Уголовно-исполнительное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовно-исполнительное право



УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

 

Учебно-методическое пособие для практических занятий

и самостоятельной работы

Красноярск

СФУ

 2017


УДК 343.296(07)

ББК 67.411я73

    У-26

Р е ц е н з е н т:

    Н.В. Щедрин, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры деликтологии и криминологии Юридического института Сибирского федерального университета.

        

 

У-26      Уголовно-исполнительное право: учеб.-метод. пособие для практических занятий и самостоятельной работы / сост. П.В. Тепляшин. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т,  2017. – 42 с.

        

 

    Предназначено для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Уголовно-исполнительное право». Содержатся планы семинарских занятий, списки литературы, контрольные вопросы, задания и задачи к соответствующим темам.

Рекомендовано для студентов юридических вузов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата).

УДК 343.296(07)

ББК 67.411я73

 

     © Сибирский федеральный университет, 2017


СОДЕРЖАНИЕ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.. 5

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА 5

Тема 1. Введение в уголовно-исполнительное право. 5

Тема 2. Понятие уголовно-исполнительного права и содержание государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. 6

Тема 3. Основные этапы развития российского законодательства об исполнении уголовных наказаний. 7

Тема 4. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания. Правовое положение осужденных. 9

Тема 5. Правовое регулирование исполнения и отбывания уголовных наказаний 10

Тема 6. Применение исправительного воздействия. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. 12

Контрольные вопросы к разделу 1. 15

РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ.. 16

Тема 7.  Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, условного осуждения и отсрочки отбывания уголовного наказания 16

Тема 8. Исполнение наказаний в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы.. 17

Контрольные вопросы к разделу 2. 19

Кейс к разделу 2. 19

Задание к разделу 2. 20

РАЗДЕЛ 3. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛННИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.. 20

Тема 9. Освобождение от отбывания наказания. Порядок исполнения условного осуждения. 21

Тема 10. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах. Международные стандарты обращения с осужденными и их влияние на реформирование уголовно-исполнительного законодательства России. 21

Контрольные вопросы к разделу 3. 24

Задание к разделу 3. 25

Критерии. 25

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ. 26

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.. 28

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 30

Оценка самостоятельной работы студентов. 31

Самостоятельное изучение теоретического курса. 32

Самостоятельное решение задач и выполнение заданий. 32

Общие требования к выполнению письменных работ. 33

Иные формы самостоятельной работы.. 33

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ  РАБОТ........................................................................................................................ 35


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Тема 4. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания. Правовое положение осужденных

 

1. Учреждения и органы, исполняющие наказания.

2. Уголовно-исполнительная система. Учреждения, применяющие к осужденным принудительные меры медицинского характера.

3. Контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания. Виды контроля.

4. Понятие и основы правового положения осужденных.

5. Основные обязанности осужденных.

6. Основные права осужденных.

7. Субъекты нарушения прав осужденных.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 4

1. О гражданских и политических правах. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. // Уголовно-исполнительное право: Сборник нормативных актов / Под ред. П.Г. Пономарева. – М., 1997.

2. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря 1990 г. // Уголовно-исполнительное право: Сборник нормативных актов / Под ред. П.Г. Пономарева. – М., 1997.

3. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г. // Советская юстиция. – 1992. – № 6.

4. Процедуры эффективного выполнения Минимальных стандартных правил, касающихся обращения с заключенными. Приняты резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 25 мая 1989 г. // Уголовно-исполнительное право: Сборник нормативных актов / Под ред. П.Г. Пономарева. – М., 1997.

5. Рекомендации Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижаещего достоинство обращения или наказания Правительству Российской Федерации // Преступление и наказание. – 2003. – № 1.

6. Дерюга, Н.Н. Гражданская правосубъектность осужденных, содержащихся в местах лишения свободы / Н.Н.Дерюга. – Хабаровск, 2003.

7. Шелестюков, В.Н. Реализация права на свободу совести и вероисповедания лицами, осужденными к лишению свободы: учебное пособие / В.Н. Шелестюков, Е.А. Якунина. – Кемерово, 2010.

8. Никитенко, И.В. Юридические гарантии прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях / И.В.Никитенко, Д.И.Ивашин. – Хабаровск, 2003.

9. Селиверстов, В.И. Правовое положение осужденных / В.И.Селиверстов, О.В.Филимонов. – М., 1997.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 7

1. О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации (вместе с положением о государственных наградах Российской Федерации, статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации): указ Президента РФ от 07.09.2010 № 1099.

2.  Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации: указ Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341.

3.  Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы: постановление правительства РФ от 31 марта 2010 г. №198.

4. Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142.

5.  Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы: приказ Минюста РФ от 11 октября 2010 г. №258.

6.  Дворянсков, И.В. Эффективность альтернативных наказаний (Компенсационная модель) /И.В. Дворянсков: Под ред. проф. А.М Никитина. -М., 2004.

7. Меры уголовной ответственности, не связанные с изоляцией от общества / под ред. В.А. Уткина. – Томск, 2003.

8.  Скобелин С.Ю. Правовое регулирование исполнения условного осуждения: отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) / С.Ю. Скобелин, Димитрова, Е.А., Уметбаев Т.Ш. – Красноярск, 2005.

9.  Тепляшин, П.В. Уголовное наказание в виде ограничения свободы: проблемы законодательной регламентации и эффективности в специальном предупреждении преступлений / П.В. Тепляшин // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2010. - №4. С.51-56.

 

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 8

1. Правила оплаты проезда осужденных, самостоятельно следующих в колонию-поселение, и обеспечения их продуктами питания (деньгами) на время проезда: постановление Правительства РФ от 5 августа 2009 № 634.

2. По делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Шенгелая Зазы Ревазовича: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2003 г. № 20-П.

3.  По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 130 Уголовно-исполнительного Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Л. Верещака, В.М. Гладкова, И.В. Голышева и К.П. Данилова: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. №1-П.

4.  Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205.

5.  Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: приказ Минюста РФ от 6 октября 2006 г. № 311.

6.  Положение об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ № 61 и Министерства образования и науки РФ № 70 от 27 марта 2006 г.

7. Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения: приказ Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. № 235.

8. Положение об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН: приказ Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. № 259.

9. Горобцов В.И. Правовая характеристика колоний поселений: монография. – Красноярск, 2004.

 

Контрольные вопросы к разделу 2

Вопросы к теме 7:

1. В чем проявляется самостоятельность исполнения штрафа?

2. В чем выражаются специфические обязанности осужденных к обязательным работам?

3. Каковы карательные элементы наказания в виде исправительных работ?

4. Какие органы исполняют наказания, не связанные с изоляцией от общества?

5. Как можно классифицировать наказания, не связанные с изоляцией от общества?

 

Вопросы к теме 8:

1. В каком соотношении находятся понятия «режим» и «условия отбывания наказания»? Как отражаются режим и условия в реализации принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний?

2. Какие вещи, предметы и продукты питания запрещено иметь осужденным, а также получать в посылках, бандеролях и передачах и приобретать? Зависит ли данный перечень от вида и режима исправительного учреждения? Каковы правовые основы закрепления данного перечня?

3. Какова суть прогрессивной системы исполнения наказания?

4. Укажите основания перевода лиц, отбывающих лишение свободы, из одних условий отбывания наказания в другие.

5. Какие виды мер дисциплинарного взыскания предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством для лиц, отбывающих лишение свободы?

 

Кейс к разделу 2

Фабула:

Осужденная к трем годам лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ, А.А. Сидорова, 27 лет, отбывающая наказание в исправительной колонии общего режима в Кемеровской области, являющаяся кормящей матерью, обратилась к начальнику исправительной колонии с просьбой перевести её для дальнейшего отбывания наказания в другую исправительную колонию. Свою просьбу осужденная А.А. Сидорова мотивировала желанием получить специализированную акушерско-гинекологическую помощь в исправительной колонии Федеральной службы исполнения наказания Минюста России по Московской области.

    Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Какими нормативными и ведомственными правовыми актами регламентируется порядок оказания медицинской помощи беременным женщинам и кормящим матерям?

Задание к разделу 2

1. Определите по направлениям, особенности взаимодействия учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с судом и иными государственными органам, ведущими борьбу с преступностью?

2. Заполните следующую таблицу.

Вид уголовного наказания: Учреждение или орган, исполняющий наказание
Штраф  
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью  
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград  
Обязательные работы  
Исправительные работы  
Ограничение по военной службе  
Ограничение свободы  
Содержание в дисциплинарной воинской части  
Лишение свободы на определенный срок  
Пожизненное лишение свободы  

 

 

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 9

1. Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации: указ Президента России от 28 декабря 2001 г № 1500.

2.  По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А.А. Кизимова: постановление Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2002г. № 16-П.

3.  О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью: постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54.

4.  Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 13 января 2006 г. № 2.

5.  Горобцов, В.И. Теоретические проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия / В.И.Горобцов. – Орел, 1995.

6.  Кропачев, А. Когда возникает право осужденного на условно-досрочное освобождение / А. Кропачев // Законность. – 2003. – № 9. – С. 22-24.

7.  Курганский, М. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания / М. Курганский // Законность. – 2007. – № 7. – С. 50-52.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 10

1. Александров, Ю. Пенитенциарная система Франции / Ю. Александров // Преступление и наказание. – 1999. – № 11. – С. 41-43.

2. Алексеев, В.И. Награды и наказания в процессе исполнения наказания в исправительных учреждениях в пореформенный период / В.И. Алексеев // История государства и права. – 2004. – № 2. – С. 15-18.

3. Астемиров, З.А. Исправительные учреждения в зарубежных странах: учеб. пособие / З.А. Астемиров. – Рязань: Высшая школа МВД СССР, 1972. – 96 с.

4. Астемиров, З.А. Современные пенитенциарные системы капиталистических государств: учеб. пособие / З.А. Астемиров, Ю.В. Калинин, В.П. Шупилов. – Рязань: Высшая школа МВД СССР, 1977. – 126 с.

5. Багреева, Е.В. Проблемы реализации прав заключенных в области психологии и медицины в пенитенциарных учреждениях Скандинавии / Е.В. Багреева // Международное публичное и частное право. – 2006. – № 5. – С. 43-45.

6. Багреева, Е. Приоритеты пенитенциарной системы Финляндии / Е. Багреева // Преступление и наказание. – 2006. – № 2. – С. 22-24.

7. Багреева, Е.В. Психологические и организационные составляющие образования заключенных в Скандинавских странах / Е.В. Багреева // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2006. – № 3. – С. 14-17.

8. Бельсон, Я.М. Суд, прокуратура и тюрьмы в современном буржуазном государстве: учеб. пособие / Я.М. Бельсон. – М.: Высшая школа МВД СССР, 1972. – 50 с.

9. Боботов, С.В. Буржуазная юстиция. Состояние и перспективы развития: монография / С.В. Боботов / отв. ред. А.М. Яковлев. – М.: Наука, 1989. – 256 с.

10. Бу Юханссон. Индивидуальный подход к заключенным / Бу Юханссон // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2005. – № 3. – С. 16-18.

11. Булатов, С.Я. Лишение свободы в буржуазной уголовной политике // Тюрьма капиталистических стран: сб. статей / С.Я. Булатов / под ред. А.Я. Вышинского. – М.: Советское законодательство, 1937. – С. 3-44.

12. Ведерникова, О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании / О.Н. Ведерникова. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. – 344 с.

13. Быстров, С. Манчестерская тюрьма / С. Быстров, Н. Величко // Преступление и наказание. – 2002. – № 8. – С. 56-59.

14. Воронин, Ю.А. Система исполнения наказания в виде лишения свободы в ФРГ / Ю.А. Воронин // Российский юридический журнал. – 1995. – № 2. – С. 106-112.

15. Гавришкин, Б. В немецкой тюрьме / Б. Гавришкин // Преступление и наказание. – 2000. – № 1. – С. 43-44.

16. Закон об исполнении наказания в виде лишения свободы и превентивных мер лишения свободы (ФРГ) / под общ. ред. А.Г. Перегудова. – Уфа: Высшая школа МВД России, 1994. – 38 с.

17. Казакова, Е.Н. Пожизненное лишение свободы в Канаде: законодательство и практика / Е.Н. Казакова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2006. – № 3. – С. 21-25.

18. Кашуба, Ю.А. Условное осуждение как основная альтернатива применения иных видов уголовного наказания / Ю.А. Кашуба, А.С. Суховеев // Юрист-правоведъ. – 2005. – № 4 (15). – С. 41-45.

19. Кубанцев, С.П. Применение пробации и досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы в США / С.П. Кубанцев // Журнал российского права. – 2006. – № 1. – С. 121-132.

20. Липатов, Д.В. Штраф как вид уголовного наказания в законодательстве зарубежных стран / Д.В. Липатов // Международное публичное и частное право. – 2006. – № 2. – С. 61-63.

21. Маланкин, А. В тюрьмах Её Величества / А. Маланкин // Преступление и наказание. – 2001. – № 10. – С. 22-27.

22. Меркунов, Г.С. Организация исполнения наказания в зарубежных странах. Ч 1. Организация исполнения наказания в зарубежных социалистических странах: учеб. пособие / Г.С. Меркунов. – М.: Академия МВД СССР, 1978. – 110 с.

23. Михайлов, Б. Американский замок Иф / Б. Михайлов // Преступление и наказание. – 2003. – № 9. – С. 56-61.

24. Михлин, А.С. Отбывание наказания в тюрьмах Англии и Уэльса / А.С. Михлин, О.Е. Ноянова, Л.В. Яковлева // Государство и право. – 1996. – № 2. – С. 133-141.

25. Оксамытный, В.В. Система уголовных наказаний в Англии: учеб. пособие / В.В. Оксамытный. – Киев: Наук. думка, 1977. – 144 с.

26. Поникаров, В.А. Зарубежная доктрина правовой организации административно-юрисдикционной деятельности в системе органов исполнения уголовных наказаний / В.А. Поникаров // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2005. – № 4. – С. 16-17.

27. Поникаров, В.А. Зарубежная доктрина правовой организации административно-юрисдикционной деятельности в системе органов исполнения уголовных наказаний / В.А. Поникаров // Российский судья. – 2005. – № 6. – С. 46-47.

28. Спицын, В. Пенитенциарная система США / В. Спицын // Преступление и наказание. – 2003. – № 12. – С. 25-27.

29. Тепляшин, П.В. Воттон – тюрьма для насильников / П.В. Тепляшин // Преступление и наказание. – 2004. – № 1. – С. 27-29.

30. Тепляшин, П. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в Англии и Уэльсе П. Тепляшин // Уголовное право. – 2004. – № 3. – С. 64-65.

31. Тепляшин, П.В. Теория и практика функционирования тюремной системы Англии и Уэльса на современном этапе / П.В. Тепляшин // Человек: преступление и наказание (Научный журнал). – 2004. – № 4 (48). – С. 84-90.

32. Тепляшин, П.В. Тюремная система Англии и Уэльса: современное состояние, проблемы и перспективы развития / П.В. Тепляшин // Уголовное право и современность: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. В.И. Горобцов. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003. – С. 202-212.

33. Тепляшин, П.В. Parole: английская модель досрочного освобождения от отбывания тюремного заключения / П.В. Тепляшин // Правоведение. – 2003. – № 6. – С.109-118.

34. Тихомиров, Е.В. Зарубежный опыт участия общественности в деятельности учреждений для содержания несовершеннолетних осужденных / Е.В. Тихомиров // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2006. – № 6. – С. 8-10.

35. Туманов, Г.А. Реакционный характер тюремной политики и тюрьмоведения в капиталистических странах: лекция / Г.А. Туманов. – М.: Высшая школа МООП РСФСР, 1965. – 32 с.

Контрольные вопросы к разделу 3

Вопросы к теме 9:

1. Каков общий порядок предоставления отсрочки от отбывания наказания?

2. Является ли факт декриминализации (а также депенализации) основанием освобождения от наказания и от уголовной ответственности?

3. Каков общий порядок помещения осужденных в учреждения органов социальной защиты населения?

4. На какой срок предусмотрен контроль за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно? Кто компетентен осуществлять данный контроль?

5. Каким образом решается вопрос об ответственности за нарушение правил административного надзора?

6. Какие социально-экономические факторы осложняют должную адаптацию и ресоциализацию лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы?

Вопросы к теме 10:

1. Внимательно изучив основные черты тюремных исправительных систем выделите «плюсы» и «минусы» по возможности каждой из них. Какая из представленных систем, на ваш взгляд, несет наибольший исправительный эффект? Какая наименьший?

2. Каковы основные современные проблемы и тенденции в пенитенциарной сфере зарубежных стран?

3. Какова роль и участие России в международном сотрудничестве по вопросам обращения с осужденными?

4. Какова широта, направления, последствия и проблемы влияния международных стандартов обращения с осужденными на реформирование уголовно-исполнительной политики и законодательства России на современном этапе?

5. Укажите основные темы, которые рассматривались на международных как частных, так и государственных тюремных конгрессах. На каких из них и с каким результатом обсуждались вопросы обращения с несовершеннолетними осужденными, краткосрочного лишения свободы, постпенитенциарной адаптации, применения мер, не связанных с изоляцией осужденного от общества?

Задание к разделу 3

Осуществите сопоставительный анализ специфики пенитенциарных систем отдельных зарубежных стран:

Критерии Германия Франция Англия США
Исправительные учреждения: система и требования        
Система средств исправления (обращения)        
Меры взыскания и поощрения        
Специфика содержания несовершеннолетних, женщин и др. спец. категорий        

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Методологические основы ретроспективного, сравнительного и международно-правового исследования в области обращения с осужденными.

2. Законодательство об исполнении наказаний в феодальной Руси.

3. Законодательство об исполнении наказаний в Российской империи.

4. Становление и развитие отечественной тюрьмоведческой науки. Деятельность и идеи С.К. Гогеля, С.В. Познышева, П.П. Пусторослева, И.Я. Фойницкого и других ученых.

5. Становление, развитие теоретически и практических аспектов исправительной идеи наказания.

6. Пенитенциарные учреждения Российской империи.

7. Идеи в области исполнения наказаний и обращения с осужденными Чезаре Беккария, Джона Говарда, Иеремии Бентама и Уильяма Палея. Эволюция уголовного наказания согласно Мишеля Фуко.

8. Зарождение пенологии как самостоятельной социально-правовой науки.

9. Социально-экономические и культурно-идеологические основы становления и дальнейшего развития пенитенциарных (тюремных) систем в конце XVIII-XIX столетиях.

10. Транспортация (высылка, депортация) осужденных европейскими странами и её правовое значение.

11. Становление, развитие и трансформация пенсильванской (филадельфийской) тюремной системы. Отличие от оборнской тюремной системы.

12. Становление, развитие и трансформация оборнской тюремной системы. Отличие от пенсильванской (филадельфийской) тюремной системы.

13. Генезис и развитие английской прогрессивной системы исполнения наказания. Марочная (звездная) система как её основа.

14. Тюремные комплексы Милбанк и Пентонвиль и их характеристика как элементов ранней (в период существования транспортации на австралийский континент) английской прогрессивной системы исполнения наказания.

15. Содержание ирландской (англо-ирландской) прогрессивной системы исполнения наказания. Отличие от английской прогрессивной системы исполнения наказания.

16. Становление, развитие и трансформация эльмирской (эльмайерской) пенитенциарной системы. Отличие от борстальской пенитенциарной системы.

17. Становление, развитие и трансформация борстальской пенитенциарной системы. Отличие от эльмирской (эльмайерской) пенитенциарной системы.

18. История международного сотрудничества в области обращения с осужденными. Международные частные и государственные тюремные конгрессы.

19. Становление законодательства об исполнении наказаний в Советской России 1917-1927 гг.

20. Законодательство об исполнении наказаний в СССР в годы Великой Отечественной Войны и в послевоенные годы.

21. Эволюция законодательства об исполнении наказаний в 60-е – 90-е гг. Формирование уголовно-исполнительного законодательства.

22. Общие проблемы исполнения наказаний и обращения с осужденными в зарубежных странах.

23. Теория и практика исполнения уголовных наказаний в Германии: система наказаний, пенитенциарные учреждения, средства исправления и методы обращения с осужденными.

24. Теория и практика исполнения уголовных наказаний во Франции: система наказаний, пенитенциарные учреждения, средства исправления и методы обращения с осужденными.

25. Теория и практика исполнения уголовных наказаний в Англии: система наказаний, пенитенциарные учреждения, средства исправления и методы обращения с осужденными.

26. Теория и практика исполнения уголовных наказаний в США: система наказаний, пенитенциарные учреждения, средства исправления и методы обращения с осужденными.

27. Основные направления и тенденции современной отечественной уголовно-исполнительной политики.

28. Основные отечественные проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

29. Основные отечественные проблемы исполнения уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества.

30. Содержание и научно-теоретические проблемы прогрессивной системы исполнения наказания: современный аспект.

31. Основные проблемы исправительного воздействия на осужденных: ретроспективный и современный аспекты.

32. Проблемы теоретического понимания и практического воплощения карательного воздействия на осужденных.

33. Законодательные и теоретические направления повышения эффективности обращения с несовершеннолетними осужденными.

34. Пути совершенствования уголовно-исполнительного законодательства в области закрепления исправительного воздействия, оказанного на осужденных в период отбывания ими наказания, их последующей социальной адаптации.

35. Актуальные проблемы исполнения условного осуждения.

36. Особенности и проблемы современного развития Федеральной службы исполнения наказаний и уголовно-исполнительной системы.

37. Современное состояние международного сотрудничества в области обращения с осужденными.

38. Пути и проблемы формирования международного пенитенциарного права.

39. Роль и участие России в международном сотрудничестве по вопросам обращения с осужденными.

40. Широта, направления, последствия и проблемы влияния международных стандартов обращения с осужденными на реформирование уголовно-исполнительного законодательства и пенитенциарную политику России на современном этапе.

41. Гуманизация уголовно-исполнительного законодательства и её пределы.

42. Проблемы правовой гармонизации уголовно-исполнительного законодательства России на современном этапе.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

К формам текущего контроля по дисциплине относятся самостоятельные работы на семинарских занятиях, ответы на контрольные вопросы, а также проверка выполнения письменных (в том числе домашних) заданий и решения кейсов.

 

Формой итогового контроля выступают:

- зачёт в форме устного собеседования по темам курса.

 

Критерии оценивания:

- оценки «зачтено» заслуживает студент, продемонстрировавший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного и нормативного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной кафедрой. Также оценка «зачтено» выставляется студентам, показавшим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, усвоившим основную литературу, рекомендованную кафедрой, демонстрирующие систематический характер знаний по дисциплине и способные к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. Также оценкой «зачтено» оцениваются ответы студентов, показавших знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и в предстоящей работе по профессии, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой, но допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении контрольных заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что студент обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством преподавателя;

- оценка «незачтено» выставляется студентам, имеющим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают ответы студентов, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер, когда студент не понимает существа излагаемых им вопросов, что свидетельствует о том, что студент не может дальше продолжать обучение или приступать к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

 

Под самостоятельной работой студентов понимается планируемая учебная, учебно-исследовательская, а также научно-исследовательская работа студентов, которая выполняется во внеаудиторное время по инициативе студента или по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной учебной деятельности студентов высшего учебного заведения являются:

1) предварительная подготовка к аудиторным занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучении которых следует обратить особое внимание и др.;

2) самостоятельная работа при прослушивании лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись, а также своевременная доработка конспектов лекций;

3) подбор, изучение, анализ и при необходимости – конспектирование рекомендованных источников по учебной дисциплине;

4) выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций;

5) подготовка к контрольным занятиям и зачету;

6) выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой;

9) систематическое изучение периодической печати, научных монографий, поиск и анализ дополнительной информации по учебной дисциплине.

 

Все виды самостоятельной работы по дисциплине могут быть разделены на основные и дополнительные.

Основные виды самостоятельной работы выполняются в обязательном порядке с последующим контролем результатов преподавателем, который проводит семинарские занятия в студенческой группе.

Дополнительные виды самостоятельной работы выполняются по выбору студента и сопровождаются контролем результатов преподавателем, который является научным руководителем студента. Дополнительные виды самостоятельной работы по дисциплине рекомендуются тем студентам, которые наиболее заинтересованы в изучении информационного права, международных стандартов в информационной сфере.

К основным (обязательным) видам самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины относится:

а) самостоятельное изучение теоретического материала,

б) решение задач (кейсов) к семинарским занятиям,

в) выполнение заданий к семинарским занятиям,

г) выполнение контрольных работ[1].

Дополнительными видами самостоятельной работы являются:

а) подготовка докладов и сообщений для выступления на семинарах;

б) участие в научных конференциях по темам, входящим в сферу курса;

в) написание курсовых работ.

Данные виды самостоятельной работы не являются обязательными при изучении дисциплины и выполняются студентами по собственной инициативе с предварительным согласованием с преподавателем.

Оценка самостоятельной работы студентов

Отдельной составляющей в итоговой оценке по предмету «Уголовное наказание и меры безопасности по уголовному праву России и Германии» оценка самостоятельной работы не является.

Вместе с тем оценка самостоятельной работы всё же имеет непосредственное отношение к итоговой оценке по дисциплине.

Во-первых, оценка самостоятельной работы включается в оценку такой формы промежуточного контроля, как оценка текущей работы на семинарских занятиях.

Во-вторых, так как самостоятельная работа по предмету поощряется, преподаватель может использовать (и, как правило, использует) оценку самостоятельной работы в качестве поощрительной составляющей на зачете.

В спорных ситуациях оценка самостоятельной работы может разрешить ситуацию в пользу студента.

Независимо от вида самостоятельной работы, критериями оценки самостоятельной работы могут считаться:

а) умение проводить анализ (в том числе, умение отделить правовую проблему от правовых условий жизненной ситуации);

б) умение выделить главное (в том числе, умение ранжировать проблемы);

в) самостоятельность в поиске и изучении источников, т.е. способность обобщать материал не только из лекций, но и из разных прочитанных и изученных источников и из жизни;

г) умение использовать свои собственные примеры и наблюдения для иллюстрации излагаемых положений дисциплины, оригинальные пути их практического применения;

д) положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;

е) умение показать место данного вопроса в общей структуре курса, его связь с другими вопросами дисциплины;

ж) умение применять свои знания для ответа на вопросы.

Самостоятельное изучение теоретического курса

Самостоятельное изучение теоретического материала предусмотрено на всём протяжении курса. Такая работа сопровождает лекционные и семинарские занятия, промежуточный и итоговый контроль, и в то же время является отдельным видом самостоятельной работы студента.

 

Источниками для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины выступают:

- учебники по предмету;

- курсы лекций по предмету;

- учебные пособия по отдельным темам;

- научные статьи в периодической юридической печати и рекомендованных сборниках;

- научные монографии;

- нормативные правовые акты (в том числе на иностранном языке).

Умение студентов быстро и правильно подобрать литерату



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.152 с.)