Тема 4.2. Общество Древней Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.2. Общество Древней Руси



План:

1. Восточные славяне в VI-IX вв.

2. Образование древнерусского государства и политика первых князей.

3. Русь в конце X – начале XII в.

4. Реформаторская деятельность Владимира Святого.

5. Расцвет древнерусского государства.

1

О происхождении и первоначальном расселении славян – много споров в литературе. Автор «Повести временных лет» приводит предание о том, как славяне были вытеснены волохами (римлянами) со своей дунайской прародины – римской провинции Норик, в верховьях Дуная и Дравы. Так называемая «дунайская» версия происхождения славян была особенно популярна в XIX в. Однако большинство современных авторов ищут прародину славян чуть севернее – в междуречье Вислы и Одера – или в Среднем Поднепровье и Поприпятье.

Несомненно одно: славяне – древнейшее население Европы. Скорее всего, их прародина – широкая полоса Центральной и Восточной Европы протяженностью с севера на юг 400 км, с запада на восток 1500 км.

Славяне принадлежали к индоевропейской языковой семье. Исходной точкой славянской истории можно, вероятно, считать начало и середину II тысячелетия до н.э., когда славянская языковая семья отпочковалась от общего индоевропейского массива. К этому времени славяне перешли к оседлому образу жизни, земледелие стало их основным занятием.

В ранний период славянской истории выделяют несколько периодов взлета. На рубеже II-I тысячелетий до н.э. – открытие железа. От тех времен дошли предания о богатырях-кузнецах, кующих огромный 40-пудовый плуг и побеждающих прилетевшего с юга змея. Змей олицетворял воинственных кочевников-киммерийцев. Новый взлет – в середине I тысячелетия до н.э. У славян, известных как скифы-пахари (или сколоты), было три «царства». В III в. До н.э. скифская держава пала под натиском сарматов, что привело к упадку скифских царств. Новый подъем славян – во II-IV вв. н.э. Это время характеризуется активными торговыми связями с Римской империей. Примерно с этого времени известны венеды, позже – склавины и анты. В конце IV в. – упадок славян после нашествия тюрок-гуннов.

К VI-VII вв. относят обособление восточных славян из общеславянского массива. Одним из важнейших критериев был язык. Продвигаясь на восток, славяне достигли озера Ильмень и верховьев Оки. Летопись повествует о примерно 15 областях расселения восточных славян.

В районе Киева – поляне, к северу от полян – дреговичи, к северо-востоку от полян – северяне (по р.Десне, Сейму, Суле и Северскому Донцу), к востоку от полян – радимичи (по р.Сож), к югу от полян – уличи (вниз по Днепру), к западу от полян – древляне, западнее древлян – волыняне, бужане, дулебы, на Днестре и Дунае – тиверцы, в Закарпатье – белые хорваты, на Оке и Москве-реке- вятичи, в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи, вокруг озера Ильмень – полочане и словене.

Основное занятие – земледелие. На юге – перелог. В лесных районах – подсечно-огневое: деревья основательно подрубались, год они засыхали на корню, потом – выжигали, несгоревшие пни выкорчевывали, землю разравнивали и взрыхляли сохой, сеяли прямо в золу, семена разбрасывали руками, 2-3 года – хороший урожай. Топор, мотыга, борона-суковатка – основные орудия труда. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, горох, просо, репу, лен, коноплю.

Из других занятий выделяют: скотоводство (коровы, лошади, овцы, козы, свиньи), рыболовство, охота на зверя, бортничество (добыча лесного меда), сбор ягод, кореньев, грибов, ремесло (кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, гончары), торговля (обменивали меха, мед, воск на различные украшения, дорогую посуду, оружие).

VIII-IX вв. – период вождества в восточнославянской истории. Главную роль играл институт вождя. Видимо, славяне жили соседскими общинами, состоявшими из семей. Во главе общин находились общинные старосты. Возможно, собирались общинные собрания (мирские сходки), возможно, существовал совет старейшин общины (из глав семей). Несколько общин (условно 10) объединялись в племенное княжение. Несколько (условно 10) племенных княжений составляли союз племенных княжений. В племенных княжениях и союзах племенных княжений были вождь (князь), народное собрание (вече), совет старейшин.

Жилища самые разные. Древние ладожане жили в больших деревянных домах на высоком берегу Волхова. Древние новгородцы жили в деревянных домах, углубленных в землю и обогреваемых печами, сложенными из камней. Древляне строили свои хижины в диких уединенных местах. Они беспрестанно ожидали нападения врагов, поэтому делали в домах по несколько выходов и прятали в ямах вещи и продукты.

Историк Тацит (55-120 гг.) писал, что одежда славян едва прикрывала наготу. Кожи зверей и домашних животных согревали в холодное время. Женщины носили длинные платья, украшаясь бисером и металлами.

Если верить арабским путешественникам IX в., мужчины носили плащи, одежду женщин дополняли многочисленные украшения: на шеях металлические гривны, на груди монисты из золота и серебра, зеленые бусы из глины.

Любили музыку, играли на волынке, дудке, гудке. Одна из излюбленных забав – пляска. Из игр выделялись борьба, кулачный бой, бег наперегонки.

Были язычниками, политеистами, поклонялись различным идолам. Главное божество – Род, бог вселенной; Также Ярило – бог солнца, Велес – покровитель земли, скота; Сварог – бог огня; Перун – бог грозы, войны (постепенно, к IX в., стал главным). Множество мелких божеств. В деревнях стояли идолы, которым приносились жертвы. Богов угощали специально откормленными баранами и быками. У каждого племени было свое святилище. Священным считался домашний очаг или печь – символ семьи. Священными также почитались рощи, реки, озера.

Культ предков. Практиковалось сожжение предков-покойников. Над погребальными кострами нагребали курганы. На могилах устраивались ежегодные поминки.

Для защиты от злых сил носили амулеты из волчьих и медвежьих зубов, словесные заговоры. Известны годовые циклы земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Просили о хорошем урожае, здоровье.

 

2

К 80-м гг. IX в. На территории расселения восточных славян сложилось два главных центра государственности: Новгород и Киев. Согласно летописи в 882 г. новгородский князь Олег захватил власть в Киеве. Киевские князья Аскольд и Дир были убиты. Объединение Новгорода и Киева стало решающим шагом на пути образования Древнерусского государства. По мнению современного исследователя А.П. Новосельцева, главная причина объединения восточных славян – необходимость охраны торгового пути «из варяг в греки».

Долгие годы научную и политическую актуальность имела так называемая норманнская теория, возникшая еще в XVIII в. Она основывается на летописном рассказе о призвании варягов. Незадолго до смерти правившего в Новгороде старца Гостомысла новгородцы пригласили на службу варяга – норманнского князя Рюрика с дружиной. После смерти Гостомысла (862 г., по другим данным – 874 г.) Рюрик захватил власть в Новгороде. Его дружинники осели в других городах. Так, упомянутые выше Аскольд и Дир также были варягами. Рюрик умер в 879 г. По одним данным, он не оставил наследника, по другим – им был малолетний Игорь. Власть в Новгороде перешла к Олегу – предводителю одного из варяжских отрядов. То обстоятельство, что Олег, объединивший Новгород и Киев, был варягом, из варягов были Аскольд, Дир, дало основание немецким историкам XVIII в. Байеру и Миллеру (находились в то время на русской службе) утверждать, что государство на Руси создали варяги. Политический смысл этой теории заключается в том, что предполагается: русские не способны к самостоятельной государственной жизни. Ими обязательно должны управлять иноземцы.

В настоящее время норманнская теория потеряла актуальность. Государственность вызрела на Руси задолго до прихода норманнов. Да и сами они сравнительно быстро слились с местным населением, растворились в нем.

Князь Олег не только объединил Новгород и Киев. В том же 882 г. он покорил кривичей, в 883 г. – древлян, в 884 г. – северян, в 886 г. – радимичей. Таким образом, союзы племенных княжений вошли в состав государства, но долгое время сохраняли значительную долю самостоятельности. Их связь с Киевом осуществлялась через полюдье. Полюдье – это ежегодный объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани, выполнения, жреческих, судебных, коммуникативных функций. В 907 г. и 911 г. Олег совершил два похода на Царьград (Константинополь). Результатом стали выгодные для русских купцов договоры. В 912 г. Олег умер при неясных обстоятельствах. Летописец сообщает, что он умер от укуса змеи, выползшей из черепа его давно издохшего коня.

Киевским князем стал Игорь. В 913-914 гг. он подавил бунт древлян, пытавшихся отложиться от Киева; покорил уличей и тиверцев. В 941 г. и 944 г. также совершил походы на Царьград. В результате был подтвержден договор князя Олега. Игорь трагически погиб в 945 г. во время полюдья в Древлянскую землю. Игорь захотел дважды взять дань с древлян и был ими убит.

Формально преемником Игоря стал его сын – малолетний Святослав. Фактически – вдова Игоря, мать Святослава – княгиня Ольга. Она жестоко отомстила за убийство мужа: расправилась с тремя древлянскими посольствами, сожгла столицу древлян Искоростень. Ольга установила уроки и уставы – твердые размеры дани и порядок ее сбора. Учредила становища и погосты – места стоянок князя с дружиной во время полюдья и форпосты великокняжеской власти в отдаленных землях, куда не доходило полюдье. Она приняла христианство. Умерла в 969 г.

Святослав вырос воином. Он почти все время княжения находился в походах. В 964 г. совершил поход в землю вятичей и освободил их от дани хазарам. В 965 г. совершил поход на Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. В 968 г. воевал в Дунайской Болгарии, в 970 – в Византии. Потерпел поражение от греков. Возвращался на Русь и в 972 г. попал в засаду, устроенную печенегами у днепровских порогов, убит.

Киевским князем стал Ярополк. Между ним и его братьями Владимиром и Олегом началась междоусобная борьба. В 977 г. погибает Олег. В 980 г. Владимир изгоняет из Киева Ярополка, а вскоре его убивают. Таким образом, в 980 г. киевским князем становится Владимир – сын Святослава и ключницы Малуши.

3

Вопрос о характере социально-экономического строя Киевской Руси является дискуссионным. Так, санкт-петербургский историк И.Я. Фроянов считает, что Русь в это время находилась на стадии позднего родового строя и только к концу рассматриваемого периода начался процесс классообразования. Исследовательница из Минска В.И. Горемыкина полагает, что на Руси господствовали рабовладельческие отношения. Большинство отечественных историков (Б.Д. Греков, Л.В. Черепнин, Б.А. Рыбаков, М.Б. Свердлов, А.А. Горский и др.) придерживается точки зрения, что Киевская Русь представляла собой раннефеодальное общество.

Дискуссионным остается вопрос и о характере раннефеодального общества на Руси. Б.Д. Греков считал, что уже в IX в. Существовали крупное частное землевладение (вотчина) и различные категории зависимого населения (так называемый “вотчинный феодализм”). По мнению Л.В. Черепнина, первоначально существовала государственная земельная собственность и только затем появляется крупное частное землевладение (так называемый “государственный феодализм”). Разновидностью этой точки зрения является точка зрения А.А. Горского: земля находилась в совместной собственности князя (как главы государства) и дружины (так называемый “корпоративный феодализм”). Б.А. Рыбаков считал, что параллельно и одновременно развивалось как крупное частное (вотчинное) землевладение, так и государственное.

В настоящее время в исторической литературе утвердилась точка зрения, согласно которой первой формой крупной земельной собственности было государственное землевладение. В ходе интеграции союзов племенных княжений в государство шел процесс “окняжения” земель. Киевский князь как глава государства выступал и верховным собственником земли.

Князь за службу наделял землей дружинников, “сажал” их на землю. Примерно к середине XI в. Начал складываться слой крупных частных землевладельцев – бояр, новая форма землевладения – вотчина. Различали вотчины боярские и княжеские.

В конце X в. Было принято христианство, появилась церковь как религиозно-феодальный институт. Начала складываться еще одна форма крупного землевладения – церковно-монастырское землевладение (церковно-монасты-рская вотчина).

По мере имущественного и социального расслоения древнерусского общества складывались различные категории зависимого и полузависимого населения.

К полузависимым (полусвободным) относились: 1. Закупы – лица, взявшие купу (в долг) деньгами, зерном и т.д. Вернув (отработав) долг, они могли снова стать свободными, но на практике они нередко попадали в категорию зависимого населения; 2. Рядовичи – лица, заключившие договор (ряд) и обязанные отработать по этому договору; их судьба была, как правило, та же, что и у закупов.

К зависимому населению относились: 1. Челядь; 2. Холопы.

Челядь и холопы – это рабы древнерусского общества. Их отличие в следующем: челядь – это рабы-иноплеменники (из пленных), холопы – рабы-соплеменники, попавшие в рабство за долги. Челядь и холопы были неправоспособны, за их преступления отвечали их владельцы.

Спорным остается вопрос о социальном статусе смердов: являлись они свободными крестьянами-общинниками или зависимым населением.

В конце IX в. И большей части X в. Русь была дружинным государством. Князь, по сути, делил власть с дружиной. Союзы племенных княжений вошли в состав государства, но долгое время сохраняли значительную долю самостоятельности. Их связь с Киевом осуществлялась через полюдье. Полюдье – это ежегодный (с осени до весны) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани, выполнения судебных, жреческих и коммуникативных функций. С конца X в. Происходит эволюция дружинного государства в раннефеодальную монархию. Власть князя, оставаясь наследственной, становится единоличной.

Во главе государства стоял великий князь Киевский. При князе был совет (дума). В него входили члены старшей княжеской дружины. Этот совет обсуждал вопросы войны и мира, законодательства, назначения посадников.

В крупные города направлялись княжичи-наместники из династии Рюриковичей. В остальные города – мужи-посадники, как правило, из членов старшей княжеской дружины. Из их числа впоследствии сложились общерусские съезды князей (снемы). В городах находились также тысяцкие – предводители городских ополчений.

Спорным остается вопрос о судьбе веча. Так, И.Я. Фроянов считает его неотъемлемым атрибутом государственной жизни Киевской Руси. По подсчетам М.Б. Свердлова, наоборот, в течение 100 лет вече собиралось всего 6 раз, да и то в связи с восстаниями или нападениями кочевников.

Низшие административные должности: мечник – судебный чиновник (возможно, судебный исполнитель); ябетник – судебный исполнитель; вирник – сборщик судебных пошлин; метельник (метник) – судебный чиновник, распределял судебные пошлины; бирич – глашатай: оглашал судебные приговоры, княжеские указы; данник – сборщик поземельной подати; подъездной – сборщик различных пошлин; мытник – сборщик торговых пошлин; городник – отвечал за строительство городов, городских укреплений; мостник – отвечал за строительство и поддержание в исправном состоянии мостов, мостовых; заводник – ведал отмежеванием земель; волостель – административное лицо в волости (сельской местности).

Древнерусская дружина известна с VI в. К X в. Она становится неотъемлемой частью государственного механизма. Дружина делилась на две части: старшую и младшую. Членов старшей дружины называли боярами или огнищанами. Членов младшей дружины – отроками, детскими.

Как считает А.А. Горский, автор специального исследования о древнерусской дружине, члены старшей дружины составляли совет при князе, назначались посадниками в городах. Члены младшей дружины занимали низшие административные должности, были княжескими дворовыми слугами.

   “ Русская Правда ” – главный памятник древнерусского права. Основными редакциями принято считать “ Краткую Правду ” и “ Пространную Правду ”. Третья редакция – “Сокращенная Правда” – самостоятельного значения не имеет.

“Русская Правда” отразила социально-экономические отношения, сложившиеся к началу – середине XI в. В ней определен правовой статус различных категорий населения: свободных (купцы, дружинники, иностранцы, ремесленники, горожане); полузависимых (рядовичи, закупы); зависимых (челядь, холопы); смердов. О социальном положении этих категорий населения свидетельствует, в частности, штраф, налагаемый за их убийство. Так, за убийство княжеского дружинника – штраф 80 гривен кун, за убийство рядового свободного человека – 40 гривен кун, за убийство закупа, холопа, смерда – 5 гривен кун и т.д.

Из источника мы узнаем, что представляло собой княжеское и боярское хозяйство.

“Русская Правда” устанавливала наказания за различные преступления. Самым распространенным наказанием был штраф, то есть целью наказания было возмещение нанесенного ущерба. Высшей мерой наказания являлся “поток и разграбление”: конфискация имущества и изгнание из общины. Еще одной формой наказания было обращение в холопство (например: сбежавший закуп; купец, потерявший по собственной вине товар).

4

С 980 по 1015 г. киевским князем был Владимир Святославич. С его именем связано проведение трех реформ.

Первая реформа. – Административная. Владимир извел князей союзов племенных княжений и посадил на их места своих сыновей. Это должно было укрепить государственное единство.

Вторая реформа. – Религиозная. Поначалу Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но на местах цепко держались за своих богов. Тогда он решил порвать с язычеством. Из всех мировых религий его выбор пал на христианство по греческому образцу. Видимо, Владимира привлекли пышность обрядов, возможность совершать литургию на родном языке.

Официальной датой принятия христианства является 988 г. Однако на практике это произошло не ранее 990 г.: сестра византийских императоров Анна прибывает на Русь и вступает в брак с Владимиром (одно из условий крещения Руси), Владимир повелевает крестить киевлян, а затем и других жителей Руси.

Значение принятия христианства: единая религия была призвана укрепить государственное единство; христианство идеологически обосновывало социальное и имущественное неравенство (по языческим представлениям, богатый забирал с собой из этой жизни все богатства и на том свете его ждало такое же безбедное существование; бедный соответственно был обречен на нищету и в загробном мире; в христианстве не важно социальное и имущественное положение, важно, насколько праведную жизнь вел человек на земле, раскаялся ли перед смертью); - принятие христианства дало толчок развитию культуры; - Русь вошла в семью христианских стран Европы; - возникла церковь как религиозно-феодальный институт.

Во главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Крупные города были центрами епархий, во главе – епископы.

Третья реформа. – Церковно-судебная. В начале XI в. (до 1011 г.) был издан Устав князя Владимира “ О десятине и людях церковных ”. Устав устанавливал десятину – основной источник существования церкви (отсюда – “десятинный период” в истории русской церкви). В пользу церкви отчислялись: десятая часть от дани, княжеского суда, торга, урожая, приплода скота.

По Уставу учреждался церковный суд и определялся круг дел, находившихся в его ведении. Церковь имела право:  судить население, проживающее на церковных землях; - судить церковных людей (священно- и церковнослужителей);  судить все население, но по определенному кругу дел. Эти дела перечислены в ст.9 названного Устава. Среди них: семейные дела (развод, измена, конфликты между членами семьи и т.п.); изнасилование; колдовство; кража из церкви; оскорбления словом; поклонение языческим богам и др.

Другими словами, рассмотрению церковного суда подлежали дела, вытекающие из внутрисемейных конфликтов, необузданных проявлений природных влечений, из обращения к нецерковным авторитетам (волхвам, чародеям), из неуважения к церковной символике и имуществу.

5

Владимир умер в 1015 г. Киевский стол перешел к его приемному сыну Святополку. Ярослав, княживший в Новгороде, начал борьбу за киевский стол. В ходе этой борьбы при неясных обстоятельствах погибли князья Борис и Глеб, впоследствии канонизированные русской церковью. Вину за их гибель возложили на Святополка, прозвав его “ Святополк Окаянный ”. (Новейшие исследования – Г. Филист – показывают, что Святополк, видимо, не виноват в гибели братьев, по крайней мере одного из них, Бориса; в гибели Бориса и Глеба был заинтересован, скорее, Ярослав.)

В 1019 г. борьба закончилась: Святополк был изгнан за границу, где, якобы одержимый манией преследования и разбитый параличом, вскоре и умер. Киевским князем стал Ярослав.

Принято считать, что при Ярославе Русь достигла своего расцвета, поэтому его называли Ярослав Мудрый.

Расцвет Руси выразился: - Ярослав разбил в 1036 г. печенегов, на Руси установился мир; законодательная деятельность Ярослава (“ Русская Правда ”, “ Домениальный устав ”, Церковный устав); - “культурное строительство” (в 1030 г. на земле чуди был заложен г. Юрьев; в 1037 г. на месте, где за год до того были разбиты печенеги, заложен Софийский собор, примерно в то же время Золотые ворота; велись работы по обучению грамоте, переписке и переводу на русский язык книг); желая укрепить автономию русской церкви Ярослав ставит в 1051 г., вопреки традиции, митрополитом не грека, а “русина”, Илариона – автор знаменитого “Слова о законе и благодати”.

Современники называли Ярослава Мудрого царем.

Еще в 1024 г. брат Ярослава, тмутараканский князь Мстислав разбил дружину Ярослава и вынудил его бежать в Новгород. Правда, вскоре Мстислав предложил мир. До 1036 г. (год смерти Мстислава) на Руси фактически было двоевластие. Братья поделили русскую землю: Ярославу достался Новгород и правобережье Днепра вместе с Киевом; Мстиславу - левобережье и Тмутаракань. Но этот раздел не привел к дроблению Руси и княжеским усобицам.

После смерти Ярослава в 1054 г. Власть перешла к триумвирату Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод). До середины 1060-х гг. все было спокойно. С 1067 г. между братьями начинаются усобицы, усугубляемые народными выступлениями. До 1093 г. на Киевском столе попеременно побывали все три Ярославича.

С 1093 по 1113 г. княжил Святополк, сын Изяслава. При нем в 1097 г. в Любече состоялся съезд князей. Князья признали пагубность междоусобиц, решили впредь, что каждый будет владеть “отчиной своей” и не вмешиваться в дела соседей. Но после съезда междоусобицы возобновились с новой силой. Летопись сообщает, что в том же году был ослеплен теребовльский князь Василек.

Святополк умер в 1113 г. В Киеве вспыхнуло восстание. Были разграблены двор тысяцкого Путяты, дома ростовщиков. На киевский стол приглашается Владимир Всеволодович Мономах. При нем на Руси устанавливается относительная стабильность. Он дополнил “Русскую Правду”: “Устав Владимира Всеволодовича”, ограничив произвол ростовщиков и упорядочив взимание процентов; регламентировал порядок поступления в холопство.

Владимир Мономах княжил до 1125 г. Он оставил “ Поучение ” детям и остался в памяти современников и потомков. В летописи сказано, что он просветил всю землю русскую и слава о нем разнеслась по всем окрестным странам, наводил ужас на половцев.

В X – начале XI в. главными противниками Руси были печенеги, заполонившие все южнорусские степи. Владимир Святославич обезопасил Русь от их стремительных и опустошительных набегов. На рубежах русской земли, на берегах Десны, Трубежа, Сулы, Стугны, Остера, был построен ряд крепостей. Здесь несли службу “лучшие мужи”, переведенные из северных областей. В 1036 г. печенеги были разбиты Ярославом и их нападения прекратились.

В середине XI в. из-за Дона и Волги на запад двинулись племена половцев. Они оттеснили печенегов и заняли все южнорусские степи.

В 1055-56 гг. половецкий хан Бонуш подошел к русским владениям, но дело закончилось миром.

В 1061 г. половцы совершили первый набег на Русь, разбив дружину Всеволода Ярославича.

В 1068 г. половцы победили Ярославичей на р.Альте, разграбив русские города и села и уведя множество пленных.

В дальнейшем русские князья совершили несколько удачных походов против половцев. В 1103 г. объединенные дружины разбили половцев на р.Сутени. Погибло 20 половецких ханов. В 1107 г. разбили половцев за рекой Сулой и едва не взяли в плен хана Шарукана. В 1111 г. поход на половцев организовал Владимир Мономах. Половцы были разбиты в верховьях Северского Донца, разрушены половецкие городки Шарукань и Сугров.

Русские князья и дальше воевали с половцами, заключали с ними матримониальные союзы, привлекали на свою сторону для борьбы друг с другом.

 

Вопросы и задания:

1. Что известно исторической науке о восточных славянах? Расскажите об их прародине, занятиях, общественном строе. Чем их жизнь отличалась от современной жизни?

2. Как, где и почему образовалось древнерусское государство?

3. Какой концепции образования древнерусского государства вы придерживаетесь?

4. Почему Олега прозвали Вещим? Что общего было в политике Олега Вещего и Игоря Старого?

5. Как связаны между собой убийство древлянами князя Игоря Старого и реформаторская деятельность княгини Ольги?

6. Н. М. Карамзин отмечал, что народное придание нарекло Ольгу Мудрой, а церковь – Святой. Объясните историческое происхождение этих прозвищ.

7. Почему некоторые историки называют князя Святослава Александром Македонским Восточной Европы? Что общего между Святославом и Александром Македонским?

8. В чем заключалась реформаторская деятельность Владимира Святого? Каковы причины и последствия христианизации древнерусского государства?

9. Почему правление Ярослава Мудрого называют временем расцвета Киевской Руси?

10. Какой вклад внес Владимир Мономах в дело укрепления древнерусского государства?

11. Что представляло собой древнерусское общество с точки зрения социальной стратификации и нравов?

12. Каковы отличия древнерусского общества от современного общества?

13. Расскажите о политическом устройстве древнерусского государства. Чем оно отличается от политического устройства современного государства? Можно ли обнаружить общие черты?

14. Дайте характеристику «Русской правде» как историческому источнику. Какие исторические факты он содержит?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.055 с.)