Различие форм единственного и множественного числа существительных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различие форм единственного и множественного числа существительных



Оборудование: предметные картинки.

1-я серия: шар – шары, сапог – сапоги, петух – петухи.

2-я серия: матрешка – матрешки, собака – собаки, кубик – кубики.

Учитывая трудности усвоения категорий рода существительных детьми раннего возраста, в методику исследования мы не включили существительные среднего рода.

Процедура: перед ребенком раскладывается пара картинок. На одной картинке изображен один предмет, а на другой несколько таких же предметов. Сначала предлагаются картинки с изображением предметов, названия которых в форме множественного числа имеют ударение на конце слова (1-я серия). Затем предлагаются существительные с безударными окончаниями во множественном числе (2-я серия). Экспериментатор называет, а ребенок показывает соответствующую картинку.

Инструкция: «Покажи, где шар, где шары. Где сапоги, где сапог?» и т. д.

Различение форм винительного и дательного падежей существительных мужского и женского рода единственного числа без предлогов

Оборудование: игрушки: петух, коза, три тарелочки, мелкие шарики – «зернышки».

Процедура: ребенку предлагается выполнить задания.

Инструкция: «К нам пришли гости: петух и коза. Давай их покормим. Вот каждому тарелочка. Угостим их зернышками»

1-я серия: Дай петуху. Дай козе. Дай петуха. Дай козу.

2-я серия: Дай козе. Дай козу. Дай петуху. Дай петуха.

Различение форм косвенных падежей существительных единственного числа с предлогами

Оборудование: игрушки: петух, коза, три тарелочки, баночка с мелкими шариками – «зернышками».

Процедура: ребенку предлагается выполнить задания.

1-я серия: понимание предлогов со значением направления действия.

2-я серия: понимание предлогов со значением местоположения предмета.

Инструкция: к 1-й серии: «Положи зернышки на тарелочку, у тарелочки, в банку, у банки. Возьми зернышко с тарелочки, у тарелочки. Подвинь тарелочку к петушку, к козе»; ко 2-й серии: «Покажи зернышки в банке, за банкой, на тарелке, за тарелкой, у тарелки».

Уровни оценки выполнения заданий на исследование грамматического строя импрессивной речи:

1-й уровень – неправильный показ большинства картинок или неправильное выполнение большинства инструкций. Ошибок не замечает. Повтор инструкции не эффективен;

2-й уровень – допускает единичные ошибки. Самоисправления после повторной инструкции;

3-й уровень – правильное выполнение всех инструкций с первого предъявления.

Исследование фонематического восприятия

Дифференциация слов, отличающихся одним звуком

Оборудование: картинки с изображением предметов, названия которых отличаются каким-либо звуком (всего 19 пар)(см. табл.).

Процедура: перед ребенком попарно выкладываются картинки, уточняется название каждой из них. Экспериментатор предлагает ребенку показать ту картинку, которую он назовет. По каждой паре предлагается 3-4 называния. Последовательность называния каждый раз меняется.

Инструкция: «Внимательно слушай и показывай картинку, которую я назову. Шапка, шубка, шубка. Стол, стул, стол, стул и т. д.»

 

Критерии дифференциации звуков Пары слов
Дифференциация гласных: Шапка – шубка Стол – стул
Дифференциация согласных: - наличие и отсутствие в слове   - сонорные и шумные   - сонорные   - шумные     - глухие и звонкие   - свистящие и шипящие   Шар – шарф Ухо – муха Лампа – лапа   Лук –жук Майка – зайка Ворона – ворота   Рожки – ножки Рожки – ложки Марка – майка   Тапки – шапки Лев – лес   Папочка – бабочка Коса – коза Уточка – удочка   Миска – мишка Нос – нож Крыса – крыша  

 

Уровни оценки выполнения задания:

1-й уровень – допускает ошибки в различении пар слов по трем и более дифференциальным признакам.

2-й уровень – допускает ошибки в различении пар слов по 1-2 дифференциальным признакам.

3-й уровень – правильный показ всех картинок.

II.2 Исследование состояния экспрессивной речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.004 с.)