I. Описание состояния сохранности произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Описание состояния сохранности произведения



МОСКВА 2003

 


 

 


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

                           

                            Введение

      I.   Описание состояния сохранности произведения

      1.    Основы:

      1.1    Гибкие основы

      1.1.1. Ткань

      1.1.2. Картон

      1.1.3. Бумага

      1.2. Жесткие основы

      1.2.1. Дерево

      1.2.2. Фанера

     1.2.3. Железо

1.2.4. Стекло

      2.   Грунты

      3.    Слои авторской живописи

      4.   Лаковые покрытия картин

      5.   Наклейки, подписи, печати

      6.   Подрамник

      7.   Рамы

       II.   Описание реставрационных процессов

                  Профилактическая обработка картины

                  Профилактическая заклейка

                              Укрепление красочного слоя

                              Восполнение утрат основы

                  Устранение деформаций

                    Удаление заплат

                  Стабилизация холста

                  Дублирование кромок

                  Подготовка дублировочной основы

                  Дублирование картины на новую основу

                  Утоньшение авторской основы

                  Перевод произведения на новую основу

                  Реставрационный грунт

                  Удаление поверхностных загрязнений.

                  Работы с лаковым покрытием.

                  Удаление записей

                  Нанесение реставрационного лака

                              Тонирование утрат красочного слоя

 

                             Список литературы

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ


       Реставрационная документация подразумевает сбор, систематизацию и осуществление доступности фактов, а также записи рабочих процессов реставрации. Документация представляет бесценный материал для последующей систематизации накопленного материала, а также анализа и оценки результатов реставрации через некий промежуток времени. Зачастую описывая состояние сохранности произведения, реставратор видит, что была проведена реставрация. Реставратор знает, какие материалы были использованы в процессе реставрации, но может только предполагать, какими методами и приемами была проведена реставрация. Мы знаем, что сделано, но не знаем, какэто было сделано. Профессиональная реставрационная документация является, с одной стороны, материальной основой, рабочим и поисковым инструментом для исследования состояния сохранности, а с другой является основанием для разработки реставрационного задания, которое предложено реставратором, обсуждалось и принято реставрационным советом. И то и другое фиксируется в реставрационном паспорте.

Документация должна быть представлена таким образом, чтобы тот, кто позднее будет иметь с ней дело, ученые, реставраторы, искусствоведы имели возможность воссоздать исходную ситуацию и ход реставрации.

Предложенная схема описания сохранности произведения и реставрационных процессов базируется на разработках крупнейших реставрационных организаций и отечественных и зарубежных музеев.

       Документации, как правило, подразделяется следующим образом:

 - основные каталожные данные (регистрация источника и места, где произведение экспонируется и храниться)

- идентификация, изучение и описание материала

 - изучение и описание состояния сохранности

 - описание хода работы по консервации или реставрации

  Идентификация заключает в себе характерные черты произведения живописи, такие как:

 - художественная школа, к которой принадлежит автор

 - время создания

 - художник или предполагаемый автор

 - любая дата, подпись, печати или другой написанный текст или изображение на обороте

Описание авторской живописи включает в себя:

 - описание материалов используемых при создании произведения

 - описание предыдущих реставрационных вмешательств

- описание структуры и техники, используемые автором

Состояние сохранности фиксирует фактическое состояния произведения, как результата естественного старения, а так же внешних и внутренних воздействий.

Результат всех исследований является основой для составления реставрационного задания плана реставрации произведения и должен включать в себя следующие разделы:

Процесс обработки следует подразделять следующим образом:

 - выбор метода реставрации

описание процесса реставрации и его результата, а также использованных средств и материалов.  

 - изменение реставрационного задания и его обоснование

 - описание результатов реставрации




 

Ткань


ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ТКАНИ

Цвет ткани: некрашеная, цветная с рисунком (тканный, набивной).

Тип ткацкого переплетения: прямое, полотняное, саржевое, атласное.

Плотность ткани: количество нитей по утку и основе в 1 см. кв.

Природа волокон: льняные, хлопковые, пеньковые, джутовые, смешанные и др.

Цвет нитей: натуральные, окрашенные, соединение окрашенных и некрашеных нитей, образующие рисунок ткани.

Полотнище основы картины: цельное; сшивное. Из скольких частей состоит сшивной холст? Двух, трех, более…?

Каково направление нитей утка и основы по отношению к изображению на картине? Уток по горизонтали, - уток по вертикали относительно вертикали картины.

Способ соединения составных частей основы: ручной шов, машинный шов.

Ткань на кромках картины: ширина кромок, кромки без грунта, покрыты грунтом по одной, по двум, трем сторона; живопись частично заходит на кромки, живопись загнута на кромки (со всех сторон, на двух, не имеется).

Наличие рабочей нити, так называемой краевой нити ткани на кромках картины: имеется на одной стороне, на двух, не имеется.

Видны ли вытянутости нитей к гвоздям первоначальной натяжки картины, так называемая «гирлянда напряжений»?

Натяжка картины первоначальная.

Способ крепления тканевой основы: прибита к подрамнику гвоздями, прикреплена кнопками, без подрамника.

Наличие на обороте картины: печатей, наклеек, надписей, авторской подписи и даты. Содержание текстов и изображений. На обороте картины написана другая, перекрывающая оборот полностью, частично. Она выполнена автором основной картины, другим автором, является случайной закраской.

 

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ ОСНОВЫ ИЗ ТКАНИ

Повреждения естественного старения.

Утрата нитями ткани механической прочности, выпады отдельных нитей и частей холста (до грунта, вместе с грунтом и красочным слоем).

Деформация ткани, появление втянутостей холста по рисунку, кракелюр грунта, излом ткани, повторяющий абрис внутренних граней подрамника.

Выпуклая деформация на участках с большой нагрузкой краски (обычно в светах изображения).

Волнообразная деформация по линиям сшивки холстов.

Деформация по периметру неправильно подведенных заплат, бумажных наклеек.

Лучевидная, так называемая, «привычная» деформация по углам картины. Провисание холста при изменении Т/Вл. режима.

Повреждения при хранении

 и транспортировке:

а) Неправильное хранение

Усадка холста от резкого изменения Т/Вл. режима и/или непосредственного попадания воды на оборот картины.

Общее пылевое загрязнение; затёки; пятна: грязи, побелки, бронзы, красок. Экскременты насекомых.

Прорывы холста с утратой части нитей холста и красочного слоя.

Прорывы, идущие вдоль нитей ткани.

Фигурные прорывы.

Выпуклая и вогнутая деформация по поверхности текстов, нанесенных плотным слоем краски; - на участках оборота картины, закрашенных краской.

Лучевидная деформация от заплат, подведенных на клею.

б) биоповреждения

Колонии плесени, заметные визуально:

Участки, на которых ранее присутствовали колонии микроорганизмов (они отличаются заметной деструкцией нитей, рыхлых, мажущихся, так же часто высоким кислотным числом).

Преднамеренное вмешательство (вандализм)

Прорывы, прорезы, проколы, отверстия от пуль т других видов оружия. Вырезаны отдельные участки живописи (лица, части голов и фигур и т.п.); картина разрезана на части. Их размеры, расположение на картине.

Повреждения кромок картины:

 

Картон


Бумага

 


Дерево


ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛА

Порода дерева: хвойные (сосна, кедр, кипарис,ель и др.);

Лиственные породы (дуб, тополь, ива, бук, липа, береза и др.)

Вид распила доски: поперечный (торцевой),

радиальный или тнгентальный.

Направление волокон древесины относительно изображения на картине (по горизонтали, по вертикали).

Дефекты доски: наличи е сучков, смоляных ходов, пороки формы ствола и строения древесины, - свилеватая структура и косослой.

Цвет древесины.

Способы соединения досок в картинный щит:

склейкой;

с помощью соединительных элементов (шпунты, шканты, “карасики”, “ласточки”);

с помощью накладных планок.

Подвижное крепление с помощьюврезныхпланок (шпонок).

Виды шпонок: односторонние, встречные

Различие накладных планок (шпонок) по высоте, - низкие, высокие.

Соединение с помощью торцевых планок. Виды торцевых планок: накладные, врезные.

Наличие на обороте доски ткани, так называемой «сорочки» или нанесенной краски.

Наличие на обороте печатей, наклеек, надписей. Их описание.

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ

Повреждения естественного старения:

Старение волокон древесины.

Нарушение склейки досок картины.

Появление трещин. Их количество, расположение, длина

Утрата скрепляющих частей конструкции картинной доски.

Коробление доски:

Вогнутое коробление (по отношению к изображению и горизонтальной плоскости);

Выгнутое коробление (по отношению к изображению и горизонтальной плоскости).

Вид короблений одинаков на всех досках,

составляющих картинный щит или различен? Какова кривая изгиба картинной доски или картинного щита с учетом характера распила досок?

Повреждения при хранении и транспортировке:

а) Неправильное хранение

Сколы доски.

Раскол картинной доски на части.

Царапины на обороте картинной доски.

Увеличение /уменьшение размеров доски перпендикулярно волокнам древесины от резкого изменения Т/Вл. Режима. На сколько см.?

б) Биоповреждения

Разрушения волокон древесины доски в результате жизнедеятельности личинок жуков – древоточцев, - на торцах картины, на отдельных участках, на всей поверхности.

Разрушение волокон древесины в результате жизнедеятельности микроорганизмов, - грибные окраски и гнили, поражение плесневыми грибами.

В) Преднамеренное вмешательство (вандализм).

Картина расколота или разрублена на части.

 

Фанера


ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛА

Порода дерева, из которой изготовлен шпон: хвойные (сосна, ель и др.); лиственные породы (береза, дуб, красное дерево и др.).

Количество слоев в фанерном щите.

Толщина слоев.

Наличие декоративного слоя фанеры.

Порода древесины, из которой выполнен декоративный слой фанеровки, его толщина.

Способ изготовления шпона: строганный, развернутый на станке.

Тип фанеры: водостойкая, отделочная.

Направление волокон древесины  (ближайшего слоя к живописи) относительно изображения на картине (по горизонтали, по вертикали).

Коробление щита:

Вогнутое коробление (по отношению к изображению и горизонтальной плоскости);

Выгнутое коробление (по отношению к изображению и горизонтальной плоскости);

 

 

Дефекты щита: наличие сучков, смоляных ходов, пороки древесины?

Цвет древесины.

Наличие на обороте фанерного щита нанесенной краски, лака, морилки.

Наличие авторского паркетажа, его вид и состояние.

Наличие на обороте печатей, наклеек, надписей. Их описание.

Наличие авторской подписи и/или даты.

 

Металл

 


ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛА

Вид металла: железо, медь, олово, цинк, алюминий и др.

Способ обработки листа: кузнечный, прокатный.

Толщина металлического листа.

Наличие оловянных и цинковых покрытий: луженное железо и т.д.

Наличие крепежа: заклёпки, гвозди, винты и т.д.

 

Стекло, фарфор


ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛА

Вид стекла: стекло, зеркальное стекло, фарфор.

Толщина стеклянной основы.

Цвет стекла: белое, зеленое, …

 

ГРУНТЫ


ПОВРЕЖДЕНИЯ ГРУНТА

Повреждения естественного старения

Утраты эластичности, хрупкост ь – в результате старения связующего в грунте.

Трещины грунта, так называемый грунтовой кракелюр с приподнятыми краями, переходящими в осыпи красочного слоя вместе с грунтом.

Рисунок сети кракелюра: крупно, - средне, - и мелкосетчатые.

Решетчатый грунтовой кракелюр на холстах редкого плетения и основе из дерева.

Нарушение связи между грунтом и основой, между слоями грунта в многослойных грунтах, между красочным слоем и грунтом.

Утраты красочного слоя вместе с грунтом или верхними слоями грунта.

Неудачная технология приготовления грунта

Ускоренный процесс естественного старения, если: 1. грунт переклеен, 2. грунт слишком толстый, 3. слишком рыхлый, 4. не впитывает масло из красочного слоя, 5. если на поверхности лежит тальк.

Сседание грунта и красочного слоя от избытка масла в грунте.

Повреждения при хранении и транспортировке

а) Биоповреждения

Деструкция связующего грунта в результате жизнедеятельности микроорганизмов

б) Стихийные бедствия:

Сседание грунта и красочного слоя отрезкой посадки холста или дерева после сильного увлажнения.

Преднамеренное вмешательство (вандализм)

Трещины грунта от ударов в местах вмятин и по краям прорывов и порезов.

 

СЛОИ АВТОРСКОЙ ЖИВОПИСИ


МАТЕРИАЛЫ И ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ КРАСОЧНОГО СЛОЯ (СЛОЁВ)

Рисунок: линейный, живописный.

Подмалевок: гризайльный, монохромный, цветной, полихромный.

Основная пропись.

Завершающие слои.

Живопись однослойная:

красочный слой гладкий

красочный слой пастозный

Живопись многослойная:

Особенности фактуры в подмалевке, в основных и завершающих слоях.

Нагрузка красочного слоя в однослойной и многослойной живописи:

1.равномерная

2.контрастная в светах и тенях

3.неравномерная

Красочный слой закрывает всю поверхность картины.

Красочный слой лежит не на всей поверхности (есть участки, где виден грунт, подмалевок).

Вид поверхности картин, не имеющих лакового покрытия:

1.поверхность блестящая,

2.поверхность матовая,

3.блеск поверхности неравномерный.

Поздние авторские правки рисунка, деталей и другие авторские изменения.

Наличие на лицевой стороне картины автографа художника, даты и других текстов.

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ

Повреждения естественного старения:

Первичный кракелюр красочного слоя.

Плывущий кракелюр красочного слоя на

маслоемких пигментах, на участках, где был применен сиккатив.

Вторичный кракелюр красочного слоя по линиям кракелюра грунта.

Приподнятости красочного слоя по рисунку грунтового кракелюра, переходящие в осыпи.

Ослабление связи между красочным слоем вместе с грунтом от основы.

Закрытые вздутия красочного слоя, имеющие чашевидную форму.

Осыпи красочного слоя:

1. по вершинам вздутий,

2. до грунта,

3. вместе с грунтом,

4. вместе с верхним слоем грунта.

Расслоение красочных слоев в многослойной живописи.

Осыпи верхних слоев краски от нижележащих.

Открытые и закрытые вздутия в слоях красок.

Сседание красочного слоя:

от избыточного масла в грунте и/или красочном слое,

от усадки холста.

Повреждения, вызванные неудачной технологией живописи:

распыляющийся красочный слой из-за утраты красками связующего;

отслоение повторных прописок;

расслоение красочных слоев;

плохая связь красочного слоя со всей поверхностью грунта;

прожухания на отдельных участках.

Изменения оптической структуры картины в процессе естественного старения:

Просвечивание частей изображения, находящихся в нижних слоях, сквозь верхние слои, не входившие в замысел автора картины

Повреждения при хранении и транспортировке:

а) Неправильное хранение

Общее пылевое загрязнение.

Выцветание красок от интенсивного освещения или длительного пребывания на свету.

Царапины, вмятины, прорывы.

Брызги бронзы, пятна краски, пятна грязи.

б) Биоповреждения

Деструкция связующего масляных красок от длительного нахождения колоний микроорганизмов на картине, - на всей площади картины, - на отдельных участках.

Поражение поверхности красочного слоя экскрементами мух («мушиный засид»), клопов, пометом птиц.

Повреждений от стихийных бедствий:

1.ожоги красочного слоя,

2.утраты от длительного пребывания в воде,

3.утраты и изменения красочного слоя от попадания на поверхность жидкости из огнетушителя.

Преднамеренное вмешательство (вандализм):

Царапины и надписи в красочном слое.

Проколы, вырезанные участки живописи.

Порезы, вмятины. Нанесение на поверхность красочного слоя ядовитых жидкостей.

 

ЛАКОВЫЕ ПОКРЫТИЯ КАРТИН


НАКЛЕЙКИ, ПОДПИСИ, ПЕЧАТИ


НАКЛЕЙКИ

Место нахождения: лицевая, оборотная стороны картины, подрамника, рамы.

Материал: бумага, картон, дерматин, и другие.

Размер: ширина, длина.

Цвет наклейки: белый, серый, бежевый, голубой, коричневый и другие.

Степень сохранности наклейки: целая, часть, фрагмент (ты).

Наклейка: читаемая (указать содержание наклейки).,нечитаемая, читаемая частично.

Текст наклейки: рукописный, печатный, штамп.

Чем выполнен текст наклейки: тушь, чернила, шариковая ручка, карандаш, цветной карандаш, фломастер, штемпельная краска и др.

Цвет надписи: черный, коричневый, красный и другие.

ПОДПИСИ, НАДПИСИ

Место нахождения: лицевая, оборотная сторона картины, подрамника, рамы.

Размер: длина

Степень сохранности надписи подписи: целая, часть, фрагмент (ты).

Подпись, надпись: читаемая (указать содержание надписи, подписи), нечитаемая, читаемая частично.

ПЕЧАТЬ

Место нахождения: лицевая, оборотная сторона картины, подрамника, рамы.

Материал: сургуч, пластилин, штамп и другие материалы.

Размер: высота, ширина, длина.

Форма: круглая, овал, квадрат, прямоугольник.

Цвет печати красный, коричневый и другие.

Печать читаемая (указать содержание), нечитаемая, читаемая частично.

Степень сохранности печати  

 

 


ПОДРАМНИК


ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛА

И КОНСТРУКЦИИ

Подрамник для: односторонней, двухсторонней живописи.

Вид подрамника: клиньевой, винтовой, винто-пружинный и т.д.

Тип подрамника: раздвижной, глухой.

Порода дерева: ель, сосна и т.д.

Размеры брусков.

Вид соединения: шип открытый, шип прямой (одинарный, двойной), шип закрытый, шип закрытый под углом 45º, шип «в потемок».

Наличие крестовины (одна, две) или перекладины (одна, две).

Внешний край подрамника: прямой, закругленный и т.д.

Наличие угла скоса. Скос выполнен на бруске подрамника или на дополнительной подклеенной рейке.

Наличие клиньев. Порода древесины (дуб, бук, берёза, кедр, сосна, ель). Другие материалы: оргалит, фанера.

Наличие бортика на внутренней стороне (соприкасающейся с холстом): прямоугольного или закруглённого сечения.

Крепление (монтаж) подрамника к раме: полосками жести, деревянными «вертушками», металлическими уголками, крепление гвоздями, и др.

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОДРАМНИКА

Повреждения естественного старения

Старения волокон древесины.

Нарушение склейки досок подрамника.

Появление трещин. Их количество, расположение длина.

Выпадение сучков. Их количество и расположение.

Деформация планок подрамника:

вогнутое коробление (по отношению горизонтали картины);

выгнутое коробление (по отношению горизонтали картины);

Утраты металлических частей винтового, винто-пружинного подрамника.

 

Повреждения при хранении и транспортировке:

а) Неправильное хранение

Сколы древесины.

Раскол подрамника на части.

Царапины, следы от гвоздей, винтов, подвески на планках подрамника.

б) Биоповреждения

Разрушение волокон древесины доски в результате жизнедеятельности личинок жуков – древоточцев, на отдельных участках, по всей площади.

РАМЫ


ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ РАМЫ

Декоративное убранство рамы

Вид декора рамы:

1.Рама резная

2.Рама лепная

3.Рама багетная (изготовленная с помощью штампов).

4.Рама фанерованная (сплошная, с инкрустацией).

Материал в котором выполнен декор: гипс и/или левкас, мастика,

Характер декора: высокая, средняя, низкая.

Форма рамы: прямоугольная, квадратная, овальная, круглая, сложная конфигурация: шестиугольная, восьмиугольная, фигурная.

Общий размер рамы.

Ширина и толщина планок.

Материал основания: древесина, пластмасса, другие варианты.

Порода древесины основания рамы: дуб, ель, липа, сосна, ценные породы древесины – орех, красное дерево.

Наличие крепежа (подвески).

Особенности конструкции рамы

Способы соединения:

а) Запил под 450, сплочен и склеен, соединен шурупами или гвоздями. Указать количество гвоздей.

б) Рама соединённая в шип: шип прямой, шип «в полупотай», шип потайной, др. варианты.

Наличие амортизаторов: резиновые, ткань (байка, другие), кора пробкового дерева, деревянные обкладки.

Материал, используемый для конвертования: картонные полосы, дермантин, крафтовая бумага.

 

Виды покрытия декора:

1.Золочение.

Виды золочения: золочение на полимент, золочение на клей, золочение на мордан.

Материал используемый при золочении: золото, серебро, двойник (золото скованное с серебром), поталь

Цвет позолоты: желтое, белое, красное, зелёное.

 Лак.

Вид лака: прозрачный, цветной (лак с пигментом, лак с красителем).

Состав лака: масляный, спиртовой, полимерный, др. варианты.

 Краска.

Вид краски: темпера, масло, бронзирование, современная имитация золочения.

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ РАМЫ

Повреждения естественного характера как результат старения.

Старение волокон деревянного основания

Нарушение склейки планок (частей) рамы.

Появление трещин. Их количество, расположение, длина.

Утрата скрепляющих частей конструкции рамы.

Коробление планок (частей) рамы:

вогнутое коробление (по отношению к лицевой стороне рамы)

выгнутое коробление (по отношению к лицевой стороне рамы)

Комбинированное коробление планок рамы.

Наличие трещин на деревянной резьбе декора рамы.

Наличие кракелюра на гипсовых и левкасных деталях.

Потемнение красочного слоя, лака декора рамы.

Окисление потали, серебра, бронзового порошка.

 

Повреждения при хранении и транспортировке:

а) Неправильное хранение

Утраты частей основания.

Утраты фрагментов древесины.

Наличие царапин, следов от крепежа.

Деформация рамы от резкого изменения Т/Вл. режима.

Утраты отдельных фрагментов декора.

Плохая связь частей декора с основой.

Наличие вмятин, сколов, трещин на декоре рамы.

Потертости и утраты красочного слоя, золочения, лака

Плохая связь красочного слоя с основой (шелушение).

б) биоповреждения

Разрушение волокон древесины основания и/или резьбы декора рамы в результате жизнедеятельности личинок жуков – древоточцев, - на отдельных участках, на всей площади.

Разрушение волокон древесины основания и/или резьбы декора рамы в результате жизнедеятельности микроорганизмов, - грибные окраски и гнили, поражение плесневелыми грибами.

Поражение поверхности позолоты, красочного слоя, лака экскрементами мух («мушиный засид»).

Преднамеренные вмешательства (вандализм)

Рама расколота или разрублена на части.

Преднамеренно нанесенные сколы и царапины.

Стесаны отдельные части декора рамы.

 

Общее провисание холста

- растяжка посредством подбивания клинков

Местное провисание холста

- посредством местной (частичной) перетяжки холста

 

Дезинфекция

Указать состав применяемого вещества

Способ нанесения

кистью или флейцем

пульверизатором

посредством длинной тонкой пластины, конец которой обернут марлей смоченной раствором

пипеткой

 

                             Дезинсекция

 

· Профилактика заражения древоточцами произведений

Меры по уничтожению насекомых вредителей

 

 - Фумигация древесины

 - Обработка древесины растворами инсектицидов

 

Указать состав применяемого вещества

 

 

Монтаж картины в раму

 

Конвертование


ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ЗАКЛЕЙКА


Заклейка нанесена

По всей поверхности произведения

На отдельные участки, (указать расположение листов профилактической заклейки, размеры).

Материал, используемый для

профилактической заклейки:

 - папиросная бумага

 - микалентная бумага

 - рисовая бумага

 - сочетание двух видов бумаги

 - ткань

 - и другие виды


Вид клеящего вещества

Клеем.

 - растительным

 - животным

 - синтетическим

Воско-смоляной массой.

Указать рецепт вещества.

 

Укладка кракелюра

Укладка жесткого грунтового кракелюра с применением:

 

С нанесением на поверхность живописи:

-пинена

-лавандового масла

-бычьей желчи

- другой вариант

С добавлением в клей:

-пинена

-лавандового масла

- другой вариант


ВОСПОЛНЕНИЕ УТРАТ ОСНОВЫ

 


ГИБКИЕ ОСНОВЫ

Ткань

Заделка прорывов

 - стяжка прорывов

 - методом «встык»??

 - вставка (указать материал)

 - заплата

 - вставка в сочетании с заплатой

Картон

Восполнение утрат

 

 - картоном

 

Бумага

 - бумажной массой

 - бумагой

ЖЕСТКИЕ ОСНОВЫ

Дерево

 - опилочная масса

 - синтетическая масса

 - деревянная вставка


ГИБКИЕ ОСНОВЫ

Ткань

Картон, бумага

Устранение общей деформации

дублирование на новую основу

закрепление на планшете

закрепление картона на глухом подрамнике

Дерево,фанера

 - пресование

 - паркитирование

 - дублирование на новую основу

Металл

 - закрепление на жесткую основу

 - прессование

 - рихтовка


 

УДАЛЕНИЕ ЗАПЛАТ

 


СТАБИЛИЗАЦИЯ ХОЛСТА


Подведение кромок

Поверх авторских кромок.

С заходом под авторскую живопись (на сколько см., с каких сторон).

Методом «встык».

Фрагментами (размеры, расположение)

 

Вид клеящего вещества

Клей растительного происхождения

Клей животного происхождения

Синтетический клей

 

Способ нанесения

- пульверизатором

- флейцем

- кисть №№

 


ДУБЛИРОВАНИЕ КАРТИНЫ

 


Дублирование картины на:

Гибкую основу

- холст

- картон

- бумагу

Жесткую основу

- дерево

- оргалит

· металл

· стекло

· другие варианты

 

Дублирование

Вакуумное

Ручное

- горячее

- холодное

 

Подготовка авторского холста к дублированию

 

- Закрепление и растягивание картины

- Снятие наклеек, ярлыков, этикеток, печатей.

- Наложение профилактической заклейки

- Копирование надписей

ПОДГОТОВКА ДУБЛИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ

 


Подготовка дублировочного холста

 - Натягивание холста на дублировочный подрамник

 - Подготовка поверхности дублировочного холста (устранение дефектов холста)

 

УТОНЬШЕНИЕ АВТОРСКОЙ ОСНОВЫ


РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ГРУНТ

 


Структура грунта

 - однослойный

 - многослойный (указать количество слоёв шпаклёвок)


 

Виды загрязнений

Пылевое загрязнение

Экскременты насекомых

Микроорганизмы

Другие виды загрязнений

 

Этапы подбора раствора

 Указать окончательный состав.

РАБОТЫ С ЛАКОВЫМ ПОКРЫТИЕМ

 


Виды работ

 

Регенерация лака

Утоньшение лака (простое или послойное)

Удаление лака (простое или послойное)

Выравнивание лака

 

Подбор состава

Регенерация лака

По всей поверхности произведения

На отдельных участка произведения

 

УДАЛЕНИЕ ЗАПИСЕЙ

 


Вид удаления записей

Растворителем

Механическим способом

Комбинированный способ (сочетание двух видов)

 

Этапы подбора состава

Способ удаления записей

- ватным тампоном

- методом «прокатки»

- компресс (указать время воздействия)

- скальпелем в сочетании с другими мерами

- другим способом


 

Вид лакового покрытия

Бесцветный лак

Цветной лак

Матовый лак

 

Виды тонирования

 

Тонирование, связанное с реконструкцией утраченных деталей произведения

Тонирование пуантелью

Тонирование лессировками

Тонирование цветовой абстракцией

Тонирование по мастиковке «нейтральным тоном»

Тонирование потёртостей красочного слоя

Сочетание нескольких видов тонирования



           


 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России. Л., 1989, - 160с.

Бондаренко Г.М., Брянцев А.В. Краткий терминологический справочник по реставрации станковой живописи. – С.Пб.: 1997, 92с.

Белинский А.Н., Зверев Б.Н. Машинная графика в реставрационной документации. – В сб.: ВНИИР Художественное наследие. – М.: 1989, с.134-140.

Брегман Н.Г. Фотодокументация как часть информационной базы в реставрации живописи. – В сб. ГосНИИР Исследования в реставрации. М.: 2001, с.12-16.

Горелова С.И. Из истории реставрации в СССР (1917-1923).- В сб.: Художественное наследие. Хранение, исследование, Реставрация. 3(33).- М.: 1977, с.

Горелова С.И. Реставрация в Государственном Эрмитаже (1917-1930). – В сб.: Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Вып.18.- М., ГосНИИР, 2000, с.

Добрусина С.А., Чернина Е.С. Как мы говорим и пишем. – В сб. ГосНИИР Исследования в реставрации. М.: 2001, с.43-44

Громов А.И. Проблемы системных исследований произведений искусств. – В сб.: ВНИИР Художественное наследие. – М.: 1989, с.80-104.

Зверев В.В. Об основных научных понятиях. – В сб. ВНИИР Художественное наследие. – М.: 1989, с.44-61.

Инструктивные материалы для работников реставрационных мастерских и музеев. Вып.2., М., ВЦНИЛКР,1968.

Кудрявцев Е.В., Лужецкая А.Н. Основы техники консервации картин. – М.-Л.: «Искусство», 1937, 117с.

Кудрявцев Е.В. Техника реставрации картин М., 2002, 249 с.

13. Охрана музейных памятников и описание их сохранности М.,: 1964, 227 с.

Реставрация произведений графики: Методические рекомендации. –М., ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря.: 1995,с.

Реставрация икон: Методические рекомендации. М., ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.: 1993, с.

Реставрация произведений станковой масляной живописи. Учебное пособие для средних худож. Заведений. М., «Искусство»,1977, 223с.

Труды 2-го Всероссийского съезда художников 1911-1912 гг., Пг., 1915.

Ноль Л.Я. Компьютерные технологии в музее. Учебное пособие. – М.: 1999. – 65с.

Солдатенков Е.С. Система реставрационной документации и пути её совершенствования в мастерской реставрации станковой масляной живописи Гос. Русского музея. – В сб.: Вопросы комплексного исследования художественных музеев. – Л.: 1987, с.105-138.

Хрущева Е.Н. Русско-английский и англо-русский глоссарий. – М.: ВХРНЦ, 2001. – 150с.

Яблоков А.П. Графика в паспорте реставрации средневековой живописи. – В сб.: ВНИИР Художественное наследие. – М.: 1989, с.126-134.

Papadopoulou A. Some remarks on keeping conservation report cards. – The Conservation of Icons Experience. – 2000, p.50-52.

Liebharott M. Die Dokumentation par Computer// Restauro.- 1991.- №2.- S. 123-132.

Snyder B.L. Conceptualizing a conservation thesaurus// 9th Triennial Meeting. Dresden, CDR (26-31 August, 1990).

Preprints/ICOM Committee for Conservation. Los Angeles.- 1990.- Vol. 1.- p. 199-202.

 Bracok J. Dokumentacia v konzervatorkysh laboratoriach.- Museum, 1975,t. XX..... 

 

 


 

 

 

 

МОСКВА 2003

 


 

 


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

                           

                            Введение

      I.   Описание состояния сохранности произведения

      1.    Основы:

      1.1    Гибкие основы

      1.1.1. Ткань

      1.1.2. Картон

      1.1.3. Бумага

      1.2. Жесткие основы

      1.2.1. Дерево

      1.2.2. Фанера

     1.2.3. Железо

1.2.4. Стекло

      2.   Грунты

      3.    Слои авторской живописи

      4.   Лаковые покрытия картин

      5.   Наклейки, подписи, печати

      6.   Подрамник

      7.   Рамы

       II.   Описание реставрационных процессов

                  Профилактическая обработка картины

                  Профилактическая заклейка

                              Укрепление красочного слоя

                              Восполнение утрат основы

                  Устранение деформаций

                    Удаление заплат

                  Стабилизация холста

                  Дублирование кромок

                  Подготовка дублировочной основы

                  Дублирование картины на новую основу

                  Утоньшение авторской основы

                  Перевод произведения на новую основу

                  Реставрационный грунт

                  Удаление поверх



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 2936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.444 с.)