Информационно-методический сборник 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-методический сборник



Информационно-методический сборник

г. Кинешма 2020

 

Сборник подготовлен при финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках реализации проекта «Мы - лучи одного солнца».  

 

 Информационно - методический сборник «Распространение опыта по работе с семьями детей - инвалидов Кинешемского муниципалитета» отражает опыт работы инновационного проекта «Мы – лучи одного солнца» администрации муниципального образования городского округа Кинешма Ивановской области с родителями детей-инвалидов в рамках реализации программы «Право быть равным» от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Данный информационно - методический сборник предназначен для специалистов, обеспечивающих оказание помощи родителям детей-инвалидов и их семьям. Он адресован всем учреждениям и ведомствам городов Ивановской области, которые занимаются вопросами детей – инвалидов и их семьей, педагогам, медицинским работникам и общественным организациям.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение………………………………………………………………………

2.Проект «Мы - лучи одного солнца». Цели и задачи проекта………………........

3.Рабочая группа проекта………………………………………………………………

4.Целева группа проекта…………………………………………………………........

5.Организация деятельности Клуба «Мы - лучи одного солнца»………………….

        5.1.Психологический блок………………………………………………… ..

        5.2. Экскурсионно-досуговый блок…………………………………………

        5.3. Обучение новым методикам реабилитации домашних условиях…….

        5.4. Программы выходного дня ……………………………………………..

6.Мониторинг семей проекта «Мы лучи одного солнца»…………………………..

7.Первая форум – выставка «Только вместе»……………………………………….

8.Вторая форум - выставка «Только вместе». Подведение итогов……………….

9.Итоги проекта……………………………………………………………………….

10.Методические разработки …………………………………………………………

        10.1.Рекомендации волонтёрам

        при общении с детьми-инвалидами……………………………………………

        10.2.Рекомендации по проведению коррекционных занятий

        в сенсорной комнате……………………………………………………………                

11.Опыт работы Комитетов и Управлений администрации городского округа

 Кинешма с семьями, воспитывающих детей - инвалидов …………………………….      

        11.1.Опыт работы Управления образования

        администрации городского округа  Кинешма………………………………….

        11.2.Опыт работы Территориального управления социальной защиты

        населения администрации городского округа Кинешма………………………      

        11.3.Опыт работы городской библиотечной системы и культурно-

        досуговых учреждений……………………………………………………………

        11.4.Опыт работы Комитета по физической культуре и спорту

        администрации городского округа Кинешма …………………………………..   

12.Издания, выпущенные в рамках проекта «Мы - лучи одного солнца»……………..

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.

В общем случае, понятие “ребенок-инвалид” можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или умственно отсталые дети. Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет здоровье детей.

Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Общеизвестно, чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоции, так и чувств родителей данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам). Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей данного ребенка.

В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период и своевременно оказать необходимую социальную и психологическую помощь родителям могут психологи, социальные работники, педагоги. 

Родителям нужно посмотреть на трудную ситуацию с другой стороны: пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть. Жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие. Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка-инвалида, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость.

Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

Благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, администрацией городского округа Кинешма был создан проект «Мы - лучи одного солнца», с целью развития системы всесторонней поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов, повышения социального статуса ребенка и создания дополнительных стимулов для его саморазвития и совершенствования.

                                                                                        

                                ПРОЕКТ ГОРОДА КИНЕШМЫ

                              «МЫ – ЛУЧИ ОДНОГО СОЛНЦА»

Цель проекта: всесторонняя поддержка родителей детей-инвалидов, восполнение их духовных, эмоциональных и физических ресурсов, преодоление социальной исключенности «особенных» детей, а так же семей их воспитывающих.

Задачи проекта:

1. Реализация мероприятий, способствующих эффективному управлению проектной деятельностью, осуществляемой в интересах детей-инвалидов и семей их воспитывающих.

2. Развитие системы поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов, повышение социального статуса детей-инвалидов и создание дополнительных стимулов для их саморазвития и совершенствования с помощью деятельности клуба для семей, воспитывающих детей-инвалидов «Мы – лучи одного солнца».

3. Организация подготовки волонтеров в Школе волонтеров «Без права на пассивность» для сопровождения детей-инвалидов.

4. Обеспечение развития системы консультативной, психологической и информационной поддержки родителей детей - инвалидов.

Объем средств гранта на реализацию мероприятий проекта – 1 999 657 рублей; объем собственных средств Грантополучателя на реализацию мероприятий проекта – 200 000 рублей. Сроки реализации проекта с апреля 2019 г. по октябрь 2020 г.

 

РАБОЧАЯ ГРУППА ПРОЕКТА

Для реализации мероприятий, способствующих эффективному управлению проектной деятельности, осуществляемой в интересах детей-инвалидов и их семей, была создана рабочая группа по управлению проектом. В состав группы вошли:

     -председатель Комитета по социальной и молодежной политике

       администрации городского округа Кинешма;

-руководитель Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району;

-представитель Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа Кинешма;

-представитель Управления образования администрации городского округа Кинешма;

-представитель администрации МУ ДБО «Радуга»;

-заведующий отделением «Центра психолого-социального сопровождения «Преображение»;

-руководитель кинешемского подразделения «Солнечный круг»- объединения семей, воспитывающих «особых» детей -  участников проекта;

-директор ООО «КСК «Триумф»;

-главный врач детской поликлиники городского округа Кинешмы;

-представитель СМИ.

Рабочая группа осуществляла координацию деятельности и взаимодействие исполнителей мероприятий проекта, контроль реализации мероприятий проекта, целевого и эффективного использования финансовых средств и ресурсов.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ПРОЕКТА

Целевой группой проекта являлись семьи детей - инвалидов Кинешемского подразделения Ивановской областной организации «Солнечный круг». В муниципальной системе социальной защиты детей - инвалидов и их семей городского округа Кинешмы большую роль играет это подразделение, на основе которого создан клуб. В результате реализации проекта помощь оказывалась 27 семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Всостав этих семей входили 27 детей-инвалидов, 18 здоровых детей и 48 родителей.

 

Лидеры - инициаторы клуба:

Колесова Наталья Александровна – заместитель руководителя, первый помощник во всех делах Кинешемского филиала общественной организации семей воспитывающих детей - инвалидов и инвалидов с детства «Солнечный круг».

Потапова Ирина Владимировна – руководитель Кинешемского филиала Ивановской областной общественной организации семей, воспитывающих детей- инвалидов и инвалидов с детства «Солнечный круг».

 

 

            ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ ВОЛОНТЕРОВ

 «БЕЗ ПРАВА НА ПАССИВНОСТЬ»

Для участия в проекте «Мы - лучи одного солнца»  была сформирована городская школа волонтеров  «Без права на пассивность», где добровольцы получили теоретические и практические знания по проблемам детей-инвалидов, повышению компетентности в вопросах общения с семьями и детьми-инвалидами, а так же организацию деятельности по сопровождению и поддержке “особого” ребенка

       

Особое внимание уделили подбору таких добровольцев, которые бы получали удовольствие от помощи тому, кто в ней нуждается. Ценили такие качества, как:

· ответственность (в первую очередь);

· доброжелательность;

· отзывчивость

 

Сформировалась дружная команда волонтеров. Ребята с удовольствием помогали детям-инвалидам и их семьям. По запросу  организовывались прогулки для детей, какое-то время могли посидеть с ними дома. Так же волонтеры реализовывали проектную деятельность по следующим темам:

 -«Передышка» или «Няня на час»;

- «Спортсмены – инвалиды России»;

-«Виды спорта Специальной Олимпиады»;

- «Онлайн-общение волонтера с ребенком-инвалидом и его семьей»;

                                      -«Танцевальные и песенные флэш-мобы»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА «МЫ – ЛУЧИ ОДНОГО СОЛНЦА»

Деятельность клуба «Мы – Лучи одного солнца» осуществлялась на базе Муниципального учреждения городского округа Кинешма «Детская база отдыха «Радуга» специалистами отделения «Центр психолого-социального сопровождения «Преображение», которые успешно прошли обучение в институте практической психологии «Иматон» г. Санкт-Петербург по повышению профессиональных компетенций.

Для успешной и эффективной реализации проекта все мероприятия проводились по трем блокам:

1.Психологический блок. Мероприятия предназначены для приобретения практических навыков продуктивного общения родителей с ребенком, улучшения психолого - эмоционального состояния детей-инвалидов и их родителей.

 

Результативными мероприятиями, по мнению родителей детей-инвалидов, стали   тренинги с психологом, на которых были  приобретены  навыки уверенного и позитивного отношения к себе, повысилась самооценка, сформировались доверительные отношения между родителем и ребенком.

 

Так же участники   мероприятий отметили тематические и арт-терапевтические занятия, предложенные образовательными учреждениями. На мастер-классах дети их родители развили способности самовыражения и самопознания, научились управлять своими эмоциями, а так же усвоили полезную информацию о том, как правильно распланировать свой день.

 

 На положительную динамику в состоянии здоровья и психического состояния ребенка-инвалида повлияли занятия с тренером по иппотерапии и канистерапии. Занятия с лошадью помогли детям расширить коммуникативные возможности ребенка. У детей появилась самостоятельность, уверенность в себе, заинтересованность. А самое главное, желание самим участвовать в процессе лечения, что является огромной движущей силой в их выздоровлении. Умение управлять лошадью дало навык оценки ситуации и влияния на нее, а доверие к животному распространяется на доверие к людям, с которыми больной ребенок взаимодействует.

 

Родители отмечают огромную пользу для  детей-инвалидов  от коррекционных занятий с использованием инновационного оборудования.

На средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, администрацией городского округа Кинешма было приобретено современное инновационное оборудование: прибор современной аудивизуальной стимуляции, вибромузыкальный сухой бассейн с клавишами управления, декоративно световой модуль «Разноцветная гроза», бизиборд «Монтессори», видеопроекция для сенсорной игровые наборы «Дары Фребеля», «Монтессори».

Благодаря систематическим занятиям в сенсорной комнате у детей-инвалидов сформировался положительный эмоциональный фон, снизилась тревожность и агрессивность.

              

 

 Дети стали уверенными и активными, обогатили свое восприятие и воображение, развили внимание и пространственную ориентировку, так же занятия поспособствовали развитию связной речи и абстрактно-логического мышления.

                

 

         2.Экскурсионно-досуговый блок. Мероприятия предназначены для социальной адаптации ребенка-инвалида, развитие коммуникативных и творческих способностей, а так же для улучшения психолого-эмоционального состояния родителей и детей-инвалидов через совместную деятельность.

 

Дети и их родители побывали в живописном месте Макариева – Решемского монастыря, где все пропитано безграничной теплотой и духовностью, узнали интересные факты из истории создания  древнейшей обители. Ребята с энтузиазмом участвовали в играх и конкурсах, которые проводили волонтеры городской школы волонтеров «Без права на пассивность» и психологи.

 

Удивили рассказы о жизни святителя Василия, епископа Кинешемского, просмотрев видео-экскурсию по дому-музею памяти святителя.  Благодаря проекту многие родители узнали о существовании этого музея и заинтересовались его посещением.

 

 

Очень интересной и познавательной оказалась поездка в Шилекшинский дом ремесел.  Участники экскурсии пришли в восторг от мастер-классов, которые провели шилекшинские мастера.  

   

Дети познакомились с работой на гончарном круге, узнали, какие инструменты используются при плетении корзин из лозы, и что нужно для создания деревянной бочки.Родители отметили улучшение психолого-эмоционального состояния детей после совместной творческой деятельности.

 

Дети-инвалиды и их родители посетили мастер-классы «Кинешемские мастера», которые представили педагоги дополнительного образования «Центра развития творчества детей и юношества». В ходе мастер-классов участники познакомились с техниками как:

 

- лоскутная мозаика «Волшебный калейдоскоп»;

-тестопластика «Мышка»;

-мультипликация: «Новогодний карнавал»;

-штампинг и набрызг: «Новогодние валеночки в нетрадиционной технике»;

-аппликации «Открытка для мамы», «Самое доброе солнышко».

                    

Благодаря занятиям, у детей сформировалась большая заинтересованность и мотивация к познанию и творчеству, развитию таланта и способностей.

 

 

Успешной социальной адаптацией ребенка-инвалида стало участие в иммерсивном спектакле,вкоторомдети смогли развить коммуникативные и творческие способности. Иммерсивный спектакль позволил ребенку - инвалиду полностью погрузиться в сюжет постановки, он был не только зрителем, но и участником спектакля.

 

 

В рамках экскурсионно-досугового блока для родителей детей - инвалидов были проведены информационные беседы с психологами по повышению уровня навыков общения со своим ребенком, и принципах здорового образа жизни, по вопросам профилактики аддиктивного и делинквентного поведения. Беседы оказались актуальными и познавательными. Родители освоили стратегии поведения, позволяющие расширить родительские компетенции и повысить внутренние ресурсы.

 

 

                          

 

     3.Обучение новым методикам реабилитации домашних условиях.

Цель мероприятий направлена на развитие у родителей и детей-инвалидов мотивации к саморазвитию и обучению коррекционно-развивающим умениям во взаимодействии с ребенком – инвалидом.

Для родителей детей – инвалидов специалистами МЦ «Решма» были проведены практикумы:

- по ЛФК «Упражнения ЛФК в домашних условиях»;

- по обучению элементам телесно-ориентированной терапии «Голова хорошо, а все тело лучше»

                       

Родители отметили важность таких занятий, так как упражнения и рекомендации можно использовать в повседневной жизни для снятия напряжения, для саморегуляции, релаксации им улучшения общего физического состояния ребенка-инвалида.

Родители детей – инвалидов в своих отзывах отмечают, что дети, не посещающие образовательные учреждения, нуждаются в организации развивающей среды дома. Для этого специалисты дошкольных образовательных учреждений подготовили  обучающие видео уроки «Создание развивающей среды для ребенка-инвалида в домашних условиях» и «Дидактические пособия собственными руками», рассказав как можно заниматься с ребенком – инвалидом дома, как создавать различные пособия и поделки своими руками.

 

В рамках проекта «Мы - лучи одного солнца» для семей детей - инвалидов были организованы массовые мероприятия и программы выходного дня, приуроченных к значимым событиям, таких как:

-«Международный день защиты детей». Дети участвовали в анимационной программе, в конкурсе рисунков на асфальте, посетили летний кинотеатр, катались на аттракционах. Участники мероприятия были приятно удивлены сладкими подарками.

-«Международный день инвалидов». Дети приняли участие в выставке рисунков и поделок, так же выступали с праздничной программой на сцене, после чего все дети были отмечены подарками и гостинцами.

 

-«Рождественские праздники» На празднике дети и родители познакомились с историй и традициями православного праздника «Рождество Христово».  Дети получили полезные подарки для творческой деятельности.

МОНИТОРИНГ СЕМЕЙ ПРОЕКТА

 «МЫ – ЛУЧИ ОДНОГО СОЛНЦА

В ходе реализации проекта «Мы - лучи одного солнца» проводился:

 

-Мониторинг семей на старте проекта. Родителям были предложены анкеты, для определения стиля воспитания в семье, проблем, возникающих при общении с «особенным» ребенком. Из полученной информации специалисты узнали о диагнозах, потребностях и возможностях детей – инвалидов.

 

-Промежуточный мониторинг проведен с целью получения обратной связи от участников целевой группы на удовлетворённость семей детей-инвалидов деятельностью Клуба «Мы – лучи одного солнца».

Родители детей-инвалидов высоко оценивают эффективность воздействия проекта на улучшение поддержки и активизацию семей, участвующих в проекте.

 

-Заключительный мониторинг семей клуба «Мы - лучи одного солнца» и руководителей, координаторов проекта показал, что проект оказал высокое воздействие на улучшение поддержки и активизацию семей участвующих в проекте «Мы – лучи одного солнца». Проект, как отмечают родители, оказался интересный, полезный для города, для их семей, насыщенный новой полезной информацией. Многие родители отмечают, что стали увереннее в себе, повысился их уровень самооценки. Каждая семья написала свою «Историю успеха семьи в проекте». Так же родители детей - инвалидов отмечали важность адресной помощи каждой семье, воспитывающей детей – инвалидов, разными специалистами, которые умеют работать в зоне проблемы конкретной семьи, конкретного ребенка.

 

 

ИТОГИ ПРОЕКТА

Реализация проекта «Мы – лучи одного солнца» достигла положительных результатов по созданию и развитию системы сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов, направленной на формирование у детей конструктивных коммуникативных навыков, расширение сферы самосознания, повышение уверенности в своих возможностях, снятие тревожности. У родителей сформировалась активная жизненная позиция, знания и навыки в реабилитации детей-инвалидов, повысился уровень психолого-педагогической грамотности.

Положительные изменения произошли в развитии деятельности муниципального образования «Городской округ Кинешма» по оказанию эффективной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации:

- развитие добровольчества и благотворительности для преодоления изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов, создание социально активной группы волонтеров;

- укрепление материально-технической базы МУ ДБО «Радуга» отделения «Центра психолого-социального сопровождения «Преображение» – базового учреждения по проектной работе с детьми-инвалидами на территории муниципального образования для дальнейшего внедрения и распространения методов инновационного направления социально-психологической реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов, в коррекционных учреждениях городского округа Кинешма;

- поддержка Кинешемского подразделения Ивановской областной организации семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства, «Солнечный круг» с целью создания благоприятных условий для осуществления деятельности в интересах целевой группы.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

 Для реализации некоторых программ проекта «Мы - лучи одного солнца» были разработаны практические и методические пособия по повышению профессиональной компетентности специалистов, работающих с целевой группой проекта.

 

Рекомендации волонтёрам при общении с детьми-инвалидами

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком.

Волонтёр – это человек, который помогает не ради денег, а ради своей совести или по зову душии получает удовольствие от помощи тому, кто в ней нуждается. Волонтёр состоится только в том случае, если он хочет быть волонтёром; волонтёров по принуждению не бывает.

Принципы волонтерской деятельности:

Ø добровольность (никого нельзя принуждать);

Ø безвозмездность (труд волонтера не оплачивается);

Ø добросовестность.

Качества, необходимы волонтеру:

· ответственность (в первую очередь)

· доброжелательность;

· отзывчивость

  Пять «должен» для волонтера:

v Волонтёр не может быть брезгливым.

Что имеется  в виду: у людей с инвалидностью часто есть проблемы, не знакомые здоровым людям. Это неконтролируемое слюнотечение, сильное искажение мимики, гиперкинезы – резкие неконтролируемые движения, не позволяющие самостоятельно и аккуратно есть, как положено, ножом и вилкой (вместо этого приходится есть исключительно ложкой и предварительно мельчить еду в тарелке). Также при приеме пищи инвалиды часто пачкаются и кашляют от того, что подавились.

v Волонтёра не должны шокировать необычные способы передвижения инвалидов (перебирая ногами в коляске, скрючившись в ходунках, ползком по полу) или способы письма (например не рукой, а ногой или ртом).

v Волонтёру надо научиться понимать того человека, которому он помогает.

v Волонтёру стоит узнать о «своем» инвалиде как можно больше: что он за человек, какой болезнью болеет, есть ли родственники, и чем волонтёр может помочь. Но ни в коем случае не приставать с расспросами и «не лезть в душу». Если человек с инвалидностью не хочет поддерживать какой-либо разговор или отвечать на неприятные ему вопросы, то лучше его оставить в покое. Тем для бесед много, и наверняка найдутся интересные для обоих дела.

v Волонтёр не должен ни унижаться, ни возвышаться над человеком, которому он помогает, и этот человек не должен ни унижать, ни возвышать себя перед волонтёром. Конечно, когда доброволец и инвалид становятся друзьями, можно и пооткровенничать, но «плакаться в жилетку» друг другу не стоит: «жилетки» быстро устают от плакальщиков, а плакальщикам потом становится стыдно за свою слабость и излишние откровения.

  Рекомендации:

1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

 2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что это ко многому обязывает

3. Организуйте свою помощь так, чтобы не чувствовать себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

 4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться общением с вами.

7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11. Общайтесь с семьями, где есть такие дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой

Детский аутизм

Представляет собой отклонение от нормы в психологическом развитии, которое проявляется в особом контакте с окружающим миром. Больное чадо систематически погружается в свой внутренний мир и не желает поддерживать связь с внешней средой. Аутисты, как правило, не являются ограниченными в чем-либо личностями.

Общение с ребенком-аутистом – это настоящее искусство, которое требует терпения и концентрации. Для этого взрослому человеку придется изучать психику малыша и находить оптимальные пути подхода к нему.

 

Синдром Дауна

 — это генетическое заболевание, характерной особенностью которого является умственная отсталость, со­четающаяся с соматическими ано­малиями и дефектами строения те­ла, хромосомной аномалией.

Во всем мире людей с синдромом Дауна называют «солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого - либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И, как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что- то новое.

Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи, так и всего общества.

Поведение детей с болезнью Дауна в основном характеризуется послушанием,легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью.

В эмоциях преобладает положительный тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. Ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослого и выполняет их в меру своих возможностей.

 Помощь волонтёра заключается в посильном вкладе в воспитании у такого ребёнка основных навыков:

Сенсорная комната. Рекомендации по использованию

-Время сеансов в сенсорной комнате 20-30 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется психологом индивидуально.

-После посещения сенсорной комнаты ребенок должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Занятия должны проводиться индивидуально или подгруппами по 2-7 человека. Количество человек на занятиях определяется целями работы и возрастом ребенка.

-Занятие в сенсорной комнате проводятся в игровой форме.

-В зависимости от проблематики и возраста ребенка используются разные приёмы и методы работы.

-Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.

Примеры проведения занятий в сенсорной комнате

1. Ритуал приветствия

2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. 

Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

3. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация).

5. Ритуал прощания.

Организация работы

Цель – создать условия для коррекции эмоционально-волевой сферы, компенсации нарушенных функций и развития моторики младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции.

Задачи:

- профилактика психофизическ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.148 с.)