Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Крестьянинова Вера Фёдоровна
Я родилась 26 июля 1953 года в д. Рогали. Эта деревня жива до сих пор, только старинных домов нет. Они располагались по обе стороны Казанского тракта. Наш дом был первым на левой стороне, если ехать из Кырчан. У дома была большая усадьба. По краям её росли рябины, черёмухи и, что мне особенно запомнилось, орешник, на котором было очень много орехов. Девочек в деревне было мало, и я играла в основном с мальчишками: мы садились в самодельный «трактор»: в землю были воткнуты рычаги от дизеля, поставлены седуха и крыша – и «ездили». Деревенские бабульки мне говорили: «Больно глаза у тебя черны, ты бы их посыпала солью, и они посветлеют». За этим занятием меня застала бабушка и всыпала по полной. С мальчишками лазили по деревьям, бегали босиком, и однажды я очень сильно поранила ногу: боль помню до сих пор. Под горой бежала речка, и мой брат, который уже учился в Карачёвской школе (1 км от Рогалей) ходил туда рыбачить. Попадались в основном пескари и другая мелкая рыбёшка. Мы её жарили, ели и даже не чистили. Весной ели «севериху», нам казалось, что это очень вкусно, на полях собирали «пестики», ели так просто или делали с ними яичницу. Ёлки росли близко от дома, а в лес нас, маленьких, не отпускали. Мама, Одегова Наталья Петровна, работала в Кырчанской больнице санитаркой, ходила на смену 9 км пешком и не раз видела, как дорогу переходила стая волков. За деревней был колхозный овчарник. Помню, как мы с бабушкой зимой мылись в печи. Так в морозы делали многие в деревне, потому что печи были большие: выметали вечером из топленой утром печи золу, ставили в неё корыто и мыли детей. По праздникам, когда мужчины выпьют, деревня на деревню драться ходили, и, по рассказам мамы, отец после таких «сражений» приходил домой в рубахе с одним воротником – всё остальное клочья. Через дорогу от нас жил дядя Яков Масленников, у которого были пчёлы. Он жалел всех ребят, особенно нас с братом (отца тогда не стало), и, как накачает мёду, позовёт всех ребят из деревни, поставит на середину большое блюдо с мёдом, а мы макаем хлеб в мёд и едим. Такая вкуснотища! Один раз так наелись, что брат чуть не умер (такое от мёда бывает). В 1958 году мы переехали в Кырчаны, а наш дом ещё стоял лет 5, потом его сломали на дрова. Я думаю, что Рогали живы до сих пор потому, что они стоят на весёлом месте - на асфальтированной дороге. Только вместо старых домов построены новые, каменные двухквартирные, в которых живут колхозники. Из родственников в соседней деревне Коромысловщине живёт мой двоюродный брат Одегов Валерий Иванович.
+ Рогали раньше находились не на Казанском тракте, а ниже, на берегу реки Прямик (замечание Булатовой Алевтины Фёдоровны, жительницы с. Зыково, уроженки Рогалей). Волкова Нина Григорьевна Я родилась в деревне Яланка Чигиренского сельсовета и жила там до восьмилетнего возраста, до 1964 года. Деревня расположена на поле к западу от с. Чигирень примерно в 3 км по просёлочной дороге. Дома были на одной стороне, наш дом стоял на самом краю деревни у леса. В лесу было много белых грибов и лисичек, рос венерин башмачок, который сейчас занесён в Красную книгу. Изумительный цветок, его аромат я помню до сих пор, так как больше я с ним никогда не встречалась. Речки близко не было, за водой ходили на ключи под горой. Её носили вёдрами на коромысле, а зимой возили двухсотлитровыми бочками на лошадях. Полоскать ходили на ручей километра за 2 в лес. Зимой дорогу заносило снегом, мы с мамой шли по пояс в снегу, волоча за собой корыто с бельём и топор, которым обрубали лёд. Ближайшие деревни в это время, в начале 60х, уже были нежилыми: Растильники, Куликовщина, Головановы, Бортники, Здоровщина, Косомановщина, Мильчаки. Всё взрослое население трудилось на ферме, которая находилась на другом конце деревни. Женщины кормили и доили коров, мужчины подвозили корма, убирали навоз, заготовляли дрова, возили на лошадях воду для скота. И дома у всех было большое хозяйство: коровы, телята, овцы, куры, большая одворица, на которой сеяли для себя зерно. Убирали его вручную, серпами, потом молотили цепами, так как техники ещё никакой не было (!). Люди в прямом смысле слова трудились от зари до зари. Летом деревня пустела: все взрослые были на сенокосе, оставались только малые дети и старики. Мы с братом были совсем ещё небольшие – мне 6, а ему 2 года, дома ночью боялись сидеть одни (электричества не было), поэтому залезали на черёмуху, устраивали на ней «домик» и там ждали родителей с сенокоса, поглядывая всё время в ту сторону, откуда они должны были прийти. Бабушек у нас не было. После уборки урожая в деревне начинались праздники: Покров, Воздвиженье и другие. Люди в деревне жили очень дружно и праздники отмечали вместе: каждая хозяйка по очереди принимала гостей, а прийти мог любой, кто хотел. Спиртное не покупали, а гнали «кумышку» (самогон). Мой отец Захаров Григорий Иванович был виртуозным гармонистом, без него не обходился ни один праздник. Но алкоголиков и пьяниц в деревне точно не было. В 1964 году мы, четверо детей из деревни Яланка, пошли в 1 класс Чигиренской школы. И трудоспособное население стало перебираться поближе к школе: Захаровы, Максимовы, Жуйковы. В 1965 – 1966 годах деревня опустела. Сейчас, когда перестали выкашивать усадьбы, деревню не узнать, она вся заросла лесом. Люди ездят туда за рыжиками и за земляникой.
Когда мне исполнилось 8 лет, мы переехали в Чигирень. Это село было расположено на холме в 17 км от Кырчан. Под горой было 2 ключа, из которых жители брали воду. Ходить надо было далеко, метров 600-700, носили воду вёдрами на коромысле и много, так как в хозяйстве было много скота. Село было очень красивое, но небольшое. Его окружали леса, поля, холмы. Но лес был не так близко, как в Яланке. Мы, дети, ходили за грибами и за ягодами одни. Было много рыжиков, совсем близко, за селом, в так называемом выгоне, где паслись телята – место было загорожено жердями прямо среди ёлок и вересков. В Чапаях и Котляках росла дикая клубника, в сторону Яланки в лесу на вырубках было много малины. Теперь около этого леса вырос новый – на бывшем поле, мы теперь туда ездим за рыжиками. Это место называли почему-то Веретия. В лесу росло красивое растение, как я теперь узнала – сочевичник, больше я его нигде не встречала. Отовсюду на окрестности открывался красивый вид. Тогда около села ещё было много жилых деревень: Мешаловщина, Крюковщина, Кисели, Малая деревня,Пиняги. Ребята из них учились со мной: Бортников Г.П., Волков М.Н., Русинова (Волкова) Г.М. и другие. В сторону Нолинска деревни были уже нежилые : Чапаи, Котляки. В сторону Кырчан – Кокино, на другом берегу –Таратиха, где рос огромный кедр – настоящее чудо природы! На нём всегда было много шишек, и мы с ребятами часто ими лакомились, но потом кто-то жестокий и жадный дерево спилил. Дома располагались по обеим сторонам улицы. Их было немного – 23-25. Село украшала Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1875 году. По рассказам старожилов, в церковные праздники народу собиралось видимо – невидимо, а для детей даже привозили карусель. Церковь была действующей примерно до 1961 года, потом её закрыли, а в ней устроили склад для зерна, которое хранилось до нового урожая. В моё время церковь была местом, где мы, сельская ребятня, играли в классики, в прятки с переодеванием, прятались в подвале, в кельях монахов, лазили на колокольню, откуда открывалась потрясающая панорама: видно было на многие километры. И, хотя церковь понемногу разрушалась, никто во время этих лазаний не упал, не поранился. А так как напротив церкви была школа и там не было спортзала, весной и осенью на рядом площадке проводились уроки физкультуры: мы бегали вокруг неё кроссы, натягивали сетку и играли в волейбол. До 1970 года в селе была почта, медпункт, магазин, клуб и библиотека, а ещё до этого сельсовет и ветлечебница. Школа была восьмилетняя, с интернатом на конце села для ребят из близлежащих деревень. Когда я училась, классы были уже небольшие – по 6-7 человек, начальные сдвоенные. Но мы жили очень интересной жизнью: к Новому году обязательно украшали свои классы, проводили соревнования, чаще лыжные. Благодаря им многие ребята, которые после 8 классов уходили учиться в Кырчанскую среднюю школу, неизменно занимали там в лыжных гонках призовые места. Особенно запомнились весенние «маёвки», когда собирались в школе вечером, при керосиновой лампе. Света в селе не было до 1968 года. Как сейчас помню, сколько радости было, когда оно появилось! Наш учитель физики первым купил себе маленький телевизор и приносил его по вечерам в школу. Почти вся деревня приходила смотреть телепередачи, пока другие не стали покупать себе телевизоры.
Осенние и зимние каникулы у нас проходили в положенное время, а весенние – в половодье, когда разливалась узенькая речка – ручей Долгуша и ребята из Мешаловщины, Крюковщины и Грудцын из-за этого не могли попасть в школу. Разлив начинался всегда неожиданно, ночью. Не дождавшись на уроки ребят из этих деревень, мы во главе с директором спускались к бушующей речке и кричали своим одноклассникам, стоящим на том берегу: «Ка-ни-ку-лы!» Каникулы длились, пока не отступала вода, но не дольше положенного. Школа и клуб были центром культурной жизни. Общими силами ставили концерты. В это время по распределению в село приезжали молодые специалисты, но, отработав положенные 3 года, из-за бездорожья уезжали в поисках лучшей жизни. Когда провели электричество, в клубе стали показывать кино. Нам, детям, места не хватало, поэтому мы всегда располагались прямо на полу. По вечерам молодёжь стала танцевать под пластинки, а до этого – по баян. В деревне Кисели жил отличный баянист, молодой парень. Он мог играть сколько угодно, а мы танцевали, пели, усевшись кружочком, до утра. Ни о каком спиртном в эти вечера не могло быть и речи. Когда баянист делал передышки, мой двенадцатилетний брат тихонечко брал баян, садился в суфлёрскую будку и «пиликал». Смешно на него было смотреть со стороны – одна голова торчала из-за баяна. И ведь научился играть, стал подбирать мелодии на слух! В праздники люди гуляли всей деревней либо в клубе, либо на природе. Зимой в Масленицу всегда заливали горки, и мы вместе со взрослыми катались кто на чём – было очень весело! Весной на Троицу всегда украшали окна веточками берёзы – было очень нарядно! На Пасху у каждого дома делали для детей качели, мы ходили друг к другу в гости с крашеными яйцами и «христосовались», качались на качелях. В доме пекли пироги, ватрушки. Кстати, хлеб пекли всегда сами. Взрослое население работало в животноводстве и полеводстве: доили вручную коров (доильные аппараты появились года за 2 до распада села), сеяли зерновые. Своей техники не хватало – на помощь приезжали механизаторы из Кырчан. Теперь поражает то, что работали без выходных и отпусков. Летом рабочий день у доярок начинался в 4 утра, а заканчивался в 11 ночи, так как они. Кроме дойки, ещё работали на сенокосе. Им помогали дети: мальчики постарше загребали сено на конных граблях, а девочки ручными граблями в валки, из которых легче было смётывать сено в стога. В основном везде была ручная работа. Дети помогали родителям и на ферме, были на уборке урожая помощниками комбайнеров. Никто не болтался без дела, никаких правонарушений не совершал. В деревне детям некого было опасаться: мы лет с 10 по вечерам играли на улице допоздна, и родители за нас не боялись – никто никого не обижал. Летом любимой игрой была лапта, зимой – лыжи, самодельные санки. В 1970 -1971 годах детей в школе стало заметно меньше, и некоторые классы сократили. Потом постепенно стали закрывать медпункт, клуб, библиотеку. В 1973 году закрыли школу. Укрупнение колхозов было политикой государства. В селе Кырчаны специально для колхозников из Чигирени построили целую улицу домов. Перевезли скот и технику, обрезали свет – чигиренцы и гурченцы стали переезжать в Кырчаны на улицу Мира и Колхозную. Но многие решили уехать в города, на Урал - в поисках лучшей, чем в деревне, жизни. Переехали и мы. Свою исчезнувшую деревню я и сейчас люблю всей душой, хотя там нет ни одного дома. У нас с мужем традиция: каждую весну 14 мая мы приезжаем в свои деревни – Чигирень и Грудцыны. Стараемся сделать для них что-нибудь полезное: повесили дощечки с надписями, расчищаем родники, у сохранившегося здания церкви выпилили все лишние деревья, оставили только те, что посажены нашими предками, летом выкашиваем сорняки. А нынче нас кто-то опередил, обкосил траву. Мы были приятно удивлены, что кто-то последовал нашему примеру. В планах на будущий год расчистить площадку возле школы, в которой мы учились, выпилить заросли в нашем конце села. Наши дети нам всегда помогают, и я думаю – нашу традицию они будут продолжать. А значит, эти деревни не будут забыты.
Кропачев Петр Иванович Я жил в Жевлаках с детства в двухэтажном каменном доме в центре деревни. Сейчас от него остались стены и крыша. Учился в Кырчанской школе. Ходил туда за 7 км. Потом уехал, вернулся к матери в 1981 году, когда деревня ещё жила: колхозники работали на ферме, на току, по всей деревне был проведён водопровод, работал магазин, клуб, медпункт. Где-то до начала 70х существовала начальная школа, в которой работали супруги Широких, Александр Павлович и Лидия Аполлосовна. Дома, их было больше 40, стояли по обе стороны длинной улицы. И сейчас сохранилось довольно много для такой деревни домов из красивого, почти красного кирпича. Они хорошо выглядят до сих пор, потому что летом в них живут дачники, большинство из которых выходцы из Жевлаков. (Дома эти ухожены, трава подкошена, заборы и бани новые, теплицы, цветочные клумбы, качели для детей, окна, двери и крыши кое-где обновлены, огорожено несколько пасек). Клуб находился в бывшей часовне в центре деревни. Сейчас часовня стоит на тропинке к ключу. Деревню видно с Казанского тракта напротив Рогалей, потому что она стоит на горе, над ручьём Новик, который дальше течёт по лугам и впадает в Вою. (Она издалека похожа на древнюю крепость). Вокруг были поля, на угоре было много земляники и клубники, а за грибами надо было идти дальше, за Карачи или Рогали. Всё вокруг выкашивалось, на лугах и у речки пасли скот. В сторону Карачей были деревни Пахомовцы и Заполица, в сторону Городищ – Метели, в сторону Кырчан - Стрижи и Коростельки, в сторону Архангельского, ближе к Вое – Кисари и Плешково, на берегу Вои – Новик (Пустолайка). В этих деревнях никто не живёт. Числятся в Плешкове 2 человека, но они уже получили квартиру в Карачах. Никто не ожидал, что деревня так скоро исчезнет. Народ начал уезжать поближе к цивилизации ещё в начале 70-х, а в начале 90-х сочли, что колхозу «Восход» содержать ферму и ток невыгодно, и ликвидировали её. Работать стало негде, и жители стали уезжать, большинство в центр колхоза в Карачи, где предоставлялись квартиры. Тогда и закрыли магазин, медпункт и клуб. Возродить Жевлаки пытался нынешний глава Кырчан Комаров Е.А., тогда фермер: закупил 5 панельных домов, поставил их, завёл скотный двор, сеял зерно, построил насыпь, но дело не пошло. Дома разобрали и продали, сейчас стоят остовы 2 последних. По моему мнению, деревню ещё можно возродить, только дорогу надо достроить, а то в грязь её всю разбивают, когда возят сено с войских лугов. Я живу в деревне один, у меня 2 собаки, 4 головы крупного рогатого скота, которые ходят без привязи и кормятся сами - травы и сена вокруг полно, вода под горой. Дачники доверяют мне сторожить их дома. Подправляю дорогу. Слежу, чтобы не было посторонних. (Собаки наше приближение учуяли давно, П.И. вышел на улицу и ждал нас, стоя посреди деревни). В магазин хожу по прямой дороге в Карачи или в Кырчаны. Летом приезжают племянники, говорят, про Жевлаки надо книгу написать. Рухлядев Владимир Дмитриевич. Это было осенью то ли 1979, то ли 1980 года, когда я работал инструктором по вождению в Кырчанской школе. В моём распоряжении было несколько тракторов, в том числе и гусеничный. М.В. Блинов, бывший житель д. Козловщина, попросил меня перевести на нём из этой деревни её последнюю жительницу, старушку. Ни на каком другом транспорте выехать оттуда было нельзя, потому что на подъёме в кырчанскую гору у гаража через старый мост были глубокие колеи. Спускаясь с горы, я подумал, что нагруженный трактор в них засядет, и решил возвращаться их Козловщины другой дорогой, в окружную. Я приехал в заброшенную деревню за 11 км. Старушка уже не первый год там жила одна. Ехать ей было некуда. Летом в деревне стояли пасеки бывших жителей, а зимой – никого. Ключ от неё был далеко, для питья старая женщина собирала дождевую воду, зимой топила снег. Я погрузил в тракторную телегу её пожитки, туда же села старушка. За д. Скородумовщина я повернул в сторону д. Костровщина, где был мост через р. Прямик. Конечно, ехать этим путём было в два раза длиннее, зато наверняка. Смотрю в зеркало – старушка стала креститься. Я подумал, что она боится дороги. Выехали на трассу, а она всё молится. Наконец перестала. Только потом М.В. Блинов рассказал мне, что она подумала, будто я её решил завезти в глушь и оставить там умирать, всё равно мол никому не нужна.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.014 с.) |