Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие частного права. Право частное и право публичноеСтр 1 из 153Следующая ⇒
Приступая к изучению гражданского права, прежде всего необходимо определить соотношение этой отрасли с такими категориями, как «частное право» и «публичное право», поскольку от этого зависит выбор модели, в соответствии с которой формируются области национального законодательства, создаются кодексы, определяется их содержание, характер взаимоотношений и т.п. Традиционно частное право характеризуют при помощи дихотомии «частное право — публичное право». Такой подход вполне логичен. Однако, при этом необходимо учитывать нежелательность упрощений при установлении отличий между частным и публичным правом. Чаще всего такие упрощения связаны с отождествлением права и законодательства. В результате встречаются высказывания, сущность которых сводится к тому, что поскольку всякое право (при этом имеется в виду «законодательство» — Е.Х.) есть явлением публичным, то и частное право существует только в рамках публичного права[1]. Однако такое утверждение является некорректным, поскольку «право» и «законодательство» понятия не тождественные. Право — категория более широкая. Этим понятием охватываются не только все общеобязательные нормы, существующие в обществе (в том числе и акты законодательства, и обычаи, и договоры сторон), но также идеи, концепции, принципы, основанные на положениях естественного права. Таким образом, поскольку право не может быть сведено лишь к совокупности законодательных актов, изданных в государстве, то вследствие урегулирования гражданских отношений законодательными актами они не становятся автоматически публично-правовыми. Необходимо также учитывать, что при определении частного и публичного права нельзя ограничиваться цитированием сентенции Ульпиана: «... публичным правом есть то, что касается положений Римского государства, частное — касается пользы отдельных лиц». Такое механическое цитирование искажает позицию Ульпиана, который писал не о делении римского права на области, а о том, что изучение римского права делится на две части: публичное и частное право (Д.1.1.1.2). Поэтому определение этих частей он дал в упрощенном виде, руководствуясь прежде всего учебными целями. Модернизированный подход к оценке особенностей частного права позволяет сделать вывод, что характерными чертами частного права являются:
1) признание приоритета интересов частного лица (суверенитета индивида) относительно интересов государства и других социально-публичных образований; 2) отсутствие между его субъектами властных отношений: они являются частными лицами, ни одно из которых не выступает от имени государства или его органов (не являются фигурантом государства); 3) юридическое равенство участников правоотношений; 4) инициатива сторон при установлении правоотношений; 5) свободное усмотрение сторон правоотношений при выборе ими правил поведения, прямо не запрещенных законом; 6) исковой порядок защиты интересов частных лиц в суде; 7) реализация через соответствующие юридические институты «права свободы» личности, основанного на нормах естественного права. Притом от санкционирования этих отношений государством их характер не изменяется, поскольку в идеальном варианте законы государства должны отвечать предписаниям естественного права, а в реальности — если и не отвечают, то должны стремиться к этому (если, конечно, речь идет о физических лицах, гражданском обществе и правовом государстве). С учетом сказанного, частное право можно определить как совокупность идей, принципов, правил и норм, определяющих статус и обеспечивающих защиту интересов частных лиц, не являющихся фигурантами государства и не находящихся в отношениях власти — подчинении по отношению друг к другу. Что касается определения публичного права, то в течение длительного времени оно обсуждалось, в основном, в контексте попыток конституирования «хозяйственного права», что влекло фрагментарную и не всегда корректную характеристику публичного права. Однако в последнее время правоведы (прежде всего, специалисты в области административного права) акцентируют внимание на том, что при характеристике публичного права недостаточно указывать лишь на то, что оно касается интересов государства в целом и отмечают, что, в частности, публичному праву присущи: 1) официальная доктрина превалирования публичных (общественных) интересов над интересами отдельных лиц;
2) наличие между его субъектами отношений власти — подчинения; 3) жесткая очерченность границ возможного поведения субъектов публичного права законодательными актами, издаваемыми уполномоченными государственными органами; 4) использование такого приема правового воздействия, как «связывание», когда участникам правоотношений прямо предписывается действовать определенным образом; 5) использование запретов на совершение определенных действий как средства формирования поведения физических лиц и организаций; 6) использование для обеспечения надлежащего поведения субъектом публичных правоотношений, прежде всего, такого стимула, как государственное принуждение; 7) использование норм публичного права как предпосылок публичного правопорядка и результатов его осуществления. С учетом сказанного, публичное право определяют как совокупность правовых норм и институций, составляющих функционально-структурную систему, которая с целью обеспечения публичного правопорядка и защиты интересов граждан регламентирует отношения с участием государства, а также между субъектами, находящимися в отношениях власти и подчинении относительно друг к другу. (О.И. Харитонова)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.006 с.) |