Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение и грамматические признаки имени существительного ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Грамматические признаки имени существительного (ИС) могут быть постоянными или изменяющимися в зависимости от особенностей связи с другими словами. Они помогают выделить основные структурные единицы языка в отдельную часть речи. К ним относят род, склонение, число, падеж, т.д. Есть свойственные только одной категории слов. Постоянные признаки Некоторые признаки имени существительного относятся к постоянным. Они не меняются в зависимости от того, что происходит по тексту. К ним относят одушевленность лица, разделение по собственным и нарицательным. А также склонения, род. Имена нарицательные разделяются по лексико-грамматическим разрядам. Могут быть конкретными, абстрактными, вещественными, собирательными. При изменении ситуации в речи эта характеристика не меняется. Одушевленность – лексико-грамматический признак имени существительного, на основании которого все ИС относятся к живым или неживым предметам. Одушевленными считаются имена, называющие живых. Это люди, животные, книжные персонажи, игрушки. К ним подходит вопрос Кто?: олень, девочка, заяц, Горыныч, медсестра, актер. ИС, которыми называют умерших людей, тоже одушевленные: мертвец, утопленник. Однако «труп» – к ним не относится. Неодушевленные определяют неживые предметы, явления. К ним задают вопросительное слово Что?: душица, ромашка, апельсин, покрывало, Сатурн, Земля. Хотя отличить одушевленное от неодушевленного можно интуитивно, иногда не помешает проверка грамматическими средствами. Это можно сделать сопоставив форму слова в Именительном и Винительном падежах. Живое в В.п. продублирует окончание И.п., неживое – Родительного. Например: стоит (кто? что?) столб, директор; нет (кого? чего?) столба, директора; вижу (кого? что?) столб, директора. Собственное и нарицательное Это один из разрядов, который влияет на особенности применения ИС в письменной и устной речи. Нарицательные – подкласс, к которому относят однородные, неуникальные предметы, явления. Такие названия пишутся с маленькой буквы: листок, кубик, дерево, небо, водопад. Их разделяют на конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. Собственные – подкласс, к которому относят отдельные, уникальные предметы с индивидуальным значением. Слова пишут с заглавной буквы, при переносном значении бурутся в кавычки: Максим Горький, Днепр, Шотландия, «Гадкий утенок».
Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное Конкретные – названия, которые относят к материальным предметам. Они обозначают человека по родству, профессии, чертам характера и социального положения, живых существ, предметы: внук, столяр, дочь, бедняк, лев, здание, ножницы, звезда. Вещественными называют вещества, материалы, величины. Они не меняют числа. Это зимические соединения, металлы, сырье, отходы, ткани, лекарства: железо, ситец, аспирин. Сюда относятся названия фруктов и ягод, прочих плодов: малина, киви. Собирательные указывают на множество, которое при этом является одним целым. Обозначают совокупности: лиц – детвора, животных – зверье, растений – малинник, предметов – мебель. Абстрактные применяют к опредмеченым качествам, свойствам, действиям. Пример: радость, усердие, дешевизна. Склонения В 4 классе изучают еще одно свойство – склонения. Оно указывает на изменение слов зависимо от падежа и числа. 1. – сущ. ж., м.р. и общего. В форме Им.п. заканчиваются на -а, -я. 2. – м.р. с нулевым окончанием, ср.р. заканчивается -о, -е. 3. – женский род с нулевым окончанием. Иметь род может не только ИС, но и прилагательные, глаголы, местоимения. Он бывает женский, мужской и средний. Для определения родовой принадлежности нужно поставить слово в Им.п. и посмотреть окончание. В определении рода поможет замена существительного местоимениями она, он, оно. Либо попробовать заменить его местоимением. · М.р. – окончания на согласную, й, ь, а, я. · Ж.р. – окончания а, я, ь. · Средний – о, е и 10 слов на -мя. · Всегда мужского рода слова на конечный согласный или й. Мальчик, дом, май, гений. · Женского рода – слова на а, я, ия. Девочка, вишня, лилия. · Средний род – о, е, ие, мя. Кольцо, здание, низовье, знамя. Непостоянные признаки В отличие от постоянных признаков ИС, которые могут меняться только вместе со значением слова, непостоянные характеризуют лишь одну из форм, зависят от связи с другими словами в предложении и словосочетании.
В отличие, скажем, от глагола и прилагательного, у существительного таких признаков всего два: 1. Число – указывает на количество предметов. 2. Падеж – связывает ИС с другими грамматическими единицами текста. Единственное и множественное число Имя существительное может иметь единственное или множественное число: ветер, дом, рука, цветок, кролики, полотенца, шары и т.д. По способности изменяться по числам все ИС делят на три группы: · Изменяются: стаканчик – стаканчики, чайник – чайники. · Только в ед.ч.: мука, олово, сахар. · Лишь во мн.ч.: ножницы, сливки, жмурки. Падежи Второй изменяющийся признак – падеж. Он указывает на связь ИС с главными и зависимыми элементами словосочетания или предложения. Такое изменение происходит с помощью замены окончаний, иногда – появления суффикса. В современном русском языке падежей шесть: 1. Именительный – Кто? Что? Культура, культуры. 2. Родительный – Кого? Чего? Культуры, культур. 3. Дательный – Кому? Чему? Культуре, культурам. 4. Винительный – Кого? Что? Культуру, культуры. 5. Творительный – Кем? Чем? Культурой, культурами. 6. Предложный – О ком? О чем? О культуре, о культурах. Длинный и тернистый путь определения падежа – сопоставить склонение и окончание слова с таблицей падежных флексий. Нужно учитывать, что некоторые формы совпадают, а другие изменяются нестандартно. Поэтому надежней – найти главное слово и поставить к ИС вопрос. Морфологические признаки позволяют определить принадлежность каждого слова к какой-либо части речи. Изменяемые и постоянные признаки ИС – это число, падеж, род, склонение, одушевленность. А также разделение на нарицательные и собственные, конкретные, абстрактные, вещественные и собирательные.
Выводы по третьей главе
Падежные окончания существительных в единственном и множественном числе представлены в таблице. Особенно много трудностей вызывают три падежа: родительный, дательный и предложный, так как имена существительные в этих падежах имеют безударные окончания. Грамматические признаки имени существительного (ИС) могут быть постоянными или изменяющимися в зависимости от особенностей связи с другими словами. Они помогают выделить основные структурные единицы языка в отдельную часть речи. К ним относят род, склонение, число, падеж, т.д. Есть свойственные только одной категории слов.
Заключение
Падежи русского языка имеют достаточно долгую историю, появление которых связано с необходимостью повышения грамотности людей. Современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 основных падежей, о которых мы узнаем в начальной школе. Однако в русском языке имеются и «забытые» падежи. Так, в систему падежей древнерусского языка входит 14 падежей. Само понятие «падеж» и наименования падежей берут свое начало из античности. Термин «падеж» в переводе с греческого звучит как «падение», а с латинского – «падать». Предполагается, что это слово было взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Учёные Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну, то на другую сторону и изменением имени существительного с получением разных окончаний. Таким образом, "падеж" обозначает изменение окончания слова.
Падеж – это форма, которая указывает на взаимосвязь между словами в предложении или словосочетании. В разных языках существуют различные способы связки слов. В русском языке связующую роль играет падеж. Для того чтобы предложения были связанные и легки для восприятия самостоятельные части речи принимают необходимую форму. К примеру: «Мы, радость, принять, его, коллектив» или «Мы с радостью приняли его в коллектив». В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи. Изменение частей речи по падежам получило название — склонение. В русском языке склоняются имена существительные, имена прилагательные, числительные, местоимения. Cписок литературы
1. Аркадьев П. М. Падежи в языках мира // Лингвистика для всех: сборник трудов конференции / ред.-сост.: Е. В. Муравенко, А. Ч. Пиперски, О. Ю. Шеманаева. М.: Московский центр непрерывного математического образования, 2009. С. 59-71. 2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002. - 528 с. 3. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. 4. Завадовский Ю. Н., Смагина Е. Б. Нубийский язык. М.: Наука, 1986. 94 с. 5. Зализняк А. А. «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М.: Языки славянской культуры, 2002. 752 с. 6. Зеленский А. Л. Сравнительная типология основных европейских языков: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 252 с 7. Зизаній Лаврентій. Наука ку читаню, и розумѣню писма слове(н)ского. - Вильно: 1596. - 61 стр. 8. Ломоносов М.В. Российская грамматика. - СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1755. - 212 с. 9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений - 4-е изд., доп. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с. 10. Смотрицкий Мелетий Герасимович. Грамматіки славенскія правилноє синтаґма - Евье: братство церковное Виленское, 1619. - 502 с. 11. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка - М.: Альта-Принт, 2005. 1216 с. 12. Шалаева Г.П.,Терентьева И.Г.,Курбатова Н.В. Большая энциклопедия начальной школы. «ОЛМА – ПРЕСС Образование»,2006г. 13. Якобсон Р. О. К общему учению о падеже / пер. с нем. // Якобсон Р. О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С. 5-175. 14. Яхонтов С. Е. Лексическое и грамматическое словообразование // Проблемы типологии и общей лингвистики: сборник трудов конференции. СПб.: Нестор-История, 2006. С. 183-189.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.50 (0.016 с.) |