Методика расчета и расчетные формулы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика расчета и расчетные формулы



Исходными данными при планировании ТО автомобилей служат:

- списочное количество автомобилей и прицепов в хозяйстве по маркам;

- планируемый годовой пробег транспортных средств;

- пробег транспортных средств с начала эксплуатации;

- нормативные данные, регламентирующие ТО и ремонт подвижного состава;

- показатели, характеризующие условия эксплуатации транспортных средств.

При этом следует учитывать:

1. Нормативы трудоемкости 1-го и 2-го технических обслуживаний не включают трудоемкость ежесменного ТО (ЕО).

2. Трудоемкость дополнительных работ по сезонному обслуживанию составляет к трудоемкости ТО-2: для районов Крайнего Севера – 50 %, для зоны холодного климата – 30 % и для прочих условий – 20 %.

3. Нормативы не учитывают трудовых затрат на вспомогательные работы по гаражу, которые устанавливаются в размере 25-30 % от суммарной трудоемкости ТО и ТР. В состав вспомогательных работ входят: обслуживание и ремонт оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с обслуживанием и ремонтом подвижного состава; перегон автомобилей внутри гаража; хранение, приемка и выдача материальных ценностей; уборка производственных и служебно-бытовых помещений.

Приведенные в таблицах 2.32 и 2.33 приложения 2 нормативные данные без корректирования могут применяться в расчетах только для следующих условий эксплуатации:

- применение базовых моделей автомобилей;

- 1-я категория условий эксплуатации (КУЭ);

- использование транспорта в центральной природно-климатической зоне;

- пробег с начала эксплуатации 50-70 % от пробега до первого капитального ремонта;

- работа транспорта в составе автотранспортного предприятия, имеющего 150-300 единиц подвижного состава.

При отклонении действительных условий эксплуатации транспортных средств от приведенных выше производится корректирование нормативных данных.

Расчет и корректирование периодичности технических воздействий

С учетом действительных условий эксплуатации производится корректирование периодичности технического обслуживания, пробега до капитального ремонта, трудоемкости технического обслуживания и трудоемкости текущего ремонта.

Корректирование нормативных данных производится с использованием коэффициентов, учитывающих условия эксплуатации -  (КУЭ задается преподавателем), тип и модификацию транспортных средств - , природно-климатические условия - , пробег транспортных средств с начала эксплуатации -  и размер автотранспортных предприятий - .

1) Корректирование нормативов периодичности ТО выполняется по формулам, км:

  (11.1)
  (11.2)

где , - нормативные периодичности соответственно ТО-1 и ТО-2, км (табл. 2.32, прил. 2);

 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации (табл. 2.34, прил. 2);

 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий (табл. 2.36, прил. 2).

2) Пробег до капитального ремонта рассчитывается по формуле, км:

  (11.3)

где  - нормативный пробег до капитального ремонта, км (табл. 2.32, прил.2);

 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы (табл. 2.35, прил. 2).

Расчет и корректирование трудоемкости технических воздействий

3) Трудоемкость ежедневного обслуживания рассчитывается по формуле

  (11.4)

где - нормативная трудоемкость ежедневного обслуживания, чел.-ч (табл. 2.33, прил. 2);

 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы (см. табл. 2.35, прил. 2);

 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава (табл. 2.38, прил. 2).

4) Трудоемкости ТО-1 и ТО-2 рассчитываются по формулам, чел.-ч:

  (11.5)
  (11.6)

где , - нормативные трудоемкости соответственно ТО-1 и ТО-2, чел.-ч (см. табл. 2.33, прил. 2).

5) Трудоемкость сезонного обслуживания рассчитывается по формуле, чел.-ч:

  (11.7)

где - доля трудоемкости СО от трудоемкости ТО-2, (  = 0,5 - для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов,  = 0,3 - для холодного и жаркого сухого районов,  = 0,2 - для прочих районов).

6) Удельная трудоемкость текущего ремонта ТР рассчитывается по формуле, чел.-ч/1000 км:

  (11.8)

где  - нормативная удельная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч/1000 км (см. табл. 2.33, прил. 2);

 - коэффициент корректирования удельной трудоемкости текущего ремонта в зависимости от пробега с начала эксплуатации (см. табл. 2.37, прил. 2).

7) Для определения значений коэффициентов  необходимо найти величину кратности пробега с начала эксплуатации подвижного состава по отношению к периодичности проведения капитального ремонта:

  (11.9)

где  - средний фактический пробег с начала эксплуатации до планируемого периода автомобилей, входящих в одну технологически совместимую группу, км (см. задание).

Расчетная трудоемкость единицы ТО и ТР на 1000 км пробега для автопоезда определяется как сумма скорректированных трудоемкостей ТО или ТР на 1000 км пробега автомобиля-тягача и прицепа или полуприцепа.

8) С учетом того обстоятельства, что для седельных тягачей и автомобилей, работающих с прицепами, коэффициент  к расчету трудоемкости ЕО не применяется, расчетная трудоемкость ЕО автопоезда, чел.-ч:

  (11.10)

где ,  - соответственно нормативные трудоемкости единицы ЕО автомобиля, прицепа (полуприцепа), чел.-ч (см. табл. 2.33, прил. 2).

9) Расчетные трудоемкости единицы ТО-1, ТО-2 для автопоезда определяются соответственно из выражения:

  (11.11)
  (11.12)

где ,  - нормативные трудоемкости единицы ЕО, ТО-1 и ТО-2 соответственно для прицепа или полуприцепа, чел-ч (см. табл. 2.33, прил. 2).

10) Расчетная трудоемкость ТР на 1000 км для автопоезда:

  (11.13)

где  - нормативная трудоемкость ТР на 1000 км для прицепа или полуприцепа, чел.-ч (см. табл. 2.33, прил. 2).

Трудоемкость сезонного обслуживания определяется для автопоезда по аналогичной методике путем сложения трудоемкостей выполнения соответствующих воздействий для прицепного состава и автомобиля-тягача по формуле (11.7).

Результаты расчетов по корректированию нормативных данных нужно свести в таблицу 11.2.

 

Таблица 11.2 - Откорректированные значения нормативных данных

Показатели

Марка и модель подвижного состава

       
1 2 3 4 5
Пробег до ТО-1        
- до корректирования        
- после корректирования        
Пробег до ТО-2        
- до корректирования        
- после корректирования        

 

Окончание таблицы 11.2

1 2 3 4 5
Пробег до КР        
- до корректирования        
- после корректирования        
Трудоемкость ЕО        
- до корректирования        
- после корректирования        
Трудоемкость ТО-1        
- до корректирования        
- после корректирования        
Трудоемкость ТО-2        
- до корректирования        
- после корректирования        
Трудоемкость СО        
Трудоемкость ТР (на 1000 км пробега)        
- до корректирования        
- после корректирования        

 

Контрольные вопросы:

1. Что является исходными данными при аналитическом планировании технического обслуживания автомобилей?

2. На основе каких данных производится корректирование норм по периодичности и трудоемкости технического обслуживания автомобилей?

3. В каком случае нормативные данные по периодичности и трудоемкости технических воздействий могут использоваться в расчетах без корректирования?

4. Какие корректировочные коэффициенты на условия эксплуатации используются при корректировании нормы пробега автомобилей до КР?

5. Какова методика определения значения корректировочного коэффициента К4?

6. Каким образом определяется расчетная трудоемкость сезонного обслуживания автомобилей?

7. Каким образом определяется расчетная трудоемкость ТР для автопоезда?

8. От чего зависит значение корректировочного коэффициента К5?

Задание 12. Расчет программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

 

Цель работы. Освоить методику расчета программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного парка.

Определение количества ТО и капитальных ремонтов по маркам на одну единицу подвижного состава за цикл

С учетом результатов корректирования нормативных данных необходимо определить количество ТО и капитальных ремонтов по маркам на один автомобиль или автопоезд за цикл, т. е. за пробег до капитального ремонта по выражениям:

- количество капитальных ремонтов принимаем =1;

- количество ТО-2:

  (12.1)

- количество TO-1:

  (12.2)

- количество ЕО:

  (12.3)

где  - среднесуточный пробег транспортного средства, км (для расчетов принимаем его для бортовых автомобилей равным 170 км, для автомобилей-самосвалов – 190 км, для автопоездов - 150 км).

Определение количества ТО и капитальных ремонтов на планируемый год по маркам подвижного состава

Так как пробег транспортных средств за год отличается от пробега за цикл, то необходимо выполнить перерасчет значений, полученных по формулам (12.1 и 12.3). Перерасчет производится с использованием коэффициента перехода от цикла к году, который определяется для всех типов транспортных средств, имеющихся в гараже, по выражению:

  (12.4)

где  - годовой пробег транспортного средства в планируемом периоде, км (см. задание).

Годовое количество капитальных ремонтов и технических обслуживаний на один списочный автомобиль (автопоезд) будет равно:

  (12.5)
  (12.6)
  (12.7)
  (12.8)

где , , ,  - соответственно годовое количество капитальных ремонтов ТО-2, TО-1 и ЕО на одну единицу подвижного состава.

Количество сезонных технических обслуживаний  на один автомобиль (автопоезд) за год равняется двум.

Годовое количество капитальных ремонтов и технических обслуживаний, на парк автомобилей одной марки в год составит:

  (12.9)

где  - годовое количество i-х видов технических воздействий (КР, ТО-2, TО-1, ЕО, СО) на одну единицу подвижного состава;

 - инвентарное количество автомобилей (автопоездов) j-й марки, шт. (см. задание);

Определение суточной программы работ по техническому обслуживанию

Суточную программу по каждому виду технического обслуживания определяют по выражению:

  (12.10)

где  - суточное количество i-х видов технических воздействий для автомобилей одной марки;

 - количество рабочих дней в году на участке (зоне), выполняющем i-й вид ТО (рекомендуется принимать для зон ТО-2, TO-1, ЕО количество рабочих дней в году  = 253, для зоны ЕО -  = 302).

Результаты расчета программы работ по техническому обслуживанию и ремонту свести в таблицу 12.1.

 

Таблица 12.1 - Расчетное число технических обслуживаний и капитальных ремонтов

Показатель

Марка и модель подвижного состава

       
Число ТС в парке, шт.        
Число воздействий на одно ТС за цикл, ед.        
- КР        
- ТО-2        
- TO-1        
- ЕО        
Число воздействий на одно ТС за год, ед.        
- КР        
- TO-2        
- TO-1        
- EO        
- СО        
Число воздействий на парк ТС за год, ед.        
- КР        
- TO-2        
- TO-1        
- EO        
- СО        
Суточная программа по ТО, ед.        
- ТО-2        
- TO-1        
- ЕО        

Определение годовой трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту, а также число рабочих для выполнения ТО и ТР

Годовая трудоемкость работ i-го вида технического обслуживания для подвижного состава одной марки определится по выражению, чел.-ч:

  (12.11)

Трудоемкость работ по текущему ремонту для транспортных средств одной марки определится по выражению:

  (12.12)

Число рабочих, необходимое для выполнения работ по ТО и ТР, определится по выражению, чел:

  (12.13)

где  - суммарная трудоемкость (по всему парку) i-го вида технического воздействия (ТО, ТР и работ по самообслуживанию), чел.-ч;

 - фонд рабочего времени исполнителя, ч (принимается для зон ТО равным 1900 ч, для зоны ТР – 1860 ч).

Число рабочих, необходимое для выполнения отдельных видов ТО и ремонта, определяется аналогичным образом.

При определении числа ремонтных рабочих нужно учитывать следующие соображения:

1. Нормативы трудоемкости ЕО включают как уборочно-моечные работы, выполняемые обычно рабочими зоны ТО, так и контрольно-заправочные, выполняемые водителем. Объем уборочно-моечных работ составляет 50-60 % общей трудоемкости ЕО. Нормативные трудоемкости ЕО должны приниматься в расчет в том случае, если водитель не принимает участия в выполнении работ по ЕО. При выполнении водителем только контрольно-заправочных работ нормативные трудоемкости берут с коэффициентом 0,5-0,6. Кроме того, нормативы ЕО должны быть уменьшены еще на 50-70 %, если применяется механизированная мойка. Применение механизированной мойки обязательно для гаражей с числом автомобилей более 100.

2. Для выполнения работ по TО-1 водителей привлекать не рекомендуется. Для выполнения работ по ТО-2, СО и текущему ремонту рекомендуется привлекать водителей (50 % от объема работ).

3. При выполнении TО-1 и ТО-2 на поточной линии рекомендуется снижать нормативные трудоемкости на 15-25 %.

Результаты расчета трудоемкости работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту нужно свести в таблицу 12.2.

 

Таблица 12.2 - Трудоемкость работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава

Показатель

Марка и модель подвижного состава

       
Годовая трудоемкость работ на одно ТС, чел.-ч        
- ЕО        
- TО-1        
- ТО-2        
- СО        
- ТР        
Суммарная годовая трудоемкость работ на одно ТС, чел.-ч        
Годовая трудоемкость работ на парк ТС, чел.-ч        
- ЕО        
- TО-1        
- ТО-2        
- СО        
- ТР        
Общая годовая трудоемкость работ на парк ТС одной марки, чел.-ч        

Суммарная трудоемкость работ по ТО и ТР по парку, чел.-ч

 

Дополнительная трудоемкость работ по самообслуживанию гаража, чел.-ч.

 

Общая годовая трудоемкость работ по гаражу, чел.-ч.

 

 

Результаты расчета необходимого числа рабочих свести в таблицу 12.3.

 

Таблица 12.3 - Результаты определения необходимого числа рабочих гаража

Вид обслуживания и ремонта

Расчетное число рабочих, чел.

С учетом работы водителей Без учета работы водителей
ЕО    
TО-1    
ТО-2    
СО    
ТР    
Работы по самообслуживанию    
Рабочих всего    

 

Определение метода организации технических обслуживаний

Для определения метода ТО применяют рекомендации НИИАТ, согласно которым:

- TО-1 грузовых автомобилей на тупиковых потоках производится по программе до 10 обслуживаний в сутки; на потоке TО-1 проводится при более чем 11 обслуживаниях одноименных автомобилей в сутки;

- ТО-2 грузовых автомобилей на тупиковых постах проводится при программе до 1-2 обслуживаний в сутки; при суточной программе в 2-5 автомобилей обслуживание проводится на тупиковых постах с выделением поста смазки; при суточной программе более чем в 6 автомобилей ТО-2 проводится на поточной линии.

При планировании необходимо объединить автомобили одной марки в технологически совместимые группы и определить метод организации ТО этих групп автомобилей.

Результаты по этому разделу внести в таблицу 12.4.

 

Таблица 12.4 - Данные для определения метода организации технических обслуживаний подвижного состава

Технологически совместимые группы подвижного состава

Общее количество обслуживаний

Выбранный вариант организации работ по обслуживанию

ТО-1 ТО-2 ТО-1 ТО-2
         
         
         

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой программа по ТО и ремонту подвижного состава за цикл?

2. Как рассчитать суточную программу ТО-2?

3. Каким образом рассчитывается планируемая трудоемкость технического обслуживания автомобилей?

4. Каким образом рассчитывается число рабочих, необходимое для выполнения работ по ТО и ТР?

5. Какие критерии учитываются при выборе метода проведения ТО автомобилей?


 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аллилуев, В. А. Техническая эксплуатация машинно-тракторного парка [Текст] / В. А. Аллилуев, А. Д. Ананьин, В. М. Михлин. – М.: Агропромиздат, 1991. – 367 с.

2. Зангиев, А. А. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка [Текст] / А. А. Зангиев, А. Н. Скороходов. – М.: КолосС, 2006. – 320 с.

3. Зангиев, А. А. Производственная эксплуатация машинно-тракторного парка [Текст] / А. А. Зангиев, Г. П. Лышко, А. Н. Скороходов. – М.: Колос, 1996. – 320 с.

4. Иофинов, С. А. Эксплуатация машинно-тракторного парка [Текст] / С. А. Иофинов, Г. П. Лышко. – М.: Колос, 1984. – 351 с.

5. Иофинов, С. А. Справочник по эксплуатации машинно-тракторного парка [Текст] / С. А. Иофинов, Ю. А. Зуев, Э. П. Бабенко. – М.: Агропромиздат, 1985. – 272 с.

6. Карабаницкий, А. П. Теоретические основы производственной эксплуатации МТП [Текст] / А. П. Карабаницкий, Е. А. Кочкин. - М.: КолосС, 2009. – 96 с.

7. Рабочая программа по дисциплине «Эксплуатация машинно-тракторного парка» для направления подготовки - 35.03.06 «Агроинженерия»; квалификация выпускника - бакалавр [Текст] / сост. Н. Н. Бережнов; КемГСХИ; - Кемерово, 2016. - 47 с.

8. Пильщиков, Л. М. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка [Текст]. – М.: Колос, 1976. – 272 с.

9. Эксплуатация машинно-тракторного парка: учебное пособие для направления подготовки – 35.03.06 «Агроинженерия»; квалификация выпускника - бакалавр [Электронный ресурс] / сост. Н. Н. Бережнов; Кемеровский ГСХИ. – Кемерово, 2017. – 280 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА

 

Варианты исходных данных для расчета практических работ определяются буквенно-цифровыми и цифровыми комбинациями (шифрами), восьмизначными – для тем I и II, девятизначными – для темы III и трехзначными – для темы IV (табл. 1.1).

1) Шифр, определяющий исходные данные для выполнения практических работ по темам I и II (в таблицах выделен жирным курсивом):

буква и 1-я цифра – сельскохозяйственная операция (табл. 1.2);

2-я цифра – марка трактора (табл. 1.3);

3-я цифра – агрофон (табл. 1.4);

4-я цифра – длина гона (табл. 1.5);

5-я цифра – ширина участка (табл. 1.6)

6-я цифра – уклон поля (табл. 1.7);

7-я цифра – тип и состав почвы (табл. 1.8).

В качестве примера рассмотрим шифр А0414751. Он соответствует следующим данным: cельскохозяйственная операция – вспашка с оборотом пласта, марка трактора – РТ-М-160, агрофон – залежь, длина гона – 800 м, ширина участка – 1200 м, уклон поля – , почва – чернозем легкосуглинистый.

Недостающие данные (глубина вспашки, норма высева и внесения удобрений или гербицидов) определяется студентом самостоятельно или задаются преподавателем.

2) Шифр, определяющий исходные данные для выполнения практических работ по теме III (в таблицах выделен жирным курсивом):

буква 1-я цифра – марка комбайна (табл. 1.9);

2-я цифра – ширина рабочего органа жатки/подборщика (табл. 1.10);

3-я цифра – сельскохозяйственная культура (табл. 1.11);

4-я цифра – урожайность (табл. 1.12);

5-я цифра – площадь поля (табл. 1.13);

6-я цифра – расстояние переездов/перевозок (табл. 1.14);

7-я цифра – агротехнический срок (табл. 1.15);

8-я цифра – марка автомобиля (табл. 1.16).

В качестве примера рассмотрим шифр А27120590. Он соответствует следующим данным:

Марка комбайна – Acros -540, ширина жатки (подборщика) – 6 м, сельскохозяйственная культура – овес, урожайность – 30 ц/га, площадь поля – 150 га, расстояние переездов/перевозок – 8 км, агротехнический срок – 15 дней, марка автомобиля – ГАЗ-52-04.

3) Шифр, определяющий исходные данные для выполнения практических работ по теме IV (в таблицах выделен жирным курсивом):

1-я цифра – количество тракторов (см. таблица 1.17);

2-я цифра – планируемая средняя наработка на один трактор (таблица 1.18);

3-я цифра – средняя наработка одного трактора с начала эксплуатации (до планируемого периода) (таблица 1.19).

В качестве примера рассмотрим шифр 940. Он соответствует следующим данным:

Таблица 8.1 – Исходные данные для расчета ТО тракторов (пример заполнения)

Марка трактора

Количество тракторов, шт.

Средний расход топлива по кварталам, т

Средняя наработка одного трактора до планируемого периода, т

I II III IV
ХТЗ-150К 2 15 20 25 10 60
МТЗ-820/952 1 4 6 5 2 18
ВТ-90В 3 3 6 5 4 40
ВТ-150 4 7 9 12 10 45

 

Планируемая средняя наработка и средняя наработка одного трактора с начала эксплуатации (до планируемого периода) даны как среднее арифметическое значение. При расчетах следует поступать следующим образом.

Допустим, имеется три трактора ВТ-90В со средней наработкой до планируемого периода в 40 т. Каждому трактору присваивается хозяйственный номер, например, № 5, 6, 10, а наработка до планируемого периода может быть у трактора № 5 – 35 т, у трактора № 6 – 40 т, у трактора № 10 – 45 т или соответственно у № 5 –30 т, № 8 – 40 т, № 10 – 50 т и т. д.

По такому же принципу определяется планируемая средняя наработка по кварталам для каждого трактора с учетом его хозяйственного номера (см. пример заполнения таблицы 8.2).

 

Таблица 8.2 - Состав парка тракторов и их наработка (пример заполнения)

Марка трактора

Хозяйственный

номер

Наработка с начала эксплуатации, Qn, т

Планируемая наработка Q р, т

По кварталам

По периодам

За год

I II III IV ВЛ ОЗ
МТЗ-820 3 18 2 4 4 3 6 7 13
МТЗ-820 5 15 2 3 3 2 5 5 10
МТЗ-952 7 20 2 6 6 2 8 8 16
МТЗ-952 9 19 2 7 7 5 9 12 21
ВТ-90В 1 30 1 4 3 4 5 7 12
ВТ-90В 4 50 1 6 5 6 7 11 18
ВТ-150 2 40 6 8 14 1 10 15 25
ВТ-150 6 50 2 8 10 11 14 21 35
ХТЗ-150К 10 60 5 25 25 20 30 45 75
Итого   302 23 71 77 54 94 131 225

 

4) Шифр, определяющий исходные данные для выполнения практических работ по теме V (в таблицах выделен жирным курсивом):

1-я цифра – число транспортных средств в хозяйстве (см. таблица 1.12);

2-я цифра – средний пробег транспортного средства с начала эксплуатации (до планируемого периода) (таблица 1.13);

3-я цифра – средний пробег транспортного средства в планируемом периоде (таблица 1.14).

В качестве примера рассмотрим шифр 490. Он соответствует следующим данным:

Таблица 11.1 - Исходные данные для расчета (пример заполнения)

Марки транспортных средств и их количество, шт.

Средний пробег транспортного средства с начала эксплуатации, тыс. км Средний пробег транспортного средства в планируемом периоде, тыс. км

(цифра 4 по таблице 5)

(цифра 9 по таблице 6) (цифра 0 по таблице 7)
ГАЗ-53А 27 210 42
ЗИЛ-ММЗ-554 13 96 30
ЗИЛ-130+ГКБ-817 8 75 20
КамАЗ-5320 16 101 40

 

Таблица 1.1 – Варианты исходных данных для выполнения практических работ

Вариант

Шифр

Вариант

Шифр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.156 с.)