Был ли обычай посещать родственников, если был, то в какие дни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Был ли обычай посещать родственников, если был, то в какие дни.



Когда и как проходило масленичное гулянье?

Как одевались на масленицу люди? Был ли обычай одеваться «посмешнее», если был, то как наряжались?

Существовал ли обычай масленичного обхода дворов ряжеными?

Изготавливалось ли чучело Масленицы и из чего? Как к нему относились празднующие масленицу люди? Сжигалось ли оно и как? Что делали со сгоревшим чучелом?

Был ли обычай сжигать в костре что-нибудь, кроме Масленицы? Если – да, то, что сжигали и почему?

Был ли обычай ругать Масленицу, как и когда? Был ли обычай похорон Масленицы?

Известны ли масленичные песни, какие, в какое время масленичной недели они пелись?

Катались ли на санях вокруг села и с гор? Были ли приметы, с этим связанные?

Как готовили лошадей и сани к масленичному катанию?

Были ли на масленицу обряды, связанные с молодоженами? Если были, то какие?

Был ли обычай печь блины? Из какой муки и как пекли блины? Были ли особые приметы, связанные с выпечкой блинов? Узнать рецепты приготовления блинов и записать их.

Был ли обычай поминать усопших? Был ли обычай ходить на кладбище?

Отмечается ли масленица в настоящее время и как?

 

                           ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД

Был ли обычай печь печенье или булочки в форме птиц? Как это печенье называют? В какие дни пекли такое печенье?

Были ли обычай закликать, призывать весну? В какие дни это происходило? Откуда закликалась весна (с крыш, с возвышенностей)? Какие песни исполнялись?

Участвуют ли дети в календарных обрядах? Участвуют ли они в колядовании? Поют ли колядки? Наряжаются ли на святки? Поют ли дети веснянки? Что дети делают с ритуальным печеньем (жаворонками)?

Существовал ли у хозяек обычай «кормления мороза»? Как и чем «кормили мороз» (выпекались специальные булочки или иначе)?

Какие действия связаны с расцветшей вербой? Как объясняют информаторы особое отношение к вербе?

Где и как долго хранили веточки вербы?

Был ли обычай хранить веточки вербы в хлеву или подсыпать вербу в корм скоту? Произносила ли хозяйка какие-то слова в момент своих действий с вербой?

Как отмечалась Пасха? Как готовили дом к Пасхе? Когда должна была быть завершена подготовка к празднованию?

Были ли какие-либо особые действия хозяйки, связанные с выпечкой кулича, с крашением яиц? Почему нужно было, чтобы кулич вышел красивый?

Приготовление каких блюд было обязательным на Пасху?

Существовал ли обычай обрядового обхода дворов после Пасхи?

Был ли обычай водить хороводы, петь и играть в какие-либо игры на Пасху?

Был ли обычай поминать усопших, ходить на кладбище?

Отмечалась ли первая пахота?

Какими обрядами и песнями сопровождался первый выгон ско­та в поле? Егорьев день (23 апреля). Роль пастуха в обряде.

Обходил ли пастух все стадо? Какие предметы при этом он держал в руках? Какие слова (заговоры) произносил? Какие действия совершал? Как вели себя при этом животные?

Обходил ли хозяин в этот день свой скот, держа в руках при этом какие-либо ритуальные предметы, такие как, например, хлеб, зерно, икону или веточки вербы, освященные еще на вербное воскресенье?

Произносил ли он какие-либо слова при этом?

Были ли обряды, связанные с появлением первой зелени? Бы­ли ли какие-либо приметы, с этим связанные?

 

                                  ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Какие обычаи связаны с празднованием Троицы?

Как отмечалась троицкая неделя (завивание березки, гадание по венкам, ритуальная трапеза)?

Были ли какие-то специальные традиционные блюда на троицкой трапезе?

Помнят ли информаторы о том, что когда-то в эти дни водились хороводы и при этом пелись песни? Какие песни исполнялись?

Гадали ли в этот день?

Существовали ли какие-нибудь поверья о водяных, ведьмах, ру­салках? Празднуют ли в данной местности Иванов день?

Собирали ли в этот день тра­вы и какие?

Какие травы, когда и как надо было собирать? Каковы условия хранения этих трав? От каких недугов помогают эти травы? Как готовить лекарственные отвары и настойки?

Обливались ли водой в этот день?

Зажигали ли костры?

Какие еще действия производились на Ивана Купалу?

Были обычаи украшать зеленью дома?

Из каких цветов и веток плелись венки? Загадывали ли на венки?

 

                                 ОСЕННИЙ ПЕРИОД

Существовал ли «дожиночный обряд»?

 Имелось ли название у первого и последнего снопов?

 Исполнялись ли какие-нибудь песни перед жатвой, во время жат­вы?

Существовали ли заговоры, связанные с уборкой урожая?

 Отмечается ли и как праздник урожая в настоящее время?

 

Записывая календарные обряды и фольклорные тексты, сопровождающие их, надо расспрашивать информаторов и о народных приметах, связанных с прогнозом на погоду, урожай, здоровье человека и подробно записывать эту информацию. Кроме того, надо записывать рецепты традиционной народной кухни и особых блюд, которые подавались на стол во время праздничной трапезы.

 

                СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И ИХ ПОЭЗИЯ

                                СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

Еще до недавнего времени память о традиционном свадебном обряде Новгородской области сохранялась достаточно хо­рошо. Сейчас чаще восстанавливаются отрывочные, неполные сведения об обряде. Тем не менее следует постараться выявить наиболее полную картину обряда. Опрос следует вести в той последовательности, в которой про­ходил традиционный свадебный обряд. Надо постараться выявить полностью репер­туар песен, причетов, выяснить, какие еще жанры фольклора входили в свадебный обряд (присловья, загадки, пословицы и поговорки, ча­стушки, заговоры). 

Выявляя песенный репертуар свадебного обряда, желательно напомнить информатору об элементах обряда данной местности, таких как сватовство, рукобитье, девишник, баня, утро перед свадьбой, сва­дебный пир, второй день свадьбы, хлибины. При записи песенного свадебного репертуара, необходимо стимули­ровать коллективную память исполнителей, например, при записи песен, которые исполнялись на сватовстве или за свадебным столом, просить исполнителей вспомнить подробности элемента обряда, особо выделяя те моменты, которые сопровождались песнями.

Надо выяснить, исполнялась ли на свадебном пиру какая-нибудь песня по­стоянно как первая. Спрашивать, какие песни исполнялись невесте, жениху, дружке, свахе, свадебным гостям (холостому, женатому); спросить, не знает ли информатор свадебных при­читаний; узнать, кто в деревне помнит причитания и может показать их. Надо расспросить о роль дружки в обряде. Весь разговор должен быть зафиксирован либо в магнитофонной записи, либо в рабочей тетради для последующей расшифровки. В запись рассказа об обряде надо включать тексты малых жанров. Обрядовые песни, причеты офор­млять на отдельных листах в качестве приложения к рассказу.

Как проходило сватовство? Существовали ли приметы и обереги, с ним связанные?

Когда и как происходила окончательная договоренность о свадьбе, как назывался этот день?

Каков порядок рукобития? Кто приглашался на него? Что при­носили с собой гости? Давала ли невеста «задаток» жениху?

Присутствовали ли жених и невеста при сговоре?

Был ли обычай величать гостей песнями на сговоре? Причитала ли невеста по окончании сговора?

Был ли обычай причитания невесты на утренней и вечерней за­ре во время шитья приданого?

 Был ли обычай собираться девушкам вечером и идти под окна невесты петь свадебные песни? Какие песни пели?

Был ли обычай девушкам ходить в дом жениха «занавесимерить»?

В какое время дня и кто топил баню для невесты?

Как готовились подружки к бане? В каком порядке шли в баню, разметали ли дорогу? Какие произведения в этот момент исполнялись (песни, причеты, заговоры)? Присутствовали ли посторонние?

Когда невеста должна была благодарить за баню?

Были ли какие-нибудь приметы, связанные с топкой бани, с мытьем?

Какие обрядовые песни пелись на девичнике, как они исполня­лись?

Что такое «красота», когда проходила сдача «красоты», вчем она состояла? Что исполняли в этот момент?

Присутствовали ли на девичнике жених или у него была своя вечерина (парневик)? Исполнялись ли на вечерине у жениха свадебные песни?

Как перевозилось приданое в дом жениха?

Как проходило утро свадебного дня в доме невесты? Какие произведения исполнялись?

Опевали ли песнями жениха и поезжан перед выездом свадебно­го поезда из дома жениха?

Исполнялись ли девушками песни при приближении, свадебного поезда?

Выкупался ли стол, за которым сидели девушки и тоже пели?

Опевали ли поезжан в доме невесты? Какие обычаи с этим свя­заны? Какие песни и как исполнялись?

Был ли обычай выбирать жениху свою суженую среди несколь­ких девушек, чьи лица были закрыты платками?

Как рассаживались за столом жених; невеста и поезжане? Каков был ритуал благословения? Каков порядок выхода к свадебному поезду и совершались ли в этот момент действия, охраняющие от пор­чи и сглазу?

Где находились родители невесты во время отправления сва­дебного поезда? Был ли обычай закрывать ворота при въезде в дерев­ню, качания повозки, где сидели жених с невестой, молодые?

Как встречали новобрачных в доме молодого? Как происходи­ло раскрывание молодой, и кто ее раскрывал, как встречали раскрыва­ние собравшиеся? Какие произведения исполнялись при этом?

Было ли принято на свадьбе одаривание, как и кого одаривали?

Какие песни пелись во время свадебного стола и в какой последовательности?

Какие были послесвадебные обряды?

Кем и как готовился свадебный стол? Какие блюда подавались обязательно? Как варилось пиво?

 

                               ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Основная задача – выяснить, существовал ли целостный обряд, сохранилась ли память о нем. Похоронный обряд, как правило, удается записать лишь фрагментарно. Записывать надо весь рассказ информатора об обряде и все связанные сним тексты (причитания, песни). Надо обращать внимание на приметы, связанные со смертью или сопровождающие обряд, на то, как вели себя люди, участвующие в обряде. Надо расспросить и о странных, таинственных событиях, может быть, происходивших в доме умершего или на кладбище, о снах, связанных с данной темой.

 

Причитали ли в данной местности по умершим?

Всегда ли причитали близкие люди или были случаи приглаше­ния плакальщиц? Помнят ли таких?

Существовали ли коллективные причитания?

Существовали ли мужские причитания?

Сколько причитаний и от чьего имени исполнялось в течение тех дней, пока покойник находился в доме?

Существовал ли обычаи называть имя умершего в причитаниях?

Как назывались в причитаниях «смерть», «гроб»? Какие приметы связаны с похоронным обрядом, с мертвым телом?

Были ли обычай передавать с покойником поклоны на «тот свет»?

Когда и как прощались с умершим? Сколько и какие причи­тания исполнялись в день похорон?

Какие ритуальные действа были обязательными, пока покойник находился в доме? Были ли обычаи завешивать зеркала, ставить на ок­но воду и класть хлеб, вывешивать на окно полотенце? Каково значение производимых действий?

Каков ритуал сборов умершего, приготовления его к «иной жизни»? Что надо собрать «в дорогу» и для чего? Что клали в гроб? Что входило в костюм «на смерть»?

Были ли особенности шитья костюма «на смерть» (покрой, цвет и качество ткани, особые швы)? Были ли особенности одева­ния покойника?

Кто обряжал покойника – родственники или любой человек? Как назывался такой человек?

Были ли обычаи проводить поминки? Какие блюда были обяза­тельны на поминках? Пели ли какие-либо песни, исполнялись ли причитания? Кто их исполнял?

Существовал ли обычаи отмечать девятый и сороковой или другие поминальные дни? Как и почемуих отмечали? Ходили ли в эти дни на могилу причитать? Носили ли на кладбище пищу и какую, поедали ее или просто оставля­ли?

Какие ритуальные действия были связаны с днями похорон и после них? Сколько времени длился траур? Была ли специальная траурная одежда и какая?

Были ли особенности в «смерётной» одежде и в обряде похорон детей, девушек и неженатых парней?

Существовали ли обереги от дурного влияния мер­твых?

Существуют ли в данной местности легенды, связанные с покойниками и какие?

 

                            ДРУГИЕ ФОРМЫ ПРИЧЕТИ

Существовал ли обычай причитать по случаю болезни, голода, продажи или смерти коровы?

    Были ли обряды, связаннее с проводами в армию или на вой­ну? Как и какие фольклорные произведения исполнялись?

 

                НЕОБРЯДОВЫЕ ЛИРИЧЕСКИЙ ПЕСНИ

Традиционные лирические песни – протяжные, долгие, в настоящее время записываются очень редко. Чаше удается записать песни литературного происхо­ждения или жестокие романсы. Необходимо тщательно выявлять и записывать весь традиционный репертуар крестьянской лири­ки, когда возможности исполнителя или группы в этом репертуаре исчерпаны, необходимо записать песни более поздних исторических эпох (песни гражданской войны, Великой Отечественной войны) и только после такой предварительной работы записывать широко распространенный репертуар жестоких романсов и пе­сен литературного происхождения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Выявляя репертуар песенной группы, нужно фиксиро­вать те песни, текст которых сохраняется в памяти частично и обязательно сделать об этом пометку и в рабочей тетради, и на магнитофонной ленте. По окончании записи нужно выявить, какие песни оста­лись в памяти исполнителей только по названиям. Названия этих песен записать и в тетради, и на магнитофонной ленте.

    В паузах между исполнением песен в черновых тетра­дях записывать свои наблюдения за особенностями поведения ис­полнителей и слушателей, все их замечания по поводу песни, своего отношения к ней, традиционного и современного ее исполнения.

 Во время исполнения песни следует фиксировать выражение лиц, жестикуляцию, мимику исполнителей, чтобы использовать свои наблюдения при дневниковых записях. Если песня со­провождалась движением, то попросить воспроизвести их (в хороводе, на посиделках).

После записи каждой песни, если запись производилась вручную, необходимо уточнить все пропуски, сделанные во время записи, выяснить смысл непо­нятных слов и выражений и зафиксировать объяснения информато­ров.

Если запись песен производилась от группы исполнителей, но в ходе разговора выяснилось, что один или два исполни­теля помнят песни, которые не помнит группа, нужно записать их. Кроме того, нужно выявить репертуар тех песен, которые могли испол­няться индивидуально: колыбельные, потешки, частушки, колядки, веснянки, причитания.

    Записывать песни надо стараться в их естественном исполнении: хоровую – в исполнении хора, соль­ную – от одного певца, хороводную, плясовую – сопроводить описа­нием, как водились хороводы, какие были пляски. При записи песен от хора надо узнать, давно ли они поются данным составом. 

Сразу после работы с информаторами в тетрадях записать полную информацию о составе певческой группы и составить репертуарный список группы, переписать набело магнитофонный реестр. Расшифровка записей должна быть произведена в тот же день. Если запись производилась вручную несколькими людьми, то надо свести черновые записи в один текст, переписать песню набело. Если запись производилась на магнитофон и одновременно вручную, надо сверить черновой полный текст с магнитофонной за­писью, переписать песню набело.

Необходимо интересоваться и альбомными записями жителей се­ла. При этом следует узнать, поет ли эти песни владелец альбома, от кого они записаны. Тексты, входящие в альбом, надо переписать, а если есть возможность, привезти альбом из экспедиции.

 

Какие песни исполнялись во время или после окончания посиделок?

Какие музыкальные инструменты использова­лись при этом?

Исполнялись песни при возвращении с полевых работ?

Существовали ли в данной местности группы людей, давно поющих вместе?

Какие песни из репертуара бабушки, матери, отца или старших родственников знают представители младшего поколения?

Какие песни о Великой Отечественной войне знают исполни­тели?

Пелись ли специальные (трудовые) песни при совершении какой-либо тяжелой работы, требующей коллективных усилий (при общей тяжелой работе, при погрузке или разгрузке леса и т.д.)?

 

                                          ПОСИДЕЛКИ

Посиделки в разных районах Новгородской области имеют свои местные названия: беседа, посиделка, игрище, супрядка. Для посиделок девушки из одной деревни «откупали», нанимали один из домов, в котором они собирались для совместного проведения времени за прядением шерсти или льна. Часто посиделки проходили поочередно в каждом из тех домов, где жили девушки. Посиделки начинались в тот период времени, когда были завершены уборка урожая и другие сельскохозяйственные работы. Поси­делки были местом встречи молодежи. Они проходили по традиции, соответственно устоявшимся правилам и имели определенную композицию. В ходе посиделок исполнялся ряд различных по жанру произведений фольклора.

Де­вушки, пришедшие на посиделки, рассаживались и занимались своей работой, сопровождая работу пением протяжных лирических песен. С особой торжественностью на посиделки приходили парни, здороваясь с девушками, они выбирали себе места на лавках между девуш­ками. С при­ходом парней характер посиде­лок изменялся. В ряде районов был обычай: пришедшие парни поджигали кудель, которую в этот момент пряла девушка. Огонь пряха сразу же гасила рукой.

Начиналось совместное развлечение, когда все присутствующие пели и плясали. Начало этому полагалось припеванием, которое в Новгородской области имеет местные названия «со вьюном ходить», «играть заиньку» или «ходить под круглые песни». Поочередно каждый из участников посиделок выходил на середину горницы, ему пелась пес­ня, в конце которой он выбирал себе пару, выводил избранницу на середину, оставляя ее вместо себя. Вновь вышедшему пели другую песню. Таким образом продолжался набор пар. Далее начинались танцы – кадриль, лансе («ленца», «ланце», «лансье»).

На посиделках играли и в «почту» или «монахом». Особенно много игр было на посиделках во время святок (с 7 по 19 января), когда инициативу брали в свои руки ряженые. Испы­тания, которые предлагались играющим, в святочных играх всегда касались девушек. Всем без исключения девушкам, присутствую­щим на беседе, надо было «попрощаться с покойником», «купить тетивки», «печь блины» и так далее. Тех, кто отказывался принимать участие в этих, требующих определенной смелости играх, застав­ляли силком.

Во время святок на посиделки девушки собирались без пря­лок. Такие совместные встречи назывались «вечерами», «вечерками». В эти дни было принято приглашать к себе на посиделки де­вушек из других деревень и самим ходить в гости в другие дерев­ни, было принято особенно красиво наряжаться и специально украшать помещения.

 В новгородских по­сиделках отмечается много старинных обычаев. Например, в Волотовском районе в самые суровые зим­ние морозы девушки должны были идти на посиделки, не надевая пальто, шубы, а в Хвойнинском районе девушки, если долго не шли «чужаки», выходили в одних сарафанах на поветь, на взъезд и как можно громче пели, чтобы их голоса услыхали в той дерев­не, откуда должны были придти гости. При этом в качестве мега­фона использовали лопату.

 

Местное название посиделок?

Чем различались беседы (поселки, супрядки) и вечера?

Как проводились посиделки: по очереди в каждом доме или в отку­пленном доме? Что служило откупом за дом?

В какое время года начинались и заканчивались посиделки?

В какие дни посиделки не проводились? В какое время дня начина­лись посиделки и в котором часу заканчивались?

 С какого возраста разрешено было ходить на посиделки? Де­лились ли посиделки по возрасту? Проводились ли одновременно они по улицам, концам больших сел?

 Как готовились в доме к посиделкам? Где находились родители и женатые братья и сестры в это время?

 Существовало ли приглашение на посиделки? Кто приглашал? Приходили ли взрослые (соседи, родители)?

Как приходили на посиделки девушки, парни, поодиночке или группами? Встречали ли их кто-либо из хозяев дома, дожидались ли они приглашения войти?

В какой одежде приходили девушки на посиделки, снимали ли верхнюю одежду парни?

Как рассаживались девушки, какие места считались лучшими: ближе к переднему углу или на конце лавки? Что служило поводом, чтобы девушке занять лучшее место?

Был ли обычай приходить девушкам на посиделки с прялками? Сколько времени проходило за работой? Исполнялись песни в этот момент и какие (медленные, протяжные, шуточные или иные)? Как сами информаторы определяют жанр песен?

Где размещались парни, когда входили? Как они входили?

В каком порядке здоровались парни и девушки? Был ли обы­чай поджигать кудель, кланяться и спрашивать у девушки разрешения сесть рядом?

Какие песни исполнялись во время посиделок? Как они называ­лись? Как обыгрывались?

Какие движения совершали парни и девушки при исполнении песен? Какими были парные движения вышедших в круг? Как и чем завершалось исполнение песен? Записать все подробно.

Каков порядок исполнения песен? Исполнялись ли шуточные песни при припевании? Были ли песни, под ко­торые все вставали со скамеек и образовывали хоровод? Каково на­звание песен и хоровода?

Под какие песни плясали на посиделках?

Какие были приняты на посиделках игры без песен, как игра­лись святочные игры с участием ряженых?

Какие фигурные танцы известны в данной местности (кадриль, лансье, метелица)? Сколько фигур входило в кадриль? Исполнялась ли кадриль сопровождение музыкальных инструментов и каких или под пение? Записать фигуры танца и названия музыкальных инструментов, сопровождавших танцы.

Каков порядок развлечений на посиделках?

В какое время, в каком порядке расходились по домам участ­ники посиделок? Кто говорил о том, что пора завершать посиделки?

К каким дням (годовым праздникам) были приурочены «ве­чера»? Как приглашали на вечера? Кого приглашали из других деревень – девушек или парней?

Круговина (впервые зафиксирована в Новгородской области в Батецком районе) – хоровод со своим набором песен, водившийся не только зимою на посиделках, но и в весенне-летнее время.

 К каким датам была приурочена круговина в весенне-лет­нее время?

 Кому принадлежала организационная инициатива – девуш­кам, как на посиделках, или же круговина возникала непроизвольно?

 Участвовала ли в круговине молодежь из других деревень?

 Двигался или стоял на месте круг, образованный участни­ками? В какой последовательности стояли парни и девушки?

 Были ли иные фигуры построения круговины, кроме круга, зависело ли это от содержания песни?

 Какие песни и в какой последовательности исполнялись на круговине?

 

 

СКАЗКА

                          

Записывать надо весь сказочный репертуар. Сказки обычно рассказывались бабушками для внуков, матерями – для детей (по семейной линии). Сказочная традиция поддерживалась в среде лиц, занимавшихся ка­ким-либо промыслом на дому (например, плетение лаптей) или представителями деревенских профессий (например, шерстобитами – катальщиками валенок), среди тех, кто работал на лесопромыслах или в рыболовецких артелях. Сказки могут знать и потомки людей вышеназванных профессий или лица, известные на селе как хорошие рассказчики.

 У исполнительниц-певиц надо поинтересоваться, помнят ли они те сказки, которые рассказывали своим детям, внукам.

Было бы очень кстати, если бы при собирателе оказалась записная книжка, куда были бы за­несены данные о ранее собранных сказках. Можно очень кратко из­ложить содержание этих сказок, на­пример, «Свинка – золотая щетинка», «Смерть в бутылке», «Заячий пастух», записанные в Новгородской области, а затем поинтересоваться, не знает ли их информатор. Если исполнитель знает некоторые из названных сказок, то надо попросить его рассказать их, поскольку в каждой местности одни и те же сказки рассказывают­ся по-своему.

 Далее надо попросить рассказать эти или другие сказки, которые известны собеседнику. Особое внимание следует обра­тить на те сказки, которые передавались устно, однако не отказы­ваться от записей тех, что известны исполнителю из книг. Но надо дать понять, что книжные сказки и вам известны, что вас больше интересуют сказки не из книг.

Если сказочник прочел некоторые сказки в книгах, он от­личит в своем репертуаре книжную сказку от усвоенной «с голо­са» и без труда отберет для записи устную часть своего репертуара. В то же время исполнитель может смущаться, что сказки, перенятые им изустным путем, он видел в книгах. Односельчане, домо­чадцы, присутствующие при записи, своими замечаниями, по поводу того, что данные сказки есть в книгах, могут смутить его. Надо ободрить исполнителя, сказать, что устно бытующие сказки не во всем сов­падают с книжными своими вариантами и потому тоже могут быть интересны для нас.

Необходимо зафиксировать сам процесс «вспоминания» рассказчиком сюжета сказки: название, которое дает испол­нитель сказке, первые предложения, особенно те, которые обрываются, комментарии исполнителем этого процесса.

В момент исполнения сказки следует записывать все комментарии рассказчика или слушателей к тексту сказки, поступкам и словам персонажей. Нуж­но тщательно записать все обмолвки, ошибки исполнителя, обращая внимание на своеобразие исполнения: степень знания сюжета, темп сказывания, манеру говорить и голосовые данные, особенности произнесения монологов и диало­гов героев (элементы театрализации), особенности мимики и жестикуляции, отношение слушателей к тому, что рассказывается.

Собиратель должен записать, от кого и при каких обстоятельствах получил известие об исполнителе. Каково отношение к нему односельчан?

Описать обстоятельства встречи собирателя со сказочником: место, чем был занят сказочник, какова была его реакция на слова собирателя и реакция окружающих (если они при этом присутст­вовали). При встрече с интересным исполнителем желательно записать более или менее связанный рассказ о его жизни.

При записи прозаического фольклорного произведения необходима точная запись слов отказа от исполне­ния («забыла», «не до этого», «не буду») или согласия.

Собиратель, если ему удалось записать сказку, должен зафиксировать и уровень сказочной традиции в селе. Была ли популярна сказка? Помнят ли в деревне сказочников?

После записи каждой сказки следует выяснить смысл всех непонятных для собирателя слов, узнать:

 от кого исполнитель перенял данную сказку;

 какова, по мнению рассказчика, точность повторения ее;

 каково отношение самого исполнителя к сказке;

 каково отношение самого исполнителя к сказке;

 почему он запомнил ее, в чем, по его мнению, значение этой сказки или сказок вообще.

 

                              НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА

К несказочной прозе относятся преда­ния, былички, мемораты. Своеобразие этих жанров в том, что их бытование часто не осознается рассказчи­ками как самостоятельный художественный рассказ. Жанры несказочной прозы выявляются, как правило, в процессе разговора со старожилами села о прошлом, о знаменитых односельчанах, о собственной судьбе, о необычных явлениях в жизни человека. Для того, чтобы записать эти жанры, надо умело и ненавязчи­во вести разговор, задавая вопросы так, чтобы сконцентрировать внимание инфор­матора на рассказе о том или ином событии, историческом лице или случае из бытовой жизни. Обычно записать подобные произведения можно в том случае, когда между собирателем и рассказчиком установятся доверительные отношения.

В деревнях часто рассказываются были, то есть истории, свя­занные с событиями жизни конкретных лиц: родственников, односель­чан, священников. Надо узнать, нет ли среди знакомых или родственников рассказчика людей, с которыми происходили забавные или таинственные приключения.

 Исполнители других жанров могут знать и былички, то есть рассказы о нечистой силе или существах, которые проживают рядом с человеком. По народным представлениям, человек не был безраздельным хо­зяином в доме, на дворе, в деревне, в лесу и так далее. В доме та­ким существом, живущим рядом с человеком и иногда влияющим на жизнь хозяев и домочадцев, был домовой.

В других хозяйственных по­стройках (баня, овин, гумно, хлев и других) тоже обживались какие-то одухотворяемые существа: баенник (баенной), овинник (овинной), гуменной. В поле жил полевой, в лесу – леший, в воде – водяной. С каждым из них человеку, хозяину приходилось уживаться, договариваться, каждого нужно было чем-нибудь задобрить прежде, чем начинать какое-нибудь дело, связанное со сферой пребывания того или иного существа.

 В связи с этими представления надо, например, узнать, какие обычаи и приметы связа­ны с закладкой нового дома, печи, заселением нового дома, впускают ли в него первым кошку, пе­туха, спросить, для чего это делается и какие слова при этом произносят. Приглашают (переселяют) ли в новый дом домового и как это происходит. Особенно часты в Новгородской области рассказы о хозяине леса – «лесовом».

 

 Кто такие домовой, баннушко (банник), овинники, гуменники, лешие, как они выглядят в представлении информатора? Где они обитают? Что онихслышал рассказчик?

Каких других обитателей пространства, в котором живет человек, знает информатор?

Как они выглядят, живут ли семьями, имеют ли детей, смертны ли они?

Если эти существа имеют человеческое обличье, то надо расспросить информатора о том, чем они отличаются от людей в об­лике или в одежде.

Надо узнать, связано ли появление этих существ и их действия с каким-либо определенным временем года, месяцем или днем недели.

Надо узнать мнение информатора о том, общаются ли между собою существа, обитающие в разных жизненных пространствах (леший и полевой, леший и домовой, баенной и домовой и так далее).

Если они способны превращаться в животных, то следует уточнить, в каких животных, при каких условиях и обстоятельствах.

Что нужно делать, чтобы получить от того или иного существа разрешение на пребывание в его сфере или на какое-то дело?

Каковы средства защиты от этих существ (крест, мо­литва, растения, подручные предметы или что-то другое)?

Как часто и в каких случаях, и чем кормят домового или других существ?

Что делают с обломками печного пода: разводят, смешивают с новой глиной и снова кладут в печь, выбрасывают или поступают как-то иначе?

Есть ли какие-либо приметы, связанные с работой в поле (когда можно работать, когда – нет)?

Существуют ли рассказы о чертях, где они обитают, как вы­глядят? Встречали ли их и опасно ли это? Есть ли обереги от них?

Какие чудесные случаи бывали в этой местности? Чемих объ­ясняли?

 

БЫЛИЧКИ

Былички более интересуют женщин, мужчины-рассказчики относятся к подобным повествованиям чаще всего свы­сока. Поэтому о быличках целесообразнее спрашивать у исполни­тельниц песен.

При записи несказочной прозы рекомендуется знать исторические события, происходившие в дан­ном районе, учитывать географические особенности местности (водоемы, овраги, леса). Если персонажем и участником событий былички оказывается жи­тель данного населенного пункта, то нужно встретиться с ним, чтобы записать рассказ о событии от него самого. Собиратель должен произвести максимальное количество записей об этом собы­тии у разных жителей, знающих о нем.

 Записав от рассказчика былички о мифологических персонажах, надо вслед за этим подробно расспросить инфор­маторов-родственников разных возрастов. При записи текста былички важно выяснить устойчивые ситуации, при которых она рассказывалась.

 Хорошо, если удастся при записи произведения несказочной прозы, смоделировать ситуацию, характерную для тради­ционного бытования жанра, заинтересовав разговором группу людей, с тем, чтобы рас­сказ о случае, происшествии стал предметом коллективного обсуждения, при этом необходимо фиксировать все де­тали диалога и переходы от одного рассказа к другому.  

Необходимо обращать внимание и записывать рассказы о странных происшествиях, которые уже не объясняются как результат действий сверхъестественных сил.

О лешем:

- леший может принимать различные образы: простого человека, старика,   

- че­ловека огромного роста, человека (животного) в шерсти;

- леший выдает себя хохотом, пугает действием, звуками;

- леший вредит человеку, например, может завести человека в чащу леса;

- леший служит человеку: выводит из леса на дорогу;

- лешего можно убить: медной пуговицей;

- леший боится: ругани, мата, креста, молитвы.

     О домовом:

- домовой принимает образы: мужика, старика, черного страшного человека (в шерсти), он маленького роста;

- домовой «шалит» в доме, например, разбрасывает посуду, одежду, вещи, давит человека;

- от домового помогает: ремень, крест, молитва, мат;

- домовой и домашняя скотина: домового часто видят около ско­тины, домовой мучает и губит скотину или поит, кормит, подсказывает хозяину желательную масть лошади, за кото­рой ухаживает;

- домовой предсказывает будущее: наваливаясь на спящего, отвеча­ет на вопрос: «к худу или к добру», показывается или воет перед несчастьем;

- переезжая в новый дом, надо позвать старого домового;

- домовой выживает хозяина из дома;

  О баннике:

- принимает разные образы, в частности, женщины;

- подшучивает над человеком в бане, не дает мыться или наказывает за мытье в бане «в третий пар».

   О черте:

- принимает облик обычного человека, водит, пугает;

- упоминание о черте приводит к беде;

- боится: молитвы, креста;

- душа удавленника, утопленника, пьяницы — собственность чёрта;

- самоубийца (опойца) служит лошадью у черта;

- черт забирает проклятых;

- сила материнского проклятья;

    О колдунах:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.156 с.)