Различия во взглядах славянофилов и западников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различия во взглядах славянофилов и западников.



Славянофилы.

· Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др.

· Славянофилы отстаивали самобытность исторического пути развития России, которая, по их мнению, заключалась в существовании крестьянской общины и огромной нравственной роли православия.

· Они идеализировали допетровскую Русь, отрицательно оценивали реформы Петра I, предлагали возродить Земские соборы, которые доносили до власти мнение народа («сила власти – царю, сила мнения - народу»), когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения.

· В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли, свободу выражения общественного мнения; выступали против крепостного права, бюрократизма

Западники.

· Идеологи западников - историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.С. Тургенев, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. В начале движения идеи западничества поддерживали Белинский и Герцен.

· Западники отстаивали европейский путь развития. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью.

· Идеалом для них были реформы Петра I.

· Отрицали особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов.

· Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России.

· Отрицательно относились к крепостному праву, склонялись к конституционной монархии.

Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

· Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества в 20-30-е гг. XIX в. к организации различного рода кружков и тайных обществ (Московский университет стал центром их формирования):

¾ Кружок Д.В. Веневитинова во второй половине 20-х годов, его привлекло учение немецкого философа Шеллинга, в произведениях которого большое место отводилось проблеме свободы

¾ кружок братьев П., М. и В. Критских (1827 г.) разделял программу декабристов

¾ кружок Н. П. Сунгурова (1830-1831 гг.) выступал за революционный переворот

¾ кружки Белинского (1829 г.), Герцена и Огарёва (1831-1834 гг.), Станкевича (1833-1837 гг.) изучали теорию утопического социализма, западноевропейскую философию

· Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации. Правительство жестоко расправилось с участниками кружков: студент А. Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты, часть членов кружка братьев Критских заточили в Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции, одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил к ссылке на каторжные работы, других — к отправке в солдаты.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем:

· Создание новых кружков: по имени руководителя одного из них — М. В. Буташевича-Петрашевского - его участники были названы петрашевцами (1845 г.).

· Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России западноевропейских социалистических идей. Создание отечественной разновидности социалистической теории связано с именем А. И. Герцена. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола.

¾ Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А. И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.), выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н. П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857—1867 гг.).

¾ В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, однако разочаровался и занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма.

¾ Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения государственною строя.

· В радикальном направлении второй половины XIX в. господствующее положение занимало течение, идейным основанием которого была теория особого, некапиталистического развития России теории «общинного социализма» - народничество.

· В 60-80-е гг. XIX в. ведущие позиции в общественном и революционном движении занимало народничество. Основные положения народнической доктрины были сформулированы А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским, ставшими родоначальниками теории «русского социализма»: Россия могла перейти к социализму, минуя капитализм, опираясь на крестьянскую общину. Дальнейшее развитие это учение получило в идеологии — М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова и П. Н. Ткачева, которые разработали теоретические основы трех течений революционного народничества:

1. Бунтарское (или анархистское) - М. А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин.

2. Пропагандистское - П. Л. Лавров не считал народ готовым к революции. Ведущей силой крестьянской революции считал революционеров-интеллигентов, которые должны были развернуть пропаганду социализма в народных массах и тем самым подготовить их к революционному выступлению.

3. Заговорщическое - П. Н. Ткачев, полагал, что между народом и интеллигенцией существует непреодолимая пропасть, поэтому крестьянство на борьбу поднять невозможно. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, проведут сверху социалистические преобразования.

· В 1874 г., опираясь на идеи М. А. Бакунина, «чайковцы» и более 1000 молодых революционеров предприняли массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

· 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию - «Земля и воля».

· Ее программа: осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах.

· Во главе организации стояли Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов, С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др. «Земля и воля» была построена на началах централизма, хотя и слабого. Ядром ее был «основной кружок». Общество делилось на несколько групп: «деревенщики», «дезорганизаторская группа» и др.

· Часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли» в 1879 г. и возникли:

1. «Черный передел» (1879—1881) - Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч, П. Б. Аксельрод. Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

2. «Народная воля» (1879—1881) - А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н..А. Морозов, В. Н. Фигнер и др. Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. С. Л. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила возможность эволюционного преобразования России.

· Рабочее движение в 70—80-х годах развивалось стихийно и не организовано. Рабочие выдвигали лишь экономические требования — повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов.

· Наиболее крупным выступлением рабочих стала Морозовская стачка 1885 г на Никольской мануфактуре фабриканта Т. С. Морозова в Орехово-Зуеве. Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. В то же время закон усилил уголовную ответственность рабочих за участие в стачках.

 

· Идеи марксизма начали проникать в Россию в 60-70-е гг. XIX в.

- 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда». Бывшие активные участники «Черного передела», разочаровавшись в идеях народничества и крестьянстве как главной силы революции, Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч и В. Н. Игнатов обратились к марксизму: идея достижения социализма путем пролетарской революции.

· Первые марксистские кружки в России:

1. «Партия русских социал-демократов» 1883-1886 гг. – Д.И. Благоев

2. «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» 1885-1888 гг. – Точисский

3. «Рабочий союз» 1889-1892 гг. – М.И. Бруснев

Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.

· 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию — «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Основатели: В. И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов), Г.М. Кржижановский, В.В. Старков, А.А. Ванеев.

· Организация «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» послужила моделью будущей социал-демократической партии – в 1898 г. в Минске состоялся I съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) – первой партии в истории России.

4. «Золотой век» русской культуры

«Золотой век» русской культуры. Первая половина XIX века.

Наука.

· Н. Зинин (синтез анилина), А. Бутлеров заложили основы органической химии в России.

· Н.Н. Лобачевский в 1826 г. создал теорию «неевклидовой геометрии».

· В. Петров (физика) в 1802г. разработал гальваническую батарею и впервые получил электрическую дугу.

· Б. Якоби и Э. Ленц (физика) разработали теорию электрических явлений, на основе которой были созданы электродвигатель и гальванопластика.

· П. Шиллинг изобрел первый записывающий электромагнитный телеграф, а Якоби - буквопечатающий аппарат.

· 1839 г. открыта Пулковская обсерватория - астрономический центр России, возглавил В.Я. Струве (обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути)

· П. Аносов (металлургия) открыл секрет булатной стали.

· К.Ф. Рулье – создал эволюционную теорию развития животного мира (еще до Дарвина)

· Н.И. Пирогов – впервые начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии.

· А.М. Филомафитский – методика использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Пироговым метод внутривенного наркоза.

· Е.А. и М.Е. Черепановы (отец и сын) на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге

· И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский в 1803-1806 гг. на «Надежде» и «Неве» совершили 1-ю русскую кругосветную экспедицию.

· Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев (шлюпы «Восток», «Мирный») в 1819-1821 гг. открыли Антарктиду.

· 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головниным обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили руское общество с жизнью этой загадочной страны.

· Ф.П. Литке изучал Северный Ледовитый океан и Камчатку.Основал Русское географическое общество

· Г.И. Невельский доказал, что Сахалин - остров и исследовал низовья Амура.

· О.Е. Коцебу – исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску

· Н.М Карамзин – «История государства Российского» в 12-ти томах

· С.М. Соловьев – «История России с древнейших времен» в 29-ти томах

 

Русская литература.

 

· СентиментализмН.М. Карамзин (1766-1826 гг.) «Бедная Лиза» уступил место классицизму.

· Романтизм: 1. «салонный романтизм» - В. Жуковский (1783-1852 гг.), 2. поэты и писатели-декабристы К. Рылеев, А. Бестужев-Марлинский, В.К. Кюхельбекер

· В конце 1820-х гг. наметился переход к новому направлению - реализму. Проявился уже в трудах «позднего» А.С. Пушкина (1799-1837 гг.) - «Борисе Годунове», «Капитанской дочке», «Дубровский», «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин»

· М.Ю. Лермонтов (1814-1841 гг.) - «Герой нашего времени», «Мцыри».

· Основоположником критического реализма стал Н.В. Гоголь (1809-1852 гг.), создавший наиболее яркие произведения этого жанра - «Шинель», «Мертвые души», «Ревизор».

· И.С. Тургенев (1818-1883 гг.) – в первой половине XIXв. стихи, рассказы (часть из них вошла в сборник «Записки охотника»), основные произведения написаны во второй половине века.

· Баснописец И.А. Крылов (1769-1844 гг.) – политическая и социальная сатира

· А.В. Кольцов (1809-1842 гг.) - «Не разливай волшебных звуков!»,. «Не шуми ты, рожь», «К N».,.. «Косарь», «Красавице», «Крестьянская пирушка»

· Ф.И. Тютчев (1803-1873 гг.) – «Весенние воды: «Еще в полях белеет снег..», «Весенняя гроза: «Люблю грозу в начале мая..», «К.Б.: «Я встретил Вас – и все былое»

· А.И. Полежаев (1804-1836) – поэма «Сашка» (1825 или 1826 г.)

· Т.Г. Шевченко (1814-1861 гг.) (украинский писатель) – поэмы «Катерина» (1837) и «Гайдамаки» (1841), политическая поэзия «Кавказ» (1847)

· В первой половине XIX в. начали свою творческую деятельность: М.Е. Салтыков-Щедрин (1828-1889 гг.), Достоевский Ф.М. (1821-1881 гг.), И.А. Гончаров (1812-1891 гг.), Н.А. Некрасов (1821-1877 гг.)

 

Русская журналистика.

 

· Булгарин Ф.В.– газета «Северная пчела» (консервативный), николаевское время

· Карамзин Н.М. – журнал «Вестник Европы» (умеренно-консервативный), основан в 1802 г

· Бестужев А.А. и Рылеев К.Ф. – альманах «Полярная звезда» (декабристы) – вышло всего три книги

· Полевой Н.А. – «Московский телеграф», (либеральный) – просуществовал 9 лет

· Надеждин Н.И. – «Телескоп» (либеральный) – просуществовал 5 лет

· Пушкин А.С. основал в 1836 г. журнал «Современник» (либералы), но через несколько месяцев он погиб. Журнал вскоре захирел. Но в 1847 г. его возглавил Некрасов Н.А., которому удалось привлечь к участию в нем Гончарова И.А., И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, около года успел здесь проработать и Белинский.

· Краевский А.А. в 1839 г. основал журнал «Отечественные записки» (либералы). На страницах журнала печатались Лермонтов М.Ю., Тургенев И.С., Достоевский Ф.М., Герцен А.И. Отдел критики в нем возглавлял Белинский В.Г.

· Погодин М.П. основал журнал «Москвитянин» (консерваторы), 1841-1856 гг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.036 с.)