Острый и хронический бронхиты. Хронические обструктивные заболевания лёгких (ХОЗЛ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Острый и хронический бронхиты. Хронические обструктивные заболевания лёгких (ХОЗЛ).



А 191 – 4 часа.

Практическое занятие 3.

Острый и хронический бронхиты. Хронические обструктивные заболевания лёгких (ХОЗЛ).

1. Актуальность темы (мотивация изучения темы). Бронхиты достаточно распространённое заболевание органов дыхания. Заболеваемость взрослого городского населения значительно выше, чем сельского. Курящие мужчины и женщины, болеют чаще. У 40 летних чаще регистрируется острый бронхит, а в старшей возрастной группе - хронический. На бронхиты приходится 1/3-1/4 всей временной нетрудоспособности по отношению ко всем заболеваниям легких и бронхов. Наиболее частой причиной возникновения бронхитов является курение, которое сейчас особенно распространено среди молодежи, а также промышленное загрязнение воздуха, что характерно для нашего региона.

На современномэтапе во многих странах мира выделена нозологическая единица, получившая определение как «Хронические обструктивные заболевания (болезни) легких» (ХОЗЛ/ХОБЛ). ХОБЛ – это группа хронических болезней органов дыхания, имеющая воспалительную природу, и характеризующаяся бронхиальной обструкцией с нарастающими явлениями дыхательной недостаточности является серьезной проблемой многих стран мира. Кроме того, ХОБЛ становится одной из главных причин смертности в индустриально развитых странах. ХОБЛ - болезнь второй половины жизни, чаще возникает после 40 лет. Эпидемиологические данные свидетельствуют о большей распространенности ХОБЛ среди мужчин и курящих женщин. Однако следует подчеркнуть, что в течение 10-15 лет болезнь протекает бессимптомно, то есть ее начало может приходиться на старший детский и юношеский возраст.

2. Учебные цели. ПК 2.1.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения дисциплины должен:

Знать:

- строение органов дыхания во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;

- топографию органов дыхания в различные возрастные периоды, во время беременности;

- определение заболевания современную классификацию острых и хронических бронхитов, ХОБЛ;

- этиологию, патогенез острых и хронических бронхитов, ХОБЛ;

- клиническую картину острых и хронических бронхитов, ХОБЛ, особенности течения, у беременных;

- методы клинического, лабораторного, инструментального обследования в пациентов с острыми и хроническими бронхитами, ХОБЛ.

Уметь:

- планировать обследование пациента с острыми и хроническими бронхитами, ХОБЛ;

- использовать различные методы обследования, интерпретировать полученные данные;

- формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;

- планировать и назначать дополнительные исследования, интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных исследований;

- оформлять медицинскую документацию;

- составлять план ухода и наблюдения за пациентами с острыми и хроническими бронхитами, ХОБЛ;

- уметь общаться с больными и их родственниками.

Цели развития личности. ОК 2, ОК 3, ОК 5.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

А. Материалы контроля и коррекции профессиональных умений и навыков.

Решите тесты.

Критерии оценок: «5» – 0-2ош., «4»-3-4ош., «3»-5-6ош., «2»-7 и более.

Решите ситуационные задачи.

Задача 1. Больной И., 44лет, доставлен в санропускник с жалобами на повышение температуры до 38,2°С, слабость, потливость, головную боль. Болеет 3-й день. В первые два дня, кашель был сухим, болезненным, сегодня появилось небольшое количество слизисто-гнойной мокроты. Лечился народными средствами. Состояние не улучшилось, держится температура. Кожные покровы обычной окраски, кожа влажная, яркий румянец на щеках. Зев гиперемированный. Число дыханий - 25 в мин. При перкуссии над легкими - ясный легочный звук, при аускультации - рассеянные сухие и единичные крупнопузырчатые влажные хрипы. Тоны сердца приглушены, мягкий систолический шум на верхушке, тахикардия.

1. О каком заболевании идёт речь? Обоснуйте.

2. Какие изменения в анализах крови, мокроты, мочи можно ожидать?

3. Составьте алгоритм подготовки пациента к сбору мокроты для общего анализа. Напишите направление.

Задача 2. Больного И., 46лет, проходчика, поступившего в пульмонологическое отделение, беспокоят кашель с выделением скудной слизисто-гнойной мокроты, одышка при малейшей физической нагрузке, периодическое повышение температуры до субфебрильных цифр. Состоит на диспансерном учёте 6 лет, периодически лечится в стационаре. Состояние удовлетворительное, t. тела 37,4°С, кожа бледная, видимые слизистые – бледно-цианотичны. Грудная клетка цилиндрической формы. Частота дыхания - 28 в минуту. При перкуссии над легкими определяются участки с притуплённым и с коробочным звуком, при аускультации - масса рассеянных сухих и громких мелко и средне-пузырчатых влажных хрипов. Тоны сердца приглушены, тахикардия. Печень у края реберной дуги. Отеков нет.

1. Какое заболевание наблюдается у пациента? Обоснуйте.

2. Составьте план лечения пациента. Обоснуйте его.

3. Составьте алгоритм подготовки пациента к сбору мокроты для бактериологического исследования. Напишите направление.

3. Используя фрагмент лекции:

1. Наметьте основные цели эффективного наблюдения больных с ХОБЛ.

2. Составьте план обучения пациента с диагнозом Хроническая обструктивная болезнь легких, фаза обострения, легкое течение, эмфизема легких, ЛН I степени.

3. Подготовьте информацию для пациентов о современных методах ингаляционной терапии, преимуществах применения небулайзера.

Фрагмент лекции.

Примеры формулировки диагноза.

Хроническая обструктивная болезнь легких, фаза обострения, легкое течение, эмфизема легких, ЛН I степени.

Хроническая обструктивная болезнь легких, фаза обострения, тяжелое течение, эмфизема легких, ЛН ІІІ степени, НК ІІ стадии.

Клиническая картина:

ХОБЛ характеризуется волнообразным течением с периодами обострений и ремиссий, но неуклонным прогрессированием симптомов.

Основные симптомы ХОБЛ:

Одышка на ранних стадиях возникает только при физической нагрузке, ощущается как своеобразный дискомфорт и чувство скованности в груди. По мере прогрессирования болезни эти ощущения появляется спонтанно - во время сна или в покое. Причем во время эпизодов ОРВИ и в холодное время года одышка выражена сильнее.

Кашель - характерный, возникает после пробуждения больного, когда он начинает активно двигаться. На более поздних стадиях кашель появляется в течение дня - на холоде, при физической нагрузке, при контакте с раздражителями (бытовой химией, пылью).

Мокрота менее вязкая, чем при бронхиальной астме, как правило, слизистого характера, белого или серого цвета. При обострении приобретает слизисто-гнойный характер, но ее количество значительно не увеличивается.

Хрипы - свистящие сухие, появляются на выдохе, нередко дистанционные, их количество увеличивается при обострении, физической нагрузке.

Признаки эмфиземы появляются при дальнейшем прогрессировании заболевания:

- Большая бочкообразная грудная клетка;

- Гипертрофия и участие в акте дыхания вспомогательных мышц шеи, плечевого пояса;

- Низкое стояние и полоскание диафрагмы;

- Втягивание межреберных промежутков;

- Удлиненный выдох;

- Ослабление дыхательных шумов, вследствие эмфиземы;

- Смещение печени вниз.

Пример ответа к заданию 1.  Продолжите выполнение заданий 2 и 3.

Информация для пациента.

Для подачи аэрозолей используют:

• небулайзеры – Это -? Различают  -?

• индивидуальные дозирующие ингаляторы (ДИ) обеспечивают?

• спейсеры – это? обеспечивают?

• распылители сухих форм лекарственных препаратов - порошковые ингаляторы?.

Преимущества небулайзерной терапии:

•?;

•?;

•?;

•?;

•?;

•?.

 

Критерии общей оценки качества работы на практическом занятии. При выполнении студентом всех заданий итоговая оценка выводится как среднее арифметическое. При получении студентом неудовлетворительной оценки по одному из заданий, итоговая оценка не выставляется.

 

Литература.

Основные источники:

1. Маколкин В.И. Внутренние болезни: Учебник для мед. училищ. - М.: Медицина, 2013 -592с

2. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие.- 3-е изд. - Ростов на /Д.: Феникс, 2011.- 367с.

3.Федюкович Н.И. Внутренние болезни: учебник / Н.И.Федюкович. Изд. 7-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 573с.

4. Мироненко О.И. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. Теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 286с.

5. Мартынов А.И. Внутренние болезни: учебник /А.И Мартынов.- М.: ГЭОТАРМЕД, 2011.-314с.

6. Mедицинская студенческая библиотека [Электронный ресурс] //http:// www.rosmedlib.ru/.

Дополнительные источники:

1. Смолева,Э.В., Шутов, Ю.Э.Терапия для фельдшера [Текст] / Э.В. Смолева, Ю.Э. Шутов.- Ростов-н/Д:Феникс, 2013.-213с.

2. Мухин, Н.А., Моисеев, В.С., Мартынов, А.И.Внутренние болезни: учебник для студентов мед.вузов: в 2 т. + СD/ Н.А. Мухин, В.С. Моисеев, А.И.Мартынов,-М.:ГЭОТАР МЕДИА, 2012. -Т.1. -672 с., Т.2. -592с.

3. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи / Э.В.Смолева, Е.Л.Аподиакос. – Изд. 10-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 652с.

4. Зудбинов Ю.И. Азбука ЭКГ и боли в сердце / Ю.И.Зудбинов. – Изд. 12-е. -Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 235с.

5. Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 464с.

2. Домашнее задание.

Опорный конспект.

Приступ бронхиальной астмы

Приступ удушья является основным клиническим признаком бронхиальной астмы. Он возникает вследствие спазма бронхов, отёка слизистой оболочки бронхов, повышенного образования (гиперсекреции) слизи в бронхах.

Выделяют три периода типичного приступа бронхиальной астмы:

Предвестниками удушья часто являются заложенность носа, ринорея, надсадный кашель, кожный зуд в области грудной клетки, возбуждение, холодный пот. Период предвестников обычно длится от нескольких секунд до несколько минут и переходит в период разгара.

Период разгара характеризуется типичным приступом экспираторного удушья, во время которого пациент занимает вынужденное положение, сидя с фиксированным приподнятым плечевым поясом, упором руками на колени или впереди стоящий предмет. Грудная клетка расширена, принимает бочкообразную форму, перкуторно – коробочный звук, выдох затруднен, часто слышны дистанционные свистящие хрипы.

В период обратного развития все симптомы постепенно исчезают.

Выделяют 4 степени тяжести обострения (приступа) бронхиальной астмы: легкая, средней тяжести, тяжелая и угроза остановки дыхания.

Тяжелое состояние, угрожающее жизни пациента, характеризующееся пролонгированным приступом бронхиальной астмы, развитием синдрома острой дыхательной недостаточности и резистентностью к стандартной терапии – определяется как астматический статус (астматическое состояние). Выделяют две клинические формы астматического состояния. Одна из них анафилактическая, быстро приводящая к острой дыхательной недостаточности, встречается довольно редко и фактически представляет собой анафилактический шок. Другая форма астматического статуса, часто встречаемая, - метаболическая - отождествляется с крайне тяжёлым затянувшимся не купирующимся приступом бронхиальной астмы, формирующимся постепенно на фоне обострения заболевания и прогрессирующей гиперреактивности бронхов.

Ныне, согласно международным и отечественным рекомендациям термин «астматический статус» применяется реже. В настоящее время это состояние определяют как угрозу остановки дыхания.

Причинами тяжелого обострения бронхиальной астмы являются:

- резкое прерывание длительно проводимой глюкокортикостероидной терапии;

- бесконтрольный приём симпатомиметических препаратов и ГКС;

- обострение хронических воспалительных заболеваний бронхолегочной системы и не эффективно лечённый острый воспалительный процесс;

- неудачно проведённая специфическая гипосенсибилизация;

- злоупотребление снотворными и седативными препаратами, подавляющими кашлевой рефлекс и стимулирующими образование вяжущего секрета, что усиливает обтурацию бронхов.

А 191 – 4 часа.

Практическое занятие 3.

Острый и хронический бронхиты. Хронические обструктивные заболевания лёгких (ХОЗЛ).

1. Актуальность темы (мотивация изучения темы). Бронхиты достаточно распространённое заболевание органов дыхания. Заболеваемость взрослого городского населения значительно выше, чем сельского. Курящие мужчины и женщины, болеют чаще. У 40 летних чаще регистрируется острый бронхит, а в старшей возрастной группе - хронический. На бронхиты приходится 1/3-1/4 всей временной нетрудоспособности по отношению ко всем заболеваниям легких и бронхов. Наиболее частой причиной возникновения бронхитов является курение, которое сейчас особенно распространено среди молодежи, а также промышленное загрязнение воздуха, что характерно для нашего региона.

На современномэтапе во многих странах мира выделена нозологическая единица, получившая определение как «Хронические обструктивные заболевания (болезни) легких» (ХОЗЛ/ХОБЛ). ХОБЛ – это группа хронических болезней органов дыхания, имеющая воспалительную природу, и характеризующаяся бронхиальной обструкцией с нарастающими явлениями дыхательной недостаточности является серьезной проблемой многих стран мира. Кроме того, ХОБЛ становится одной из главных причин смертности в индустриально развитых странах. ХОБЛ - болезнь второй половины жизни, чаще возникает после 40 лет. Эпидемиологические данные свидетельствуют о большей распространенности ХОБЛ среди мужчин и курящих женщин. Однако следует подчеркнуть, что в течение 10-15 лет болезнь протекает бессимптомно, то есть ее начало может приходиться на старший детский и юношеский возраст.

2. Учебные цели. ПК 2.1.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения дисциплины должен:

Знать:

- строение органов дыхания во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;

- топографию органов дыхания в различные возрастные периоды, во время беременности;

- определение заболевания современную классификацию острых и хронических бронхитов, ХОБЛ;

- этиологию, патогенез острых и хронических бронхитов, ХОБЛ;

- клиническую картину острых и хронических бронхитов, ХОБЛ, особенности течения, у беременных;

- методы клинического, лабораторного, инструментального обследования в пациентов с острыми и хроническими бронхитами, ХОБЛ.

Уметь:

- планировать обследование пациента с острыми и хроническими бронхитами, ХОБЛ;

- использовать различные методы обследования, интерпретировать полученные данные;

- формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;

- планировать и назначать дополнительные исследования, интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных исследований;

- оформлять медицинскую документацию;

- составлять план ухода и наблюдения за пациентами с острыми и хроническими бронхитами, ХОБЛ;

- уметь общаться с больными и их родственниками.

Цели развития личности. ОК 2, ОК 3, ОК 5.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.059 с.)