Тема: афо особенности детей раннего возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: афо особенности детей раннего возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей дошкольного возраста.



ЛЕКЦИЯ №2.

ТЕМА: АФО особенности детей раннего возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей дошкольного возраста.

Актуальность этой темы заключается в том, что знание и учёт особенностей развития детского организма необходимы для правильного построения учебно-воспитательной работы с детьми разного возраста, причём не только с целью их физического воспитания, но и умственного развития. В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами. Характерной особенностью этого возраста являются значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития. Это предъявляет большие требования к педагогическому процессу в дошкольных учреждениях. Для педагогов ДОУ важное значение имеют знания о возрастных особенностях развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, морфологических и функциональных изменениях мышечной системы. В раннем и дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, происходят основные дифференцировки нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки, на основе уже имеющихся, образуются новые, более сложные условные рефлексы.

Характеризуя анатомо-физиологические особенности строения детей, необходимо иметь в виду, что процесс телесного развития происходит непрерывно, поэтому нельзя установить точные сроки наступления и конца того или другого периода. В каждом периоде можно отметить много особенностей, характерных для предыдущего возраста, и в то же время появление новых черт, которые получат своё развитие лишь в след, возрасте. Общие закономерности телесного развития переплетаются с индивидуальными особенностями ребёнка, благодаря которым возрастные рамки того или другого периода имеют довольно широкий диапазон. Поэтому учёт анатомо-физиологических особенностей должен включать в себя также изучение индивидуальных особенностей детей.

Анатомо-физиологические особенности детей

Кожа и ее придатки.

Кожа новорожденного и грудного ребенка отличается главным образом следующими анатомическими особенностями: роговой слой – тонкий, эпидермис в целом – сочный, рыхлый, базальная мембрана – недоразвита, нежная, рыхлая. Поэтому связь между более развитым эпидермисом и менее развитой дермой – собственно кожей – очень слабая. Кровеносные сосуды обычно развиты и широкие.

Кожа здорового грудного ребенка нежно-розового цвета, бархатистая, гладкая, нежная. Потовые железы, хотя и полностью сформированы к моменту рождения, имеют не вполне развитые просветы и не функционируют вследствие незрелости потоотделительных центров. Начинают железы функционировать на 3-4 месяце жизни. Сальные железы начинают функционировать уже во время эмбриональной жизни, после рождения вполне развиты и выделяют много секрета.

Подкожно-жировой слой у доношенного новорожденного развит очень обильно, чем и объясняется округлость его форм и глубокие складки в сгибах. Подкожно-жировая прослойка как хорошая защита от потери тепла и как запас питательного материала.

Нервный аппарат кожи ребенка (кожные рецепторы) недостаточно развит, и функции кожи во многих отношениях у него ещё несовершенна. С постепенной и последовательной дифференцировкой и развитием центральной нервной системы, в особенности коры головного мозга, развивается и совершенствует функция кожи.

Кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью по сравнению с кожей взрослого, грануляция и эпителизация раневых поверхностей кожи у детей идет значительно быстрее, чем у взрослых. Дыхательная функция кожи выражается в отдаче углекислоты и воды в окружающий воздух. В жизнедеятельности организма ребенка эта функция кожи играет значительную роль, чем у взрослого. В коже происходит синтез витамина D3, который играет важную роль в фосфорно-кальциевом обмене.

Костная система.

Скелет ребенка в процессе развития подвергается сложным преобразованиям, на которые оказывает влияние ряд внешних и внутренних факторов.

В утробном периоде окостенение скелета происходит довольно поздно и при рождении в скелете ребенка ещё много хрящевой ткани. Особенно много её в позвоночнике, тазе и запястьях. Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Поэтому кости ребенка мягкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью.

К 2 годам жизни ребенка по своему строению приближаются к костям взрослого человека и к 12 годам они уже не отличаются от костей взрослого человека.

Характерной особенностью детского возраста является наличие родничков, которые образуются в области соединения нескольких костей и представляют соединительнотканные мембраны. Имеется 4 родничка: большой, малый, два боковых. Большинство детей рождаются с закрытыми родничками, но в 25% случаев у новорожденных остается открытым малый родничок, расположенный между теменными и затылочными костями, закрывается он в первые месяцы жизни, но не позднее 3 месяцев.

У новорожденных позвоночник выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. Шейный лордоз обнаруживается в 2-месячном возрасте, после того как ребенок начинает держать голову; грудной изгиб позвоночника, выпуклостью кзади, появляется в 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть; поясничный лордоз возникает после года, когда ребенок начинает ходить. К 3-4 годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, поясничной – лишь к 12 годам.

В первые месяцы жизни рост легких опережает рост грудной клетки, которая для полного вмещения легких находится как бы в состоянии максимального вдоха. Ребра имеют почти горизонтальное положение. Межреберные промежутки широкие. Вся грудная клетка у детей первых месяцев представляется укороченной. С конца первого года или начала второго года грудная клетка удлиняется и появляется так называемое физиологическое опущение ребер. Ребра принимают поле косое направление, межреберные промежутки становятся более узкими. Особенности грудной клетки сглаживаются к 6-7 годам, а окончательное формирование происходит к 12-13 годам. В это время грудная клетка у подростка отличается от взрослого только размерами.

В длинных костях в течение продолжительного времени остаются хрящевые прослойки между диафизом и эпифизом. Они называются эпифизарными хрящами. Клетки эпифизарных хрящей некоторое время сохраняют способность размножаться, благодаря чему кость растет в длину. Полное замещение эпифизарных хрящей костной тканью заканчивается только к 25 годам.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке:

- медиальные резцы – 6-9 месяцев;

- латеральные резцы – 9-12 месяцев;

К 1 году жизни у ребенка должно быть 8 зубов.

Количество зубов = возраст в месяцах – 4

Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам


Мышечная система.

Мышцы у новорожденного и ребенка грудного возраста развиты слабо; они составляют около 25% веса его тела, тогда как у взрослого не менее 40-43%. Мышечные волокна значительно тоньше волокон взрослого. Увеличение мышечной массы по мере оста ребенка происходит за счет увеличения объема мышечного волокна и путем увеличения числа мышечных волокон.

У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц, так называемая физиологическая гипертония, она связана с особенностями функций центральной нервной системы. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей; этим объясняется, что дети грудного возраста, если их распеленать, обычно лежат с согнутыми руками и ногами. Во время сна и сосания тонус мышц несколько снижается при сохранении все же преобладания тонуса сгибателей. Постепенно эта гипертония исчезает.

Сила и тонус мышц у ребенка слабые. Двигательная способность мышц сначала появляется у мышц шеи и туловища, а потом же у мышц конечностей. Развитие мышц верхних конечностей предшествует развитию мышц нижних конечностей; крупные мышцы (плеча, предплечья) развиваются раньше, чем мелкие (мышцы ладони, пальцев).

В возрасте 1-3 года ребенок постепенно овладевает основными естественными движениями, свойственными человеку (ходьба, лазание, бросание и т.д.), своевременное и правильное развитие движений обусловлено развитием центральной нервной системы и находится в прямой зависимости от степени её созревания и функционального совершенствования.

Для своевременного развития движений следует почти с первых дней жизни предоставлять ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими. Движения укрепляют мышечную систему, способствуют правильному дыханию, пищеварению.

Дыхательная система.

Во внутриутробном периоде легкие ребенка находятся в спавшемся состоянии. После перевязки пуповины создается отрицательное давление в грудной полости, что вызывает полное расправление легких (первое дыхание).

Верхние дыхательные пути имеют некоторые особенности. Нос меньше, короче, иной конфигурации по сравнению с более старшими детьми и взрослыми. Нижний носовой ход отсутствует. Слизистая оболочка носа нежная, богата кровеносными сосудами.

Глотка сравнительно узкая. Евстахиева труба короткая и широкая. У грудных детей её отверстие находится ниже и ближе к хоанам, чем у взрослых. Поэтому инфицированный секрет легко попадает из носоглотки в евстахиеву трубу, что служит одной из причин частого воспаления среднего уха у детей.

Величина и форма гортани до 3-летнего возраста одинакова у детей обоих полов. Половые различия появляются после этого возраста (у мальчиков угол пересечения щитовидного хряща делается более острым, голосовые связки удлиняются).

Трахея в течение первых месяцев жизни имеет почти воронкообразную форму и узкий просвет. Хрящи её мягкие и податливые. Бронхи узки. Правый бронх занимает почти вертикальное положение, он служит как бы продолжением трахеи, и значительно шире левого, поэтому инородные тела (пуговицы, орехи и др.) чаще обнаруживаются именно в этом бронхе.

Легкие находятся в постоянном развитии в течение всего детства – происходит увеличение объема легких и дифференцирование легочной ткани. В раннем возрасте легкие богаты соединительной тканью, обильно снабжены кровеносными сосудами, капилляры и лимфатические щели широкие, эластическая ткань, особенно в окружности альвеол, развита слабо.

Возрастная дифференцировка легких состоит в уменьшении числа респираторных бронхиол, увеличении числа альвеол, за счет альвеолярных ходов, увеличении объема альвеол, уменьшении соединительной ткани и образовании эластических волокон.

Диафрагма у грудного ребенка расположена относительно выше, чем у взрослого. При сокращении диафрагмы купол её уплощается, увеличивая, таким образом, продольный размер грудной клетки.

Анатомические особенности органов дыхания и грудной клетки обуславливают и некоторые особенности физиологии дыхания.

Первой и основной особенностью дыхания является поверхностный характер, т.е. небольшая глубина. Вследствие поверхностного дыхания не происходит полного расправления легких.

Второй особенностью является большая частота дыханий в минуту. У новорожденного она может составлять 56-60 дыханий в минуту, что явилось основанием обозначить это состояние как отдышка.

Третьей особенностью в первые 2 недели жизни детей является аритмия дыхания, т.е. неправильное чередование пауз вдоха и выдоха, вдох значительно короче выдоха и в некоторых случаях бывает прерывистым

Четвертой особенностью дыхания у детей является определенная зависимость от возраста и пола: новорожденный ребенок дышит при слабом участии грудной мускулатуры, а ребенок грудного возраста имеет грудобрюшной тип дыхания с преобладанием диафрагмального. В начале второго года дыхание становится смешанным и наблюдается диафрагмально-грудное дыхание. В возрасте 3-4 лет грудное дыхание начинает преобладать над диафрагмальным. Разница дыхания в зависимости от пола выявляется к 7-14 годам. В пубертатный период и в период полового созревания дыхание у мальчиков – брюшное, у девочек – грудное.

Сердечно-сосудистая система.

Сердце и сосуды у ребенка значительно отличаются от сердечно-сосудистой системы взрослого. После рождения особенно резко меняется функциональное состояние органов кровообращения. С перевязкой пуповины прекращается плацентарное кровообращение. С первым вдохом кровеносные сосуды легких расширяются, их сопротивление току крови сильно уменьшается. Наполнение легких кровью через легочную артерию резко возрастает. Начинает функционировать малый круг кровообращения. Затем идет полное прекращение связи между левой и правой половинками сердца и разделение малого и большого круга кровообращения. Вместе с тем создаются и новые условия для развития сердечно-сосудистой системы.

Сердце у новорожденного относительно велико, оно весит 20-25 г, что составляет 0,8% по отношению к общей массе тела. Наиболее энергично сердце растет в первые два года жизни. В дошкольном и младшем школьном возрасте он замедляется.

Положение сердца зависит от его возраста. У новорожденных и детей первых 1-2 лет жизни сердце расположено поперечно и более высоко. После двух лет сердце начинает приобретать косое положение. Это обусловлено переходом ребенка в вертикальное положение, ростом легких и грудной клетки, опусканием диафрагмы и др.

Форма сердца в грудном и раннем возрасте может быть овальная, конусообразная, шаровидная. После 6 лет сердце ребенка приобретает форму, свойственную взрослым людям, чаще всего – удлиненного овала.

Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Отношение просвета артерии к просвету вен в детском возрасте составляет 1:1, тогда как у взрослых 1:2. из больших сосудов легочный ствол у детей в возрасте до 10 лет шире аорты, затем просвет их уравнивается, а в период полового созревания аорта превосходит легочный ствол по ширине.

Следовательно, сердечно-сосудистая система у детей характеризуется относительно большой массой сердца, большой шириной отверстий и более широким просветом сосудов, чем значительно облегчается кровообращение.

У детей имеются отличительные особенности в функциях сердечно-сосудистой системы. Пульс у детей более частый, чем у взрослых, причем частота пульса тем выше, чем ребенок моложе. Это обусловлено превалирующим влиянием симпатической иннервации, в то время как сердечные ветви блуждающего нерва развиты значительно слабее. С возрастом происходит постепенное нарастание роли блуждающего нерва в регуляции сердечной деятельности и это выражается в замедлении пульса у детей.

Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых. Объясняется это большой шириной просвета сосудистой системы, большой податливостью сосудистых стенок и меньшей нагнетательной способностью сердца. У новорожденного максимальное давление составляет в среднем 70-74 мм рт. ст. и к году жизни оно становится равным 80-85 мм рт. ст.

Артериальное давление у детей также отличается большой лабильностью. При горизонтальном положении ребенка, особенно во сне, оно понижается, физическая нагрузка и психические переживания вызывают его повышение.

Кровообращение у новорожденных совершается почти вдвое быстрее, чем у взрослого один кругооборот крови происходит у новорожденных за 12 секунд; у ребенка 3 лет – за 15 секунд; у взрослого – за 22 секунды.

Пищеварительная система.

Полость рта у новорожденных детей и детей раннего возраста относительно небольшая. Жевательные мышцы развиты хорошо, язык относительно больших размеров, но короткий и широкий. Слизистая оболочка полости рта нежная, богата кровеносными сосудами, имеет яркую окраску. Во рту у ребенка раннего возраста имеются некоторые особенности, способствующие акту сосания. Эти особенности следующие:

  • в толще щек хорошо выражены жировые комки, так называемые подушечки Биша, которые способствуют созданию отрицательного давления в полости рта при акте сосания;
  • вдоль альвеолярных отростков имеется валикообразное утолщение, лучше всего выраженное между участками, где в будущем будут прорезываться клыки;
  • на слизистой оболочке губ имеется поперечная исчерченность или складки.

Наличие утолщений и поперечных складок способствует лучшему охватыванию соска при сосании. Слюнные железы у новорожденного и ребенка первых 3-4 месяца жизни недостаточно дифференцированы. Поэтому слюны выделяется мало, что обуславливает сухость слизистой оболочки полости рта. На 3-4 месяце жизни слюнные железы становятся вполне развитыми, и в этом возрасте у детей наблюдается постоянное слюнотечение, объясняется это тем, что слюны выделяется достаточное количество, а способность глотать её ещё полностью не выработалась.

Пищевод у детей раннего возраста относительно длиннее, чем у взрослого, и имеет воронкообразную форму. Слизистая оболочка его нежна, богата сосудами, сухая в связи с тем, что слизистые железы почти отсутствуют. Длина его у новорожденного равна 10-11 см, у детей грудного возраста – 12 см, у детей 5 лет – 16 см.

Желудок расположен в левом подреберье и только выход его – пилорус – вблизи срединной линии. До 1 года положение желудка горизонтальное, после 1 года, когда ребенок начинает ходить, желудок принимает более вертикальное положение. Слизистая оболочка желудка относительно толще, чем у взрослого. Мускулатура желудка развита умеренно, за исключением привратника, где она хорошо развита. Сфинктер входной части желудка недоразвит. Это обстоятельство при слабой мускулатуре желудка способствует частому срыгиванию в грудном возрасте.

Вместимость желудка у доношенного новорожденного составляет 30-35 мл, возрасте 3 месяцев – 100 мл, 1 года – 250 мл. Секреторные железы выделяют желудочный сок, содержащий все ферменты, как у взрослого, но меньшей активности.

Кишечник грудного ребенка относительно длиннее, чем у взрослого. Длина кишечного тракта у грудного ребенка в 6 раз превышает длину тела (у взрослого в 4 раза). Слизистая оболочка кишечника сильно развита, обильно снабжена кровеносными сосудами, богата клеточными элементами, нежна, с большим количеством лимфатических узлов и ворсинок. В то же время слабо развиты подслизистая ткань, мышцы, поперечные складки и несовершенны в строении нервные сплетения. Все это вместе взятое обуславливает легкую ранимость желудочно-кишечного тракта.

Отличительной и важной особенностью кишечника ребенка грудного возраста является повышенная проницаемость её стенок. Поэтому при многих заболеваниях токсины и продукты неполного переваривания пищи легко проходят через кишечную стенку и поступает в кровяное русло, обуславливая развитие токсикоза. Кишечник сразу после рождения стерилен, но спустя несколько часов он уже заселяется разнообразными микробами, попадающими из воздуха, с сосков матери, с предметов ухода.

В различных отделах пищеварительного тракта здорового ребенка содержится характерная для них микрофлора. Микрофлора кишечника ребенка грудного возраста обусловлена характером вскармливания. Основным микробом кишечника детей, находящихся на грудном вскармливании, являются бифидобактерии. Наряду с ними в небольшом количестве встречаются энтерококки и кишечные палочки.

Печень у новорожденных и детей грудного возраста является относительно большим органом. Вес её у новорожденных составляет 4% веса всего тела (у взрослого 2%). Печень ребенка очень богата кровеносными сосудами, соединительнотканных элементов в ней мало, дольки её выражены не резко. Функциональная деятельность печени многообразна, но у детей раннего возраста недостаточна.

Желудочный сок у ребенка имеет такой же состав, как и у взрослого человека, т.е. он содержит соляную кислоту и ферменты. Переваривание пищи в желудке происходит под воздействием следующих ферментов:

  • сычужного, створаживающего молоко;
  • пепсина, расщепляющего белки на пептоны и альбумозы;
  • липазы, расщепляющей жиры на глицерин и жирные кислоты.

Частично переваренная пища из желудка эвакуируется для дальнейшего переваривания сначала в двенадцатиперстную кишку, а затем в тонкий кишечник. Пищеварение в этом отделе происходит под действием соков, выделенных поджелудочной железой, печенью и тонким кишечником.

Толстый кишечник является главным органом всасывания железа, фосфора, щелочей, воды, сахара, хлоридов, кислот и некоторых лекарственных средств. Продолжительность прохождения пищи через кишечник колеблется в широких пределах: у новорожденных от 4 до 18 часов, у более старших – в среднем около суток. Продолжительность кишечного переваривания при искусственном вскармливании – около 2 суток.

Мочевыделительная система

Почечные лоханки и мочеточники относительно широкие, стенки их гипотоничны вследствие недостаточного развития мышечных и эластических волокон. Это предрасполагает к застою мочи, возникновению заболеваний и нарушениям вводно-солевого обмена.

Частота мочеиспусканий:до 6 месяцев – 15-20 раз в сутки;от 6 до 12 месяцев – 10-15 раз в сутки.Суточный объем мочи в год составляет 600 мл. В первые месяцы жизни акт мочеиспускания является только безусловным рефлексом. С 3-х месяцев начинает формироваться рефлекс на произвольное мочеиспускание (в часы наибольшей вероятности мочеиспускания ребенка надо подержать над горшком). С 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, его высаживают на горшок.

 

Нервная система.

Масса головного мозга у новорожденного ребенка относительно больше, чем у взрослого и составляет 350-380 г, т.е. около 10% общей массы. К концу 1-го года она увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза. У 10 летнего ребенка головной мозг весит 1350 г - 1/20 массы тела, у взрослого 1/40-1/50 массы тела.

Количество извилин и борозд больших полушарий мозга у новорожденных такое же, как у взрослого, но они развиты слабо и кора мало дифференцирована.

Клетки головного мозга сохраняют эмбриональный характер строения в первые месяцы жизни. Они имеют большое ядро и мало отростков (дендритов). В клетках пирамидных путей и substantia nigra отсутствует пигмент.

Основная дифференцировка нервных клеток заканчивается к 8 годам, особенно активно она происходит в первые 5-6 месяцев жизни.

Головной мозг новорожденных имеет желатиноподобную консистенцию, а у взрослых он более плотный. Это объясняется тем, что мозг детей содержит больше воды, меньше белков и липидов (цереброзидов). С возрастом их количество увеличивается, а содержание воды уменьшается.

Несмотря на незаконченность развития, кора головного мозга новорожденного способна не только принимать сигналы, но и участвовать в осуществлении рефлекторных реакций.

По мере созревания коры, дифференциации ганглиозных клеток и миелинизации нервных волокон развиваются статические функции: ребенок начинает сидеть, стоять, ходить, движения становятся более целенаправленными.

У новорожденных и детей первых лет жизни высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера. Это вызывает повышенную чувствительность тканей головного мозга к действию токсичных веществ, быстро наступает отек мозга.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Оно обеспечивает потребность нервной ткани в кислороде. Причем, эта потребность в 20 раз больше чем у мышц. Диплоические вены образуются только после закрытия родничков (12-18 месяцев). Это создает условия для аккумулирования (накопления) токсических веществ и метаболитов при разных заболеваниях в тканях головного мозга, что способствует более частому возникновению у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

Пирамидные пути не имеют миелиновой оболочки. К 6 мес. завершается миелинизация пирамидных путей. Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 3 – 5 лет.

Спинной мозг достаточно развит уже при рождении ребенка, а к 2 годам строение его почти такое же, как у взрослого.

Масса спинного мозга к 5 годам увеличивается в 3 раза, к периоду половой зрелости – в 5 раз. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого, он доходит до III поясничного позвонка, а к 4-5годам – до I поясничного.

В спинномозговой жидкости новорожденного несколько повышено содержание белка (0,33-0,8 г/л), клеточных элементов (в 1 мкл 10-15 лимфоцитов) и снижена концентрация сахара (1,7-3,9 ммоль/л). Цвет её желтовато-зеленоватый из-за физиологической ксантохромии, обусловленной проникновением билирубина через гематоэнцефалический барьер.

Вытекает жидкость под слабым давлением.

Вегетативная нервная система ко времени рождения ребенка уже функционирует. Она обеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует деятельность внутренних органов, обеспечивает адаптационные реакции. Однако регуляторные функции ВНС у детей первых месяцев жизни легко нарушаются при воздействии неадекватных факторов внешней среды.

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Масса головного мозга у новорожденного ребенка относительно больше, чем у взрослого и составляет 350-380 г, т.е. около 10% общей массы. К концу 1-го года она увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза. У 10 летнего ребенка головной мозг весит 1350 г - 1/20 массы тела, у взрослого 1/40-1/50 массы тела.

Количество извилин и борозд больших полушарий мозга у новорожденных такое же, как у взрослого, но они развиты слабо и кора мало дифференцирована.

Клетки головного мозга сохраняют эмбриональный характер строения в первые месяцы жизни. Они имеют большое ядро и мало отростков (дендритов). В клетках пирамидных путей и substantia nigra отсутствует пигмент.

Основная дифференцировка нервных клеток заканчивается к 8 годам, особенно активно она происходит в первые 5-6 месяцев жизни.

Головной мозг новорожденных имеет желатиноподобную консистенцию, а у взрослых он более плотный. Это объясняется тем, что мозг детей содержит больше воды, меньше белков и липидов (цереброзидов). С возрастом их количество увеличивается, а содержание воды уменьшается.

Несмотря на незаконченность развития, кора головного мозга новорожденного способна не только принимать сигналы, но и участвовать в осуществлении рефлекторных реакций.

По мере созревания коры, дифференциации ганглиозных клеток и миелинизации нервных волокон развиваются статические функции: ребенок начинает сидеть, стоять, ходить, движения становятся более целенаправленными.

У новорожденных и детей первых лет жизни высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера. Это вызывает повышенную чувствительность тканей головного мозга к действию токсичных веществ, быстро наступает отек мозга.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Оно обеспечивает потребность нервной ткани в кислороде. Причем, эта потребность в 20 раз больше чем у мышц. Диплоические вены образуются только после закрытия родничков (12-18 месяцев). Это создает условия для аккумулирования (накопления) токсических веществ и метаболитов при разных заболеваниях в тканях головного мозга, что способствует более частому возникновению у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

Пирамидные пути не имеют миелиновой оболочки. К 6 мес. завершается миелинизация пирамидных путей. Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 3 – 5 лет.

Спинной мозг достаточно развит уже при рождении ребенка, а к 2 годам строение его почти такое же, как у взрослого.

Масса спинного мозга к 5 годам увеличивается в 3 раза, к периоду половой зрелости – в 5 раз. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого, он доходит до III поясничного позвонка, а к 4-5годам – до I поясничного.

В спинномозговой жидкости новорожденного несколько повышено содержание белка (0,33-0,8 г/л), клеточных элементов (в 1 мкл 10-15 лимфоцитов) и снижена концентрация сахара (1,7-3,9 ммоль/л). Цвет её желтовато-зеленоватый из-за физиологической ксантохромии, обусловленной проникновением билирубина через гематоэнцефалический барьер.

Вытекает жидкость под слабым давлением.

Вегетативная нервная система ко времени рождения ребенка уже функционирует. Она обеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует деятельность внутренних органов, обеспечивает адаптационные реакции. Однако регуляторные функции ВНС у детей первых месяцев жизни легко нарушаются при воздействии неадекватных факторов внешней среды.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относится сосание, глотание, мигание, кашель, чихание, акт дефекации, мочеиспускания и некоторые другие. Жизненно важная роль этих рефлексов бесспорна – они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются быстрой и существенной эволюции.

На базе указанных безусловных рефлексов у ребенка происходит выработка условных рефлексов, имеющих основное значение в жизни человека, иными словами, происходит развитие первой сигнальной системы.

Развитие высшей нервной деятельности, т.е. приобретение условных рефлексов, идет очень быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей внешней средой. Эти связи у него устойчивы и ярки. Это значит, что ребенок может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

Развитие сложного поведения ребенка тесно связано с определенным уровнем развития органов чувств, как периферических воспринимаемых органов. Достаточно хорошо у ребенка развит вкус, он различает горькие, сладкие лекарства, охотнее пьет сладкие смеси. Хуже развито обоняние, однако некоторые резкие запахи ребенок различает. Достаточно хорошо развито чувство осязания, например прикосновение к губам вызывает сосательное движение. Наиболее чувствительна к прикосновению кожа лица, ладоней и подошв. Самым сложным является развитие слуха и зрения. С момента рождения ребенок видит и слышит, но восприятие у него не отличается четкостью. Слуховые рецепторы у новорожденного развиты достаточно и на сильные звуковые раздражители он реагирует вздрагиванием.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь – вторая сигнальная система. Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и проходит через несколько этапов. В 2-3 месяца обычно ребенок «гулит» - это речевые шумы, зачаток будущих слов. Во втором полугодии начинает формироваться речь. Ребенок начинает произносить отдельные слоги, а иногда повторяемые слоги имеют определенный смысл. К году дети обычно знают 5-10 слов. На 2-3м году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К 2 годам словарный запас ребенка должен состоять из 200 слов. Речь, возникая на основе первой сигнальной системы и будучи тесно связана с ней, становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем нервной деятельности ребенка. С развитием речи познание ребенком окружающего мира идет необычно быстро и бурно.

 

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста

Возможна двумя способами:

Первый способ – по данным анамнеза – необходимо выяснить, в каком возрасте появились следующие навыки (в скобках указаны средние сроки их появления у здоровых детей):

1) моторно-статическое развитие:

- удерживание головы (2 мес.);

- переворачивание со спины на живот (4-5 мес.);

- переворачивание с живота на спину (5-6 мес.);

- самостоятельное сидение (6 мес.);

- зрелое ползание (7-8 мес.);

- стояние с опорой (8-9 мес.);

- стояние самостоятельное (10-11 мес.);

- ходьба с поддержкой за руки (10-11 мес.);

- ходьба самостоятельная (12 мес.);

2) целенаправленная моторная деятельность:

- активное схватывание предметов и примитивные манипуляции с ними (5-6 мес.);

- перекладывание предметов из одной руки в другую, протягивание рук близким, хлопание в ладоши (7-8 мес.);

- примитивная игровая деятельность (9-10 мес.);

- разнообразные манипуляции с предметами, контакт со сверстниками (11-12 мес.);

3) зрительный анализатор:

- фиксация взгляда (2 мес.);

- слежение за яркими предметами (3 мес.);

- внимательное рассматривание предметов (4-5 мес.);

- узнавание знакомых лиц (6-7 мес.);

- наблюдение за взрослыми, реакция на мимику и жесты (9-10 мес.);

- узнавание многих предметов по картинке (11-12 мес.);

4) слуховой анализатор:

- положительная эмоциональная реакция на голос (2-3 мес.);

- узнавание голосов близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);

- понимание обращенной речи (9 мес.);

- выполнение простых словесных инструкций (10 мес.);

5) речь:

- гуление (2 мес.);

- большая протяженность гласных звуков - свирель (4 мес.);

- произношение слогов - лепет (7-8 мес.);

- произношение отдельных слов (9-10 мес.);

- попытки связать два слова во фразу (18-20 мес.);

- многословные фразы, придаточные предложения (3 года);

- длинные фразы, монологи (4-5 лет).

Второй способ оценки нервно-психического развития ребенка по результатам объективного обследования на момент обследования. Например, если ребенку 6 месяцев, то врач оценивает, что умеет делать ребенок на момент осмотра с учетом вышеуказанных направлений деятельности.

Врач оценивает нервно-психическое развитие на первом году жизни ребенка 1 раз в месяц, на 2-3 годах жизни – 1 раз в 3 месяца, в 4-6 лет – 1 раз в 6 месяцев, после 7 лет – 1 раз в год. При каждом осмотре в данном возрасте врач записывает в амбулаторную карту эпикриз развития ребенка за данный период. Интервалы между данными возрастами называют эпикризными сроками.

Отклонения в нервно-психическом развитии ребенка на 1 эпикризный срок является допустимым. Отклонение от 1 до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. Отклонение от 2 до 3 эпикризных сроков расценивается как отставание в развитии. Отклонение более, чем на 3 эпикризных срока расценивается как глубокое отставание в развитии.

 

РОСТ.

Длина тела или рост – один из главных показателей общего размера тела и длины костей.

Рост ребенка является наиболее стабильным показателем ФР и отражает системный процесс развития организма. Значительные нарушения роста, как правило, сочетаются с патологией других органов и систем. Так, при замедлении роста скелета одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляются рост и дифференцировка головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов. Длина тела может быть средней (нормальной), сниженной, низкой, повышенной, высокой.

Измерение длинны тела детей первого года жизни производится с помощью ростомера, который представляет собой доску длиной 80 см и шириной 40 см. С левой стороны доски нанесена сантиметровая шкала, у начала шкалы имеется неподвижная поперечная планка, а в конце шкалы расположена подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.

 

Техника измерения. Рост грудного ребенка измеряют лежа. Для этого его укладывают на спину так, чтобы голова плотно прикасалась к поперечной неподвижной планке ростомера. При этом голова ребенка должна находиться в таком положении, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной вертикальной плоскости. Мать ребенка или помощник плотно фиксируют голову ребенка. Ноги младенца измеряющий выпрямляет легким надавливанием ладонью левой руки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.118 с.)