса их получения и развития, формировать отношение к науке как к великой общечеловеческой ценности, результат творчества ученых многих стран мира, показать вклад научных достижений России в мировую цивилизации.

  Главная цель курса – формирование способности научно обосновывать, анализировать философские проблемы, критически осмысливать полученные знания, умение применять их при освоении своей основной специальности.

  В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  -ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

  -определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

  -определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

  -сформулировать представление об истине и смысле жизни.

  В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  -основные категории и понятия философии;

  -роль философии в жизни человека и общества;

  -основы философского учения о бытии;

  -сущность процесса познания;

  -основы научной, философской и религиозной картин мира;

  -об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  -о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и пользованием достижений науки, техники и технологий.

  В методических указаниях изложено содержание учебной дисциплины, даны задания на контрольную работу, методические указания по ее выполнению, список практических занятий, приведен список рекомендуемой к изучению литературы.

  При подготовке к экзамену (дифференцированному зачету, зачету) студентам рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки, приведенные в настоящей брошюре.

             

                                           

      

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Раздел 1. Предмет философии и ее история.

Тема 1.1. основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала

  Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

  Предмет и определение философии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.36 с.)