Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Острые и хронические заболевания полости носа (риниты)
Насморк, или ринит, относится к числу наиболее частых форм поражения верхних дыхательных путей и характеризуется воспалением (острым или хроническим) слизистых оболочек носа. Ринит может иметь инфекционную и неинфекционную природу. В первом случае он возникает как самостоятельное заболевание в результате влияния болезнетворных (патогенных) микроорганизмов и является симптомом таких заболеваний, как грипп, ОВРИ, корь, дифтерия и др. Во втором — в связи с воздействием различных термических (переохлаждение), химических или аллергических факторов. К числу веществ, которые могут вызвать аллергический насморк, относятся аллергены ингаляционного типа (пыльца растений, домашняя пыль, шерсть домашних животных и др.), а также пищевые продукты, к которым наблюдается повышенная чувствительность (ягоды, фрукты, овощи, имеющие оранжевую, желтую или красную Острый насморк в первой стадии заболевания сопровождается чувством напряжения, сухостью и зудом. Риниты подразделяются на острые и хронические. Максимальная продолжительность острых ринитов составляет в среднем 7—10 дней, а хронических — значительно большее время и может наблюдаться годами. Первая стадия заболевания проявляется раздражением слизистой полости носа, рефлекторным чиханием, иногда на фоне незначительного повышения температуры. Во второй стадии болезни появляются жидкие прозрачные выделения из носа, затруднение дыхания, гнусавость, снижается обоняние. Слизистая оболочка носа становится гиперемированной и отечной. В третьей стадии — выделения из носа принимают слизисто-гнойный характер, их количество уменьшается. У детей первого года жизни острый ринит чаще всего протекает по типу ринофарингита, когда в воспалительный процесс помимо носа вовлекаются слизистые оболочки носоглотки. Вследствие набухания слизистых оболочек Ребенок не может дышать нос, при этом нарушается процесс вскармливания, ребенок недоедает, теряет в весе, плохо спит. К числу осложнений острого ринита относятся катаральный или гнойный отит, фарингит, ларингит, синусит, бронхит. Возможен переход в хроническую форму заболевания. Хронический ринит может развиваться при аденоидах, частых воспалениях слизистых оболочек носа, воздействиях неблагоприятных факторов внешней среды. Очень часто хронический ринит является одной из причин возникновения заболеваний слезных путей и конъюнктивы, что сопровождается головной болью. Вследствие нарушения функции дыхания у детей могут наблюдаться изменения со стороны работы головного мозга (нарушение памяти, процессов концентрации внимания).
При остром рините ребенка изолируют от окружающих детей. Лечение включает в себя сухое тепло на область носа. Капли в нос назначает только врач с учетом клинических проявлений заболевания. При лечении хронического насморка, прежде всего, необходимо устранить причины, его вызывающие (хронические очаги инфекции, аденоиды, синуситы, аллергены). Острый ларингит Это заболевание чаще встречается у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, острое воспаление гортани сочетается с поражением выше- и нижележащих дыхательных путей. Причиной заболевания может быть перенапряжение голоса, вдыхание холодного, пыльного воздуха через рот, холодное питье во время подвижных игр. В начале заболевания ребенка беспокоит першение, жжение, затруднения при глотании. Ложный круп — одна из форм острого ларингита, характеризующаяся периодически наступающими спазмами в области гортани, отеком слизистой и подслизистой оболочек, подсвязочного пространства. Наиболее часто возникает в первые пять лет жизни. Как правило, чаще всего встречается у детей, страдающих экссудативно-катаральным диатезом, а также на фоне ОВРИ, гриппа, кори. Провоцирующими круп факторами являются сухой воздух, табачный дым, загрязненный воздух, резкие колебания погоды. При оказании первой доврачебной помощи следует обеспечить приток свежего воздуха с его увлажнением (развешивание мокрых простынь). Ребенку можно дать теплое молоко с минеральной водой (боржоми), провести отвлекающие процедуры (теплые ванны). В ряде случаев помогает использование ножных горячих ванн, горчичников на грудь и спину. Ложный круп начинается чаще всего ночью, внезапно, в виде приступа удушья (асфиксии). Ребенка беспокоит першение, а затем наступает нарушение дыхания, оно становится поверхностным, учащенным (30—40 вдохов и выдохов в минуту). На фоне этих явлений усиливается беспокойство ребенка, бледность, появляется испарина на кожных покровах, цвет губ и кончиков пальцев становится синюшным. Приступ сопровождается напряжением мышц шеи, груди, живота. Голос при ложном крупе, в отличие от истинного, при дифтерии, не теряется. Нередко отмечается повышение температуры на фоне возбуждения ребенка.
Отит Отит – воспаление уха. Различают наружный, средний и внутренний отит. Наружный отит. Существуют две формы – ограниченная (фурункул наружного слухового прохода) и диффузная. Ограниченный наружный отит возникает в результате внедрения инфекции в волосяные фолликулы и сальные железы наружного слухового прохода, чему способствуют мелкие травмы при манипуляции в ухе спичками, шпильками и пр. Диффузный наружный отит развивается при хроническом гнойном среднем отите вследствие внедрения в кожу и подкожную клетчатку слухового прохода различных микробов и грибов. Воспалительный процесс нередко переходит и на барабанную перепонку. Клиника. Боли в ухе, усиливаются при надавливании на козелок, при потягивании за ушную раковину. При остром диффузном наружном отите больные жалуются на зуд и боли в ухе, гнойные выделения с неприятным запахом. Слух почти не страдает. Острый средний отит. Различают катаральную и гнойную формы. Развивается в результате проникновения инфекции главным образом через слуховую трубу в среднее ухо при остром или обострении хронического воспаления слизистой оболочки носа и носоглотки (острый ринит, грипп и пр.). Симптомы и течение зависят от стадии воспалительного процесса. В 1 стадии – сильная боль в ухе, высокая температура тела, значительное понижение слуха. Во второй стадии определяется гноетечение в результате прободения барабанной перепонки, боль стихает. Общее состояние улучшается, температура тела нормализуется. В Ш стадии после прекращения гноетечения ведущей жалобой может быть понижение слуха. Синусит Синусит – острое или хроническое воспаление придаточных пазух носа. Гайморит острый – часто возникает во время острого насморка, гриппа, кори, скарлатины и других инфекционных заболеваний, а также вследствие заболевания корней четырех верхних зубов. Симптомы и течение: ощущение напряжения или боль в пораженной пазухе, нарушение носового дыхания, выделения из носа, расстройства обоняния на пораженной стороне, светобоязнь и слезотечение. Фронтит. Причины те же, что и при воспалении гайморовых пазух. Протекает значительно тяжелее. Боль в области лба, особенно по утрам, нарушение носового дыхания и выделения из соответствующей половины носа. Боль нередко невыносимая, приобретает неврологический характер. В тяжелых случаях наблюдается боль в глазах, светобоязнь и нарушение обоняния. Профилактика отитов и синуситов должна быть направлена на лечение основного заболевания (грипп, острый насморк, инфекционные заболевания, поражение зубов). Важную роль играет правильная гигиена наружного слухового прохода, а также систематическое закаливание организма. Миндалины представляют собой скопление лимфоидной ткани. Они участвуют в защитной реакции организма в глотке. Различают небные миндалины (тонзиллы), которые расположены между двумя складками слизистой оболочки (передняя и задняя небные дужки). Они обычно имеют бледно-розовую окраску, а по форме напоминают миндальный орех. Видимая часть миндалины имеет обычно неровную, как бы складчатую или изрытую поверхность, что также придает им сходство со скорлупой миндального ореха. Кроме небных миндалин у человека есть другие аналогичные образования. Одно из таких образований находится в верхнем отделе глотки — носоглотке: это носоглоточная миндалина; у корня языка расположена язычная миндалина. Вместе с лимфатическими фолликулами, находящимися в гортани, они образуют барьер, называемый лимфаденоидным глоточным кольцом. Все, что поступает в организм — воздух, пища, микроорганизмы, — в той или иной степени входит в контакт с миндалинами.
При возникновении неблагоприятных условий, ослабляющих защитные свойства организма ребенка, микробы и вирусы, попавшие в небные миндалины, могут вызвать болезненную реакцию с воспалительными изменениями в них, то есть разовьются ангина или острый тонзиллит. Наиболее распространенными являются следующие формы ангин: катаральная, фолликулярная, лакунарная и флегмонозная. Для всех форм ангин общими симптомами являются повышение температуры, боль при глотании, головные боли. В зависимости от вида ангины происходят изменения в области миндалин — от их покраснения до появления на них гнойных образований. При этом необходимо помнить, что ангина может сопровождать ряд детских инфекционных заболеваний (скарлатина, дифтерия и др.). Во всех случаях при подозрении на ангину заболевшего ребенка необходимо изолировать и направить к врачу для назначения своевременного и правильного лечения. Хронический тонзиллит. При хроническом тонзиллите имеется целый ряд характерных изменений небных миндалин — расширение щелей (лакун) в толще миндалин, образование в них гнойных пробок или жидкого гноя. В лакунах, как правило, можно обнаружить большое количество микроорганизмов. К появлению хронического тонзиллита приводят частые ангины, хроническое воспаление носоглотки, наличие кариозных зубов и т.д. Течение хронического тонзиллита может сопровождаться увеличением миндалин (гипертрофией) различной степени. У детей, страдающих хроническим тонзиллитом, наблюдается вялость, быстрая утомляемость, периодическое повышение температуры. Будучи хроническим очагом инфекции, тонзиллит может привести к появлению ряда других болезней: отитам, ревматизму, болезням органов пищеварения, мочевыводящей системы и др.
Вопросы, связанные с оперативным лечением хронического тонзиллита, решаются строго индивидуально, только в случаях неэффективности консервативного лечения с учетом возраста ребенка и частоты рецидивов заболевания в течение года. Большую роль в профилактике заболевания играет повышение сопротивляемости организма ребенка к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды путем проведения закаливающих процедур, соблюдения режима дня, гигиенических требований к одежде и обуви ребенка. Аденоиды Аденоидами называют патологическое увеличение глоточной миндалины, которая располагается на своде глотки, позади носовых отверстий. Она развивается раньше остальных образований, входящих в состав лимфатического глоточного кольца. Наиболее часто ее разрастание (гиперплазия) наблюдается у детей дошкольного возраста, начиная с первых лет жизни. Аденоиды обычно располагаются в своде носоглотки на широком основании, распространяясь до устья слуховых труб. К числу причин, вызывающих образование аденоидов, относятся частые и длительные воспалительные процессы верхних дыхательных путей, однообразное питание. Аденоиды в зависимости от их размеров подразделяются на три степени. При первой степени они закрывают 1/3 задненосовых отверстий, при второй — 2/3, при третьей — выход из полости носа почти полностью закрыт разрастаниями лимфоидной ткани. Наиболее ранним симптомом заболевания является затруднение у детей носового дыхания преимущественно в ночные часы. Дети обычно спят с открытым ртом. При значительном увеличении размеров аденоидов носовое дыхание затрудняется и в дневные часы, часто сопровождается выделениями из носа, которые приводят к раздражению кожных покровов преддверия носа и верхней губы. Постоянное проглатывание детьми отделяемого из носа может привести к неблагоприятным изменениям в работе желудочно-кишечного тракта. Длительное нарушение носового дыхания ведет к изменению формирования лицевого черепа. У детей наблюдается аденоидное лицо, при котором нижняя челюсть как бы отвисает, рот постоянно полуоткрыт, носогубные складки сглажены. Верхняя челюсть удлинена, клинообразна, твердое небо становится высоким и узким. У детей затрудняется формирование правильного прикуса, наблюдается беспорядочное расположение верхних резцов. Аденоиды, закрывая устья слуховых (евстахиевых труб), способствуют развитию воспаления среднего уха (отита). Инфицирование аденоидного разрастания вызывает в ряде случаев частые респираторные заболевания, конъюнктивиты, заболевания почек и других органов. Иногда аденоиды являются одной из причин, вызывающих ночное недержание мочи.
Лечение аденоидов осуществляется консервативными и оперативными методами. Оперативное вмешательство в большинстве случаев проводится у детей в возрасте от 3 до 5 лет. Заболевания органов дыхания у детей раннего и дошкольного возраста занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости. Заболевания органов дыхания Из каждых трех заболевших детей, которым необходима медицинская помощь, у двоих наблюдаются болезни, связанные с поражением органов дыхания. Такой высокий уровень заболеваемости обусловлен анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, функциональной незрелостью их защитных механизмов, влиянием неблагоприятных изменений в экологической обстановке, несоблюдением гигиенических требований к воздушному и температурному режиму, игнорированием эффективных методов закаливания и др. В связи с этим работникам дошкольных учреждений необходимо иметь представления об основных причинах возникновения тех или иных заболеваний органов дыхания с целью их предупреждения и своевременного выявления. При этом следует учитывать, что некоторые заболевания органов дыхания относятся к числу первых проявлений целого ряда детских инфекционных заболеваний (грипп, ОВРИ, корь, краснуха, дифтерия). Все заболевания органов дыхания подразделяются на болезни верхних дыхательных путей (ринит, синусит, аденоидит, тонзиллит, фарингит) и нижележащих отделов органов дыхания (трахеит, бронхит, пневмония). Острый бронхит Острый бронхит представляет собой острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Это одно из частых заболеваний органов дыхания. Предрасполагающими факторами являются климато-погодные условия, сырость, переохлаждение или перегревание организма, резкий контраст температур, излишне сухой воздух, загрязненный и запыленный воздух городов, очаговые инфекции носоглотки, нарушение носового дыхания и др. По происхождению различают бронхиты: Ø инфекционные: а) вирусные, б) бактериальные, в) вирусно-бактериальные; Ø обусловленные физическими и химическими вредными факторами; Ø смешанные (сочетание инфекций и физических и химических факторов); Ø неуточненной природы. Острые бронхиты различают по уровню поражения: 1) трахеобронхиты; 2) бронхиты с поражением бронхов среднего калибра; 3) бронхолиты. Воспалительный процесс при остром бронхите может быть катаральным или гнойным. Существуют разные сроки течения острого бронхита: 1) остротекущий (не более 2 недель); 2) затяжной (до месяца и более); 3) рецидивирующий (до 3 и более раз в течение года). Предрасполагающие факторы: охлаждение или резкое перегревание, загрязненный воздух, пассивное курение. Симптомы острого бронхита проявляются в зависимости от происхождения заболевания, характера, степени выраженности поражения слизистой оболочки бронхиального дерева, интоксикации и дыхательной недостаточности, темпов развития болезни. Развитие острого бронхита может происходить в течение нескольких часов, а также нескольких дней, что обычно и наблюдают воспитатели у детей ясельного и дошкольного возраста. Чаще всего этому предшествуют симптомы острого респираторного заболевания. При бронхите самочувствие ребенка ухудшается, развивается слабость, появляются озноб и лихорадочное состояние. Одновременно с симптомами бронхита могут появиться и другие признаки острого респираторного заболевания: насморк, боли в горле при глотании, осиплость голоса, а также боли за грудиной и между лопаток. Основным симптомом, определяющим развитие острого бронхита, является стойкий первоначальный сухой кашель, который появляется с самого начала и держится в течение всей болезни, исчезая последним при выздоровлении ребенка. При присоединении поражения гортани кашель приобретает оттенок лающего. Через несколько дней с начала заболевания сухой кашель сменяется более мягким и влажным вследствие отделения мокроты слизистого или слизисто-гнойного характера. Развитие одышки, как правило, говорит о поражении мелких бронхов, что приводит к более тяжелому течению заболевания. Приступы кашля, как правило, становятся болезненными из-за напряжения мышц верхней части брюшной стенки, нижних отделов грудной клетки и диафрагмы. При тяжелой интоксикации и угрозе осложнения острой пневмонией больного целесообразно госпитализировать. В зависимости от происхождения заболевания врачами назначаются медикаментозные средства: жаропонижающие, противовоспалительные, болеутоляющие, антибактериальные и пр. При острых бронхитах для облегчения общего самочувствия, снятия неприятных ощущений в области трахеи, для обильного потоотделения назначаются горчичники на область грудины, паровые ингаляции, потогонные и грудные сборы. Очень важно обеспечить обильное питье: горячий чай с лимоном, медом, малиновым вареньем, чай из липового цвета, из сухой малины, теплые щелочные минеральные воды. В период восстановления проводятся общеукрепляющие, оздоровительные, закаливающие процедуры, дыхательная и звуковая гимнастика и общее облучение ультрафиолетовыми лучами. Детей рекомендуется направлять в загородные и специализированные климатические санатории. Острая пневмония Пневмония (греч. рneumon – легкое; син.: воспаление легких) – воспалительный процесс в респираторных отделах легкого, возникающий как самостоятельная болезнь или как проявление или осложнение какого-либо заболевания. Заболеваемость пневмониями составляет около 15-20 на 1000 детей первого года жизни и около 5-6 на 1000 детей старше 3 лет. Борьба с острой пневмонией является первоочередной задачей органов здравоохранения, так как до сих пор существуют случаи летального исхода от этого заболевания. Острая пневмония у детей развивается, как правило, на фоне острых респираторных вирусных инфекций и в большинстве случаев имеет вирусно-бактериальное происхождение, что позволяет рассматривать это заболевание как инфекционное. Предрасполагающими факторами к развитию пневмонии у детей раннего возраста являются тяжелая перинатальная патология (внутриутробная гипоксия, родовая травма, и др.), аспирационный синдром, гипотрофия, врожденные пороки сердца, пороки развития легкого, различные наследственные иммунодефициты, гиповитаминозы. У детей школьного возраста основными предрасполагающими факторами являются хронические очаги инфекции в ЛОР-органах, рецидивирующие и хронические бронхиты, курение (даже пассивное). Острую пневмонию в современной классификации разделяют по типу, тяжести и течению заболевания. По типу острые пневмонии различают как очаговые, сегментарные (сегмент как анатомо-физиологическая единица легкого), интерстициальные. По тяжести выделяют 3 формы: легкая, средней тяжести и тяжелая. Течение болезни бывает острым, затяжным, рецидивирующим, с осложнениями или без них. Тяжесть заболевания определяется выраженностью токсикоза, дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточностью, нарушением обменных процессов, функциональными расстройствами нервной системы (могут развиваться судороги вследствие токсикоза нервной системы). Возникают иногда расстройства эндокринной и пищеварительной систем. Тяжесть болезни определяется распространенностью воспалительного процесса в легких. Особое внимание необходимо уделять детям, которые входят в группу повышенного риска к развитию инфекционно-воспалительных заболеваний. Как правило, это дети с признаками незрелости организма и легких, у них возникают рецидивы и в более старшем возрасте, течение пневмонии характеризуется большей тяжестью и длительностью. Дети, относящиеся к группе внимания, нуждаются в нормальной среде, условиях воспитания, рациональном вскармливании, закаливающих мероприятиях. Дети группы повышенного риска нуждаются в своевременном лечении заболеваний (рахит, экссудативный диатез, гипотрофия, анемия, врожденные и наследственные заболевания, частые острые респираторные заболевания). Важно отметить, что у детей с гипотрофией, рахитом и экссудативным диатезом пневмонии протекают обычно тяжело и смертность от них бывает чаще. Пневмония обычно начинается на 3—5-й день острого респираторно-вирусного заболевания. У больного еще отмечаются выраженные катаральные явления верхних дыхательных путей. В этот период изменяется поведение ребенка (отмечается повышенная возбудимость). Повышается температура, появляется одышка, цианоз (синюшность) носогубного треугольника, у детей раннего возраста иногда возникает пена у рта. Все эти проявления говорят о возможности развития пневмонии. Появляется также кашель, частое поверхностное напряженное дыхание, раздуваются крылья носа, втягиваются уступчивые места грудной клетки, возникают хрипы на фоне жесткого или ослабленного дыхания. Окончательное подтверждение диагноза дает рентгенологическое исследование, а также результаты в первые дни болезни лабораторных, биохимических и бактериологических исследований. Как правило, детей с острой пневмонией госпитализируют. На дому можно лечить больных с легкой и среднетяжелой формами пневмонии. Врач доверяет лечение ребенка семье только тогда, когда есть уверенность в четком выполнении всех его рекомендаций. Очень важно начать лечение в ранние сроки, так как от этого значительно зависит эффективность последующего лечения и дальнейшее течение болезни. Задача воспитателей состоит в том, чтобы вовремя заметить первые признаки заболевания у ребенка и как можно скорее организовать ему врачебную помощь. Неполноценное и запоздалое лечение больных даже с легкой степенью течения болезни может привести к ее затяжному характеру и к развитию хронической формы. При лечении острой пневмонии важно правильно выбрать лечебный режим, рациональное питание, лекарственную терапию, физиотерапию и в период восстановления санитарно-курортное лечение. Восстановление нарушенных функций после болезни длится от 4 до 8 недель. У детей в этот период остаются симптомы астении, раздражительность, повышенная утомляемость. Часто нарушается сон, снижается аппетит, наблюдается кашель. Для полного выздоровления этим детям необходимы дополнительные оздоровительные мероприятия. Рекомендуется массаж грудной клетки или общий массаж, который улучшает функцию дыхания, лимфо- и кровообращение, процессы обмена, сердечную деятельность, повышает тонус ребенка. Полезны гимнастические упражнения, лечебные ванны, физиотерапевтические процедуры. Необходимо полноценное питание и постепенное увеличение пребывания детей на воздухе. Одновременно назначается лечение хронических очагов инфекции (аденоидита, отита, тонзиллита, синусита и др.). Рекомендуется и санаторное лечение. Бронхиальная астма Аллергическое заболевание, характеризующееся рецидивирующей обструкцией бронхов и имеющее в своей основе гиперреактивность, возникновение которой связано с воздействием аллергенных и неспецифических стимулов. Бронхиальной астмой страдает 1-5% детей. Этиология. Причиной возникновения астматического состояния чаще всего служат: массивный контакт с аллергенами, присоединением бронхолегочной инфекции, резкое повышение загрязнения воздушной среды химическими соединениями, запоздалая и неадекватная терапия. Патогенез. В первой стадии появляется дыхательная недостаточность, во второй стадии присоединяется сердечно-сосудистая недостаточность, падает артериальное давление. Третья стадия характеризуется развитием асфиксии с потерей сознания, возникновением судорог и снижением сердечной деятельности. В течении бронхиальной астмы у детей выделяют две фазы – обострение и ремиссию. В фазе обострения можно выделить предприступный, приступный и постприступный периоды. Предприступный период характеризуется возникновением аллергического ринита (заложенность носа, чиханье, приступообразный кашель). В приступе появляются признаки остро возникающей обструкции бронхов, появление экспираторной одышки, сопровождающейся шумным дыханием. При осмотре выявляется коробочный оттенок перкуторного звука и большое количество свистящих хрипов. В период приступа отмечается учащенное сердцебие, повышение артериального давления. На рентгенологическом исследовании легких обнаруживают повышение прозрачности легочной ткани и усиление легочного рисунка. Бронхиальная астма с легким течением характеризуется небольшими затруднениями дыхания, кратковременными, не чаще 1-2 раз в мес. При среднетяжелом течении характерно более частые приступы удушья (более 2 раз в неделю). Бронхиальная астма с тяжелым течением характеризуется частыми, продолжительными и опасными для жизни больного обострениями. Для профилактики заболеваний органов дыхания необходим комплекс организационных, эпидемиологических, санитарно-гигиенических мероприятий и медицинского образования населения по воспитанию здорового образа жизни ребенка. Прежде всего – это стимуляция неспецифических защитных свойств организма, сезонное облучение ультрафиолетовыми лучами, витаминизация организма, систематическое закаливание, повышающее сопротивляемость организма детей, как к низким температурам, так и к инфекционным заболеваниям. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливающие процедуры важно проводить комплексно, сочетая воздействие природных факторов с физическими упражнениями, подвижными играми и физической работой. В помещениях дошкольных учреждений важно следить за чистотой воздуха, строго соблюдать режим проветривания. Детям необходимо правильно подбирать одежду, которая не вызывала бы ни перегревания, ни охлаждения тела ребенка как в помещении, так и на прогулках в разное время года. Благоприятно воздействуют на организм прогулки в зеленой зоне города (в парке, сквере). Рекомендуется регулярно проводить гигиеническую и лечебную гимнастику в зависимости от состояния здоровья ребенка. Лечебная физкультура должна содержать комплекс упражнений с преимущественным воздействием на мускулатуру, участвующую в акте дыхания. Очень важно для предупреждения острых заболеваний органов дыхания своевременно устранять аденоидные разрастания, так как они способствуют задержанию попавшей инфекции, лечить скрыто протекающие заболевания придаточных пазух носа, верхних дыхательных путей, кариозных зубов, холециститов и других очагов инфекции в организме ребенка. Необходимо строго выполнять противоэпидемические мероприятия (своевременное правильное лечение острых респираторных заболеваний, трахеитов, бронхитов, изоляция больных с острыми респираторно-вирусными заболеваниями). Из общих гигиенических мероприятий, укрепляющих организм ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды и расширяющих его адаптационные возможности, важно подчеркнуть обязательное соблюдение режима дня: достаточное пребывание на воздухе, сон необходимой по возрасту продолжительности, полноценное режимное питание. Воспитателям и другим работникам дошкольных учреждений необходимо вести постоянную разъяснительную работу с родителями по всем перечисленным выше вопросам.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.038 с.) |