Либеральные реформы 1860-1870-х годов (Александра II ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либеральные реформы 1860-1870-х годов (Александра II )



· 1864 г. была проведена земская реформа, которая вводила в губерниях и уездах учреждения земства – органы местного самоуправления:

¾  земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения; они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции, сформировали т.н. «третий элемент» (врачи, учителя, инженеры).

· 1870 г. - городская реформа:

¾ В ведении выборных органов находились вопросы благоустройство города, торговля, здравоохранение, образование.

¾ В городских думах в связи с высоким имущественным избирательным цензом главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.

· 1864 г. – началась судебная реформа (большую роль в осуществлении реформы сыграл юрист Зарудный, растянулась на 35 лет).

¾ В ее основе лежали следующие принципы: всесословность суда, равенство всех подданных перед законом, независимость суда от администрации, несменяемость судей, гласность, состязательность судебного процесса (прокурора и адвоката (присяжный поверенный)), создание суда присяжных заседателей.

· 1874 г. - военная реформа (проводилась Дмитрием Милютиным):

¾ В стране вводилась всеобщая воинская повинность (всесословная) мужчин, достигших 20 лет.

¾ Срок устанавливался в сухопутных войсках - 6 лет (в запасе 9 лет), на флоте — до 7 лет (в запасе 3 года). Сокращались сроки службы в зависимости от образовательного ценза (лица, имевшие высшее образование служили полгода).

¾ В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка; ускоренное развитие военного парового флота.

¾ Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др.

¾ Улучшилась система управления вооруженными силами: упразднялись военные поселения и создавались военные округа, реорганизовалось Военное министерство и Генеральный штаб.

· 1864 г. реформа образования.

¾ «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах» регламентировали начальное и среднее образование введено доступное всесословное образование.

¾ Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы.

¾ Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.

¾ В 1862 г. появились женские гимназии, а в 1870-х годах положено начало женскому высшему образованию.

· 1863 г. новый Университетский устав вернул и расширил автономию университетам (ликвидированную Николаем I в 1835 г.): восстанавливалась самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

· 1865 г.цензурная реформа.

¾ «Временные правила» о печати отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий – карательный принцип цензуры (новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа).

¾ Однако с конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Гг. – финансовая реформа:

¾ право распоряжаться всеми финансами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля;

¾ 1860 г. – учрежден Государственный банк;

¾ 1863 г. упразднены винные откупа (вместо них вводились патентные сборы и особый акциз),

¾ устанавливалась гласность бюджета, финансового контроля и прогрессивные изменения в налоговой системе.

· 1881 г. министр внутренних делМ.Т.Лорис-Меликов разработал умеренные конституционные предложения, Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. «Диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова.

Значение реформ.

1. Основа для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели.

2. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

3. Однако традиционная слабость российской буржуазии и политическая инертность народных масс приводили к тому, что выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Инициатором реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.

Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.009 с.)