Понятие «бытие», «реальность», «мир», «субстанция». Подходы к пониманию материи в истории философии. Ленинское определение материи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «бытие», «реальность», «мир», «субстанция». Подходы к пониманию материи в истории философии. Ленинское определение материи.



Бытие — в самом широком значении — существование.
Бытие-фиксирует всё общее, что входит в мир,что входит в содержание универсума.Общим является само существование.Бытие-реальность-действительное.
БЫТИЕ - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Не сводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.
РЕАЛЬНОСТЬ — бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с др. (возможными, вероятными и т. п.) формами бытия. В истории философии Р. отличали от действительности, т. е. Р. большей частью трактовалась как бытие ч.-л. существенного в данной вещи, как бытие ее самой, а действительность понималась как наличие всего существенного и несущественного в данной вещи. Р. в марксистской философии получает толкование либо как понятие, тождественное объективной реальности, либо как совокупность всего существующего.

МИР — Совокупность всех форм существования материи; Вселенная во всем ее многообразии.
СУБСТАНЦИЯ — объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное) В истории философии первоначально С. понимается как вещество, из к-рого состоят все вещи. В дальнейшем, в поисках основания всего сущего, С. начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуализму. В новое время наиболее остро проблема С. была поставлена Декартом. Преодоление дуализма осуществил Спиноза, к-рый, считая протяженность и мышление атрибутами единой телесной С., рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не сумел обосновать внутренней активности, "самодеятельности" С. Эта задача была решена (хотя и непоследовательно) в нем. классической философии. Уже Кант понимает С. как "то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные явления". Однако С. трактуется им как априорная форма мышления, синтезирующего опытные данные. Гегель определяет С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей (в которых она "открывается как их абсолютная отрицательность, т. е. как абсолютная мощь и вместе с тем как богатство всякого содержания"), "существенную ступень в процессе развития идеи" (человеческого познания), "основу всякого дальнейшего подлинного развития". С этим связано понимание С. одновременно и как субъекта, т. е. как активного самопорождающего и саморазвивающегося начала. Вместе с тем С. рассматривается Гегелем идеалистически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи. Марксистская философия критически перерабатывает эти идеи с т. зр. материализма. С. понимается здесь как материя, как субъект всех своих изменений, т. е. активная причина всех собственных формообразований. В понятии С. материя отражена не в аспекте ее противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всех форм ее движения, всех различий и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания. Маркс в "Капитале", анализируя стоимость, прежде всего ставит вопрос о ее С., независимой от всех частных (особенных) форм ее проявления (от меновой и прибавочной стоимости, от прибыли, ренты и т. п.). Любая товарная форма продукта рассматривается в этой связи как "простой сгусток лишенного различий человеческого труда", который "образует субстанцию меновой стоимости" и всех ее развитых форм. Благодаря этому только и была открыта тайна прибавочной стоимости и капитала, в виде которого стоимость выступает как "саморазвивающаяся, как самодвижущаяся субстанция", как "автоматически действующий субъект". В этом понимании С. предстает как осн. категория материалистического монизма, как основа и условие подлинного, содержательного единства теории.

МАТЕРИЯ - (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм

Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».

И одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.

Проблема форм бытия важна, следовательно, для повседневной практики и познавательной деятельности людей (пусть в жизни она чаще всего осмысливается и обсуждается не в философских терминах).

Принципиально важна она и для философии. Вспомним: при определении бытия мы сначала остановились на том, что (различные) целостности мира равно существуют и что это придает всем им характер реальности, создает предпосылку единства мира. Теперь сосредоточим внимание на диалектических различиях между основными формами бытия - диалектических в том смысле, что не будут упущены из виду всеобщие связи бытия, взаимосвязи между этими формами.

Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Первые три формы будут рассмотрены в данной главе, а четвертая форма анализируется в главе, посвященной обществу.

Бытие вещей, процессов и состояний природы. Начнем с уточнения понятия "окружающий мир", из признания существования которого исходит человек. Исторически первой предпосылкой, основой человеческой деятельности были и остаются сегодня вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действия людей ("первая природа"). Потом человек стал мощно и широко воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человечеством вещей, процессов, состояний. В философии его назвали "второй природой".

Рассмотрим сначала особенности формы бытия первой природы. Казалось бы, что тут мудрить: природа, ее вещи, процессы, состояния, бесспорно, существуют вне и независимо от сознания. Даже принимая существование природы в качестве простого факта жизни (а его признает, по-видимому, большинство философов), философия все же считает необходимым разрешить по крайней мере основные, возникающие в данной связи сомнения и трудности. И. Кант был прав, когда сказал: "...нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас... и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-нибудь вздумал подвергнуть его сомнению".
«правовое бытие» – это все сущее, имеющее атрибут правового; «бытие права» – это право в своем бытии, право как оно существует в действительности, как оно есть (в смысле наличности). В термине «есть» заключен и другой смысл – связки в суждениях «А есть Б», когда мы о чем-то говорим, что оно не просто есть, а есть что-то, обладает чем-то, принадлежит чему-то.

ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ) — категория права, призванная отобразить все из мира правовых явлений, в «снятом» виде представить бытие права в конкретном историческом времени и пространстве. Правовая действительность характеризует собой реальное бытие правовой материи, наличную действительность всех правовых феноменов существующих в пространстве и во времени, причем как материального, так и идеального порядка, ибо «мысль и материя» действительны, т.е. существуют.
Можно выделить несколько этапов, характеризующих становление данного понятия в естествознании и материалистической философии.
Первый этап. Античная философия. Вопрос о первооснове мироздания решался древнегреческой философией. Здесь то, чему соответствовало понятие материи, выступало в форме конкретного, единичного тела или природной стихии: у Фалеса это была вода, у Анаксимена – воздух, у Анаксимандра – некое неопределенно-материальное начало апейрон; Гераклит был убежден и практически показывал, что "мир, единый из всего не создан никем из богов и некем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно (мерами) угасающим". Несмотря на всю наивность представления о сущности мира и его единой основе, оно, пройдя средние века и Новое время, сохранилось до настоящего времени. В частности, идеи Фалеса о воде как о мировом первоначале легли в основу газовой теории английского физика ХVII в. Р. Бойля. В начале ХIХ в., развивая идею первоначала английский врач У. Пра­ут, выдвинул гипотезу, согласно которой, все химические элементы образованы путем "конденсации" из водорода. В продолжение данной гипотезы в ХХ веке ядро водорода было названо протоном и основой всех химических элементов.То же произошло с идеей Анаксимена о воздухе как первоначале мира (ХVIII в. – кислородная теория французского химика А.Л. Лавуазье; ХIХ в. – закон "идеального газа" Р. Бойля-Э. Мари­отта; ХХ в. – молекулярная физика и физическая химия).В этот же период возникла идея о существовании особой группы первоначал: вода, воздух, огонь и земля. Эта идея была обобщена в учении о четырех "корнях" мироздания, а немного позже – в идее Аристотеля о четырех способных к взаимным превращениям стихий. С возникновением органической химии в ХIХ в. произошла перекличка с данными идеями, так как выяснилось, что практически безграничное число органических веществ возникает в результате различных сочетаний четырех химических элементов: углерода, водорода, кислорода и азота.Таким образом, и до настоящего времени развиваются идеи древних, у которых понятие материи не выходило за рамки единичного, чего-то конкретно ощущаемого. Кульминацией древних идей является атомистическая теория Левкиппа, Демокрита и Эпикура – о бескачественных атомах, различающихся лишь по величине, форме, положению, весу. Это уже была попытка найти нечто всеобщее в вещах, независимо от их единичных и особенных признаков, то есть это была попытка составить представление о материальном мире в абстрактной, натурфилософской форме. Этим был как бы в зародыше намечен весь последующий ход развития понятия материи в естествознании и в материалистической философии, начиная с ХVII в. и вплоть до наших дней.
Второй этап. Новое время (ХVII-ХVIII вв.) На общем фоне распада философии как единой науки, все ускоряющегося процесса дифференциации наук и развернувшейся в ХVII-ХVIII вв. борьбы между материализмом и идеализмом формировалось понятие материи как философское понятие. При этом оно вобрало аналитические признаки, установленные естествознанием, механикой и химией. Демокритовская теория дополнилась научными данными, согласно которым материя понималась в Новое время как то, что имеет массу покоя, а в целом материя отождествлялась с веществом (Г. Галилей, И. Ньютон). Особое механическое свойство тел (масса) становится определяющим признаком материи. Соответственно этому в ХVIII в. количественно выраженный закон сохранения материи формулируется как закон сохранения массы тел.В атомистике этого периода материя трактовалась как совокупность атомов (неделимых, непроницаемых, инертных, в силу постоянства массы) и материальных образований. В том числе, в химии различные виды атомов соответствовали различным химическим элементам, а поэтому и здесь понятие вещества эквивалентно понятию материя. Д.И. Менделеев писал: "Вещество или материя есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть представляет массы..., то – из чего состоят тела природы и с чем совершаются движения и явления природы". Не подвергается сомнению и утверждение Б.Спинозы о том, что природа – причина самой себя.Таким образом, и на первом, и на втором этапе материя понималась, во-первых, как какое-то особое начало в виде материала, из которого образуются все тела; во-вторых, это особое начало может существовать отдельно от конкретных вещей, тел (подобно груде кирпичей, из которых может быть выстроено нечто конкретное, то есть здание). Это представление естествоиспытателей о материи целиком было воспринято философией. Материалисты ХVII – первой половины ХIХ вв., явные сторонники механицизма, отождествляли ее с веществом, а следовательно, в теоретико-познава­тельном плане оставляли понятие материи на уровне того особенного, что было присуще материальным объектам как определенным данностям и не поднимались до обнаружения всеобщего, универсального признака в них. Логика: от единичного через особенное к всеобщему еще не "работала".
В духе классических механистических рассуждений немецкий материалист ХIХ в. Л. Фейербах, решая вопрос о материи, по сути дела, свел к противопоставлению материю и дух, физическое и психическое. Это было не менее серьезной ошибкой, чем попытка отождествить сознание (духовное) и материю, так как противоположность материального и духовного имеет абсолютное значение только в пределах решения вопроса о том, что признать первичным и что вторичным, производным. За этими пределами относительность данного противопоставления несомненна.Возникновение в середине ХIХ в. диалектического материализма можно считать и особым этапом в становлении понятия "ма­терия", в учении о материальном единстве мира. Ф. Энгельс подвел под понятие "материя" общий фундамент в виде материалистического решения основного вопроса философии, которое состоит, во-первых, в признании того, что материя, природа – первичное, а сознание, дух – вторичное, и, во-вторых, – в утвердительном ответе на вторую сторону этого вопроса. Отсюда вытекает и самое понятие материи, существенными признаками которого и являются те, что содержатся в обоих этих ответах.Далее. Энгельс решительно отвергал сведение материи к совокупности якобы "последних", "мельчайших" ее частиц, то есть к атомам, абсолютно тождественным между собой. При этом он высказал предположение, что вряд ли атомы являются простым, "ко­нечным" материалом мироздания. И, наконец, Энгельс выдвинул философское положение о том, что люди имеют дело только с реально существующими вещами и формами движения, обладающими определенными качественными особенностями. Материя же есть всеобщее, "есть не что иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие... Такие слова, как "материя", "движение", суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому материю и движение можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения".Это была своеобразная, несомненно на порядок выше предшествующих концепция. Но она не была в этот период господствующей ни в естествознании, ни в философии. Ей активно противостоял идеализм и метафизический материализм, базировавшийся на механике.
Третий этап. В конце ХIХ в. в естествознании произошли крупнейшие открытия, вошедшие в историю науки под общим названием "новейшая революция в естествознании". Непосредственно она выросла на открытиях Менделеева и Столетова, Герца и Попова.1895 г. – открытие лучей Рентгена, лучей огромной проникающей силы. Этим открытием было опровергнуто свойство непроницаемости, считавшееся абсолютным свойством материи.1896 г. – открытие естественной радиоактивности (Х-лучи) А. Беккерелем. Стало ясно, что свойство неделимости, считавшееся также абсолютным свойством материи, является относительным.Исследуя явление радиоактивности и структуру "Х-лучей", английский физик Дж. Томсон в 1897 г. открыл электрон – мельчайшую частицу отрицательного электричества с массой в 1840 раз меньше массы атома водорода. Электрон – особый вид материи. При этом математически было рассчитано, что с увеличением скорости масса его увеличивается.Таким образом, механика Ньютона теряла свой абсолютный смысл. Она подрывалась не только ранее названными открытиями и обнаружением новых физических свойств материи. Механицизм в понимании материи подрывался и с другой стороны: осуществленные опыты искусственной радиоактивности (1898 г.) французскими физиками Марией и Пьером Кюри позволили путем сравнения электронных явлений и световых процессов обнаружить факты, работающие на гипотезу о материальной природе света. Последовавшие затем открытия П. Лебедева (давление света, 1899 г.), М.Планка (1900 г.), А. Эйнштейна (1905 г.) доказали, что свет лишь проявление одной и той же материи, одна из ее форм. Таким образом, был переброшен мост между веществом и светом и положено начало ликвидации разрыва между двумя видами материи в неорганической природе – веществом и полем.Новейшая революция в естествознании состояла прежде всего в крутой ломке старых механистических представлений о материи, ее видах, свойствах, строении, формах движения. Но успехи науки не были переосмыслены многими естествоиспытателями и философами того времени. Смешение философского понятия материи с физическими представлениями о ее строении и свойствах и господствовавшее в среде физиков того времени отождествление неуничтожимости материи с неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости атома как исчезновению материи.Создавшаяся в науке ситуация привела, с одной стороны, к кризису в самой науке и особенно в физике, с другой, к появлению новой разновидности идеализма, вошедшего в историю философии как "физический" идеализм.Представители диалектического материализма дали довольно глубокий теоретический анализ сущности кризиса в естествознании и причин идеализма. История науки знает немало ситуаций, когда идеализм рождался или возрождался самим прогрессом науки. Так произошло и в конце ХIХ в. Крупный успех естествознания, приближение к таким однородным и простым элементам материи, законы движения которых не могут быть проверены экспериментально, а требуют абстрактно-логической, в том числе математической обработки, порождает забвение материи теоретиками, математиками. "Материя исчезает", остаются одни уравнения. Так, на новой стадии возрождается старая идея: "разум предписывает законы природе".Таким образом, математизация физики и идеализация математики – основная причина "физического" идеализма, приведшая к релятивизму (то есть утверждению, что все знания только относительны).Выводы из сущности и причин кризиса, если выстроить их логически, можно трактовать и как пути выхода из него. К каким же выводам приходят философы, стоящие на позициях диалектического материализма? Во-первых, нельзя смешивать, как это сделали идеалисты и представители метафизического материализма, философское понятие материи с учениями о физическом строении материи и ее основных свойствах (например, с представлениями об атомах или о механической массе как абсолютном свойстве материи). Во-вторых, смешение не допустимо, потому что любые физические представления о строении и свойствах материи учитывают лишь то единичное или особенное, что есть в предметах и явлениях материального мира. Представления касаются не всей предметной действительности, а лишь отдельных ее сторон и частных проявлений, в то время как философское понятие материи, охватывающее собой всю предметную действительность, обладает всеобщим признаком и обозначает всю объективную реальность, без всяких ограничений. В-третьих, философское понятие материи, отразив всеобщий признак материального мира, в принципе не может устареть (по­скольку материя не перестанет быть объективной реальностью), напротив, физические представления о ней будут постоянно изменяться, дополняться, устаревать. В-четвертых, из вышесказанного вытекает однозначный вывод о том, что в действительности исчезает не материя, а "вчерашний" предел нашего знания о ее строении и свойствах.Эти выводы позволили представить философское понятие материи более широко. "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" [55. С. 131].Несомненно, что это понятие материи – высшая степень абстракции, оно предельно широкое. И подобно другим широким абстракциям, возможным в рамках любой науки, оно раскрывает свое содержание только через взаимное соотношение с себе противоположным. Таковыми в философии являются материя и сознание, природа и дух, бытие и мышление, физическое и психическое, объект и субъект. Будучи предельно широкими философскими понятиями, они могут быть определены только через раскрытие их соотношения между собой и прежде всего через указание на то, что является здесь исходным, детерминирующим, а что производным, детерминируемым, и почему. Данное определение материи является логическим завершением материализма, теоретической основой его положений о материальном единстве мира, о первичности материи и ее объективной реальности, о том, что материя – единственный источник знания человека. В этом определении подчеркиваются следующие признаки: материя есть а) объективная реальность, б) существующая вне (вне человеческой головы) и независимо (не нуждается в сознании для своего существования, развивается по своим законам) от человеческого сознания, в) данная нам в ощущениях, г) отражаемая, копируемая нашими ощущениями, данное определение материи является логическим завершением материализма, теоретической основой его положений о материальном единстве мира, о первичности материи и ее объективной реальности, о том, что материя – единственный источник знания человека.Это понятие, таким образом, играет важнейшую роль и в становлении, развитии диалектико-материалистической теории познания. Утверждение материалистического монизма на фоне идеалистических и метафизических воззрений на сущность мира также базируется на этом определении материи. Эта философская категория играет основополагающую роль в развитии естествознания и других областей науки: она выражает как материальное единство мира, так и методологическое значение философии для других наук. Определение материи, базирующееся на диалектико-матери­алистическом восприятии мира, сформировавшееся в период, когда естествознание переживало кризис, показывает, что и открытия, сделанные наукой тогда, и дальнейшие ее достижения никогда не смогут стать отрицанием материализма. Философский материализм подчеркивает, что основным свойством материи является свойство быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от нашего сознания. Естествознание всегда изучает объективно реальные вещи, конкретные уровни организации материи, конкретные ее виды и формы движения. На этом стоял практически весь материализм Античности, эмпиризм и рационализм Нового времени. Каким бы невероятным на первый взгляд, с точки зрения известных и принятых наукой положений не было бы новое открытие в естествознании, оно подтверждает и конкретизирует материализм. Прежде всего именно неожиданность, "диковинность" (С.И. Вави­лов) раскрывающейся системы мира есть один из серьезных аргументов, подтверждающих объективность этого мира.Диалектический материализм не ограничивается современными ему достижениями, знаниями тех или иных свойств и сторон материи и простым их обобщением для доказательства правильности своих выводов. Он направляет науку на все более точное отражение объективной реальности. Путь дальнейшего развития науки – это бесконечное углубление познания в строение материи, в ее структуры и свойства. Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою "власть" над ней, но это не значит, что природа может быть порождением нашего ума.Сегодня можно говорить о новом, особом этапе развития понятия материи в философии и естествознании. Современный этап все четче обнаруживает отмеченные на предыдущем этапе соотношения между философским понятием материи и быстро меняющимися физическими представлениями о ее строении и свойствах, а высказанная идея о неисчерпаемости материи стала одной из основных, ведущих идей современного естествознания.Неисчерпаемость состояний и форм проявления материи не означает того, что в природе существует хаос и беспорядок и что материя может принимать любые абстрактно допустимые состояния. Ее строение и изменение всегда подчиняются строгим закономерностям, которые сами представляют собой внутреннюю форму организации материальных систем, выражающую упорядоченность их структуры.Как физическая реальность материя известна в двух видах: вещество и поле. Оба вида различаются и по содержанию (по массе) и по форме бытия и проявления. Так, вещество существует в пяти основных состояниях: сверхплотном (концентрация ядер), твердом, жидком, газообразном, плазменном. В окружающем нас мире можно выделить три основных типа материальных систем: система неживой природы (материи), живой и социальной. Из биологических и социальных систем нам известны только те, которые существуют на земле.Изучается, но остается "загадочным и странным" микромир, мир элементарных частиц. Элементарная частица – объект, который может преобразовываться в другие объекты, но не может состоять из каких-либо элементов. Открывает счет им электрон. Сегодня их сотни. В результате обобщения было установлено, что частицы можно разбить на группы – мультиплеты, где составляющие каждого мультиплета рассматриваются как различные состояния одной частицы. Эта концепция ставит вопрос о создании единой естественно-научной теории, с позиций которой можно было бы теоретически объяснить и обосновать жизнь микромира. Создание такой теории, подобно периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, дало бы возможность предвидеть дальнейшее развитие естествознания, уточняя и расширяя объекты его изучения.Таким образом, в естествознании экспериментальным путем, путем и "плодоносных", и "светоносных" опытов (Ф. Бэкон) получен огромный материал, дающий возможность поставить вопрос о создании единой естественно-научной теории микромира, подтверждающий диалектико-материалистическое мировоззрение.Изучение строения материи не ограничивается микромиром. Во всех областях науки ныне происходят настоящие революции. Подлинная революция, осуществляемая физикой и астрономией, происходит в исследовании мегамира. Современные астрофизические приборы дают возможность получить научную информацию об окружающем нас мире на расстоянии 13 млрд. световых лет (один световой год равен расстоянию, которое проходит свет за год со скоростью 300 тыс. км/сек) и установили, что наша Галактика одна из составных ста миллиардов Галактик.Галактики разных типов образуют скопления – системы галактик, которые представляют собой особые объекты, обладающие свойствами целостности.Наконец, кроме скопления галактик есть еще более высокий уровень организации материи – Метагалактика, представляющая собой систему взаимодействующих скоплений Галактик. При этом взаимодействуют они так, что удаляются друг от друга с очень большими скоростями. И чем дальше отстоят они друг от друга, тем больше скорость их взаимного "разбегания" – процесс расширения Метагалактики как особое свойство этой системы, определяющее условие ее бытия. Этот процесс начался с момента возникновения Метагалактики, примерно 20 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва.

За последние годы наука не только приумножила наши знания о происхождении Метагалактики, о действующих в ней законах по типу теории относительности, но и дала много новых знаний о ее структуре, в том числе: открыто реликтовое излучение; нейтронные звезды ("пульсары"), в каждом кубическом сантиметре которых вмещается около 100 млн. тонн вещества; расширяющиеся звездные скопления или звездные ассоциации; взрывающиеся Галактики; квазары и т.д.Эволюционная теория звезд так же пополнилась новыми открытиями, в том числе познание заключительного этапа в жизни звезд подтверждает фундаментальный закон естествознания о несотворимости и неуничтожимости материи. Установлено, что на заключительном этапе жизни звезд, когда в их недрах выгорает ядерное топливо, резко падает давление и температура в центральной части звезды, она под действием собственного притяжения начинает сжиматься. При этом, если масса звезды меньше массы Солнца, то в результате такого сжатия она превратится в "белого карлика" – небольшую звезду с плотностью около 1000 тонн вещества в одном кубическом сантиметре, лишенную источника энергии и постепенно остывающую. Если же масса сжимающейся звезды превосходит массу Солнца в 2-3 раза, сжатие принимает катастрофический характер: возникает гравитационный коллапс. В результате сжатия напряженность поля тяготения на поверхности коллапса растет и наступает момент, когда освобождающая скорость становится равной скорости света. В этом процессе ни одна частица, ни один луч света не смогут преодолеть огромного притяжения и вырваться изнутри подобного образования. Пространство сколлапсированного объекта "захлопывается", и для внешнего наблюдателя он перестает существовать. Это – "черная дыра", звезда, которая как бы исчезает из нашего мира, а в действительности продолжает взаимодействовать с окружающим миром своим полем тяготения. Только в нашей Галактике таких "чер­ных дыр" может быть до 30 % от всех звезд, то есть более миллиарда. Земля наша может стать "черной дырой", если она сожмется до размера мужских часов (сейчас ее радиус равен 6400 км), а Солнце – до 3 км в радиусе. Знание "черных дыр" дает нам очень многое для миропонимания, его устройства, в том числе для понимания диалектической взаимосвязи движущейся материи, пространства и времени как форм ее существования. Это знание позволяет гипотетически определить будущее Вселенной: либо она сожмется в "точ­ку", либо будет продолжаться расширение Метагалактики, что приведет к понижению температуры, близкой к абсолютному нулю, и исчезновению жизни в том виде, в каком она существует на земле. Этот вывод не противоречит ни материалистический концепции, ни реальной эволюции материи, а наоборот, подтверждает идеи многих философов в том, что касается неизбежности возникновения и исчезновения жизни на земле.Таковы наиболее общие структурные уровни неживой материи, такова их философская трактовка.На определенном этапе развития Метагалактики, в рамках некоторых планетных систем, создаются условия для формирования материальных носителей Жизни. Как и неживая природа, жизнь имеет ряд уровней своей материальной организации, в том числе: системы доклеточного уровня (белковый и молекулярный); клеточный уровень (одноклеточные организмы); микроорганизмы; организмы; виды; биогеоценоз; биосфера, как глобальная система жизни. В этой целостной системе различные биоценозы (взаимосвя­занные между собой и с окружающей средой популяции) взаимодействуют не только между собой, но и с космическим пространством. При нарушении этих взаимодействий меняется вся жизнь на Земле. Для того, чтобы поддерживалось ее динамическое равновесие, необходимо не только воспроизводство определенных условий обитания различных организмов, популяций, биоценозов, но и некоторый уровень их разнообразия. При уменьшении этого разнообразия ниже определенного уровня вся биосфера начинает вырождаться.Люди являются частью сферы жизни на Земле. Благодаря постоянно увеличивающемуся производственно-техническому воздействию на окружающую среду они могут внести и, чем дальше, тем больше вносят возмущения в динамику биосферы. На современном этапе эти возмущения становятся настолько существенными, что начинают грозить необратимым вырождением биосферы. Знание законов биосферы, понимание своего места в ее динамике является ныне одним из условий самого человеческого существования и поэтому обретает огромную мировоззренческую ценность.В рамках биосферы на определенном этапе начинает развиваться особый тип материальной системы – человеческое общество. Здесь тоже возникают особые подструктуры – индивид, семья, социальные группы типа класс, народность, нация и др., причем многие из этих структур исторически изменчивы, преходящи, существуют только на определенных этапах человеческой истории и преобразуются в новые подструктуры усложняющегося разнообразия человеческой общественной жизни.Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия его функционирования и развития их духовную жизнь. Взаимодействие с окружающей средой, природой, осуществляемое человеком в его практике, представляет собой не просто потребление вещества природы, которое преобразуется человеческой деятельностью. Само это преобразование опирается на законы развития мира и может быть представлено как реализация маловероятных для естественной природной среды линий ее развития.Большинство предметов и процессов созданной человеком "второй природы" не могут самопроизвольно возникать в Метагалактике. Природа не создала ни колеса, ни ЭВМ. Хотя какие-то, иногда отдаленные, их аналоги можно обнаружить в природе. И все-таки, эволюция создаваемой человеком искусственной материальной среды, которую К. Маркс очень точно и образно назвал "неорганическим телом человека", есть особая линия развития материи, возможная только в рамках человеческого общества. При этом линия эволюции материи реализуется и в формах развивающейся материальной предметной среды, то есть производства, и в форме развития самого человека, который развертывает свои природные возможности, строит новые разнообразные формы общения и социальных отношений и в этом процессе меняет самого себя.Понимание истории человечества как особого этапа грандиозного развития материи ставит интереснейшие мировоззренческие проблемы возможности существования иных цивилизаций, путей их развития, космического будущего человечества. Эти проблемы – объект осмысления социальной философии.

Ленинское определение материи. МАТЕРИЯ – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которое копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует, не зависимо от них. М принципиально познаваема. М-не атомы, а философские категории.

18. Проблема единства мира. Основные формы материи: сущность и способ существования. Проблема единого закономерного мирового процесса. Особенности социальной формы материи.
На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.02 с.)