Введение в курс Общая психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в курс Общая психология



Введение в курс Общая психология

Тема 1. Становление предмета психологии. Представления о душе в донаучный период.

Вопросы для обсуждения

1. Психология и философия, их соотношение и взаимовлияние.

2. Представления о душе в философии Древней Греции (Демокрит, Сократ).

3. Идеи о душе Платона

4. Какие представления о душе и другие психологические категории, разработаны Аристотелем?

5. Проблема изучения сознания в философии Декарта?

6. Общее представление о рефлексии Дж.Локк.

Тема 2. Становление предмета психологии. Проблемы, понятия и направления в зарубежной психологии. Идеи Вундта и Титченера.

Вопросы для обсуждения

 1. Сознание как первый предмет психологии. Метафоры сознания.

2. Явления и свойства сознания, примеры их исследования.

3. Поток сознания и его характеристики.

4. Метод интроспекции. Разновидности метода интроспекции.

 5. Возможности и ограничения метода интроспекции

Тема 3. Становление предмета психологии Проблемы, понятия и направления в зарубежной психологии Целостный подход в психологии.

 Вопросы для обсуждения

1. Целостный подход в гештальтпсихологии. Понятие «гештальт».

2. Что такое принцип изоморфизма и как на его основе гештальтпсихологии объясняли результаты конкретных исследований восприятия и мышления?

 3. Гештальтфеномены.

4. Общее представление об инсайте.

5. Чем обогатили целостный подход Лейпцигская школа и школа К.Левина?

Тема 4. Становление предмета психологии Неосознаваемые процессы в поведении человека.

Вопросы для обсуждения

1. Неосознаваемые процессы и их классификация.

2. Изложите путь З.Фрейда к понятию «бессознательное». Опишите структуру психики по З. Фрейду.

 3. Каковы конкретные методы изучения бессознательного в психоанализе? 

4. Каково место учения о влечениях в общей системе психоанализа?

5. Проблема бессознательного в психоанализе.

6. Представление об аффективных комплексах и методе свободных ассоциаций.

 7. Явление и понятие установки.

Тема 5. Становление предмета психологии Проблема объективного метода в психологии. Бихевиоризм. Вопросы для обсуждения

Вопросы для обсуждения

1. Проблема объективного метода в психологии.

2. Поведение как предмет психологии. Почему в бихевиоризме отказались от сознания как предмета психологии.

3. Основные понятия, методы и задачи классического бихевиоризма.

4. Приведите примеры конкретных исследований поведения в бихевиоризме и объясните их результаты с помощью введенных в бихевиоризме понятий.

5. Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной, активность и целостность поведения. Зачем понадобилось Э.Ч. Толмену ввести понятие «промежуточные переменные»?

Тема 6. Становление предмета психологии. Проблемы, понятия и направления в зарубежной психологии. Гуманистическая и когнитивная психология.

 Вопросы для обсуждения

1. Гуманистическая психология, основные представители и идеи

2. Проблема объективности исследования в рамках гуманитарной парадигмы.

3. Чем отличается понимание человека в классической гуманистической психологии от такового в экзистенциальной психологии?

4. Информационный подход в когнитивной психологии.

5. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

Тема 7. Становление предмета психологии. Основные положения отечественной психологии.

Вопросы для обсуждения

1. Как определяют объект и предмет психологической науки представители деятельностного подхода в психологии?

2. Понятие «функциональные органы» деятельности.

3. Дайте определение категории «деятельность» в отечественной психологии и охарактеризуйте две ее составляющие: «ориентировочную» и «исполнительную».

4. Понятия «субъект» и «объект»

5. Сознание и деятельность.

Психические процессы

Тема 13. Ощущение.

Вопросы для обсуждения

Понятие об ощущении. Физиологические основы. Функции ощущений. Классификация видов ощущений: основные подходы. Общие свойства ощущений: модальность, качество, интенсивность, пространственная локализованность, эмоциональная окрашенность. Общие закономерности ощущений: чувствительность, адаптация, взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия.

Тема 14. Восприятие.        

Вопросы для обсуждения

Общее представление о восприятии. Физиологические основы восприятия. Операции восприятия. Классификация видов восприятия. Основные свойства восприятия: предметность, осмысленность, константность, целенаправленность теории восприятия; научение в восприятии. Основные законы восприятия. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; апперцепция, ее особенности; избирательность восприятия; психофизика ощущений; восприятие пространства, движения, времени; подпороговое восприятие. Основные теории восприятия. Развитие восприятия в онтогенезе.

Тема 15. Воображение.

Вопросы для обсуждения

Понятие о воображении; характеристика приемов воображения: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, акцентирование; классификация видов воображения: творческое, воссоздающее, непроизвольное, их характеристика; воображение и творческое мышление, творческая личность; способы активизации и развития воображения. Воображение и творчество. Связь воображения и психосоматической сферы. Развитие воображение в онтогенезе.

Тема 16. Память.

Вопросы для обсуждения

Общее представление о памяти; основные факты и закономерности памяти. Классификация памяти: - по длительности сохранения информации (кратковременная, долговременная, оперативная и т.д.), - по целям деятельности: (произвольная, непроизвольная); виды памяти и процессы памяти (запоминание, восприятие, сохранение и забывание); аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; физиологические основы функционирования памяти, исследование памяти в когнитивной психологии; теории памяти; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция; индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти в онтогенезе.

Тема 17. Мышление.

Вопросы для обсуждения

Понятие о мышлении. Операции и формы мышления, их характеристика. Связь мышления с другими познавательными процессами.

Физиологическая основа мыслительных процессов.

Классификация видов мышления: - по форме (наглядно- действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое); по характеру решаемых задач (теоретическое, практическое); по степени развернутости (дискурсивное, интуитивное); по степени новизны и оригинальности (репродуктивное, продуктивное). Творческое мышление.

Предмет и методы исследования в психологии мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; индивидуально-личностная детерминация мышления; мышление и интеллект; социо- и онтогенез мышления.

Развитие понятийного мышления; язык, сознание и мышление.

Теории развития мышления. Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин.

Тема 18. Речь.   

Вопросы для обсуждения

Понятие о речи и речевой деятельности, язык и речь, механизмы порождения и понимания речи.

Классификация видов речи (внутренняя, внешняя: а) устная (монологическая, диалогическая), б) письменная).

Физиологические основы речи.

Внутренняя речь, ее происхождение; взаимодействие внутренней и внешней;

Речь и язык; Речь и общение; взаимосвязь мышления и речи; психосемантика, вербальное и невербальное общение.

Развитие речи в онтогенезе.

Личность

Введение в курс Общая психология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.008 с.)