Понятие частного права. Право частное и право публичное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие частного права. Право частное и право публичное



Приступая к изучению гражданского права, прежде всего не­обходимо определить соотношение этой отрасли с такими катего­риями, как «частное право» и «публичное право», поскольку от этого зависит выбор модели, в соответствии с которой формиру­ются области национального законодательства, создаются кодек­сы, определяется их содержание, характер взаимоотношений и т.п.

Традиционно частное право характеризуют при помощи дихо­томии «частное право — публичное право».

Такой подход вполне логичен. Однако, при этом необходимо учитывать нежелательность упрощений при установлении отли­чий между частным и публичным правом.

Чаще всего такие упрощения связаны с отождествлением пра­ва и законодательства. В результате встречаются высказывания, сущность которых сводится к тому, что поскольку всякое право (при этом имеется в виду «законодательство» — Е.Х.) есть явле­нием публичным, то и частное право существует только в рамках публичного права[1].

Однако такое утверждение является некорректным, поскольку «право» и «законодательство» понятия не тождественные.

Право — категория более широкая. Этим понятием охваты­ваются не только все общеобязательные нормы, существующие в обществе (в том числе и акты законодательства, и обычаи, и дого­воры сторон), но также идеи, концепции, принципы, основанные на положениях естественного права. Таким образом, поскольку право не может быть сведено лишь к совокупности законодатель­ных актов, изданных в государстве, то вследствие урегулирования гражданских отношений законодательными актами они не ста­новятся автоматически публично-правовыми.

Необходимо также учитывать, что при определении частного и публичного права нельзя ограничиваться цитированием сентен­ции Ульпиана: «... публичным правом есть то, что касается по­ложений Римского государства, частное — касается пользы от­дельных лиц».

Такое механическое цитирование искажает позицию Ульпиа­на, который писал не о делении римского права на области, а о том, что изучение римского права делится на две части: публич­ное и частное право (Д.1.1.1.2). Поэтому определение этих час­тей он дал в упрощенном виде, руководствуясь прежде всего учеб­ными целями.

Модернизированный подход к оценке особенностей частного права позволяет сделать вывод, что характерными чертами частного права являются:

1) признание приоритета интересов частного лица (суверени­тета индивида) относительно интересов государства и дру­гих социально-публичных образований;

2) отсутствие между его субъектами властных отношений: они

являются частными лицами, ни одно из которых не высту­пает от имени государства или его органов (не являются фигурантом государства);

3) юридическое равенство участников правоотношений;

4) инициатива сторон при установлении правоотношений;

5) свободное усмотрение сторон правоотношений при выборе ими правил поведения, прямо не запрещенных законом;

6) исковой порядок защиты интересов частных лиц в суде;

7) реализация через соответствующие юридические институ­ты «права свободы» личности, основанного на нормах есте­ственного права.

Притом от санкционирования этих отношений государством их характер не изменяется, поскольку в идеальном варианте за­коны государства должны отвечать предписаниям естественного права, а в реальности — если и не отвечают, то должны стремить­ся к этому (если, конечно, речь идет о физических лицах, граж­данском обществе и правовом государстве).

С учетом сказанного, частное право можно определить как совокупность идей, принципов, правил и норм, определяющих

статус и обеспечивающих защиту интересов частных лиц, не являющихся фигурантами государства и не находящихся в от­ношениях власти — подчинении по отношению друг к другу.

Что касается определения публичного права, то в течение дли­тельного времени оно обсуждалось, в основном, в контексте попы­ток конституирования «хозяйственного права», что влекло фраг­ментарную и не всегда корректную характеристику публичного права.

Однако в последнее время правоведы (прежде всего, специали­сты в области административного права) акцентируют внимание на том, что при характеристике публичного права недостаточно указывать лишь на то, что оно касается интересов государства в целом и отмечают, что, в частности, публичному праву присущи:

1) официальная доктрина превалирования публичных (общественных) интересов над интересами отдельных лиц;

2) наличие между его субъектами отношений власти — подчи­нения;

3) жесткая очерченность границ возможного поведения субъек­тов публичного права законодательными актами, издавае­мыми уполномоченными государственными органами;

4) использование такого приема правового воздействия, как «связывание», когда участникам правоотношений прямо предписывается действовать определенным образом;

5) использование запретов на совершение определенных дей­ствий как средства формирования поведения физических лиц и организаций;

6) использование для обеспечения надлежащего поведения субъектом публичных правоотношений, прежде всего, тако­го стимула, как государственное принуждение;

7) использование норм публичного права как предпосылок пуб­личного правопорядка и результатов его осуществления.

С учетом сказанного, публичное право определяют как сово­купность правовых норм и институций, составляющих функци­онально-структурную систему, которая с целью обеспечения публичного правопорядка и защиты интересов граждан регла­ментирует отношения с участием государства, а также между субъектами, находящимися в отношениях власти и подчинении относительно друг к другу. (О.И. Харитонова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.006 с.)