Действие актов гражданского законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие актов гражданского законодательства



Практическое значение имеет определение действия граждан­ских законов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

1) Действие актов гражданского законодательства во време­ни определяется по общим правилам.

В частности, акты гражданского законодательства регулируют отношения, возникающие со дня вступления в силу этих актов. Порядок вступления в силу законов и других нормативно-правовых актов на территории Украины определяется, прежде всего, Конституцией Украины (ст.ст. 57, 58, 94, ч. 3 ст. 106, ст. 117).

В соответствии со ст. 57 Конституции, законы и прочие нор­мативно-правовые акты, определяющие права и обязанности физических лиц, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом. Несоблюдение этого требова­ния влечет недействительность соответствующего акта. Статья 94 Конституции Украины предусматривает, что закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального обнародования. Самим законом может быть предусмотрено, что он вступает в силу иначе, но в любом случае это происходит не раньше дня его опубликования в соответствующих официальных изданиях. Со­гласно ст. 6.10.3 Регламента Верховной Рады Украины офици­альным опубликованием законов и других актов Верховной Рады Украины признается их публикация в «Ведомостях Верховной Рады Украины» на протяжении 30 дней, а также в газете «Голос Украины» на протяжении 5 дней после даты принятия.

Порядок вступления в силу иных нормативно-правовых актов определяется в соответствии со ст. 1 Указа Президента Украины от 10 июня 1997 года «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу». Официаль­ными печатными изданиями в этом случае являются «Ведомос­ти Верховной Рады Украины», «Официальный вестник Украи­ны», газета «Урядовий кур'ер».

В соответствии с этим Указом, акты Президента Украины об­щенормативного характера вступают в силу через 10 дней от дня их официального обнародования, если иное не предусмотрено са­мими актами, но не ранее дня их опубликования в одном из ука­занных официальных печатных изданий.

Нормативные акты, изданные Кабинетом Министров Украи­ны, вступают в силу с момента их принятия, если иной срок вступ­ления их в силу не предусмотрен в этих актах. При этом акты Кабинета Министров, определяющие права и обязанности физи­ческих лиц, вступают в силу не ранее дня их опубликования в официальных печатных изданиях.

Если нормативно-правовой акт опубликован в газете «Урядо­вий кур'ер» раньше, чем в «Официальном вестнике Украины» или «Ведомостях Верховной Рады Украины», он вступает в силу после опубликования в этой газете в порядке, изложенном выше.

Существуют особенности вступления в силу нормативных актов других органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента Украины от 3 октября 1992 г. (с изменения­ми от 21 мая 1998 г.) «О государственной регистрации норматив­но-правовых актов министерств и других органов исполнитель­ной власти» с 1 января 1993 г. введена обязательная государ­ственная регистрация нормативно-правовых актов, касающихся прав, свобод и законных интересов физических лиц или имею­щих межведомственный характер.

Такой регистрации, в частности, подлежат нормативные акты министерств, других центральных органов исполнительной влас­ти, органов хозяйственного управления и контроля, а также мест­ных органов исполнительной власти в Автономной Республике Крым, областях, Киеве, Севастополе, районах областей, районах городов Киева и Севастополя. В соответствии с п. 1 Указа Прези­дента от 3 октября 1992 г. указанные нормативно-правовые акты вступают в силу через 10 дней после их государственной регист­рации, если в них не установлен более поздний срок законом Украины о вступлении их в силу. Государственную регистрацию осуществляют Министерство юстиции Украины и его органы в Автономной Республике Крым, областях, районах.

По общему правилу, действие закона не ограничено сроком, если в самом законе не указано иное (в частности, срок его дей­ствия), или если сама суть закона не предполагает его действие на протяжении определенного срока.

Обычно закон действует до его отмены в установленном по­рядке. Об отмене закона может быть прямо указано в новом за­коне. Возможна также «опосредствованная отмена». Так, если в новом законе ничего не сказано о судьбе более раннего закона, регулирующего те же отношения, или указано, что другое законо­дательство действует в части, не противоречащей новому закону, то предыдущие акты законодательства, противоречащие новому закону, следует считать отмененными в соответствующей части или в целом с момента вступления в силу нового закона.

Акт гражданского законодательства обратной силы не имеет (ст. 58 Конституции Украины), кроме случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответственность лица. Поэтому акты гражданского законодательства действуют на будущее время и не применяются к тем отношениям, которые возникли до вступле­ния их в действие.

К гражданским отношениям, возникшим ранее, новый акт гражданского законодательства применяется к правам и обязан­ностям, возникшим с момента вступления его в силу. Как следу­ет из ч. 3 ст. 5 ГК Украины, для этого необходимо соблюдение трех условий: 1) отношения относятся к сфере гражданско-правового регулирования; 2) акт, который регулировал их, утратил силу; 3) права и обязанности по этим отношениям возникают и после вступления в силу нового акта гражданского законодательства.

2) Действие актов гражданского законодательства в простран­стве определяется частью 6 ст. 4 ГК Украины, которая уста­навливает принцип одинаковости регулирования граждан­ских отношений на всей территории Украины актами граж­данского законодательства.

Возможно, однако, принятие законов специально для опреде­ленной части территории Украины (например, Закон о статусе столицы). Естественно, что в этом случае его действие распрост­раняется лишь на указанную в нем территорию.

Нормативные акты Автономной Республики Крым действуют на территории республики, а постановления и распоряжения ор­ганов местной власти и самоуправления имеют силу на террито­рии определенной административно-территориальной единицы. 3) Действие актов гражданского законодательства по кругу лиц выглядит следующим образом: по общему правилу, гражданское законодательство в пределах территории свое­го действия распространяется на всех участников граждан­ских отношений.

Однако в некоторых случаях возникает проблема выбора норм гражданского законодательства той или иной страны, связанная с появлением в гражданских отношениях, так называемого, «ино­странного элемента».

Иностранный элемент может иметь место:

— относительно субъектного состава гражданского отношения (один из участников — иностранец);

— относительно объекта гражданского отношения (например, спорное строение находится за границей);

— относительно места возникновения (трансформаций, прекра­щения) гражданского отношения (например, заключение до­говора за границей).

Для регулирования отношений с участием иностранного эле­мента применяются коллизионные нормы, а также специальные материально-правовые нормы.

Коллизионные нормы сами по себе в сущности не решают воп­роса, а отсылают к тем или иным нормам внутреннего законода­тельства.

В составе коллизионных норм различают два элемента: 1) объем нормы (характеристика отношений, к которым она применима) и 2) привязка (указание на закон, который подлежит применению к данному виду отношений). При этом критерием привязки может быть местожительство физических лиц, место нахождения юриди­ческого лица, место осуществления сделки и т.п.

1) Коллизионные нормы могут быть императивного или дис­позитивного характера.

В первом случае распоряжение о законе, подлежащем приме­нению, является, безусловно, обязательным. Например, при созда­нии совместных предприятий применяется право страны, где та­кое предприятие регистрируется.

Во втором случае (при диспозитивности коллизионной нор­мы) стороны могут своим соглашением избрать или уточнить вариант поведения.

Например, диспозитивный характер имеют все нормы Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», касающиеся внешнеэкономических операций купли-продажи, хранения, комис­сии, поручения и т.п.

2) Специальные материально-правовые нормы — это нормы международных соглашений или нормы внутреннего зако­нодательства, специально предназначенные для регулиро­вания отношений с участием иностранного элемента.

Следует отметить, что в проекте ГК Украины регулированию отношений с участием иностранного элемента была посвящена специальная книга — 8-ая, которая называлась «Международное частное право», где были детально урегулированы коллизионные вопросы применения гражданского законодательства. Однако, в окончательную редакцию ГК Украины эта книга не вошла. Вме­сто этого п. 3 Заключительных и переходных положений Граж­данского кодекса предусматривает подготовку проекта специаль­ного закона о международном частном праве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.01 с.)