Пм 02. Мдк 02. 01 Сестринский уход при заболеваниях в терапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пм 02. Мдк 02. 01 Сестринский уход при заболеваниях в терапии



ПМ 02. МДК 02.01 Сестринский уход при заболеваниях в терапии

Время: 4 часа

 

Мотивация изучения темы: Коматозные состояния при сахарном диабете относятся к остроразвивающимся осложнениям, которые требуют своевременной диагностики и профилактики. Тиреотоксический криз и гипотиреоидная кома развиваются часто при присоединении сопутствующих заболеваний. Поэтому эта тема имеет большое значение в практической деятельности медсестры, т.к. может встречаться в отделениях любого профиля.

Цели занятия.

Учебные цели: Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме:«Сестринский процесс при коматозных состояниях в эндокринологии»

Знать:

 З.1. Острые осложнения сахарного диабета.      

 З.2. Причины развития и факторы риска, этапы сестринского процесса.

 З.3. Дифференциальная диагностика ком при сахарном диабете.

 З.4. Алгоритмы неотложной доврачебной помощи при комах.

 З.5.Гипотиреоидная кома, тиреотоксический криз. Причины, этапы сестринского процесса.

 З.6. Алгоритмы неотложной доврачебной помощи при тиреотоксическом кризе и гипогликемической коме.

 З.7. Роль медицинской сестры в профилактических мероприятиях.

 

Уметь:

 У.1. Провести сестринское обследование пациента при коматозных состояниях в эндокринологии.

 У. 2. Выявить проблемы пациента.

 У.3. Планировать сестринскую помощь.

 У.4. Оказать неотложную доврачебную помощь при диабетической, гипогликемической комах.

 У.5. Оказать неотложную доврачебную помощь при гипотиреоидной коме, тиреотоксическом кризе.

 У.6. Оформлять сестринскую документацию.

 У.7. Обучить пациента (семью) распознаванию ранних признаков гипогликемии, кетоацидоза, оказывать самопомощь в случае их возникновения.

 У.8. Составить рекомендации по рациональному и диетическому питанию.

 У.9. Составить план профилактических мероприятий.

 

Иметь практический опыт:

· Проведения сестринского процесса у больных при коматозных состояниях в эндокринологии.

· Собрать мочу для определения глюкозы и ацетона.

· Обучить пациента и семью пользованию глюкометром, самоуходу (уходу).

· Составления рекомендаций по вопросам диетического питания.

· Проведения санитарно – просветительской работы.

Воспитательные цели:

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Прививать альтруизм, гуманное отношение к пациентам;

· Вырабатывать умение работать по стандартам, алгоритмам.

· Формировать чувство ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

 

Развивающие цели:

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

Этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный этап 3 мин
2 Проверка исходного уровня знаний 20мин
3 Основной этап. Практическая часть 125 мин.
4 Итоговый контроль 20 мин
5 Заключительный этап. Подведение итогов занятия 7 мин
6 Задание для самостоятельной работы 5 мин

Список литературы:

Основная:

1. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.- 544с.

2. Лычев В.Г. Карманов В.К.Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд.- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.- 333с.

3. Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416 с

4. Отвагина Т.В. Терапия: учебное п

5. особие.- 3-е изд.- Ростов на /Д.: Феникс, 2-11.- 367с.

6. Седикина Р.Г. Сестринское дело в терапии: учебное пособие.- М.: ГЭОТАР _ Медиа, 2010.- 272с.

7. Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико–санитарной помощи.- Изд. 11-е.- Ростов на/ Д..: Феникс, 2013.- 652с.

8. Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико–санитарной помощи.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.- 448с.

Дополнительные источники:

1. Мироненко, О.И. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. / О.И. Мироненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 288с.

2. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с.

 

 

Вопросы фронтального опроса для контроля исходного уровня знаний

1. Причины и симптомы кетоацидотической (гипергликемической) комы. Бородинова

2. Причины и симптомы гипогликемической комы. Дивнова

3. Доврачебная неотложная помощь при гипогликемической коме. Жанберова

4. Причины и симптомы гиперосмолярной комы. Жищук

5. Причины и симптомы лактоцидатической комы. Макарская

6. Причины и провоцирующие факторы гипотиреоидной комы. Петренко

7. Механизм развития гипотиреоидной комы. Проскурина

8. Симптомы гипотиреоидной комы. Саламатина

9. Причины и провоцирующие факторы тиреотоксического криза. Середа

10. Симптомы тиреотоксического криза. Таранец

                                                                                                                  

                      

Задача №6. Петренко

Больная, 65 лет находится в т/о по поводу пневмонии. Болеет сахарным диабетом, принимает манинил по 1 табл. после завтрака и ужина. Почувствовала себя плохо: температура тела 37,8 гр С, появились сильные боли в мышцах ног, за грудиной, тошнота, рвота. АД 120/80 мм рт. ст. Дыхание Куссмауля беззапаха ацетона. В моче ацетона нет. Количество выделяемой мочи резко уменьшилось.

1.Какое состояние развилось у пациентки?

2.Какое исследование необходимо сделать для подтверждения диагноза?

 

Задача №7. Проскурина

Больная, 40 лет поступила в клинику с жалобами на резкое похудание, раздражительность, сердцебиение, перебои в работе сердца, температура до 40 гр.С, диспептические расстройства (тошнота, рвота, понос). 5 лет назад прооперирована по поводу диффузного токсического зоба. Чувствовала себя удовлетворительно. В настоящее время лечится по поводу тяжёлой пневмонии.

При осмотре: больная пониженного питания, кожа горячая, профузная потливость. Лицо гиперемировано. На шее рубец после струмэктомии. Пальпируется ткань железы в области перешейка и левой доли. Широко открытые глазные щели. Выражено психическое и двигательное возбуждение. Тоны сердца громкие, мерцательная аритмия ЧСС 120 в мин. дефицит пульса 25 в мин. АД 200/120 мм рт. ст. Выражен тремор конечностей.

1.Сформулируйте предварительный диагноз.

2.Какие основные обследования необходимо назначить?

3.Какая основная группа препаратов назначается для купирования криза?

 

Задача №8. Саламатина

Больная 75 лет, которая наблюдается у эндокринолога по поводу гипотиреоза находится в травматологическом отделении по поводу перелома шейки бедра. В течение недели состояние больной ухудшалось. Усилилась заторможенность, сонливость, зябкость, спутанное сознание.

Объективно: дезориентация и периодически отсутствие сознания. Больная избыточного питания. Выражена одутловатость лица и отёки нижних конечностей. Температура тела 35,1гр С. Кожа сухая, шелушится, волосы редкие, в подмышечных впадинах отсутствуют. Тоны сердца глухие, пульс 52 уд. в мин. слабого наполнения. АД 95/60 мм рт. ст.  Периодически судорожные подёргивания мышц. Задержка мочеиспускания.

1.Какое осложнение развивается у больной?

2. Неотложные мероприятия.

 

Задача №9 Середа

Пациент, 76 лет, в коматозном состоянии доставлен в приёмный покой. Мужчина живёт один, со слов соседей болеет сахарным диабетом много лет, злоупотребляет алкоголем. В квартире найдены препараты манинил и сиофор.

При осмотре: сознание – сопор, тонические судороги. Влажная кожа и слизистые оболочки, гиперсаливация, запаха ацетона в выдыхаемом воздухе нет. ЧДД- 18 в мин. Сердечные тоны приглушены, ритмичны с ЧСС 100 в мин., АД 80/40 мм рт. ст.

При исследовании: сахар крови -1,7ммоль/л, ацетон (-), алкоголь 1%.

1.Какое осложнение развилось у пациента?

2.Неотложные мероприятия.

 

Задача №10. Таранец

Больного, 28 лет, в18 часов обнаружили прохожие на лавочке во дворе больницы и привели в приёмный покой. Пациент жалуется на резкую слабость, жажду, боли в эпигастральной области, рвоту. Дежурная медсестра при опросе выяснила, что пациент находится на больничном по поводу ОРВИ. Была высокая температура кашель. Сейчас катаральные явления уменьшились. Температура снизилась.

При осмотре: больной заторможен, вялый, изо рта запах гниющих яблок. Температура тела 36,8гр. С.  Кожа сухая. Язык обложен грязно- коричневым налётом. Пульс 96 уд. в мин. АД 95/60 мм рт. ст. Живот болезненный в эпигастральной области. Симптомов раздражения брюшины нет.

1.Какой диагноз можно заподозрить? Обосновать. Какой симптом наиболее характерен?

2.Как подтвердить диагноз?

3.Как вводить инсулин?                                                                                                                

                                                                                                 

Домашнее задание: Повторить пройденный материал по теме «Сестринский процесс при ревматоидном полиартрите и деформирующем остеоартрозе»

1. Конспект лекции;

2. Лычев В.Г. Карманов В. К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд.- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016.- 333с. С238-244.

3. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.- 544с.

Студент должен уметь рассказать:

· Определение понятия «ревматоидный артрит», «деформирующий остеоартроз» Причины и факторы риска.

· Клинические проявления заболеваний. Этапы сестринского процесса.

· Диагностика и лечение ревматоидного артрита и деформирующего остеоартроза.

· Роль медицинской сестры в профилактических мероприятиях. Значение ЗОЖ, принципов рационального и диетического питания.

 

 

 

 

                                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ №1

                Дифференциальная диагностика ком при сахарном диабете.

Признак Кетоацидотическая кома Гиперосмоляр- ная кома Гиперлактацидеми- ческая кома Гипогликеми- ческая кома
Анамнез СД 1 типа: манифестация; недостаточная доза инсулина; сопутстстующие заболевания, травмы.   СД 2 типа Нарушение диеты; Нарушение приёма препаратов; Приём диурети- тков. Лечение бигуанидами,алкоголизм,сердечная, дыхательная, почечная, печёночная недостаточность,сепсис,панкреатит.   Передозировка инсулина,недостаток углеводов, пропуск приёма пищи, приём алкоголя, физические нагрузки
Патогенез Некомпенсированный кетоацидоз Высокая гликемия, обезвоживание Накопление молочной кислоты,ацидоз. Резкое снижение сахара в крови.
Начало Постепенное Постепенное Острое Острое
Предвестники Слабость,рвота, полиурия Слабость,вялость, судороги Тошнота, рвота. Чувство голода,пот ливость, судороги.
Симптомы Полиурия,жажда, анорексия, тошнота, боли в животе. Кожа и язык сухие.Дыхание Куссмауля (запах ацетона). Гипотен зия, тахикардия. Жажда, олигурия, адинамия, сопор, гипотензия, тахикардия. Дыхание поверхностное. Кожа сухая, тургор снижен.Пара- личи, афазия. Тошнота, понос,боли в мышцах и за грудиной. Дыхание глубокое и частое. Без запаха ацетона. Арефлексия, анурия, коллапс.Кожа может быть влажной.   Кожа влажная. Тонические и клонические судороги. Дыхание не изменено. Язык влажный, пена во рту.
Тонус мышц и глазных яблок. Тонус мышц ослаблен. Тонус глазных яблок снижен, зрачки сужены. Мышечный тонус повышен, возможны судороги.Тонус глазных яблок снижен. Мышечный тонус без особенностей. Тонус мышц повышен. Тонус глазных мышц обычный.
Диурез Полиурия Олигурия Олигурия Нормальный
Уровень гликемии Не превышает 17ммоль/л Значительная  Гипергликемия (30-60 ммоль/л). Нормогликемия Ниже 3ммоль/л

                                                                                                          Приложение №2

 Доврачебная помощь при гипергликемической (диабетической) коме

 

Информация:

Наличие у пациента без сознания «паспорта диабетика», инсулинового шприца или шприца-ручки. Известно, что пациент страдает сахарным диабетом.

Кожа бледная, с серым оттенком, сухая, морщинистая, явления дегидратации, тонус мышц резко снижен, рука падает как «плеть». Дыхание глубокое, шумное (Куссмауля), запах ацетона (гнилых яблок) изо рта, глазные яблоки мягкие, при надавливании остается «ямка», зрачок узкий, пульс частый, АД снижено, потеря веса.

Тактика медицинской сестры Действия Обоснование
Зафиксировать время Для контроля состояния
Вызвать врача и лаборанта Для подтверждения диагноза и оказания квалифицированной медицинской помощи
Уложить на бок, придать устойчивое положение, подложить под рот лоток или салфетку, вынуть съемные зубные протезы Для профилактики западения языка, асфиксии, аспирации
Измерить АД, подсчитать пульс, ЧДД Контроль состояния
Определить уровень сахара в крови из пальца портативным глюкометром.   Контроль уровня сахара в крови

Подготовить аппаратуру, инструментарий, медикаменты:

— одноразовую систему для внутривенного вливания, одноразовые шприцы с иглами, жгут, катетеры для катетеризации периферической вены.

— актрапид МС 40ЕД/мл – 5 мл, актрапид НМ 40 ЕД/мл – 5 мл, гепарин 5000 ЕД/мл – 5 мл (фл); кокарбоксилаза 50 мг; преднизолон 30 мг, прозерин 0,05% - 1 мл, строфантин 0,05% - 1 мл (амп.); глюкоза 5% - 400 мл, глюкоза 10% - 400 мл, декстроза 5% - 400 мл калия хло

рид 4% и 30% - 200 мл; натрия бикарбонат 4% - 200 мл, натрия гидрокарбонат 2% - 1000 мл, натрия хлорид 0,9 и 0,45% - 400 мл (фл.).

 

 

                                                                                                       Приложение№3.

ПМ 02. МДК 02.01 Сестринский уход при заболеваниях в терапии

Время: 4 часа

 

Мотивация изучения темы: Коматозные состояния при сахарном диабете относятся к остроразвивающимся осложнениям, которые требуют своевременной диагностики и профилактики. Тиреотоксический криз и гипотиреоидная кома развиваются часто при присоединении сопутствующих заболеваний. Поэтому эта тема имеет большое значение в практической деятельности медсестры, т.к. может встречаться в отделениях любого профиля.

Цели занятия.

Учебные цели: Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме:«Сестринский процесс при коматозных состояниях в эндокринологии»

Знать:

 З.1. Острые осложнения сахарного диабета.      

 З.2. Причины развития и факторы риска, этапы сестринского процесса.

 З.3. Дифференциальная диагностика ком при сахарном диабете.

 З.4. Алгоритмы неотложной доврачебной помощи при комах.

 З.5.Гипотиреоидная кома, тиреотоксический криз. Причины, этапы сестринского процесса.

 З.6. Алгоритмы неотложной доврачебной помощи при тиреотоксическом кризе и гипогликемической коме.

 З.7. Роль медицинской сестры в профилактических мероприятиях.

 

Уметь:

 У.1. Провести сестринское обследование пациента при коматозных состояниях в эндокринологии.

 У. 2. Выявить проблемы пациента.

 У.3. Планировать сестринскую помощь.

 У.4. Оказать неотложную доврачебную помощь при диабетической, гипогликемической комах.

 У.5. Оказать неотложную доврачебную помощь при гипотиреоидной коме, тиреотоксическом кризе.

 У.6. Оформлять сестринскую документацию.

 У.7. Обучить пациента (семью) распознаванию ранних признаков гипогликемии, кетоацидоза, оказывать самопомощь в случае их возникновения.

 У.8. Составить рекомендации по рациональному и диетическому питанию.

 У.9. Составить план профилактических мероприятий.

 

Иметь практический опыт:

· Проведения сестринского процесса у больных при коматозных состояниях в эндокринологии.

· Собрать мочу для определения глюкозы и ацетона.

· Обучить пациента и семью пользованию глюкометром, самоуходу (уходу).

· Составления рекомендаций по вопросам диетического питания.

· Проведения санитарно – просветительской работы.

Воспитательные цели:

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Прививать альтруизм, гуманное отношение к пациентам;

· Вырабатывать умение работать по стандартам, алгоритмам.

· Формировать чувство ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

 

Развивающие цели:

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

Этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный этап 3 мин
2 Проверка исходного уровня знаний 20мин
3 Основной этап. Практическая часть 125 мин.
4 Итоговый контроль 20 мин
5 Заключительный этап. Подведение итогов занятия 7 мин
6 Задание для самостоятельной работы 5 мин

Список литературы:

Основная:

1. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.- 544с.

2. Лычев В.Г. Карманов В.К.Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд.- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.- 333с.

3. Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416 с

4. Отвагина Т.В. Терапия: учебное п

5. особие.- 3-е изд.- Ростов на /Д.: Феникс, 2-11.- 367с.

6. Седикина Р.Г. Сестринское дело в терапии: учебное пособие.- М.: ГЭОТАР _ Медиа, 2010.- 272с.

7. Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико–санитарной помощи.- Изд. 11-е.- Ростов на/ Д..: Феникс, 2013.- 652с.

8. Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико–санитарной помощи.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.- 448с.

Дополнительные источники:

1. Мироненко, О.И. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. / О.И. Мироненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 288с.

2. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с.

 

 

Вопросы фронтального опроса для контроля исходного уровня знаний

1. Причины и симптомы кетоацидотической (гипергликемической) комы. Бородинова

2. Причины и симптомы гипогликемической комы. Дивнова

3. Доврачебная неотложная помощь при гипогликемической коме. Жанберова

4. Причины и симптомы гиперосмолярной комы. Жищук

5. Причины и симптомы лактоцидатической комы. Макарская

6. Причины и провоцирующие факторы гипотиреоидной комы. Петренко

7. Механизм развития гипотиреоидной комы. Проскурина

8. Симптомы гипотиреоидной комы. Саламатина

9. Причины и провоцирующие факторы тиреотоксического криза. Середа

10. Симптомы тиреотоксического криза. Таранец

                                                                                                                  

                      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.103 с.)