Краткие теоретические сведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие теоретические сведения



1. Среди профессиональных задач современного образования можно выделить постоянные, которые уже на протяжении длительного времени решаются государственными системами образования; новые, возникшие сравнительно недавно, в продолжение жизни одного поколения; и новейшие, появляющиеся буквально на глазах.

Новейшие задачи, которые ставит перед воспитанием жизнь, настойчиво теснят и даже вытесняют традиционные.

Поставленные для сегодняшнего дня цели и задачи завтра могут оказаться устаревшими, поэтому мы обязаны обсуждать не столько сегодняшние, сколько завтрашние цели и задачи воспитания.

Целям подчиняются содержание, организация, формы и методы, поэтому проблема целей относится к числу наиболее важных в педагогике.

При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо определение: цель — это система решаемых образованием задач.

Совершенный; всесторонне и гармонически развитый человек — наивысшая цель образования. Главная цель отечественной профессиональной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию учащегося/студента, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать условия для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха.

2. Традиционными для отечественной педагогической системы являются следующие составные части общей цели умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований личности. Его главная задача — вооружить обучаемых системой знаний основ наук. Конкретные задачи умственного воспитания следующие:

· усвоение определенного объема научных знаний;

· формирование мировоззрения;

· развитие умственных сил, способностей и дарований;

· развитие познавательных интересов;

· развитие потенциальных возможностей личности;

· формирование познавательной активности;

· развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общей и специальной подготовки;

· вооружение учащихся методами познавательной деятельности.

Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть правильного воспитания. Задачи физического воспитания;

· укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

· повышение умственной и физической работоспособности;

· развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

·   обучение новым видам движений;

· развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

· формирование гигиенических навыков;

· воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

· формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;

· развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание и политехническое образование решают следующие задачи:

· формирование трудовых действий;

· ознакомление учащихся с новыми типами производственных отношений;

· изучение орудий труда и способов их использования;

· обретение опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда;

· формирование интереса к производственной деятельности;

· развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства.

· развитие трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, подготовки к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Формирование общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных качеств означает воспитание честности, справедливости, чувства долга, порядочности, ответственности, чести, совести, достоинства, гуманизма, бескорыстия, трудолюбия, уважения к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, и дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Цель эмоционального (эстетического) воспитания включает решение задач:

· формирования эстетических знаний;

· воспитания эстетической культуры;

· овладения эстетическим и культурным наследием прошлого;

· формирования эстетического отношения к действительности;

· развития эстетических чувств;

· приобщения человека к прекрасному в жизни, к природе, труду;

· развития потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты и др.

3. Традиционные задачи дополняются новыми профессиональными педагогическими задачами.

В области духовного и нравственного воспитания:

· развитие представлений о духовной жизни человека, путях обретения духовности;

· воспитание моральных понятий, суждений, чувств и убеждений;

· усвоение привычек духовного и нравственного поведения;

· привитие навыков делать моральный выбор в жизненных ситуациях;

· воспитание ответственности за сделанный выбор, за свои поступки;

· развитие потребности постоянного морального самоусовершенствования.

В области интеллектуального воспитания:

· усвоение обязательного минимума практических и мировоззренческих знаний;

· развитие познавательных сил, способностей и дарований учащихся/студентов;

· удовлетворение запросов, потребностей обучаемых;

· развитие потребности учиться, постоянно пополнять свои знания.

В области физического воспитания:

· понимание связи между телесным и духовным;

· укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;

· формирование потребности постоянно следить за своим физическим и духовным развитием.

В области трудового воспитания:

· понимание назначения человека, смысла и направленности его труда;

· формирование привычки много и настойчиво работать;

· привитие ответственного отношения к работе;

· воспитание готовности несколько раз поменять работу на протяжении жизни.

В области эмоционального воспитания:

· формирование представлений о связи духовного и эстетического;

· привитие навыков гуманного отношения к людям;

· развитие готовности прийти на помощь;

· воспитание культурного поведения;

· формирование небезразличного отношения к жизни;

· развитие эстетичных чувств, вкусов.

В области экологического воспитания:

  формирование представлений о вечной гармонии человека с природой;

· приобретение необходимых знаний об окружающей среде;

· воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе;

· формирование готовности прийти на помощь природе.

В области правового воспитания:

· развитие представлений о духовных началах власти, законов;

· усвоение необходимого объема правовых знаний;

· формирование ответственного отношения к своим обязанностям;

· развитие навыков уважения прав и свобод других людей.

В области полового воспитания:

· понимание духовного смысла продолжения жизни;

·   воспитание ответственности за свой выбор и свои поступки;

· воспитание ответственности за свою семью и будущих детей.

В области экономического воспитания:

  развитие представлений о духовном смысле жизни, ее материальной стороне, о превалировании духовного над материальным;

· усвоение знаний о действии экономических законов;

· формирование правильных оценок себя, своих возможностей, своего места в жизни;

· привитие навыков планирования карьеры, профессионального роста.

В области политического воспитания:

· овладение знаниями о политической системе государства;

· формирование патриотизма, чувства ответственности перед обществом;

· формирование готовности делать взвешенный политический выбор;

· привитие навыков жизни и поведения в гражданском обществе.

В области гражданского воспитания.

· понимание ведущей идеи, объединяющей людей в многонациональном и поликультурном обществе;

· принятие гражданственности как общего для всех закона жизни;

· овладение знаниями о гражданском обществе;

· подготовка к жизни в гражданском обществе.

Среди новейших задач современного воспитания выделяют:

· воспитание ответственности за собственную жизнь;

· воспитание ответственности за жизнь потомства;

· предупреждение половой распущенности и половых отклонений;

· предупреждение ранней беременности;

· воспитание чувства сострадания к слабым, больным, немощным;

· воспитание чувства умеренности, разумного потребления.

· усвоение знаний о действии экономических Законов;

· формирование правильных оценок себя, своих возможностей, своего места в жизни;

· привитие навыков планирования карьеры, профессионального роста.

 

Практические задания

1. Сформулируйте показатели педагогического профессонализма.

2. Раскройте взаимосвязь профессиональной компетентности и компетенций современного преподавателя.

3. Охарактеризуйте назначение и структуру общепедагогической профессиограммы.

4. Дайте характеристику типам и видам профессиональных педагогических задач.

5. Раскройте механизм преобразования ситуации в профессиональную задачу.

Контрольные вопросы:

  1. Профессиональная компетентность педагога.
  2. Сущность и специфика профессиональной задачи.
  3. Типы и виды профессиональных задач и их характеристка.
  4. Преобразование ситуации в профессиональную задачу.
  5. Компоненты процесса принятия решений в педагогической деятельности.
  6. Классификационные модели педагогических решений.

 

Практическое занятие 1.2 (2 часа)

Тема: Алгоритм решения профессиональных задач

Цель: углубление и систематизация знаний о компонентах процесса принятия решений в педагогической деятельности и формирование умений конструировать профессиональные задачи педагога на основеконкретных педагогических ситуаций

План:

1. Компоненты процесса принятия решений в педагогической деятельности.

2. Алгоритмический или квазиалгоритмический способы решения задачи.

3. Эвристическая программа анализа ситуаций и решения задач.

4. Примеры конструирования профессиональных задач педагога на основеконкретных педагогических ситуаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.028 с.)