История Кырчанского поселения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История Кырчанского поселения



 в названиях деревень

                        Автор: Шуплецова Анжелика Андреевна,

                      МОУ ООШ с. Кырчаны Нолинского района

                                    Кировской области, ул. Полевая, д.7,  8 класс.

                              Руководитель: Рухлядева Елена Васильевна, 

              учитель русского языка и литературы

                                     МОУ ООШ с. Кырчаны.

                                                                                                           

Г.

Содержание

I. Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 3                                                                                                 

II. Основная часть.

   1. Кырчанское поселение в эпоху Средневековья -----------------------5

   2. Кырчанские деревни в 17-18 веках -----------------------------------------5

   3. Названия населённых пунктов в 19 веке --------------------------------10

   4. Кырчаны в 20 веке --------------------------------------------------------------11

III. Заключение ----------------------------------------------------------------------------17

IV. Библиография ------------------------------------------------------------------------19

V. Приложения ---------------------------------------------------------------------------20                 

 

 

Введение

Тема: История Кырчанского поселения в названиях деревень.                   

Объект:  Кырчанское поселение Нолинского района Кировской области.

Предмет: названия  и местонахождение деревень.                                                                                              

Цель: доказать, что названия деревень раскрывают историю поселения.

Задача: выявить местонахождение исчезнувших и существующих  населённых пунктов, выяснить историю их названий, раскрыть историю Кырчанского поселения с древности до наших дней.                                                                                           

Гипотеза:  территория Кырчанского поселения освоена  переселенцами из других районов Вятского края не менее чем 300 лет назад. Периодом расцвета кырчанских деревень был конец 19 - начало 20 века. С середины 20 века начался их упадок, который продолжается и сейчас.

Изучать историю родного края по географическим названиям – интересное и увлекательное занятие. В начале 2010 года в Кырчанской сельской библиотеке появились архивные материалы, которые приоткрыли новые страницы в истории нашего села. Моё внимание привлёк один из документов – «Переписная книга Вятского уезда переписи стольника С.Д. Трахониотова: Вотчины Вятского Успенского Трифонова монастыря». Это перепись населения Кырчанской волости за 1710 год. Меня поразило в нём всё: год – с тех пор прошло ровно 300 лет; большое количество населённых пунктов – 75: деревни, починки, заимочки, займища; много незнакомых названий. Я решила снова обратиться в библиотеку и в краеведческом отделе обнаружила список населённых пунктов Кырчанской волости за 1887 год, в котором было 63 названия. Сейчас возле Кырчан нет ни одной деревни. Где же они находились?  Мой руководитель предложила мне разослать эти списки старожилам села с просьбой отметить знакомые названия и указать место нахождения деревень: на какой речке, возле какого тракта. На нашу просьбу откликнулись 15  человек. Окончательно определить, где находились исчезнувшие деревни, помогли карты, которые нам удалось найти. В результате в моём исследовании появилось уже 4 списка: 1710 года, конца 19 века, 1968 года, 2010 года. Первые 2 списка мы объединили и сделали   3 карты: XVII –XIX вв., 1968 г., 2010 г.   Теперь можно было решать главную задачу – выяснить:                                                                                                                                                      1) когда началось заселение территории Кырчанского поселения;                                                                2) в связи с чем на протяжении 300 лет количество населения в наших местах изменялось;                                                                                                                                 3) почему к началу XXI века на территории поселения почти не осталось деревень.                                                                                                                                      Ответы на эти вопросы я находила в справочниках, в исторической  литературе, в краеведческом материале библиотеки и в воспоминаниях жителей исчезнувших деревень. Исследование было начато в феврале, а закончено в декабре 2010 года.

Основная часть.

1. Кырчанское поселение в эпоху Средневековья.  Анализ справочной литературы.                                                                                                                                  Кырчанское поселение Нолинского района находится в центральной возвышенной части Кировской области. На севере его территория граничит с Сунским районом. Восточной и юго-восточной границей является река Воя, западной – земли Лудянского поселения. На юге сразу за селом начинается Перевозское поселения. С точки зрения рельефа эта местность не очень удобна для проживания - холмистая, овражистая, с неплодородной землёй. Основная часть территории находится в долинах небольших речек Прямик и Кырчанка. На карте поселения, составленной с помощью аэросъёмки, видно, что у Прямика и Кырчанки много ручьёв – притоков и родников, на которых и находились деревни. Только сейчас вместо слова «деревня» на карте написано «урочище», т.е. лес.

В справочной литературе нет точных сведений об истории Кырчанского поселения в эпоху Средневековья, то есть в период до XVII века. Но известно, что люди селились на реке Вое и в древности. Так, в 2-х км севернее Кырчан археологи обнаружили  селище IX – XVI вв.  А на левом  берегу Вои, почти напротив села, есть  более древние стоянки:   VIII – III тыс. до н. э. [ См. Каталог «Памятники истории и культуры Кировской области», стр. 78-83. Киров, 1984.]   До XII – XIII веков территорию по обоим  берегам Вои до р. Чепцы занимали древние удмурты. Позднее по Вое проходила граница между Казанским ханством и Вятской землёй, значит, здесь могли жить татары. Сейчас в соседних Немском, Богородском, Кильмезском районах сохранилось много удмуртских, татарских, а также марийских  топонимов: Арское, Урбас, Ухтым и т. п. Возможно, Кырчаны – один из них, потому что географические названия с началом кыр- есть не только в Кировской области, но и в Коми, в Сибири, в Турции: Кырмыж, Кырта, Кыра, Кырджали и т.п. [ См. Малый атлас мира - М., 1981, стр.78].

2. Кырчанские деревни в XVII-XVIII  веках. Анализ исторической литературы и краеведческих  материалов библиотеки с. Кырчаны.                                                                                               Самый ранний известный документ, в котором упоминаются кырчанские названия, -  это Жалованная грамота царя Алексея Михайловича от 15 сентября 1650 года о передаче земель по рекам Кырмыж, Суна, Лудяна и Воя от вятчан Максимова, Буторина и Ведянина (Федянина) Вятскому Успенскому Трифонову монастырю. [ См. ЭЗВ, т.1 - Киров,2002, стр.302 ]. Фамилии первых владельцев нашей земли сохранились в названиях деревень   Максимовская, Бутырская, Буторинская, Бутеринская. В селе  много  Максимовых, Буториных, есть Ведянины. В Энциклопедии Земли Вятскойя прочитала, чтосамому большому и богатому на Вятской земле Успенскому монастырю эти земли были нужны и «для прокормления братии», и для строительства церквей в городах, и для личного обогащения. Все плодородные земли около городов к этому времени уже были заняты, а лесные,  холмистые и малодоходные пустоши правительство охотно отдавало монастырям с большими льготами и даже без оброка. Иногда отдавались целые деревни и волости, например Вобловицкая – территория современных Нагорского, частично Слободского, Белохолуницкого и Юрьянского районов. Крестьян из этих деревень монастырь переселял на новые земли с условием платить подати уже ему, а не государству. Здесь же могли поселиться вольные крестьяне, оседало бродячее население, находили приют старообрядцы,  беглые крестьяне  и преступники. Так в середине 17 века в Вятском уезде, на том месте, где мы сейчас живём, из переселенцев образовалась Кырчанская монастырская вотчина.                                                                                       

  Настоятель монастыря руководил вотчиной через своих доверенных – посельских старост. Давая на первых порах переселенцам льготы, монастырь обложил тяжёлыми денежными и натуральными оброками государственных крестьян из  сунских, лудянских и кырчанских деревень, заставлял их работать на барщине и на монастырской запашке и выполнять другие повинности, то есть из государственных превратил их в крепостные. Не выдержав тяжёлой крепостной неволи, крестьяне сёл Лудяны, Суны и Кырчан в 1664 году обратились в Казань с просьбой записать их в Казанский уезд и освободить таким образом от власти монастыря. Казанский воевода удовлетворил ходатайство. Но архимандрит  монастыря Сергий не согласился с Казанью и учинил над крестьянами жестокую расправу,  оставив в селе Суна для управления 4 старцев. Казанский воевода, узнав об этом,  ликвидировал монастырское управление и увёз старцев в Казань.                                                  

Архимандрит пожаловался на него царю Алексею Михайловичу, и из Москвы в Вятку прибыла комиссия, которая проверила у монастыря документы на владение  землями. Документы показали, что сунские и кырчанские селения принадлежат  монастырю. Теперь против этого решения выступили  кырчанцы. В 1675 году  в Кырчанах образовался вооружённый отряд под руководством крестьянина Ильи Рохина.   (д. Рохинская, позднее Ананьевщина, существовала до середины 20 в. на правом берегу р. Кырчанкинедалеко от Малого Вострижанья. Теперь Рохины живут в д. Ключи). Отряд скрывался до поры до времени в лесах за Воей, а в феврале 1675 года расправился с монастырским правлением. Отряд был вооружён холодным оружием, дубинами и даже ружьями. На всех подступах к селу были установлены вооружённые заставы и караулы, снабжённые лыжами.  Монастырь сначала  увещевал восставших, послал в Кырчаны крестный ход с чудотворной иконой, что внесло раскол в восстание: богатые крестьяне и поп Василий стали уговаривать отказаться от сопротивления, но восставшие убили одного из богачей, а поп бежал из села. Целый год в Кырчанах не было власти монастыря. В 1676 году, пользуясь присягой новому царю Фёдору Алексеевичу, архимандрит повторил попытку увещевания и сам прибыл в Суну и Кырчаны, но рохинцы не только не стали присягать, но и избили монахов. Сам архимандрит еле спасся. Разгневанный, он обратился в Москву, откуда для подавления восстания в Кырчаны прибыл карательный отряд. Рохинцы поняли бесполезность дальнейшего сопротивления и скрылись в лесах за Воей.  [ См. Эммаусский А.В. История Вятского края в XII – середине XIX века, Киров, 1996]. Дальнейшая их судьба неизвестна, но сейчас в Немском, Богородском, Унинском и Фалёнском районах, которые находятся за Воей,  сохранилось много кырчанских фамилий и названий деревень.

Описание событий середины 17 века говорит о том, что территория нашего поселения в это время была уже освоена и представляла ценность для монастырских властей. Уже произошло социальное расслоение населения:  кроме церковной знати, появились  богачи, но в основном крестьяне на монастырских землях были бедными. Причина была в неплодородной земле и непосильных налогах: монастырь брал с них оброк рожью, овсом, ячменём, пшеницей, льном, коноплёй. Крестьяне обязаны были ежегодно поставлять монастырю определённое количество свежих и сушёных ягод, хмеля, грибов, хрена, мёда, воска, мяса, масла, сыра, яиц, телеги, сани, конную упряжь, дрова, строевой лес. Сборщики оброка требовали уплатить денежную подать на приказные расходы и на содержание монастырских управленцев. Эти нормы зачастую превышались из-за нечестности сборщиков. Поэтому крестьяне уклонялись от переписей, бросали нажитые места, уходили в более глухие места и на окраины городов. Образовывались пустые деревни с освоенной землёй, куда приходили новые жители. Если внимательно посмотреть на карту нашего поселения, то мы увидим, что многие деревни прятались  в очень укромных местах – в верховья речек, в лесах, на склонах оврагов: Кокино, Шуткино, Туманы, Яланка, Коростельки, Стрижи. Думаю, это было сделано первопоселенцами специально. Чтобы навести порядок и обложить всё население налогом, Пётр I в 1708-1710 годах провёл губернскую реформу и с помощью военных провёл новую перепись. Он подозревал, что монастыри превышают свои полномочия и деньги уходят из государственной казны, поэтому пытался ограничить их доходы.

Архивный документ «Переписная книга Вятского уезда переписи стольника С.Д. Трахониотова» создан как раз в Петровские времена, в 1710 г. На листах №№ 1206-1232 этого документа находится список населённых пунктов Кырчанской волости за этот год. В нём 75 деревень и сёл, в том числе 46 кырчанских (остальные 29 позднее вошли в состав других поселений). Это основной документ в моей работе.                                                                                                                                     Почти все фамилии и названия в нём  знакомые, но некоторые звучат необычно: деревни Высокое Раменье, Крутая Веретея, Кремлёвская, заимка Ериловская.   Когда мы показывали список старожилам, даже очень пожилые люди не могли сказать, где находились такие деревни. Тогда мы взяли  старинную карту и отправились «путешествовать»  вслед за писцом Трахониотовым.  Даты на карте нет, но Нолинск на ней обозначен как город, а Чигирень как село, с церковью. Нолинск стал городом в 1780 г, первую церковь в Чигирени выстроили в 1852 году. [ См. книгу священника Владимира Васильевых «Нолинск православный», 2007, стр.21]. Значит, это карта  конца XIX века. Трахониотов  начал перепись с Кырчан, далее направился на север по р. Прямик до д. Коромысловщина, спустился к речке, переправился через неё, переписал деревни на другом берегу, доехал до реки Кырчанки, переписал деревни на её левом берегу, переправился на правый,  переписал деревни там, у деревни Козловщина,  и направился в сторону Нолинска. В списке стольник сначала расположил сёла и деревни, а потом займища и заимки, то есть новые поселения. Теперь можно было делать выводы.                                                                                       

  1.   Кырчанская волость к началу 18 века занимала большую территорию  по рекам Чёрная, Ноля, Талый Ключ, Возжайка, Макровка (Майоровка), Долгуша, Игрень, Енгайка, Омыть,Кырчанка, Большой и Малый Прямик (Прянник) По рекам все 46 кырчанских населённых пунктов  можно разделить на три группы: первая – деревни по речке Малый Прямик, вторая – по речке Большой Прямик, третья – по Кырчанке. Больше всего деревень стояло по обоим берегам Кырчанки.                    

2. Самым крупным населённым пунктом было село Кырчаны – 2 деревянных церкви и 18 дворов. (Село  Ноли   тогда входило в состав нашей волости и было меньше Кырчан– деревянная церковь и 15 дворов). Остальные – маленькие деревни и заимки с 1-4 дворами. Это означает, что массовое освоение мест началось незадолго до 1710 года.     

3.  Средний возраст взрослого населения – от 30 до 40 лет. Семьи большие, почти в каждой есть маленькие дети, в  некоторых дворах живут сразу по две семьи. В удалённых от Нолинска и Кырчан деревнях население моложе, дворов меньше, значит, моложе и деревни. Они в списке значатся как заимки, заимочки и займища. В соседних деревнях фамилии часто одинаковые, значит, рядом селились родственники или выходцы из одного места (Калугины, Стародумовы, Шиляевы).                                                                                                      

4.  Для того чтобы выяснить, откуда прибыли к нам первые жители, я сравнила названия населённых пунктов из справочника «Кировская область. Административно – территориальное устройство», а фамилии - из «Книги Памяти». Многочисленные совпадения подтверждают, что первые жители Кырчанской волости – это вятские переселенцы – в основном из Нагорского, Слободского, Юрьянского, Белохолуницкого и ближних  Кумёнского и Сунского районов. Всё это в прошлом монастырские земли. Например, в 1710 году в кырчанских деревнях  жили Глазырины и Семиколенных. Сейчас здесь таких фамилий у нас нет. Но в «Книге Памяти» по   Нагорскому району   ( в прошлом самой древней   вотчине Трифонова монастыря)  много Глазыриных и Семиколенных из деревень Глазыринцы и Семиколенные. Значит, многие наши деревни, действительно, основали выходцы из Нагорских деревень.   (См. Книгу памяти  стр. 30-31, 113-11 5).  

5.  Большинство фамилий из переписи 1710 года  сохранилось в  Кырчанах до нашего времени. Самые распространённые из них: Буторины, Вахрушевы, Двоеглазовы, Иванцовы, Калугины, Кутергины, Лямины, Максимовы, Нелюбины, Одеговы, Останины, Платуновы, Поздеевы, Соловьёвы, Стародумовы, Сухих, Швецовы, Штины, Шиляевы.

 Во время правления Екатерины II была проведена ревизия всех монастырей в России. Доходы от их многочисленных  владений  не попадали в государственную казну, и поэтому большинство вотчин у монастырей к 1764 году было отобрано.  Таким образом, монастырское правление в нашей местности просуществовало более 100 лет. За это время монастыри обогатились, а количество деревень многократно увеличилось. В селе Кырчанах по ревизии 1760 года уже было 155 душ крестьян.

3. Названия населённых пунктов  в XIX веке. Анализ списка «Кырчанская волость, 1887 год»

  Следующий список населённых пунктов Кырчанской волости – данные переписи   1887 года. В нём указано количество  населения - 7623 человека;  дворов - 1394, населённых пунктов - 62 (без села Кырчаны). Они распределены по 9 обществам в соответствии с основной деревней: Федуловское, Плосковское, Дубровское, Копнинское, Вахрушевское, Скородумовское, Шахтаринское, Карачёвское, Здоровское. Указано количество жителей в каждой деревне. Я разделила деревни по этому признаку на 3 группы:                                                                                                                                   а)   с населением около 200 человек – 8;

б) с населением около100 человек: большинство деревень;

в) с населением около 10 человек – 5.                                                                                       Я сверила список 1887 года с картой и со списком 1710 года и получила представление о Кырчанской волости в XIX веке.

  Выводы состоят в следующем.                                                                                                                                             1) За 177 лет, к концу XIX века, количество населённых пунктов на нашей территории значительно увеличилось. Вместе с деревнями на берегу реки Вои, которые раньше относились к Архангельской волости, их стало 72 (было 46). Теперь они располагались цепочками, в 1-4 км друг от друга. В начале  XVIII века были ещё не заняты верховье Прямика и ручьи, а теперь и там  стояли  новые деревни, в основном с сунскими названиями. Количество жителей и дворов увеличилось многократно, появилось несколько больших деревень, с населением около 200 человек: Карачи, Мешаловщина, Плосково, Бондюг, Козловщина. Маленькая, в два дома заимочка Чигиринская стала большим селом Чигирень с каменной церковью.                                                                                                                           

2) Оказалось, что у многих населённых пунктов было 2 или даже 3 названия: одно народное, другое официальное, которое присваивал переписчик или владелец. К концу 19 века почти половина деревень (32) сменила официальное название на народное, например: Крысовский починок – деревня Рогали, заимочка Жуйковская – деревня Минеевщина, заимочка Кореневская – деревня Шубники, починок Гущинский – деревня Стрижи и так далее. Местное население теперь знает только новые названия.                                                                                                                                              3) Карта и список деревень говорят о том, что жизнь в Кырчанской волости к концу 19 века упорядочилась: были проведены обмеры земли - у каждого населённого пункта определены границы пашни и лугов; появились деревенские общества, которые содержали общественные  мельницы, кузницы, маслобойни, хлебные магазины для запасов зерна на случай неурожая. Больше всего мельниц было на реке Прямик.                                                                                                                             4) Население Кырчанской волости в конце XIX века уже можно считать коренным.

4. Кырчаны в XX  веке. Анализ воспоминаний старожилов.

  Я считаю, что самый ценный материал в моём исследовании – воспоминания старожилов. Руководитель помогла мне найти жителей села, которые смогли их написать.  Всем  были заданы одинаковые вопросы: где находилась  деревня; каков был жизненный уклад; каковы причины, из-за которых деревня разъехалась. Вскоре  мы получили  15 воспоминаний о 12 населённых пунктах  и сведения о местонахождении ещё 58. Хочу сказать большое спасибо всем, кто нашёл для нас время и написал воспоминания. Их авторы  – это  ветераны труда Пересторонина Надежда Степановна и Блинова Галина Владимировна – бывшие  жительницы д. Козловщина; бывший глава администрации, житель д. Мешаловщина Швецов Дмитрий Фёдорович, учителя Рухлядев Владимир Дмитриевич, Волкова Нина Григорьевна – бывшая жительница д. Яланка и с. Чигирень и Широких Леонид Александрович, уроженец д. Жевлаки; единственный житель этой деревни Кропачев Петр Иванович; бывшие жители д. Плюсни Одегова Капитолина Ивановна и Кочкин Владимир Николаевич; библиотекарь Крестьянинова Вера Фёдоровна, чьё раннее детство прошло в Рогалях; Пинягин Юрий Михайлович из д. Пиняги, Русских Галина Сергеевна из Костровщины, Куликова Таисья Евгеньевна из Судаков, Кузнецова Людмила Александровна из Стрижей, Двоеглазов Георгий Васильевич из д. Перевоз,   егерь Мельников Виктор Алексеевич, который знает все деревни в округе. Возраст авторов от 50 до 85 лет. Воспоминания разные по объёму, но все они написаны с любовью и с глубоким чувством грусти по исчезнувшей деревне. Перед глазами встают в основном уже небольшие деревни 50х - 70х годов 20 века. Они группируются вокруг 3х центров: около села Кырчаны – Кырчанский сельсовет, дальние деревни около села Чигирень в 17 километрах – Чигиренский сельсовет и около Карачей – Карачёвский. Колхозов два: «Ленинец» и «Восход». Все заняты делом: взрослые на фермах и полях, дети помогают им на сенокосе, следят за младшими – детских садов и яслей в деревнях никогда не было. Дети друг друга не обижают, и родители не беспокоятся, отпускают их играть до темноты. Когда хозяева начинают качать мёд, зовут всех деревенских ребятишек и кормят до отвала. В морозы баню детям иногда устраивают в русской печке: вечером из истопленной утром печи  выгребают золу,  внутрь стелют солому и ставят корыто с водой. Кирпичи ещё горячие, вода от них нагревается, и можно мыться.  В деревне Судаки для хозяйственных нужд у каждого дома вырыт  колодец-кипун, зачерпываешь воду ведром, она бурлит – кипит. В Плюснях для колхозных уток сделан пруд.  В Яланке полоскать бельё далеко, зимой тащишь корыто с бельём по пояс в снегу и с собой везёшь топор, чтобы обрубить лёд. За питьевой водой надо ходить на ключи, а для скота, стирки и бани возить воду с реки. Это тяжело, ведь все кырчанские деревни, за исключением Новика, стоят на горе. Особенно далеко ключевая вода в большой деревне Мешаловщине – около километра. Но ключи содержат в порядке, обновляют колоды, делают деревянный настил, чтобы могла  подъехать лошадь с бочкой, обкашивают траву, чтобы не образовалась болотина. Вода на ключах в Судаках, в Бондюге, в Козловщине, в Чигирени, в Грудцынах, в Кокино, в Скородумовщине и в Костровщине особенная, вкусная. Н.С. Пересторонина вспоминает, как хорошо было в жаркое время отдохнуть на скамеечке возле ключа Омыч (Омыть) за деревней Судаки, возвращаясь из Кырчан. Места вокруг красивые, белые грибы и рыжики, клубника и малина - сразу за деревнями. В чигиренских лесах растут редкие цветы венерин башмачок и сочевичник. В Чигирени и Киселях живут гармонист и баянист, самые талантливые во всей округе. В масленицу в деревнях делают ледяные горки, на Пасху устанавливают возле каждого дома качели, на Троицу окна домов украшают веточками берёзки. Советские праздники – Октябрьские и 1 Мая отмечают всей деревней в клубе или в школе. Но электричества нет, трактора дороги зимой не разгребают, и, возвращаясь вечером из соседней деревни, можешь встретить волка. Галина Владимировна Блинова, которая с 1958 по 1965  год после окончания Санчурского медучилища работала фельдшером в д. Козловщине, описывает богатство природы, походы за клубникой – столько она её до сих пор не видела, весёлые случаи из жизни молодёжи.  Вызывает уважение её ответственное отношение к обязанностям медицинского работника: молодому фельдшеру вдвоём с акушеркой пришлось   обслуживать 17 деревень,  на лошади, чаще пешком, или на велосипеде, или зимой на лыжах – в любое время суток. Н.Г. Волкова  – автор самых обстоятельных воспоминаний. Читая их, ясно представляешь, как дружно жила маленькая лесная деревня Яланка: вместе трудились от зари до зари, всей деревней отмечали после уборки урожая праздники, и каждая хозяйка по очереди накрывала в своём доме стол для всей деревни, но пьяниц и бездельников – отмечает Нина Григорьевна - не было. Жизнь требовала умения поддерживать с соседями ровные отношения, поэтому помогали друг другу на сенокосе, на уборке, в строительстве. В Чигирени, куда потом переехала семья, как и в Козловщине, была школа с интернатом, клуб, библиотека, медпункт, ветлечебница, почта, магазин, сельсовет. Село  стояло на высоком холме и было очень красивым, до начала 60-х годов там действовала церковь. Она стоит и до сих пор, хотя вокруг неё на многие километры нет ни одного дома.                   

Оба автора описывают, как школьные и медицинские работники организовывали культурную жизнь в селе, стараясь этим облегчить нелёгкую жизнь колхозников. Сейчас это трудно представить, но во время полётов в космос в чигиренских  деревнях не было не только телевизоров, но и электричества вообще! В школах учились с керосиновой лампой, но устраивали концерты, ездили на смотры художественной самодеятельности в Кырчаны, на вечерах танцевали под баян и гармошку, любили петь, усевшись в кружок. Зимой ученики ходили в школу на лыжах, поэтому деревенские ребята были очень крепкими и выносливыми.                                                                                                                                       Но больше всего меня интересовали ответы на последний вопрос: «Почему с середины 20 века жители из деревень стали уезжать?» Ведь, судя по воспоминаниям, тогда в каждом населённом пункте было место работы: ферма КРС, овчарня, конный двор, в конце 60-х стало больше техники, кое-где даже появились доильные аппараты. В каждом «кусте» - начальная или восьмилетняя школа: в Жевлаках, в Карачах, в Плоскове, в Чигирени, в Козловщине, в Пинягах.    

Одну причину называют все без исключения авторы воспоминаний: бездорожье. Первопоселенцы в XVII веке поставили свои починки далеко от трактов, среди холмов, и в 50- 70 е годы XX века из дальних деревень в Чигиренской стороне, а их там было более 30,  в распутицу до асфальта  можно было добраться только на гусеничном тракторе. Студентам нужно было выезжать на учёбу, больных возить в стационар. Фельдшер Г.В. Блинова пишет, как тяжелобольных из Козловщины   доставляли в больницу  именно на нём. Решали, куда быстрее – в Нолинск или Кырчаны, так как расстояние было одинаковое -11 км по бездорожью.                                                                                           

 Вторая причина распада деревень - условия жизни: тяжёлый физический труд, низкая зарплата, отсутствие электричества, водопровода, детского сада,  в то время как в крупных населённых пунктах всё это уже давно было.  Доярки на фермах делали всё вручную, а после дойки ещё шли на заготовку сена для колхозного скота. Дома их ждала работа в большом подсобном хозяйстве, ведь зарплата колхозников в 50-60 гг. была очень маленькой. Женщины-матери в те годы могли находиться в отпуске по уходу за грудным ребёнком всего 56 дней, а потом на целый рабочий день оставляли его на попечение бабушек, старших детей или случайных нянек.                                                                   

Чтобы удержать людей в деревне, колхозникам долгое время даже не выдавали паспорта. Но люди всё равно уезжали, чаще всего в Нолинск и к родственникам на Урал. В школах из-за этого учеников стало меньше, объединялись и закрывались целые классы.                                                                            

Третью причину называют также все авторы – это принудительное сселение деревень в конце 60-х - начале 70-х гг. Владимир Николаевич Кочкин вспоминает, как в его деревне Плюсни начали ставить столбы – опоры для электрических проводов. Рабочие сказали его бабушке: «Готовь, бабушка, лампочку Ильича!». Бабушка купила в Кырчанах электрическую лампочку, повесила её до лучших времён в клети, но свет в Плюсни проводить не стали, потому что деревни в Кировской области разделили на «перспективные», «ограниченно перспективные» и «неперспективные». Большинство кырчанских деревней попали в неперспективные. Жители «неперспективных»  Плюсней стали разъезжаться кто куда. Также в «неперспективной» Чигирени незадолго до этого  проведённое электричество обрезали, а жителям  велели переселяться на специально построенную для них улицу в Кырчанах. Но многие туда не поехали, не стали менять деревню на деревню, а сразу отправились в города, где можно было устроиться работать на заводе и получить общежитие или купить домик на окраине. Многие не хотели покидать родные деревни, кому-то некуда было ехать. Например, в Козловщине несколько лет жила одинокая старушка. Зимой у неё не было сил сходить на ключ, и она пила талую воду из снега. Последними уезжали также многодетные семьи, потому что хотели и в Кырчанах жить в своём, отдельном доме, а средств и сил для его постройки не хватало. Например, в Костровщине в последний год её существования зимовала одна большая семья Русских, в Яланке оставались Максимовы.                                                                                                                 Когда деревни опустели, из них стали перевозить в Кырчаны  крепкие здания. Я с удивлением узнала, что из козловской школы в селе построили ещё одно здание детского сада. Сейчас в нём квартиры, и выглядит этот дом из Козловщины ещё очень хорошо. Значит, новых домов в «неперспективных» деревнях было много,  люди строились и планировали жить в них ещё долго.                               

Исключение составляла деревня Жевлаки, в которой   ещё в восьмидесятые годы  работал водопровод, были фермы, ток, магазин, медпункт, клуб. Но в 90-е с ней произошло то же, что и с другими деревнями в 60-70е: из-за экономии средств колхоз «Восход» перевёл скот на центральную усадьбу в Карачи. Люди остались без работы. Сейчас там остался один житель. Жевлаки и теперь издали кажутся живой деревней, потому что в них много крепких старинных домов из красивого красного кирпича, в которых летом живут дачники.                                                                                                                                             В воспоминаниях о деревне Костровщина  бывшая её жительница Г.С. Русских называет причину начала исчезновения кырчанских деревень,  которую называла её мать, уроженка деревни Останинской.  Это коллективизация 30-х годов. Через лог от Костровщины был богатый хутор Залог, который власти снесли за один день: приехали на лошадях, сняли крышу, дом разобрали по брёвнышку и куда- то увезли. Хозяев арестовали, и больше их никто не видел. Наученные горьким опытом, зажиточные крестьяне, которые не хотели идти в колхоз, бросили свои дома и в одну ночь уехали всем семейством в дальние области. Так за несколько дней опустело несколько домов  в Кырчанах, поэтому и раскулачивать стало некого.                                                                                                                   Подводя итог анализу воспоминаний, можно сделать следующие выводы:

1) Количество жителей в деревнях начало уменьшаться в период коллективизации. Обнищание деревень усилилось в годы Великой Отечественной войны, когда мужчины ушли на фронт. В  «Книге Памяти Кировской области» я нашла большой список погибших с фамилиями моих родителей: 20  Уваровых из Кырчанского сельсовета и 12  Шуплецовых из Немского района. А также  23 Шахтариных, 16 Одеговых из карачёвских деревень, 11 Жевлаковых и 10 Шитовых из деревни Жевлаки, 7 фамилий Широких и 6 Стародумовых из одной деревни Плешково!.. Но, несмотря на такие потери, до середины 20 века сохранились  все населённые пункты, основанные в 18-19 веках: ещё в 1955 году их было 75.                                                                             2) Главной причиной распада деревень в 50-70 годы стало невнимание государства к нуждам колхозов и совхозов. В 1968 году осталось 39 жилых населённых пунктов, в 1984 – уже 11.                                                                                                           3) В 90-е годы из-за передела собственности произошло окончательное разрушение деревень. Началась массовая безработица, отток молодёжи.                                                                                                           На территории Кырчанского поселения в 2010 осталось  село Кырчаны (834 чел.) и 6 деревень:  д. Карачи (198 чел.), д. Коромысловщина (108 чел.), д. Рогали (57 чел.), Светлые Пруды (10 чел.), Плешково (2 чел.), Жевлаки (1 чел.) всего 1240 человек – в 10 раз меньше, чем в 1887, и почти в 7 раз меньше, чем 300 лет назад!  Дальние поля, луга и сенокосы заброшены. Грибники и ягодники опасаются ездить на свои любимые места из-за медведей, которые чувствуют себя хозяевами в этих местах.  Из-за сокращения населенияв Карачах  за последние 2 года закрыты школа, детский сад, дом культуры, медпункт. Кырчанск



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.023 с.)