Информационно-коммунификационные технологии в разных видах музыкальной деятельности школьников . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-коммунификационные технологии в разных видах музыкальной деятельности школьников .



Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание - восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. С увеличением роли наглядности в образовательном процессе, возможно изменение предоставления учебного материала с преобладанием образного изложения, поскольку образы оказывают более сильное влияние на человека, чем текст. Это способствует лучшему усвоению информации, воздействуя одновременно на зрительные и слуховые рецепторы. В музыкальной педагогике также происходит осознание необходимости использования синтеза различных типов информации, в процессе изложения учебного материала. Наиболее убедительное воспроизведение примеров производится средствами мультимедиа в яркой, красочной, динамичной форме для доступного объяснения главных, основополагающих, сложных музыкальных явлений и процессов.

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней. Следующий вид музыкальной деятельности - детское музыкальное творчество. В начальных классах можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

Еще один вид музыкальной деятельности - музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных типах исполнительства.

Влияние динамически совершающихся социальных, культурных, экономических изменений в обществе, повлекли переход от репродуктивного к личностно ориентированному образованию, основанному на развитии внутреннего потенциала школьника с ориентацией на ценности национальной и всемирной культуры.

Как отмечает В.И. Загвязинский, целью современного образования является не только развитие интеллекта школьника, «но и развитие эмоций, воли, формирование потребностей, интересов, становление идеалов, черт характера».

Универсальность информационно-коммунификационных технологий позволяет использовать их в различных методах обучения: репродуктивном, проблемном, поисковом, программированном, модульном. В рамках традиционной репродуктивной модели обучения важную роль играет вербальное изложение учителем учебного материала, которое занимает определенную часть урока. Использование иллюстрированного мультимедийного сопровождения позволяет учащимся в более доступной форме проследить за развитием явлений и художественных произведений. Сведения о закономерностях музыкального искусства, рассказы о формах бытования музыки, творчестве композиторов, биографиях исполнителей, данных из области элементарной нотной грамоты, инструментоведения, сопровождаемые красочными презентациями, анимацией, визуально более привлекательны и создают необходимый эмоциональный уровень восприятия на уроках искусства. В условиях личностно ориентированной парадигмы современного этапа образования, основным показателем является «признание приоритетов личностных образовательных ценностей, когда не система образовательных учреждений навязывает человеку, а человек сознательно выбирает образовательную траекторию в соответствии со своими интересами и способностями, определяющими его образовательные потребности». В последнее время среди учителей получил распространение метод проектов. Его результатом, в условиях информатизации образования, становится презентация, игра-викторина, разработка и воплощение проекта с использованием компьютерных программ в электронном варианте. Учащиеся, выступающие в роли создателей и авторов мультимедийных приложений, предстают активными участниками учебного процесса.

Проекты - презентации, как отмечалось ранее, применяются для представления информации в области музыкального искусства, а также в качестве средства общения для выражения своих идей. Они способствуют проявлению способности критического, созидательного творческого мышления ученика, который воплощает полученные знания в структурированном виде. Таким образом, мультимедиа является основой для продуктивного метода в обучении, что позволяет успешно реализовывать интеллектуальный потенциал и развивать творческие способности учащихся на основе междисциплинарной интеграции. Законченные и внедренные проекты являются мощным стимулом для успешной учебы и позволяют решать как учебные, так и воспитательные задачи формирования музыкальной культуры, улучшения качества учебного процесса, способствуют эффективному усвоению учебного материала, вырабатывают интерес к предмету.

Основными преимуществами информационной технологии мультимедиа над традиционными средствами обучения является:

1.одновременное использование нескольких органов восприятия учащегося, чем достигается более полное формирование понятия информации;

2.возможность воспроизведения музыкальных явлений (концертов, фестивалей, спектаклей), происходящих вне школы;

3.визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;

4.возможность развить когнитивное мышление учащихся и их способность к интерпретации изучаемого материала благодаря созданию широкого учебного, общественного, исторического контекста.

 

 

 2.2 Анализ фрагментов уроков музыки с использованием информационно-коммунификационные технологии.

Мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. Проектируя будущий мультимедийный урок, необходимо продумать последовательность технологических операций, способы подачи информации на большой экран.

Для чего предназначен мультимедийный урок:

1. для изучения нового материала, предъявления новой информации;

2. для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;  3. для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

4. для обобщения, систематизации знаний.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до целого урока. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, можно сэкономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. При работе с информационно-коммунификационными технологиями необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока. Задача совершенствования способов подачи и систематизации эстетической информации на уроках искусства, а также системы учета достижений школьников в этой области с учетом возможностей использования информационно-коммунификационных технологий реализуется при создании учителем презентаций и слайд - фильмов, блок - схем и компьютерных тестов. Презентация. На уроках музыки при изложении учебного материала можно использовать готовые программные средства или создать новые электронные разработки и презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения. Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий - весьма интересное и творческое дело. С помощью презентаций на уроках музыки можно знакомимся с творчеством великих композиторов, с шедеврами мирового искусства. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Презентации широко используют:.на уроках знакомства с жанрами искусства;.во время знакомства с творчеством того или иного композитора.при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов;.при закреплении тем и т.д. Особенно необходимо использование презентации на интегрированных уроках (музыка, ИЗО, литература). Например - это урок «Слышишь, море говорит стихами» демонстрирует взаимодействие живописи, поэзии и музыки, объединенных одной темой. На данном уроке «языком» трех искусств раскрывается образ моря. Для исследования учащимся предлагаются произведения И.К. Айвазовского, фрагмент из симфонической картины Н.А. Римского-Корсакова «Шахиризада. Море и корабль Синдбада» и стихотворения русских и зарубежных поэтов. Необходимый эмоциональный настрой дает возможность обучающимся почувствовать взаимопроникновение различных видов искусств, дополняющих друг друга и позволяющих более полно раскрыть тему.

Использование блок-схем. Часто встает задача так отобрать, скомпоновать и оформить материал, чтобы ученики могли в считанные минуты освежить в памяти, систематизировать уже знакомые сведения или увидеть, на какие аспекты следует обратить внимание в темах, которые будут предложены в дальнейшем. В связи с этим появилась необходимость в разработке тематических блок - схем по крупным темам предмета. Особенно удобны блок - схемы для работы на вступительных и обобщающих уроках. Помимо удобства для быстрого повторения, они помогают учащимся скорректировать их собственные записи на уроках, уточнить формулировки, осознать связи, запомнить зрительные образы и символы. Например, блок - схема «Виды музыкальных инструментов» помогает детям усвоить к какой группе относится тот или иной инструмент.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.007 с.)