Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткие теоретические сведения⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
1. Формирование и совершенствование социально- психологического климата в профессиональном училище – это постоянная практическая задача классных руководителей, мастеров, педагогов, психологической службы и администрации. Создание благоприятного климата требует понимания психологии учащихся, их эмоционального состояния, отношений друг с другом. Для того чтобы изучить социально- психологический климат в группе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют. 2. Характеристики благоприятного социально- психологического климата: 1. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между учащимися; отношения строятся на принципах сотрудничества, доброжелательности; учащимся нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка. 2. В группе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. 3. В группе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие. 4. Члены группы активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности. 5. Успехи или неудачи отдельных учащихся вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива. 6. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество. Характеристики неблагоприятного социально- психологического климата: 1. В группе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. 2. В группе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете. 4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, группу невозможно поднять на общее дело. 5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство. 6. В группе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности. 7. В трудных случаях группа не способна объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами. 3. Что необходимо предпринять педагогическому коллективу, чтобы сосредоточить свои действия на решении основной цели — создании в учебном заведении благоприятного психологического климата? Во-первых, необходима система во взаимодействии всех педагогов, четко разграничивающая функции и ведущие направления деятельности каждого для достижения общего результата. Во-вторых, особое значение имеет гуманизация отношений в педагогическом и ученическом коллективе, строящаяся на принятых в учебном заведении принципах, соблюдении прав и обязанностей учащихся и педагогов. Это послужит основой создания благоприятного социально-психологического климата. Здесь важную роль играет социально-психологическая служба в лице социального педагога и педагога- психолога. В-третьих, непрерывное повышение психолого- педагогической культуры, профессиональной компетентности и мастерства педагогических кадров. Естественно, что воспитательная деятельность педколлектива ПУ должна реализовываться с постоянным учетом влияний социума, современной ситуации развития общества. Отметим, что эти усилия останутся безрезультатными, если в учебном заведении будет отсутствовать высокий уровень сопричастности каждого педагога к общему делу. Принципы воспитательного процесса — исходные, общие положения воспитательной деятельности коллектива учебного заведения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации процесса воспитания. Ими руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Требования, предъявляемые к принципам воспитательного процесса: • обязательность (их нарушение снижает эффективность воспитательного процесса, подрывает его основы); • комплексность (одновременное применение принципов на всех этапах воспитательного процесса); • равнозначность (положения равнозначны, необходимо одинаковое внимание ко всем принципам). К принципам воспитания учащихся профессиональной школы относят: 1. Личностно - ориентированный подход Приоритетность личности, проектирование ее саморазвития (ценностные ориентации, жизненные и профессиональные планы, установки, мотивы деятельности и поведения). 2. Гуманизация воспитания Ориентация на общечеловеческие ценности. Гуманизация социокультурной среды. Демократизация воспитательного процесса. Свобода творчества. Обеспечение безопасности жизнедеятельности субъектов процесса воспитания (включает правовой аспект, формирование здорового образа жизни, взаимодействие с социумом и т.д.). 3. Связь воспитания с жизнью, трудом Формирование качеств, необходимых молодому специалисту на современном этапе развития общества (профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, коммуникативность, ответственность, профессионализм, социальная мобильность). 4. Опора на положительное в воспитательном процессе Настойчивый поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других более значимых свойств. К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: • личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность). • профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость). • ориентация педагогов на эмоциональный комфорт учащихся, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат. Ход ра боты: 1. Ознакомиться с теоретическими сведениями. 2. Презентировать кейс на одну из предложенных тем: «Конструктивный педагогический конфликт»; «Педагогическое моделирование различных образовательных сред»; «Создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата в группе»; «Технологии организации компьютерно-опосредованной коммуникации в образовании»; «Коллективные и индивидуальные формы организации Итернет-коммуникации в образовании»; «Особенности организации коммуникации в условиях дистанционного образования». 3. Используя полученную информацию, выполнить практические задания. 4. Записать результаты в тетради для практических работ. Практические задания 1. Охарактеризуйте основные «климатические зоны» социально-психологического климата. 2. Дайте характеристику признакам благоприятного и неблагоприятного социально-психологического климата. 3. Сформулируйте условия, определяющие эффективность влияния педагога на социально-психологический климат в учебном коллективе. 4. Назовите способы формирования и поддержки благоприятного социально-психологического климата в группе. Контрольные вопросы:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.006 с.) |