Литературный процесс 1830-1860-х гг. в Германии. Немецкий реализм. Творчество К. Гуцкова. Реалистические тенденции в поэзии Г.Гейне. (1 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературный процесс 1830-1860-х гг. в Германии. Немецкий реализм. Творчество К. Гуцкова. Реалистические тенденции в поэзии Г.Гейне. (1 час)



Исследователи немецкой литературы XIX века (Тихонова О.В., Карельский А.В. и др.) отмечают «разорванность» и «противоречивость» как основные особенности литературного процесса в Германии в период 1830-1860-х годов. Вплоть до 1871 года, когда была провозглашена Империя, Германия оставалась раздробленной, буржуазные отношения развивались медленно в связи с неразвитостью единого экономического, политического и культурного пространства. Духовная культура Германии этого периода отличается поиском объединяющей идеи. Этот поиск был сложен и противоречив: возникновение и развитие либеральных идей сочеталось с обращением к «незыблемым ценностям», к «культурной традиции» в виде идеалов монархии, строгой сословной иерархии, христианской религии.

     В 30-40е годы XIX в. еще продолжается творчество немецких романтиков (Л.Тика, Й.Эйхендорфа, К.Брентано). В это же время формируется общественное движение либерального толка «Молодая Германия». Деятели его Л.Винбарг, К.Гуцков и другие требовали от искусства Правдивости, Современности, воспитательного звучания.

 В 1820-1850-е годы сложилось стилевое явление «бидермайер», которое стало промежуточным явлением между романтизмом и реализмом. Бидермайер опирался на такие духовные интересы времени, как патриархальные нравы, военное прошлое, национально-патриотические темы, сельское хозяйство. Литература бидермайера ориентирована на близость к реальной действительности, подробное изображение обыденной жизни. Такие темы, как быт, семья, община, история становятся главными в литературе бидермайера. Высокий бидермайер представлен творчеством Э. Мерике.

     Эстетические закономерности – романтизм как непременная составляющая немецкого реализма. Причины преобладание поэзии и драмы в литературе данного периода. "Уриэль  Акоста" К. Гуцкова: конфликт, романтическая напряженность в развитии сюжета и силе воспроизводимых страстей. Исторические источники и прототипы. Тема сомнений в творчестве К. Гуцкова.

     Вторая половина Х1Х века в литературе и культуре Германии характеризуется ориентацией на империю, на идеалы верноподданичества, активизируется интерес к пессимистическим идеям Шопенгауэра (1788-1860), Ф.Ницше (1844-1900).

Единственным значительным поэтом этого периода признается Г.Гейне, который с 1830-х годов жил во Франции. При анализе немецкой литературы необходимо более тщательно изучить основы эстетики Гегеля, специфику романтических и реалистических тенденций в поэзии Г. Гейне («Германия. Зимняя сказка»), а также сочетание исторических, мифологических и современных тем в немецкой драматургии, в которой закладываются основы реалистической психологической драмы конца XIX века.

 

9. Американская литература (1860-е гг. 1865 гг.) (1 час) Представители: Уолт Уитмен, Гарриэт Бичер-СтоуОсобенности: период связан с усилением критической настроенности в обществе (проблема рабства), размежеванием в литературе. Важнейшее специфическое американское явление – литература аболиционизма (общественного движения против рабства). Само движение и этическое осуждение рабовладения развивались гораздо раньше, но к 1860-м гг. достигли наивысшего накала. Самое известное произведение на данную тему – роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

 

Основные понятия, которые должен усвоить студент

в процессе изучения курса

Автор, гипербола, жанры: социально-психологический реалистический роман, психологическая новелла; лейтмотив, объективное повествование, подтекст, психологизм, сатира, символика, социальная среда, специфика и роль предметного мира, хронотоп, юмор.

Список обязательных художественных текстов

 

1.Беранже Ж.П. Предисловие к сборнику 1837 г. Барабаны. Маркиз де Караба. Нет, ты не Лизетта. Господин Искариотов. Смерть сатаны. Четырнадцатое июля. Новый фрак. Священный союз народов. Прости.

2.Стендаль Ф. Ванина Ванини. Красное и черное. Статьи: Расин и Шекспир. О любви.

3.Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. Шагреневая кожа. Утраченные иллюзии. Статьи: Предисловие к Человеческой комедии. Этюд о Бейле.

4.Мериме П. Маттео Фальконе. Кармен. Этрусская ваза. Двойная ошибка. Арсена Гийо. Венера Илльская. Локис. Хроника времен Карла IХ.

5.Флобер Г. Госпожа Бовари.

6.Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. Домби и сын. Большие надежды.

7.Теккерей У. Ярмарка тщеславия.

8.Бронте Ш. Джейн Эйр.

9.Бронте Э. Грозовой перевал.

10.Элиот Дж. Мельница на Флосси.

11.Гуцков К. Уриэль Акоста.

12.Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье.

13.Остен Д. Гордость и предубеждение.

14.Коллинз У. Женщина в белом.

 

Общие пособия, работы и монографии

1.Храповицкая Г.Г. Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы.

Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.). Учебное пособие

для студентов высш. пед. учебн. заведений/Г.Р Храповицкая, Ю.П. Солодуб. –

М.: Издательский цент «Академия»,- 2005-384 с.

2. Храповицкая Г.Н. Реализм в зарубежной литературе (Франция, Англия,

Германия, Норвегия, США) Практикум. Учебное пособие. Для студ высш учебн.

заведений. /Г.Н.Храповицкая. –М.: Издательский центр «Академия», 2006-288 с.

3.История зарубежной литературы 19 века. – Т. 1. – М., 1991.

4. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2-х т. – М., 1997.

5. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М.,1975.

6. История всемирной литературы. – Т. 6. – М., 1989.

7. От романтизма к реализму: Сб статей. – М., 1978.

8. Гинзбург Л. О психологической прозе. – Л., 1971.

9. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. – М., 1969.

10. Ивашева В. В. Английский реалистический роман 19 века в его современном

звучании. – М., 1974.

11 Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы века:  

 западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. М, Флинта.

 Наука,2004

 

 

Дополнительная литература:

1..Реизов Б.Г. Стендаль: философия, история, политика, эстетика. – Л., 1974.

3. Реизов Б.Г. Бальзак. – Л.,1960.

4. Обломиевский Д.Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. – М., 1967.

5.Луков В.А. Проспер Мериме. – М., 1984.

6.Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. – М., 1975.

8.Честертон Г.-К. Чарльз Диккенс. – М.,1982.

9.Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. – Саратов, 1984.

 

Темы для самостоятельного изучения:

 

1.Художественное своеобразие жанра литературной сказки в западноевропейской

литературе XIXвека. Сказки Л. Кэррола.

2.Поэзия Эдварда Лира.

3. «Юдифь» Ф. Геббеля. Принцип переосмысления библейского сюжета.

4. Творчество Ж.П. Беранже

 

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ТЕМА1. Ф.Стендаль. Роман «Красное и черное»

 

1. Особенности романа как жанра.

2. Изображение политической ситуации в начале романа и в конце.

3. Изображение французского общества в романе

4. Своеобразие психологизма Стендаля.

5. Образная система романа. Образ Жюльена Сореля.

6.

Литература

Храповицкая Г.Н. Реализм в зарубежной литературе (Франция, Англия, Германия, Норвегия, США) Практикум. Учебное пособие. Для студ высш учебн. заведений. /Г.Н.Храповицкая. –М.: Издательский центр «Академия», 2006-288 с.

Храповицкая. Г.Н. Стендаль //История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860 гг)./Г.Н.Храповицкая, Ю.П.Солодуб. –М., 2005

Гинзбург Л.  О психологической прозе/Л. Гинзбург – Л.,1971

Реизов Б.Г. Стендаль. //Французский роман  XIX века./.Реизов Б.Г – М., 1969

 

 

ТЕМА 2.Повесть О. де Бальзака «Гобсек» (проблема социально-временной

детерминированности реалистического характера).

 

1.Эстетические принципы Бальзака. («Этюд о Бейле», Предисловие к

«Человеческой комедии»).

2. «Человеческая комедия» Бальзака и место в ней повести «Гобсек».

3.Художественное своеобразие повести Бальзака «Гобсек»:

а) Особенности композиции.

б) Способы создания характера Гобсека: портрет, окружающая обстановка,

принципы описания, эволюция образа, философия героя, романтическое и

реалистическое в образе.

в) Образы графини де Ресто и Фанни Мальво.

г) Образ Максима де Трая.

д) Образ адвоката Дервиля.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Текст романа, любое издание.

2.Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. – М., 1970.

3.Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. – М., 1961.

4.Реизов Б.Г. Бальзак./Б.Г.Реизов. Французский роман XIX века. – М., 1977.

5.Пузиков А.И. Бальзак и его герои. Роман Бальзака об отцах и детях./Пузиков А.И.

Портреты французских писателей. – М., 1967.

6.Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. – М., 1978

 

ТЕМА 3. Художественное своеобразие жанра новеллы в творчестве П. Мериме.

 

1.Характерные черты новеллы как жанра.

2.Новеллистика 30-40-х годов в творчестве Мериме. Типы новелл. Мериме и

русская литература.

2.Специфика экзотических новелл Мериме («Маттео Фальконе», «Кармен»,

«Таманго»).

а).Герой и среда, местный колорит и способы его создания в экзотических

новеллах.

б).проблема нравственного выбора.; психология персонажей.

3.Своеобразие психологических новелл Мериме («Этрусская ваза»)

а).Особенности композиции новелла «Этрусская ваза»

б) Специфика местного колорита в новелле «Этрусская ваза»

в). система образов и социальная среда, связь героя со средой,

г).лейтмотивы и символика.

4.Социальная тема в новелле «Арсена Гийо». Композиция, специфика финала.

5.Мериме – мастер лейтмотива, композиции и введения неоднозначных ситуаций

(«Локис», «Венера Илльская»).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Тексты новелл, любое издание.

2.Луков В.А. Проспер Мериме. – М., 1983.

3.Михайлов А.Д. Повести и новеллы Мериме 30-60-х годов. / А.Д. Михайлов

Повести и новеллы П.Мериме//П. Мериме Собр. соч.: В 6 т., т. 2. – М., 1963.

4.Нусинов И.М. Проспер Мериме. / И.М. Нусинов Избранные работы по

        русской и западной литературе. – М., 1959.

5.Фрестье Ж. Проспер Мериме. – М., 1987.

6.Солодуб Ю.П. Текстообразующая функция символа в художественном 

произведении //Филологические науки.-2002.-№2.-С.55.

 

ТЕМА 4. Роман Чарльза Диккенса «Домби и сын».

 

1.Нравственно-эстетический идеал и его функция в творчестве Диккенса.

2.Проблематика романа «Домби и сын» в свете нравственно-эстетического идеала

писателя.

3.Система образов в романе.

а).Образ мистера Домби.

б).Образы Флоренс и Поля Домби. Детские образы в творчестве Диккенса.

в).Образы чудаков в романе (Сол Джилс, капитан Катл, мистер Тутс).

г).Образы персонажей, которые «не имеют сердца» (майор Бегсток, миссис Чик,

миссис Пипчем, Каркер, миссис Скьютон).

д).Образы персонажей, "которые в своих поступках руководствуются велением

сердца" (Уолтер Гей, Сьюзен Ниппер, семья Тудл).

4.Система авторских оценок в романе как проявление эстетических и этических

принципов Диккенса.

5.Роль счастливой концовки в поэтике диккенсовского романа.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Текст романа, любое издание.

2.  Храповицкая Г.Н. Реализм в зарубежной литературе (Франция, Англия,  

Германия, Норвегия, США) Практикум. Учебное пособие. Для студ.  высш.   

учебн. заведений. /Г.Н.Храповицкая. –М.: Издательский центр «Академия»,

2006-288 с.

3.Храповицкая. Г.Н. Стендаль //История зарубежной литературы.

Западноевропейский и американский реализм (1830-1860 гг)./Г.Н.Храповицкая,

Ю.П.Солодуб. –М., 2005

4.Михальская Н.П. Чарльз Диккенс. Биография писателя. – М., 1987.

5.Урнов М.В. Великий романист Чарльз Диккенс. /М.В.Урнов Вехи традиции в

английской литературе. – М., 1986.

6.Пирсон К. Диккенс. – М., 1963

7.Гениева Е.Ю. Творчество Диккенса 30-40-х годов.// История всемирной

литературы в 9 т/Гл. ред. Б.Ю. Виппер.-М., 1989. –Т.6.

8.Потанина Н.Л. Игровое начало в художественном мире Чарльза

Диккенса./Н.Л.Потанина. – Тамбов, 1998.

9 Пузиков А.И. Бальзак и его герои. Роман Бальзака об отцах и детях

/Пузиков А.И. Портреты французских писателей. – М., 1967.

.

ТЕМА 5.: Роман Чарльза Диккенса «Оливер Твист». К вопросу о жанре

«роман воспитания»

1. Жанровые особенности романа воспитания

2. Образ Оливера и способы создания образа персонажа у Диккенса.

3. Мотив странствия как сюжетообразующий элемент в романе.

4.  Социальная проблематика романа «Оливер Твист».

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Текст романа, любое издание.

2.  Ивашева В.В Английский роман Х1Х века в его современном звучании

3. Камардина Ю.С. Английский роман воспитания XIX века. Балашов, 2015

4.  Урнов М.В. Великий романист Чарльз Диккенс. /М.В.Урнов.Вехи традиции в

 английской      литературе. – М., 1986.

5. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы века:  

западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. М, Флинта.

Наука,2004

1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества /М. М. Бахтин.-М.: Искусство, 1979. — 424 с.

 

ТЕМА 6. Роман У.М. Теккерея «Ярмарка тщеславия»

1. Жанровая структура романа «Ярмарка тщеславия. Элементы разных жанровых

систем в романе, их место и взаимодействия (По учебнику Б.М.Проскурнина и

Р.Ф Яшенькиной, стр. 195-206).

2. Система образов романа. Средства создания образов. Особенности портрета    

героев в романе. Ребекка Шарп и Эмилия Сэдли в романе.

3. Какова роль авторских отступлений в романе.

4. Как создается в романе предметный мир

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Текст романа. Любое издание

2. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы века:  

западноевропейская реалистическая проза. Учебное пособие. М, Флинта.

Наука,2004

3. Храповицкая Г.Н. Уильям Теккерей// История зарубежной литературы.    

Западноевропейский и американский реализм (1830-1860е гг./Г.Н. Храповицкая,   

Ю.П.Солодуб.- М., 2005.

 

ТЕМА 7. Поэзия Шарля Бодлера

1. Структура книги Ш.Бодлера «Цветы зла», своеобразие поэтических

мотивов и образов. Основные разделы книги.

2. Тема любви и ее художественное решение в сборнике Ш.Бодлера «Цветы

зла».

4. «Парижские картины» и традиции урбанистической  лирики.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бодлер Ш. Цветы зла. Любое издание.

2. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. Из истории зарубежной литературы 1830-

1870-х  годов: Западноевропейский реализм после 1948 года. – Пермь, 1996.

   С. 77-97.

2. Карельский А.В.Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных литератур.   

   Вып.1. – М.: РГГУ, 1998. С.255-276.

 

 

ТЕМА 8. Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари»

 

1.  Эстетические принципы Флобера.

2. Роман Флобера «Госпожа Бовари» как реалистический социально-

психологический роман середины XIX века.

3. Художественное своеобразие романа (хронотоп, композиция, роль предметного

мира, роль подтекста, ирония, символика, принцип объективного повествования).

4. Система образов романа.

а) Эмма Бовари - характер героини и способы его создания.

б) Шарль Бовари.

в) Аптекарь Омэ.

5.Образ современного писателю мира в романе

6.Роль подтекста и символа в «безличном романе» Флобера.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Текст романа, любое издание.

2. Храповицкая Г.Н. Реализм в зарубежной литературе (Франция, Англия,

Германия, Норвегия, США) Практикум. Учебное пособие. Для студ. высш. учебн. заведений. /Г.Н.Храповицкая. –М.: Издательский центр «Академия», 2006-288 с.

3.Храповицкая. Г.Н. Стендаль //История зарубежной литературы.

Западноевропейский и американский реализм (1830-1860 гг.) /Г.Н.Храповицкая,   

Ю.П.Солодуб. –М., 2005

4. Реизов Б.Г.  Флобер //. Французский роман XIX века /Б.Г. Реизов – М., 1969.

5. Шиллер Ф.П. Французский реализм 1850-1860-х годов и парнасцы //История

западноевропейской литературы нового времени: в 3 т./Ф.П.Шиллер. – М.,1937,

Т.2.

 

 

ТЕМА 9. «Американское возрождение» 1840-1860-х годов

Г. Мелвилл, Н. Готорн,  Г.Бичер-Стоу, У.Уитмен. 4 часа

 

1. Своеобразие развития американской культуры в 40-60-е годы XIX века.

2. Роман Г.Мелвилла «Моби Дик».

а). Идеологические основы характеров персонажей.

б). Мотив Судьбы в романе.

3. Роман Н.Готорна «Алая буква».

а).Особенности композиции.

б).Раскрытие душевной жизни персонажей.

3. Творчество Г.Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома»

а). Воззрения писательницы и ее литературная судьба.

б). Особенности сюжета и композиции романа

в). Роль дискуссий романе

г). Судьба дяди Тома

д). Семья Гаррисов в романе.

4. У.Уитмен и его «Листья травы»

а). Особенности мировосприятия У.Уитмена

б). Представления о единстве всего живого мира

в) Линкольн в поэме Уитмена.

г). Особенности поэтики «Песни о топоре».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Храповицкая. Г.Н.История зарубежной литературы.

Западноевропейский и американский реализм (1830-1860 гг)./Г.Н.Храповицкая, Ю.П.Солодуб. –М., 2005

2.. Храповицкая Г.Н. Реализм в зарубежной литературе (Франция, Англия,   

 Германия, Норвегия, США) Практикум. Учебное пособие. Для студ высш учебн.   

 заведений. /Г.Н.Храповицкая. –М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3..Ковалев Ю.В. Мелвилл //История всемирной литературы: в 9 т./Под ред.  

И.М.Фрадкина.-М., 1989.-Т.6.

4. Засурский Я.Н. Жизнь и творчество У.Уитмена.- М., 1955.

5. Николюкин А.Н. Бунт и кротость//Натаниэль Готорн.

Гарриет Бичер-Стоу.-М.,  1990.

 

ТЕМА10 Итоговое занятии. Зачет с оценкой. 2 часа

Оценка формируемых в дисциплине компетенций студентов производится по следующим критериям:

 «отлично» выставляется студенту, если он полно и грамотно дает ответы на поставленные вопросы, аргументировано поясняет схемы, алгоритмы, умеет выделять главное, обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи; отсутствуют ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала.

Не менее трех выступлений на практическом занятии.

 

«хорошо» выставляется студенту, если он знает весь изученный программный материал, но в ответе на вопросы допускает недочеты, незначительные (негрубые) ошибки, применяет полученные знания на практике, испытывает затруднения при самостоятельном воспроизведении, требует незначительной помощи преподавателя.

Не менее двух выступления на практических занятиях.

 

«удовлетворительно» выставляется студенту, если он при ответе допускает существенные недочеты (не менее 60% правильных ответов от общего числа), знает материал на уровне минимальных требований программы, затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы.

 Одно выступление на практических занятиях.

 

«неудовлетворительно» выставляется студенту, если он показывает знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, дает ответы с существенными недочетами, отсутствуют умения работать на уровне воспроизведения, допускает затруднения при ответах на стандартные вопросы.

Нет выступлений на практических занятиях.

 

Вопросы для собеседования на зачете

 

1. Критический реализм XIX века. Общая характеристика.

2. Творчество П. Мериме. Общая характеристика.

3. Жанр новеллы в творчестве Мериме. Поэтика, специфика, жанровое многообразие.

4. Художественное своеобразие социально-психологического романа Бальзака (цикл романов «Человеческая комедия»).

5. Творчество Стендаля. Общая характеристика.

6. Психологизм Стендаля, приемы создания образа в романе «Красное и черное».

7. Повесть Бальзака «Гобсек». Проблема социально-временной детерминированности реалистического характера.

8. Место романа «Отец Горио» Бальзака в цикле «Человеческая комедия». Эволюция характера Эжена Растиньяка.

9. Флобер – мастер реалистической прозы (роман «Госпожа Бовари».

10. Своеобразие реализма в Англии. "Блестящая плеяда английских романистов"  (Диккенс, Теккерей, сестры Бронте, Дж. Элиот).

11. Роман Диккенса «Домби и сын». Нравственно-эстетический идеал и система образов в романе.

12.  Творчество У. Теккерея. Общая характеристика.

13..Идейно-художественное своеобразие романа Теккерея «Ярмарка тщеславия» - «романа без героя».

14.  Творчество Ч. Диккенса. Общая характеристика.

15.  Творчество Ш. Бодлера. «Цветы зла». Теория «сверхприродной» эстетики, «магическая» поэтика»

16. Творчество Н. Готорна. Роман "Алая буква», идеи, поэтика.

Составление конспектов:

Бальзак О. Предисловие к «Человеческой комедии» Объем – 5 стр.

Бальзак О. Этюд о Бейле. Объем 5 страниц.

Требования

Точное следование ГОСТу в оформлении выходных данных печатного издания.

Четкое изложение основных положений статьи в процессе собеседования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.122 с.)