Выявление главного процесса (гп) и состава ТС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление главного процесса (гп) и состава ТС.



ГП - снижение времени преодоления дистанции.

Состав ТС: пловец – Инструмент, водная дорожка – Изделие, бассейн выполняет роль Среды (элемента Надсистемы).

Выявление НЭ.

Можно, конечно, указать в качестве НЭ недостаточную длину бассейна, но правильнее охарактеризовать его как снижение (средней) скорости пловца или повышение времени преодоления дистанции, что в конечном счете одно и то же. В этом случае понятно, что от недостаточной длины бассейна страдает ГП (конечная цель тренировки), для реализации которого и предназначена описываемая ТС. Выбираем первую формулировку - снижение (средней) скорости пловца, т.к. в ней фигурирует название элемента ТС «пловец», являющегося следствием НЭ. Этот НЭ направлен на повышение времени преодоления дистанции, т.е. против хода ГП, а следовательно, НЭ выявлен правильно.

Выявление причины НЭ (ПНЭ).

На пловцаоказывает вредное влияние элемент Среды (Надсистемы) - «бассейн». Причина снижения (средней) скорости пловца – бассейн. Паразитная субсистема, нуждающаяся в разрушении – «бассейн - пловец».

Вредный» процесс А.

Для устранения НЭ пришлось бы увеличить длину бассейна, следовательно, процесс А - снижение длины бассейна. Сама по себе длина бассейна не может быть «вредной» или «полезной», но в описываемой ситуации виновата именно она. Изобретательская задача порождена не совсем обычным требованием к описываемой системе – короткий бассейн должен использоваться для тренировки проплытия большой дистанции. «Вредный» процесс «снижение длины бассейна» может иметь свою причину или даже цепь причин, но в условиях задачи об этом нет абсолютно никакой информации и поэтому нет возможности выявить причинно-следственную цепь А, А1…А n.

Вредный» процесс Б.

Чтобы не совершать поворотов, спортсмен никогда не должен достигать края бассейна, а для этого его скорость должна равняться нулю. Следовательно, процесс Б - повышение скорости пловца. С точки зрения ГП «снижение времени преодоления дистанции» это заявление выглядит парадоксальным, но в рамках описываемой ситуации пловец виноват именно в том, что плывет быстро.

6. Способ 1. Разрушение паразитной субсистемы вводом вещества.

В описываемой ТС имеется элемент, не входящий в состав паразитной субсистемы (свободный элемент), его и надо использовать в качестве элемента-посредника: этот свободный элемент – водная дорожка. Анти-Аповышение длины бассейна, анти-Бснижение скорости пловца. Перенос «вредных» процессов А и Б на элемент «водная дорожка» приводит к их немедленному превращению в «полезные» процессы «снижение длины водной дорожки» и «повышение скорости водной дорожки». Это и есть вариант решения задачи – водную дорожку следует сделать укороченной (немногим больше габаритов пловца) и одновременно заставить воду перемещаться с той скоростью, с которой должен был бы перемещаться пловец. Поток воды при этом не должен быть турбулентным, т.к. это ухудшит условия для пловца в сравнении с исходными. Данный вариант решения обладает недостатком (НЭ) управления, требующим устранения – отсутствием отрицательной обратной связи (ООС) между скоростью пловца относительно водной дорожки и скоростью водной дорожки (воды) относительно бассейна. Введение ООС сделает систему работоспособной в широком диапазоне скоростей пловца. Таков и контрольный ответ на эту учебную задачу, но здесь сознательно умалчивается необходимость использования мощной насосной установки для перекачки воды, что может обойтись недёшево.

Свёртывание полученной ТС.

Этот вариант решения получен за счёт ввода имеющегося в ТС свободного элемента «водная дорожка», поэтому свертывание не требуется.

8. Способ 2. Разрушение паразитной субсистемы введением пары анти-процессов анти-А и анти-Б.

Введение анти-Аповышение длины бассейна – теоретически решает задачу, но задача возникла именно из-за нежелательности такого решения.

Введение анти-Б - снижение скорости пловца относительно бассейна - может быть реализовано не только найденным на шаге 6 способом, полностью совпадающим с контрольным ответом. Остановить пловца можно и иначе – удерживать его искусственно и измерять при этом развиваемую силу. Воплощение этой идеи – чем удерживать и как измерять – является отдельной задачей и может иметь, согласно принципу многовариантности, множество решений. Заметим, что вторая «половинка» найденного на шаге 6 варианта решения («уменьшение длины водной дорожки») оказывается на шаге 8 утерянной. Почему это произошло? Шаг 8 представляет из себя совершенствование ЭИ-структуры, для которой длина бассейна - абсолютно безразличный фактор, который имеет значение только для ВИ-структуры. В любом случае ничего более опредёленного о новой идее сказать нельзя –ведь может случиться и так, что пловец в результате такой тренировки станет чемпионом по преодолению сопротивления удерживающей его связи, а не чемпионом по плаванию! Так и должно быть – выполнение операции (т.е. некоторого комплекса движений пловца) не гарантирует выполнения ГП (функции). Тем не менее, эта идея с удерживанием чрезвычайно интересна и требует безусловной проверки (если до неё кто-то не додумался раньше). Прибор для измерения силы – динамометр (пусть даже электронный), который обойдётся намного дешевле мощной насосной установки, да и бассейн оказывается проще по устройству и меньше по габаритам, чем в контрольном ответе (кстати, о габаритах насосной установки контрольный ответ тоже скромно умалчивает).

9. Способ 3. Разрушение паразитной субсистемы за счёт изменения Среды (Надсистемы).

Надсистемой для ТС «пловец – водная дорожка» не обязательно должен быть искусственный бассейн - для тренировок могут с успехом использоваться тёплое море, озеро подходящих размеров, река со спокойным течением или подходящий искусственный канал (условия - лишь бы там не водились акулы или крокодилы).

Использование ресурсов.

Для варианта с удерживанием пловца и замером его силы искать ресурсы не требуется – его практическое воплощение и без того будет намного более дешёвым, чем воплощение контрольного ответа. Ныне популярны надувные бассейны – почему бы такой не использовать для тренировок пловца по предлагаемому варианту? В этом случае не потребуется капитальных затрат, ведь надувной бассейн и требуемое оборудование можно установить в любом спортзале.

11. Выбор варианта решения.

Решатель может думать по поводу найденных решений всё что угодно, но последнее слово остаётся за тренером.

 

Можно не сомневаться – Универсальный Решатель компактнее, мощнее и эффективнее любого из известных на сегодня алгоритмов развития систем.

Карев А.А.

г.Братск

 

Конфетка, а не задача.

Принцип действия алгоритма «Универсальный Решатель» можно продемонстрировать на хорошо известном и достаточно простом примере. При этом не станем принимать исходные условия задачи за догму, т.к. мы прежде всего ставим цель выявить при помощи алгоритма максимум возможных вариантов решения.

Задача: Кондитерская фабрика решила к юбилейной дате освоить выпуск нового сорта сувенирных конфет в виде шоколадной бутылочки, заполненной ликером. Идея прекрасная, но заполнение формы вязким ликером оказалось непростым делом, поэтому было решено ликер подогревать. В подогретом виде ликер хорошо заполнял бутылочку, но та нагревалась и таяла. Как быть?

1. Обработка задачи. Нет необходимости попадать струей ликера в горлышко бутылочки, т.к. подачу ликера можно осуществлять через сопло (посредник), вставляемое в горлышко на время заливки. Разумеется, сопло не должно создавать препятствий для выхода вытесняемого воздуха (Среды). Время заливки вязкого ликера слишком велико - для его уменьшения желательно иметь сопло большего диаметра (пространство), но к сожалению, диаметр сопла ограничен –оно должно проходить в горлышко бутылочки. Исходная задача порождена наличием мешающего параметрамалого диаметра сопла.

Итак, обработанная задача: C корость заливки ликера в шоколадную бутылочку при нормальной (комнатной) температуре Среды слишком мала - как её повысить, не повышая диаметра сопла?

Как видим, удаление надуманного противоречия обнажило физическую суть задачи, к которой мысли и поступки некого Решателя не имеют непосредственного отношения! Описание неудачной попытки решения только «затуманивало» исходную изобретательскую ситуацию (тем не менее, эта информация может представлять определенную ценность – она хотя бы предостерегает от повторения чужих ошибок).

Задачу необходимо переформулировать ещё раз (рекурсия):

Переформулированная задача: Как повысить скорость течения вязкого ликера через сопло заданного диаметра?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.166.61 (0.015 с.)