Коррекционных логопедических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционных логопедических занятий



Рабочая программа

Коррекционных логопедических занятий

В первых-четвертых классах

На 2014-2015 учебный год

 

 

 

 

Учитель-логопед

Первой квалификационной категории

 Удалова Ольга Алексеевна

 

 

Муром  2014

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В ПЕРВЫХ-ВТОРЫХ КЛАССАХ (I ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)

(Составлено по материалам Ястребовой А.В.)

ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих различные нарушения устной речи (а во втором классе рассматриваются и нарушения письменной речи). Именно поэтому I этап коррекционной работы является самым продолжительным по времени и включает в себя логопедические занятия в 1 и 2 классе. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Общая проблема коррекционно-развивающего обучения первоклассников – своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте, а у второклассников – к полноценному овладению русским языком. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей, имеющих ОНР, необходимо сформировать:

1. Полноценные фонематические процессы;

2. Представление о звуко-буквенном составе слов;

3. Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

4. Правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребёнка).

Разумеется, к задачам, направленным на преодоление ОНР, необходимо добавить следующие:

5. Воспитание умения речевого высказывания;

6. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, ориентировки в пространстве и времени;

7. Сбережение общего и психического здоровья детей;

8. Развитие сенсорных и моторных функций;

9. Формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

10. Развитие мимической мускулатуры;

11. Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков учебной деятельности;

12. Формирование черт гармонической, социализированной личности.

Программа предусматривает следующие блоки:

1. Блок ознакомительных занятий (сюда входят тестирование детей, знакомство с логопедом и логопедическим кабинетом); - 2 занятия в начале каждого учебного года;

2. Блок подготовительных занятий («Речь. Что мы знаем о речи»); - 3 занятия в 1 классе и 2 – во втором;

3. Аналитический блок (навыки звуко-буквенного анализа); - 15 занятий в 1 классе и 6 – во втором;

4. Блок дифференциации согласных звуков и букв – 14 занятий в 1 классе и 18 – во втором.

5. Блок работы над предложением – 7 занятий во втором классе;

6. Блок итоговых занятий – 1 в конце 1 класса и 1 в конце второго класса.

Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ.

Технология обучения: в процессе обучения предполагается использование

· различных методов активного обучения;

· анализ конкретных понятий и ситуаций;

· тренировка и другие виды заданий;

· творческая работа детей.

Условия проведения: занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Выбор тем коррекционных занятий обусловлен задачей этапа – формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно-воспитательной работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

- устойчивость внимания;

- наблюдательность (особенно к языковым явлениям);

- способность к запоминанию;

- способность к переключению;

- навыки и приёмы самоконтроля;

- познавательная активность.

2. Формирование полноценных учебных умений:

- планирование предстоящей деятельности;

- принятие учебной задачи;

- активное осмысление материала;

- выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;

- контроль за ходом своей деятельности;

- работа в определённом темпе;

- применение знаний в новых ситуациях;

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

- умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- умение владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.

2. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;

- ответы 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

- применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;

- обращение к учителю-логопеду или товарищу за разъяснением;

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

- соблюдение речевого этикета;

- составление устных связных высказываний с элементами творчества.

 

ИТОГ ПРОГРАММЫ I ЭТАПА.

К завершению I этапа коррекционно-развивающего обучения у детей должны быть:

 - сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;

- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

- поставлены и отдифференцированы все звуки (исключение может составить группа детей с ЗПР);

- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.

 

Далее в программе приведено планирование логопедических занятий для 1 (1 раз в неделю) и 2 класса (2 раза в неделю).

 

№ занятия тема грамматические понятия, используемые на занятиях

1 класс

1,2   3 4 5 6,7   8 9   10   11 12 13 14 15,16   17 18   19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом. Речь. Предложение. Предложение, слово. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Выделение гласных из удобных позиций (начало конец слова). Выделение согласных из удобных позиций. Сравнение гласных и согласных. Согласные твёрдые и мягкие. Самостоятельная работа. Согласные звонкие и глухие. Тренировка в звуко-буквенном анализе слов. Дидактические игры на развитие навыка звуко-буквенного анализа. Контроль за развитием навыка. Повторение знаний о характеристиках согласных звуков. Согласные звуки и изученные буквы. Звуки [П],[П`]. Буква П. Звуки [Б], [Б`]. Буква Б. Дифференциация [П]-[Б], [П`]-[Б`]. Тренировочные упражнения. Звуки [Т],[Т`]. Буква Т. Звуки [Д],[Д`]. Буква Д. Дифференциация [Т]-[Д], [Т`]-[Д`]. Тренировочные упражнения. Звуки [К],[К`]. Буква К. Звуки [Г],[Г`], Буква Г. Дифференциация [К]-[Г],[К`]-[Г`]. Тренировочные упражнения. Звуки [С], [С`]. Буква С. Звуки [З], [З`]. Буква З. Дифференциация [С]-[З], [С`]-[З`]. Итоговое занятие.     Речь. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Ударение. Комплекс-слияние. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные.

2 класс

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11     12   13 14   15   16,17 18,19 20,21 22 23,24 25,26 27-29 30-32 33,34 35,36 37,38 39-41 42,43 44-46 47,48 49-51 52-54 55,56 57-59 60 -62 63-65 66 67 68 Обследование речи. Обследование речи. Речь. Наши знания о речи. Звуки речевые и неречевые. Звуки речи. Гласные звуки. Гласные 1 и 2 ряда, их функции. Слогообразующая роль гласных. Тренинг – деление слов на слоги. Предложение. Дифференциация понятий «предложение – слово», правила оформления предложения на письме. Тренинг – восстановление деформированных предложений. Контроль за развитием навыка (диктант). Виды предложений по цели высказывания. Работа со сплошным текстом. Творческая работа «Я сам придумываю предложения!» Сравнение гласных и согласных. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Самостоятельная работа Звук [Ш] и буква Ш. Звук [Ж ]и буква Ж. Дифференциация [Ш]-[Ж]. Дифференциация [С]-[Ж]. Дифференциация [Ж]-[З]. Звуки [Р], [Р`]. Буква Р. Звуки [Л], [Л`]. Буква Л. Дифференциация [Р]-[Л], [Р`]-[Л`]. Звук [Ч] и буква Ч. Дифференциация [Ч]-[Т`]. Звук [Щ ]и буква Щ. Дифференциация [Щ]-[С]. Дифференциация [Щ]-[Ч]. Звук [Ц], буква Ц. Дифференциация [Ц]-[С]. Дифференциация [Ц]-[Т]. Дифференциация [Ц]-[Ч]. Контроль за развитием навыков. Диктант Итоговое занятие. Речь. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Ударение. Комплекс-слияние. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные. Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.

 

ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Характеристика группы.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонематического компонента речевой системы. Недостаточная сформированность фонематических процессов. Следствия:

- недостаточная сформированность навыка анализа и синтеза звукового состава слова;

- трудности овладения письмом и чтением (дисграфия, дислексия). Наличие специфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других.

II. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы:

- лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неравномерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу или акустическому свойству). Несформирован навык словообразования, вследствие чего дети с трудом подбирают родственные слова к данному.

- грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, выявляется множество аграмматизмов в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие названных причин у детей данной категории наблюдаются:

 - недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

- трудности овладения учебными понятиями, терминами;

- трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

- недостаточное развитие связной речи.

Блок 3. Гласные звуки.

10 11 12 13 14-16 17 -20 21-23 24   25-26 27 28-30 31-33 34 35 Гласные звуки. Дифференциация А-Я. Закрепление. Диктант. Дифференциация О-Ё. Дифференциация О-Ё-Е. Дифференциация У-Ю. Дифференциация Ы - И. Диктант на дифференциацию пройденных гласных. Закрепление отработанных гласных. Проверочный диктант. Дифференциация Ё-Ю. Безударные гласные. Самостоятельная работа. Контрольное списывание.   Блок 5. Блок 5. Блок 5. Блок 5.

Блок 4. Согласные звуки.

36-39 40-43 43-46 47-50 51-54 55-58 59-61 62 63-65 66 67-68 Дифференциация [С]-[З]. Дифференциация [П]-[Б]. Дифференциация [Т]-[Д]. Дифференциация [В]-[Ф]. Дифференциация [Ш]-[С], [Ж]-[З]. Дифференциация [С]-[Ц]-[С`]-[Ч]. Дифференциация [Ч]-[Т`]. Диктант. Закрепление отработанных согласных. Итоговая работа. Итоговые занятия     Блок 5. Блок 5

 

ПРОГРАММА

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Содержание программы.

Накопление фонетических и морфологических обобщений и упорядочивание на этой основе имеющихся у детей средств языка (произношение, словарь, грамматический строй) позволяют приступить на третьем этапе обучения к работе по совершенствованию связной (контекстной) речи. Цели коррекционной работы на этом этапе смыкаются с программными. Однако, поскольку у данной группы детей имеются пробелы в речевом развитии, возникает необходимость в особой организации их учебной деятельности на данном этапе коррекционного воздействия.

В практическом плане это направление коррекционного обучения осуществлялось уже на I и II этапах обучения в связи с усвоением грамматических понятий о звуковом и морфологическом составе слова. На III этапе данный аспект реализуется в процессе работы над текстом.

В ходе логопедических занятий продолжается формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляются путём сравнения текста и набора слов; текста – и набора предложений; текста – и различных вариантов его искажения (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).

Последовательно развиваются умения и навыки ребёнка анализировать текст, то есть:

 - определять тему рассказа, основную мысль текста;

- определять последовательность и связность предложений в тексте;

- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

- составлять план связного высказывания.

С этими умениями и навыками непосредственно связана способность построения связного самостоятельного высказывания: определять его замысел, последовательность развёртывания и т.п.

Работа начинается с тщательного изучения структуры и видов различных предложений. Учащиеся тренируются в составлении разнообразных предложений под руководством учителя-логопеда и, далее, самостоятельно, творчески. Работа проходит как с опорой на различные сюжетные картинки, так и без опоры, тематически, ситуационно.

Огромная роль в формировании умения построить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Учащимся предлагаются задания на распространение и сокращение текста и соответственно подробному и сжатому его пересказу, воссозданию текста по его плану (развёрнутому или краткому), восстановлению деформированного или разрозненного текста, редактированию текста.

В процессе занятий по формированию связной речи большое внимание уделяется работе над планом. Задачи этого раздела в основном смыкаются с общепрограммными. Однако, при обучении детей, имеющих ОНР, работе над планом должно уделяться значительное количество времени. В ходе логопедических занятий работа над планом должна быть использована не только как коррекционное средство развития речи, но и как способ организации их учебной деятельности. В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главные мысли от второстепенных, строить собственные сообщения в логической последовательности. Большое внимание уделяется при этом развитию у них различных приёмов мыслительной обработки материала: членение материала по смыслу на отдельные куски, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения.

Предусматривается ещё один аспект работы над планом, состоящий в том, чтобы научить детей пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как надо отвечать по плану.

Дети с ОНР после двух-трёх лет обучения в школе только начинают осваивать сложные предложения, особенно сложноподчинённые, и отработка сложных синтаксических конструкций целенаправленно осуществляется именно на третьем этапе. Дети приступают к выполнению сложных аналитико-синтетических упражнений на материале предложения, а именно: расчленение сложных предложений на простые; составление сложных предложений из простых; переконструирование простых предложений в сложные; конструирование сложных предложений по схеме, по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.п. Предлагаются также упражнения на расстановку знаков препинания в непунктуированных текстах, содержащих предложения сложных синтаксических конструкций. Даются задания на редактирование сложноподчинённых предложений, заведомо содержащих ошибки.

Поскольку на логопедических занятиях создаются предпосылки полноценной учебной деятельности, то в процессе выполнения заданий дети обучаются составлять особые речевые произведения, - учебные тексты. Такой текст представляет собой развёрнутые ответы, в основе которых лежат:

- анализ и синтез;

- обобщение;

- группировка материала;

- сопоставление, сравнение изучаемого материала.

 

Программа содержит 4 блока:

№ занятия тема Грамматические понятия, используемые на занятиях

Блок 2. Работа над текстом.

17 18 19,20 21 22 23   24 25   26 27 Понятие текста. Виды текстов. Определение основной мысли высказывания. Восстановление деформированного текста. Редактирование текста. Составление рассказа по началу и концу. Творческая работа по составлению рассказа по началу и концу. Составление рассказа по опорным словам. Творческая работа: составление рассказа по опорным словам. Составление рассказа по серии картин. Творческая работа: составление рассказа по серии картин.  

Рабочая программа

коррекционных логопедических занятий

В первых-четвертых классах

На 2014-2015 учебный год

 

 

 

 

Учитель-логопед



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.041 с.)