Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. 2. : основные черты и этапы развития восточной цивилизации в средние века.
План: 1. Средневековье как этап развития восточной цивилизации. 2. Восточно-христанская цивилизация. 3. Влияние ислама на восточную цивилизацию. 4. Развитие Индии, Китая и Японии в средние века. 1 Европейское средневековье является синонимом понятия феодализма. Хронологически средневековье – промежуток между античностью и новым временем. На Востоке не было феодализма в классическом понимании, не было и античности. Развитие восточной цивилизации характеризуется цикличностью: периоды расцвета сочетаются с периодами спада. Политическое развитие Востока не отличалось стабильностью. Роль дестабилизирующего фактора сыграли исламские завоевания. Степень исламизации восточных обществ был различным: исламизация слабо затронула Индию по причине господствовавшей там сосолвно-кастовой формы социальной стратификации. В Юго-Восточной Азии, где сильной кастовой структуры не было, успех ислама был более ощутим. Своеобразие восточных государств складывалось под воздействием религиозно-философских учений. Применительно к восточной цивилизации трудно выработать единую периодизацию. Условно начало восточного Средневековья датируется первыми веками нашей эры. Окончание средневековья – в 19 веке: происходит активная колониальная экспансия европейских капиталистических держав. 2 Восточную Римскую империю (Византия), столица Константинополь, относят к восточно-христианскому типу цивилизации. Разделение христианских церквей произошло в 1054 году. С этого времени можно говорить о существовании двух ветвей христианства: западного (католицизм) и восточного (православие). Византийская империя просуществовала до 1453 года: была захвачена турками-сельджуками. Византия оказала большое культурное, политическое влияние на славянскую историю, на древнерусское государство: князь Владимир Святославович крестил Русь в духе православных, византийских обычаев. Русская православная церковь зависила от Византии влпоть до правления Ярослава Мудрого. Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Средством коммуникации в государстве был греческий язык. Византийскую империю возглавлял император – василевс. Власть его была огромной: он был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом».
Наибольшего могущества государство достигло при императоре Юстиниане. Он был ревностным христианином. По его приказу в Константинополе воздвигли храм Святой Софии. При Юстиниане проводится кодификация законодательства. Законы провозглашали неограниченную власть императора. При Юстиниане была предпринята попытка восстановления Византии в прежних границах. Началась война с германскими племенами, в результате которой были захвачены Италия, Южная Испания, Северная Африка. Войны требовали денег. Поэтому были увеличены налоги. Увеличение налогов привело к восстанию, едва не стоившему Юстиниану жизни. Мятеж удалось подавить. Однако земли, завоеванные Юстинианом, были утеряны после его смерти. С 6 века в пределы Византии вторгаются славянские племена. Они заселили ряд областей Балканского полуострова. Для прсвещения славян в их земли из Византии прибыли братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863 год). Они создали на основе греческого алфавита славянский алфавит. В 8 – 9 вв. в Византии развернулось иконоборческое движение. Иконоборцы считали, что почитание креста и икон есть поклонение предметам, а не Богу. Иконопочитатели полагали, что в кресте и иконах присутствует божественная сила. Иконоборцев долгое время поддерживали императоры. В конце концов, спор завершился тем, что иконопочитание было восстановлено. Византийская империя постепенно теряла земли: германское племя после смерти Юстиниана захватила большую часть Италии, в 7 веке арабы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Африкой. В 1204 году войско крестоносцев в результате Четвертого крестового похода штуромом овладело Констнтинополем и разгромило Византискую империю. В 1453 году Константинополь был взят турками. Византийская империя прекратила свое существование. 3 В 7 веке в Аравии зародилась третья по времени возникновения после буддизма (5 век до н.э.) и христианства (1 в. н.э.) мировая религия – ислам – покорность Богу. Принятое в Европе наименование «мусульманство» происходит от арабского «муслим» - покорный Богу. Ислам, как и христинанство, монотеистическая религия, то есть основанная на вере в одного Бога. До принятия ислама арабы поклонялись различным богам, но главной святыней для все арабов была Кааба – храм в городе Мекка, в углу которого был вмурован черный камень. Ежегодно в Мекку стекались толпы арабов, чтобы поклониться черному камню.
Основатель ислама был житель Мекки Мухаммед (570-632). Он призвал арабов верить в одного Бога – Аллаха и в то, что он его пророк. Это вызвало недовольство мекканских купцов. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в город Ястриб (Медина – «Город пророка»). Это событие – хиджра – переселение, случившееся в 622 году, стало точкой мусульманского летоисчесления. После смерти Мухаммеда произошло объединение арабов. Тогда же была составлена священная книга ислама – Коран (то, что читают). Для мусульман Коран – прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. У мусульман возникло пять главных обязанностей: 1) вера в то, что Аллах – единственное божество, а Мухаммед – его пророк: «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его»; 2) намаз - молитва; 3) пост в месяц рамадан; 4) хадж – поломничество в Мекку и посещение Каабы; 5) налог на имущество и доходы. Налог распределяется впользу бедных. Выделяется и еще одна обязанность мусульман – джихад – отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама, вплоть до газавата – священной войны. После смерти Мухаммеда государство возглавляли халифы (замеситель, преемник). Довольно быстро арабы завоевали Сирию, Палестину, Ирак, Египет, Северную Африку, Иран, Армению, часть Грузии, Испанию. К 750 году владения халифата – Арабского государства раскинулись от берегов Атлантического моря ло границ Индии и Китая. Столицей халифата вначале была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причины побед: 1) религиозный фактор: ислам сплотил всех арабов; 2) разногласия в стане противников: Византия и Персия истощили себя в войнах. Значение завований: 1) ислам превратился в мировую религию; 2) арабский халифат стал мировой державой, включавший в себя страны Азии, Африки, Европы; 3) возникла арабская мусульманская цивилизация, которая впитала в себя достижения индийской, закавказских и римских культурных традиций. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия были на порядок выше европейской науки того времени. 4 Индия. Особенности: 1) неустойчивая политическая власть: возникавшие династии и государства были слабыми и кратковременными; 2) государственное доминирование: государство имело право распоряжаться всеми ресурсами страны; 3) основа социально-экономической структуры – община (городская, сельская), включающая в себя несколько деревень; в каждой древне – староста, ответственный за вылату налогов, входил в обинный совет; 4) большую роль – кастовая система, регулировавшая социальные отношения; 5) образование мусульманских государств – Делийского Султаната (1206 – 1256 гг.) и Империи Великих Моголов (16 – 18 вв.) внесло изменения: а) рост бюрократического аппарата; б) формирование разветвленной системы управления; в) часть общинных земель – исламской знати.
Китай. Особенности: 1) эпоха Средневековья – время расцвета китайской империи при династиях Тан (618 – 907) и Сун (960-1279) – периоды домонгольского завоевания; 2) залог экономического процветания – уравнительная система землепользования – «система равных наделов»: все население – землей, но верховный собственник земли – государство; 3) централизованная система управления: все чиновники назначались из центра; 4) наличие династических циклов: Тан – Сун – Юань (13 век): монгольское завоевание Китая; 5) категории населения: а) монголы – завоеватели – командование войсками, администрирование; б) китайцы – второстепенные должности. Япония. Историю средневековой Японии можно условно разделить на два периорда: 1) Нара и Хэйан (7 век – первая половина 12 века); 2) эпоха сегуната (конец 12 – середина 19 века). На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Японский император, как и китайский, концетрировал в своих руках верховную светскую и религозную власть. При его дворе была аристократия – высший слой общества. Крестьяне-общинники трудились в пользу государства. Политическая система Японии характеризовалась централизацией власти, верховной собственностью государства в лице императора на землю при общинном землепользовании. В 11-12 веках происходит формирование феодальных отношений. Утверждается новая форма землевладения – феодальное поместье. Император теряет светскую власть, уступая ее сегуну. В стране окончательно утверждается феодальный порядок. Сословие феодалов делилось на крупных князей и их вассалов – рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. Структура японского общества характеризовалась делением на следующие основные разряды: 1) торговцы; 2) ремесленники; 3) крестьяне; 4) дворяне. По отношению к представителям низших слоев общества феодал обладал исключительными правами: если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имелт право его сразу зарубить, без всяких разбирательств. Однако Япония шла по пути развития частной собственности, о чем говорит факт существования поместий. Причина – географические и исторически сложившиеся особенности развития. Японское государство сложилось сразу из общинно-родового строя, минуя стадию рабовладения. Географические особенности не требовали постоянного всеобщего напряжения сил для поддержания хозяйства, как это было с организацией ирригационной системы хозяйстсования в Египте, Китае. Наоборот, дробление территории горными хребтами и речками на долины способстсовало обособлению и выделению индивидуального хозяйства.
Вопросы и задания 1. В чем отличие средневековой западной цивилизации от восточной средневековой цивилизации? 2. Что представляла собой Византийская империя как восточно-христианская цивилизация? Какое влияние оказала Византийская империя на историю дренврусского государства? 3. Какие этапы развития Византии можно выделить? В правление какого императора Византия достигла своего могущества? 4. В чем суть, причины и значение иконоборческого движения? 5. Почему Византия прекратила свое существование? 6. В чем состоит историческое значение ислама для восточной и западной цивилизаций? 7. Что такое арабский халифат? Каковы причины и последствия его возникновения? 8. Какое влияние оказали арабы на современную культуру? 9. Что общего и что различного можно обнаружить в развитии Индии, Китая и Японии в средние века? 10. Какие этапы в развитии Японии можно выделить? Чем первый этап отличается от второго? Почему в Японии, в отличие от других восточных цивилизаций, была развита частная собственность? 11. Какое влияние оказало на Китай монгольское завоевание? Как Китай повлиял на историю монголов? 12. Как связаны между собой касто-варновая система и исламизация Индии?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.145 (0.014 с.) |