Многообразие направлений философии. Проблема партийности в философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многообразие направлений философии. Проблема партийности в философии.



Решение на вопрос о первичности-вторичности обуславливает три подхода:

· монизм (философское направление, суть которого в том, что в основе мира одно из двух «начал» - материя или сознание) – Фалес,

· дуализм (философское направление, суть которого в том, что в основе мира оба начала – и материя и сознание) – Декарт считал материю и дух двумя независимыми друг от друга началами, человек представляет собой соединение души и тела,

· плюрализм (философское направление, суть которого в том, что в основе мира множество начал) – Анаксагор.

Это не главные направления. Важнейшие направления философских взглядов существуют в рамках монистического подхода и заключается в делении философских воззрений на материализм. Материя – первична, сознание – производно, по своей сути это реалистическое мировоззрение, стремящееся понять материальный мир «из него самого», т.е. без бога, идеи.

Античный материализм («наивный»), присуща стихийная диалектика, умозрительный характер (наблюдения)

Метафизический или механистический материализм Нового времени, не признавал существование развития, все сводил к механическому движению, механика – способ мышления и ей все объясняли, ограничен, потому что природа материальна, а человек идеалистичен, идеи правят миром.

Революционеров – демократов (Герцен, Добролюбов, Чернышевский, Белинский) живая философия, не оторвана от жизни

Марксизм (середина 19 века): соединены две теории: материализм и диалектика, основа – эволюционирующая материальная субстанция, объясняют общество материалистически, общество зависит от экономической системы

Современный материализм

Идеализм кладет в основу объяснения мира духовное начало. Он играет большую роль для становления научного материализма, так как доведенный до предела, до исчерпания своих потенциальных возможностей, идеализм мог сделать возможным появление научного материализма. Представитель – Гегель, Пифагор.

Были попытки найти третье начало в монизме. Например, Оствальд придумал магнетизм. Сущность мира – энергия.

Или информационная концепция, которая возникает в 60-70 годы 20 века. В основе – информация, она материальна.

Идеализм бывает:

· объективным (философское направление, суть которого заключается в том, что сущность мира- духовное начало, не зависящее от сознания человека, самостоятельное сознание, существующее само по себе) – Платон,

·   субъективным (зависящее от сознания человека, первичная реальность – человеческие ощущения) – Беркли.

Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм (мир- комплект ощущений одного единственного человека). Экзистенциализм утверждал, что мир существует лишь постольку, поскольку мы его переживаем, поэтому исходная реальность для человека не материя, а экзистенция – поток человеческих переживаний, очищенных от влияния внешнего мира.

 Вторая сторона Основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира.

· Агностицизм (сущность мира не познаваема) - Кант, один из принципов – релятивизм (принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания, аргумент: мир непрерывно меняется, мы непрерывно меняемся, объект и субъект постоянно меняются),

· Скептецизм (сомневается в способности человека познать мир) – Юм,

· Гносеологический оптимизм (человек может познать сущность мира) – Гегель.

 Аргументы того, что человеку не познать мир:

v человеческий опыт конечен, а мир- бесконечен

v человеческий опыт субъективен.Основные положения двух основных, крупных партий (части) материализм и идеализм:

ü в философии существуют две партии

ü невозможна равноценная им третья партия

ü две существующие партии находятся в постоянной борьбе

Этот принцип важен с точки зрения исторического развития философии, т.к. оно по сути обеспечивается борьбой.
Первый уровень (отношения сознания и материи):первая сторона-вопрос о первичности,вторичности/вторая сторона:вопрос о познаваемости мира.
Второй уровень (об отношении  материи движение развития):тройственный вопрос о сущности мира,сущности сознания,сущности отношения,сознания к миру.
Третий уровень (модефикация):вопрос о сущности мира,сущности человека,его месте в мире,перспективах существ.

Диалектика и метафизика. Примеры диалектических и метафизических представлений в истории философии.

Вопрос о развитии: Материализм и идеализм выражают два противоположных подхода к пониманию природы мира и человеческой сущности, то не менее важным вопросом философского мировоззрения является вопрос о том, в каком состоянии находится мир, развивается он и человеческая сущность, или они неизменны. Это вопрос о движении и развитии. В зависимости от решения этого вопроса тоже возникают две противоположные концепции – диалектика в качестве учения о развитии, и метафизика, которая отрицает и искажает развитие. Было время, когда некоторые философы считали бытие абсолютно неподвижным (например, Парменид).

Диалектика (греч. – «веду беседу, рассуждаю»). Гераклит

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

o субъективной

o объективной.

Субъективная диалектика – развертывается в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного бытия – диалектики объективной. Субъективная диалектика – теория развития мышления, познания, борьбы идей в науке, философии, разворачивающейся в сознании человека.

Объективная диалектика – теория развития объективного бытия, существующего независимо от человека.

Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия.

Характерные особенности – односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.

· Рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга.

· Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь.

· Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой.

Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.

Диалектика стремится к всестороннему изучению вещей и отрицает эклектическое, произвольное выхватывание то одного, то другого в вещи.

Вопрос о развитии имеет три подвопроса:

 

Является ли мир целым? Либо это совокупность элементов? Всеобщие связи.   Метафизика Диалектика
Источник изменений в мире.   Совокупность отдельных автономных вещей. Благодаря внутренним источникам.
Противоречия.   Присущи только человеческому сознанию и мы приписываем их миру   Это источник развития.

 

Основные типы диалектики:

1.Стихийная диалектика древних философов:

Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». Противоположностями Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому.
Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики».
Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие.
Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.

2.Идеалистическая диалектика немецкой классической философии:

Представителями являются Фихте, Кант, Гегель.
Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям.
Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития.

3.Марксистко-материалистическая диалектика:

Диалектика – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях.
Ее появление связано с естественно-научым развитием:

· Теория Дарвина (диалектика как учение о наиболее общих формах связи между организмом и средой, живой и неживой природой).

· Клеточная теория (Шванн, Швеннер).

Закон сохранения и превращения энергии (взаимосвязь количества и качества).
Метафизика (в буквальном переводе – «то, что после физики», так первоначально именовался курс философии в Академии Платона в Афинах VI – V вв. до н.э.) как метод обнаружила себя в основном в философии европейского средневековья, ассоциируясь в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского и других мыслителей с идеями неизменности, статичности сотворенного Богом мира. Источником несущественных изменений провозглашался Творец. В этот период заметно проступили такие изъяны метафизического метода, как догматизм (опора на христианские догмы как главный источник познания, в настоящее время – неспособность творчески анализировать бытие и даже на привычное смотреть «новыми глазами»), эклектика, софистика. Эклектику отличает бессистемность мышления, неумение применить наиболее эффективный метод анализа, объяснения, выбрав его из кассеты способов изучения. Софистика же стремится акцентировать один из такого рода подходов, но, как правило, ошибочно подменяет эффективный метод неэффективным.

 

 В XVIII – XIX веках метафизика допускает признание изменчивости, но либо как несущественной в качественном плане, либо как катастрофически «взрывной». В современных условиях данный метод отождествляется с признанием важности плавных, последовательных изменений. Он сближается с диалектическими подходом, обогащая, «уравновешивая» его. Применительно к обществу сторонники того, что именуется (в основном по инерции) метафизикой, выступают за социальные реформы, отвергая такие потрясения, как революции. Наиболее разумно рассуждающие приверженцы диалектики также все заметнее подходят к этому выводу, подчеркивая важность острого противостояния лишь преступности, коррупции, экстремизму в экономике (типа «большого скачка» Е. Гайдара – А. Чубайса к рынку в условиях явной неготовности страны к «шоковой терапии» такого рода), политике и других областях жизни.

Диалектика категория единства предпологает противоположность. Борьба-взаимоотрицание противоложностей. Противоположность-развервернувшиеся противоречия. Противоречия выступает в виде различия.
1 этап –воззревание
2 этап- разрешение этого воззревания
3 закона диалектики: * отрицание отрицания( Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
* единства и борьбы противоположностей (Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ)
Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Различают виды противоречий:

1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.
* закон перехода количественных изменений в качественные и обратно (Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество

1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

2. с труктура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов

3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.

4. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

6. Философские идеи в учениях Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные (буддизм, джайнизм, чарвака) школы: основные положения.
Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые - альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера - переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.

Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма - это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). В случае отрицательного сальдо - явного перевеса неправедных, греховных дел карма действует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (в более низкой касте, в животном, растении). И наоборот, в случае положительного сальдо - перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел карма действует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождение в более высокой касте). Ну а если положительных дел и мыслей набирается достаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще может вырваться из сансары - бесконечного круговорота рождений и смертей. В этом случае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное "я" в бесконечной духовной субстанции мира. В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, ненанесение вреда всему живому, отказ от лжи, воровства, стяжательства.

Все школы древнеиндийской философии различаются в зависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То или иное отношение к Ведам было принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим.

Веды - древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. "Веда" буквально означает "знание" (ср. "ведать" - "знать"). Вообще же Веды - откровение, священное знание (шрути), открытое богами для посвященных.

Древнеиндийские философские школы, следовавшие в фарватере ведической традиции, принято называть классическими или ортодоксальными. Соответственно к неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в их теоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета.
Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики – прямой наследник ведической религии. Однако брахманизм – явление уже новой эпохи, довольно далеко ушедшей от эпохи вед с ее первобытно-примитивной в практикой обильных совместных общих жертвоприношений в честь племенных арийских богов. Долгие века трансформации и постепенное распространение в северной Индии сложных социальных структур и протогосударств привели к заметному расслоению древнеиндийского общества. Появились сословия-варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, ремесленников, торговцев) и шудра (неполноправных и рабов). Сословие жрецов заняло ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, служили советниками у царей, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания.
Каста — явление исключительно индийское, и все попытки сопоставить ее с сословными делениями надо признать неудачными. Это жизненное явление, чрезвычайно сложное и многообразное. Здесь следует искать начала кастового разделения, на что указывает и значение санскритского названия касты уагпа — «цвет».
Названные базисные основания индийской культуры создали тот неповторимый устойчивый фон, на котором происходило становление и развитие новой религиозной системы — системы буддизма. Важно отметить, что устойчивость экономической жизни, основанной на мало изменчивой системе земледелия, порождает и устойчивость в духовной сфере в виде устойчивых религиозных течений, которые нуждались в своих апологетах, носителях «божественных знаний». Такими носителями выступали только «дважды рожденные» брахманы, посредники между людьми и богами в обществе, расколотом кастами на изолированные сословные объединения. Но привилегированные носители знаний, сами того не желая, пробуждали интерес к знанию.
Успешному распространению раннего буддизма, способствовала прежде всего, легендарная жизнь его основателя. Так же, как в христианстве и исламе, учение Будды первоначально распространялось в устной форме, и многие факты его биографии и учения обрастали различными мифологемами. Только примерно через двести лет учение его, как и биография, были зафиксированы в литературе. Ученикам, а через них и всему миру, странствующий проповедник Гаутама стал известен под именем Будды — «знающего», «просвещенного», «просветленного». Будда Шакьямуни («мудрец из племени шакьев») родился около 567 года до н. э. Его собственное имя — Сиддхартха Гаутама, то есть «Достигший своей цели», из рода Гатама. Он был наследным принцем царства Шакья и был воспитан в Капилавасту, столице царства Шакья. Предание гласит, что уже скоро после беспечной и счастливой молодости царевич остро ощутил трагичность жизни; тяготы и тайны противоречивого непонятного мира стали сильно беспокоить его. Он испытывал ужас перед бесконечностью перевоплощений души, остро почувствовал, в каких черных пучинах гибнет человек, став жертвою темноты и греха.

Чарвака (чарвака-локаята) - пожалуй, самая неартодоксальная школа древнеиндийской философии. Ее влияние на индийскую культуру нельзя считать очень уж значительным. Более того, она оказалась неконкурентоспособной в исторической борьбе идей на индийской культурной сцене. Учение этой школы со временем потеряло влияние. Все ее произведения погибли или были сознательно уничтожены теми, кого они беспощадно критиковали, сохранились лишь отрывки ее доктрин и высказывания о ней в сочинениях других древнеиндийских авторов. И тем не менее для духовной атмосферы и идейной борьбы Древней Индии она характерна. Кроме того, учение чарваков важно и еще в одном отношении - оно подтверждает генетическое единство (в т. ч. и примерно одинаковое разнообразие) философских сюжетов в основных культурных центрах мировой цивилизации.

"локаята" звучит как "ограниченность миром опыта простых людей".

Чарваков отличало резко негативное отношение к ведийским авторитетам, к религиозной догматике в целом. Они утверждали, что Веды "страдают пороками - лживостью, противоречивостью, многословием". "Мошенники, шуты, бродяги - вот кто составил... Веды", - говорил сам Брихаспати. Чарваки высмеивали религиозные обряды жрецов-брахманов, показывали нелепость жертвоприношений. Они не верили в реальность Брахмана и Атмана, закона Кармы, рая и ада, вообще любого другого мира. Соответственно отрицали они и существование души после смерти: "Когда тело обратится в прах, разве может оно возродиться вновь? Если то, что покидает тело, уходит в иной мир, почему же не возвращается оно опять, влекомое любовью к своим близким?". Поминовение усопших, равно как и другие религиозные обряды были в их глазах лишь способом прокормления многочисленной армии брахманов.

Основан джайнизм, в первую очередь, на беспрерывном самосовершенствовании души, чтобы в результате достичь всесилия, всезнания и вечного блаженства. Душа, избавившаяся от телесной оболочки и достигшая нирваны, становится дживой. Согласно джайнизму, каждое существо – это индивидуальная, вечная душа. Можно освободиться от сансары и достичь мокши, но для этого нужно быть аскетом. Джайнизм – это дхармическая религия, возникшая предположительно в IX-VI веках до н.э. и проповедующая ненанесение какого-либо вреда любому живому существу.


7. Философские идеи в учениях Древнего Китая. Конфуцианство, даосизм, легизм: основные положения.
В Древнем Китае было два основных этапа развития философской мысли: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период 8 - 6 вв. до н.э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества «ста школ», который традиционно относится к 6 - 3 вв. до н.э.

Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов «Весны и осени» и «Сражающихся государств». Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Философы, первооснователи и распространители разных школ, странствующие конфуцианские проповедники, представлявшие весьма влиятельный общественный слой, нередко являлись министрами, сановниками, послами. Это привело к тому, что вопросы управления страной, отношений между различными классами и социальными группами населения в обществе, регламентации отношений между «верхами» и «низами», а также внутри господствующего класса, вопросы этики, ритуала заняли господствующее место в китайской философии и определили сугубо практический, можно сказать, утилитарный подход к жизни общества. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Поэтому китайские мыслители и древности и средневековья уделяли много внимания проблемам управления страной, построению различных социальных утопий, выработке планов идеального общества, причем эти утопии, как правило, основывались на идеализации глубокой древности.

 Другая особенность развития китайской философии связана с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватно выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужными обращаться к материалам естествознания.
В Древнем Китае мифология была развита слабо. Древние китайцы были для этого слишком практичными людьми.

 Философия в Китае возникает в конце III периода в истории Древнего Китая и получает свой наивысший расцвет в следующий период Чжаньго. Этот период “борющихся государств, царств” был также тем, что часто называют “золотым веком китайской философии”. Действительно, в те времена свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

 конфуцианство;моизм;легизм;даосизм;

 школа “инь-ян” (натурфилософы);

 школа имен (“мин-цзя”).

 При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например из даосизма - наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии. Древнекитайская философия была малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики.
В своем развитии Конфуцианство прошло несколько этапов.

Первый этап - раннее Конфуцианство, включает учение Конфуция и его последователей. После смерти Конфуция конфуцианство дифференцировалось на восемь направлений. Среди них выделились два, возглавляемые Мэн-цзы и Сюнь-цзы. В силу разной интерпретации конфуцианских положений первое из этих направлений впоследствии получило квалификацию ортодоксального, второе - неортодоксального конфуцианства.

Мэн-цзы является ревностным распространителем конфуцианской доктрины.

Важнейшим нововведением Мэн-цзы был тезис о том, что природа человека изначально добра. Исходя их этого развивалась идея о врожденном знании добра и способности его творить, о возникновении зла в человеке в результате неследования своей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от внешнего негативного влияния. Мэн-цзы говорил о необходимости полного раскрытия исконной природы человека через образование, которое позволяет познать Небо и служить ему.

Небо интерпретируется Мэн-цзы как высшая направляющая сила, определяющая посредством воздействия на народ и правителя судьбы людей и государств. Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание (чжи) также врожденны человеку, причем жэнь и и нередко выступают совместно: жэнь как принцип, объединяющий людей, а и -их разграничивающий.

Жэнь и и являются основой разработанной Мэн-цзы концепции гуманного управления государством (жэнь чжэн), в которой главная роль уже отводится народу (Народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место). Отсюда исходила и мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания жестокого или недостойного правителя.

Мир существует и развивается в согласии с естественными познаваемыми закономерностями; Небо - активный естественный элемент мира, оно не управляет человеком, а наоборот, может быть подчинено им и использовано в интересах людей. От человека как части природы зависят счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и болезнь, порядок и смута. Человек по своей природе зол - он уже рождается завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы.

Поэтому на человека необходимо воздействовать с помощью воспитания (ли - этикет) и закона (Конфуций отвергал закон), заставить соблюдать традиции и обряды и выполнять долг - тогда у него появятся добродетель и культура. Совершенство же достигается через долгое обучение, длящееся всю жизнь.
Принцип отношений между правителем и подданными был выражен в концепции трех связей: правитель - подданный, отец - сын, муж - жена, где первые компоненты соответствуют доминирующей силе ян и являются образцом для вторых, соответствующих подчиненной силе инь. Таким образом, становилась сакральной и полностью оправдывалась авторитарная власть императора, что способствовало принятию конфуцианства в качестве официальной идеологии.

Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в IV — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века.

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая

Нравственный идеал даосизма – это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания. Погрузится в общение с божественным Дао
Хань Фэй-цзы (ум. в 233 г. до н э.) — наиболее выдающийся представитель легизма. Ученик конфуцианца Сюнь-цзы. Его идеи применял на практике император Цинь Ши-хуан. Хань Фэй часто использует понятия, выработанные другими школами, по-своему их интерпретирует и наполняет новым содержанием. Это касается, в частности, традиционных конфуцианских категорий порядок (ли), добродетель (дэ) и человечность (жэнь). Много времени он посвящает интерпретации «Дао дэ цзин». В онтологическом аспекте Хань Фэй стремится соединить разные понятия этих школ в новую систему.

«Путь (дао) это то, что делает вещи такими, как они есть, это то, что образует порядок (ли). Порядок — это то, что образует лицо вещей... Вещи не могут наполняться однажды, и в этом проявляются инь и ян». Порядок в обществе — это лишь чисто внешнее сокрытие недостатков. Необходимо заново отрегулировать отношения между людьми, и в частности между правителем и обществом. Так, правитель только издает законы (фа) и указы (мин), в глубь же интересов общества не проникает (у вэй), ибо в рамках этих законов выработана лишь система наград и наказаний.

Легизм: абсолютизация закона; выражает интересы тоталитарного общества; высшее божество-Небо, имеператор-сын Неба, законы имеют божественное происхождение.

 

Особенности философии античной эпохи. Этапы развития античной философии, основные школы и представители: милетская школа, Гераклит, Пифагор, элейская школа, атомизм, софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции. Она развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они пытались научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т.д. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главный вопрос древнегреческой философии - о первоначале мира. Здесь философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Если в мифологии - кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало - из чего все произошло.

(Мил)Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений в природы как проявление единого, вечного начала - воды. Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные огни - Солнце и другие светила.

У (Мил)Анаксимена первоначалом и субстратом всех вещей является - воздух,

У (Мил) А наксимандра - неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движение первоначало.

Гераклит в качестве субстанционально - генетического начала Вселенной рассматривает огнь. У Гераклита огонь выступил как субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир по Гераклиту - упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся закономерно потухающим. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь превращаются в огонь. Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, логической структуры образа мира, непосредственно данного живому созерцанию. Космология Гераклита строится на основе стихийной диалектики. Мир - это упорядоченная система, Космос. Образование Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. Движение свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь изменяет свое состояние.

Пифагор. Первонач-идеальные сущности-цел/нат числа. Пропорции между числами создают мировую гармонию.Геоцентриз. 1идеалист.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.055 с.)